Книга Финансово-правовая безопасность для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Елин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Финансово-правовая безопасность для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов
Финансово-правовая безопасность для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Финансово-правовая безопасность для защиты себя, своих личных и бизнес-активов в условиях внешних и внутренних вызовов

Вот некоторые ситуации, при которых сильно повышается риск банкротства:


Предъявлены иски, суммы по которым существенны для компании.

Рассматривается много предъявленных к компании исков одновременно (информацию об этом можно смотреть в открытых источниках: на сайте arbitr.ru и сайтах системы «СПАРК», компании «СКБ Контур» и пр.).

Судебные решения, принятые не в пользу компании, уже вступили в законную силу, но при этом они не исполняются.

Проводится выездная налоговая проверка (этот факт сам по себе почти всегда сулит большие издержки и какие-то налоговые претензии), а компания в данный момент не готова к дополнительным затратам.

Из-за внушительных кассовых разрывов компания не спешит переводить деньги контрагентам, не платит в срок налоги и задерживает зарплаты.

Банк активно требует дополнительных залогов и поручительств по кредитным договорам, так как ухудшились финансовые показатели бухгалтерской отчетности.


В такой ситуации наемный сотрудник, которому пока еще платят зарплату, должен решать сам:


принять во внимание происходящее, но продолжать работать, наблюдая, будет ли усугубляться ситуация;

снять с себя полномочия руководителя или главного бухгалтера и уволиться либо перейти на другую должность.


Однако, если вам не платят зарплату больше двух месяцев, продолжать дальше работать очень опрометчиво.

Но что делать в данном случае предпринимателю? Нужно срочно включать «страховочный режим»: привлечь специалистов по банкротству, провести антибанкротный анализ деятельности за три года и выстроить стратегию защиты. В рамках этой работы нужно анализировать все сделки, которые потенциально могут быть оспорены, а также проверять все ситуации, которые могут нести в себе риски и основания для субсидиарной ответственности. И все эти вещи корректировать, исправлять и усиливать.

Также нужно выработать план действий в зависимости от вариантов дальнейшего развития событий (в том числе если дело дойдет до банкротства) и продумать, как усилить защиту в части активов компании и своих личных. Крайне важно не только найти и исправить прошлые огрехи, но и определиться, каких правил придерживаться, чтобы не допустить новых ситуаций, несущих риски оспаривания сделок и оснований для субсидиарной ответственности. Для этого нужно понимать: то, что нормально для обычной деятельности, – небезопасно в преддверии банкротства (к примеру, выплаты дивидендов, удовлетворение требований с нарушением очередности, необоснованный зачет взаимных требований, продажа активов по заниженной стоимости, выдача займов и так далее).

Пять типичных оснований для наступления субсидиарной ответственности:

1. Данные в документах искажены либо документов нет вовсе.

Юридическое лицо обязано содержать в порядке всю первичную документацию (договоры, акты, накладные и пр.), регистры бухгалтерского и налогового учета. Если с документами что-то не так, значит, к этому имеет отношение бухгалтер, который обычно действует по просьбе руководства. В таком случае всем им будет грозить субсидиарная ответственность.

2. Сомнительные сделки.

Сделка выглядит экономически необоснованной и нецелесообразной, если:


совершена по заниженной цене;

проведена между аффилированными лицами;

по ней не были получены деньги;

ее совершение причинило ущерб обществу.


В процедуре банкротства сомнительную сделку кредиторы могут расценить как вывод активов (для того чтобы не удовлетворять требования контрагентов и персонала) и оспорить ее результаты.

3. Руководитель компании вовремя не сообщил о признаках банкротства, не подал заявление и не попытался предотвратить этот процесс.

Если появились признаки банкротства, директор обязан в течение 10 рабочих дней включить сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Кроме того, он должен предпринять все зависящее от него, чтобы предупредить банкротство. Учитывайте это, если вы входите в совет директоров или правления компании.

4. Недостоверные сведения в Едином государственном реестре юридических лиц (прежде всего о юридическом адресе компании и о ее участниках и директоре).

5. Требования контрагентов удовлетворяются с нарушением очередности: оплачиваются договоры, срок платежа по которым не наступил, хотя есть задолженности перед персоналом, по налогам и так далее.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК, НЕСУЩИХ РИСКИ ОСПАРИВАНИЯ СДЕЛОК И СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОСОБЕННО В ПРЕДДВЕРИИ БАНКРОТСТВА. ЕСЛИ ВАС ВСЕ-ТАКИ ХОТЯТ ПРИВЛЕЧЬ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЗАЙМИТЕ АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ: ИСХОДИТЕ ИЗ ПРЕЗУМПЦИИ ВИНЫ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ И АКТИВНО ПРИВОДИТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В СВОЮ ПОЛЬЗУ.

Самозанятые: правила безопасности и лайфхаки для них и тех, кто их привлекает

Бизнесу выгодно работать с самозанятыми, и наоборот. Далее я покажу, как юридическим и физическим лицам и самозанятым работать друг с другом, избегая налоговых претензий и прочих издержек.


Самозанятость как явление появилось совсем недавно. Заявлено оно как эксперимент, и продлится он до 2028 года. Говоря о такой форме получения вознаграждения, я буду делать акценты на основных ошибках, которые совершают самозанятые, работая с фирмами, и которые допускает бизнес, сотрудничая с такими специалистами.

Самозанятым может быть физическое лицо с 16 лет. Для этого нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и формировать в нем чеки за предоставленные услуги. Ставка налога для самозанятых составляет 6% при поступлениях от юридических лиц и 4% при поступлениях от физических лиц. Приложение само считает налог, учитывая льготный вычет, который дается всем единоразово.

Интересно, что в законодательстве понятия «самозанятый» до сих пор нет. Вместо него используется понятие «плательщик профессионального налога». Это означает, что самозанятый – это, по сути, система налогообложения физического лица, в то время как ИП – это статус.

Кроме того, в отличие от ИП, самозанятый:


не может превышать лимит по выручке – 2,4 млн руб. в год;

не может нанимать сотрудников;

не обязан платить взносы во внебюджетные фонды (и потому не делает этого);

ограничен по видам деятельности (к примеру, ему нельзя продавать акцизные товары, если только он сам не произвел этот товар, совершать посреднические операции как агент или комиссионер);

не может сотрудничать с компанией в течение двух лет после увольнения из ее штата.


При этом, будучи самозанятым, физическое лицо может одновременно иметь статус ИП и, наоборот, имея статус ИП, зарегистрироваться еще и как самозанятый. Но есть нюанс: ИП должен быть на общей системе налогообложения, что делает комбинацию статуса ИП и самозанятого неудобной. По этой причине люди все-таки выбирают либо одно, либо другое.

Самозанятому при работе с бизнесом нужно обратить внимание на следующее:

1. Сотрудничая с фирмой как самозанятый, вы не являетесь работником этой фирмы с точки зрения трудового законодательства.

Самозанятый – это не наемный сотрудник, который находится в позиции подчиненного по отношению к фирме, в которой работает. Самозанятый и фирма, с которой он сотрудничает, являются равноправными сторонами бизнес-процесса. Соответственно, между ними действуют те договоренности, которые они сами прописали в договоре. Отсюда следует, что, если каких-то важных вещей в договоре не оказалось, есть риск недопонимания и трактовки спорных моментов не в пользу той или иной стороны.

2. Имеет смысл один раз проработать договор с юристом и потом использовать его как типовую форму.

Заранее проработанный договор:


Практически исключает спорные ситуации.

Экономит время на обсуждение условий работы и фиксацию договоренностей.

Работает на репутацию: самозанятый, который предлагает подписать подготовленный заранее договор, производит впечатление настоящего профессионала.


Таким образом, договор помогает создать впечатление о вас и о вашем подходе к работе еще до того, как вы взялись за дело.

Составляя договор, нужно придерживаться принципа о том, что документ должен быть четким и понятным для обеих сторон, все его пункты должны трактоваться однозначно. Кроме того, он должен предусматривать все существенные условия сотрудничества: что именно делается, в какие сроки, за какие деньги, возможные нюансы, как принимаются результаты работ, как расторгается договор, на каком носителе передается результат работы и пр.

Без какого-либо договора самозанятому сложно будет выстраивать отношения с заказчиками и отстаивать свои права.

3. Нужно помнить: если не сформировать чек в приложении «Мой налог», деньги, которые поступили на счет, будут обложены налогом по ставке 13%, а не 6% или 4%.

4. Помните о важности акта выполненных работ или акта об оказании услуг.

Работы, не закрытые актом, в спорной ситуации могут считаться невыполненными. Одной из таких ситуаций может стать процедура банкротства, запущенная в отношении вашего заказчика. В этом случае арбитражный управляющий будет истребовать все заплаченные вам, но незакрытые актом суммы.

Не допускайте подобных ситуаций. Всегда фиксируйте выполнение работ, оказание услуг, подписывая двумя сторонами акт. Если нет возможности подписать документ оперативно «живыми» подписями, обменивайтесь подписанными документами в электронном виде. В договоре можно заранее предусмотреть, что такая форма подписания будет иметь силу.

Бизнесу при работе с самозанятыми нужно помнить о следующем.

С точки зрения налогообложения бизнесу выгоднее работать с самозанятыми и ИП, чем с оформленными сотрудниками по трудовым договорам или с фрилансером без статуса ИП или самозанятого – это очевидно. При этом в работе с самозанятыми возникает риск переквалификации договора подряда в трудовой договор. И, надо признать, риск этот несколько выше, чем при работе с тем же ИП и другими формами предпринимательской деятельности.

Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из письма о «подмене трудовых отношений гражданско-правовыми», которое в апреле 2022 г. ФНС России направила в региональные управления и межрегиональные инспекции. Со ссылкой на постановление Пленума ВС РФ от 29 мая 2018 г. № 15 в письме приводится подробный перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что физлицо и фирма находятся в отношениях работник – работодатель. Среди них, например, следующие:

• соблюдение физлицом графика и порядков, действующих в фирме;

• фирма обеспечивает условия труда (в частности, предоставляет рабочее место);

• физлицо получает от фирмы деньги за свою работу;

• физлицо выполняет одну и ту же работу на протяжении долгого периода времени для одной и той же фирмы;

• фирма предоставляет физлицу соцпакет и другие гарантии.

Документы, которые, с точки зрения ФНС, могут доказывать наличие трудовых отношений:

– пропуск на территорию предприятия, записи в журнале регистрации;

– графики работы и отпусков;

– документы, из которых следует, что предприятие направило физлицо в командировку, возложило на него обязанности по обеспечению пожарной безопасности;

• договор о полной материальной ответственности физлица;

• документы, которые свидетельствуют о том, что физлицо получает зарплату в фирме: расчетные листы, ведомости, банковские выписки;

• документы, которые были заполнены или подписаны физлицом: товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей;

• документы по охране труда, в которых указаны данные физлица (журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знания требований охраны труда, направление на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра, карта специальной оценки условий труда) и др.

Эти и другие доказательства налоговые органы собирают во время камеральных проверок и предоставляют в суд. Суд, в свою очередь, рассматривает доказательства и принимает решение о переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые для надлежащего исчисления НДФЛ и страховых взносов. Подобная практика уже сложилась, что в том числе подтверждает письмо ФНС.

Как не допустить ситуации, при которой договор подряда может быть переквалифицирован в трудовой.

1. Тщательно проработать договор подряда с юристом.

С самозанятым нужно работать не по трудовому договору, а по договору подряда (гражданско-правовому договору). В последнем, в частности, не указывается требование о соблюдении графика трудового расписания, график выплат заработной платы, должность и т. д.

2. Обратить внимание на возможную налоговую оценку договора подряда и фактических условий работы самозанятого.

Для налоговых органов важно, чтобы из договора было видно, сколько стоит каждый конкретный вид и объем работы. Опираясь на эти данные, они оценивают целесообразность и реальность выполняемых работ.

К примеру, человеку поступает на счет крупная сумма, при этом в договоре указано, что он оказывает услугу под названием «консультирование». В этом случае у налоговых органов, скорее всего, возникнет вопрос, какие именно работы по какой цене выполнялись и где документы, которыми эта информация подтверждается.

Если сразу составить подробный корректный документ, можно будет легко обосновать экономическую целесообразность для снятия налогового риска.

Кроме того, при проверках налоговые органы обращают внимание, не проходил ли самозанятый в кадровых документах компании, журналах учета, ведомостях и т. д. Если проходил, то это может доказывать, что он фактически был штатным работником. Такие ситуации также несут в себе риски налоговых доначислений.

3. Строить отношения так, чтобы самозанятый понимал, что он не наемный сотрудник.

Если договор подряда составлен корректно (по форме гражданско-правового соглашения, а не трудового) и самозанятый понимает, что не является вашим штатным сотрудником, то риск переквалификации минимален, если не сказать – отсутствует.

Я делаю на этом акцент, потому что бывают ситуации, когда самозанятые считают, что они состоят в штате. И если их вызовут в налоговую, они, естественно, дадут показания, подтверждающие данный факт.

Так происходит, если штатных сотрудников компании одномоментно переоформляют в качестве самозанятых и нанимают на работу в якобы другую компанию (аффилированную со старой), чтобы обойти двухлетнее ограничение на прием бывших сотрудников. В таком случае сотрудники продолжают работать так же, как раньше: на тех же рабочих местах, по тому же графику, с той же зарплатой. Логично, что они считают, что состоят в штате. В таком случае риск переквалификации договоров, безусловно, очень высок.

Еще один очень важный фактор, который обязательно нужно учитывать при оценке налогового риска, – это вероятность привлечь внимание к конкретному нарушению. Конечно, такая оценка носит субъективный характер, но для опытного налогового консультанта это не представляет сложности. В книге я не раз буду говорить о риск-ориентированном подходе, который заложен в основу государственной системы надзора. Суть его в том, что все контролем и проверками объять невозможно.

При этом проверяющие, чтобы быть эффективными, направляют свои усилия туда, где анализ и статистика показывают потенциально большую сумму недоимки.

Возвращаясь к теме текущего раздела – допустим, что у вас в штате 100 человек и вы привлекли двух самозанятых, и у вас даже есть какие-то ошибки в оформлении самозанятых. Но объективно маловероятно, что проверяющие обратят внимание на эти ошибки. Такое развитие событий при этом маловероятно просто в силу малозначительности потенциальной налоговой претензии в сопоставлении с трудоемкостью ее обоснования. В этой ситуации риск претензий будет мал.

Другая крайность – если вы всех своих штатных сотрудников (100 человек) сделаете самозанятыми с теми же ошибками в оформлении, в таком случае риск будет очень высок. Общий размер компании тоже влияет на суммарный размер налоговых рисков и на то, какие отдельные небольшие нарушения могут повторяться в них и сколько их будет.

Все это сказано не к тому, что можно допускать ошибки, а к тому, что нужно адекватно оценивать риски и не терять главное, зарываясь в мелочах. Я видел очень много ситуаций, когда бухгалтер запрещает директору заключать договор даже с одним самозанятым, просто прочитав где-то, что в этом есть риски. Сотрудник боится этого как огня, потому что не разобрался до конца в вопросе, а компания из-за этого не получает нужного специалиста.

4. Следить, чтобы самозанятый добросовестно платил налог на профессиональный доход.

Если самозанятый получает от предпринимателя деньги за работу, но по невнимательности или по злому умыслу не платит профессиональный налог, предприниматель снова рискует, что договор подряда будет переквалифицирован в трудовой со всеми вытекающими последствиями.

Я рекомендую прописать в договоре порядок, согласно которому самозанятый должен предоставить документ (квитанцию) об оплате налога с той суммы, которую вы ему перечислили за работу. Это может быть обязательным условием для осуществления следующего платежа.

5. Давать кандидатам выбирать, какие отношения строить с фирмой: гражданско-правовые или трудовые.

Предлагайте кандидату несколько вариантов сотрудничества на выбор:


или в качестве наемного сотрудника по трудовому договору;

или в качестве самозанятого или ИП по гражданско-правовому договору (договору подряда).


Гораздо безопаснее будет сразу четко выстраивать взаимоотношения, определяя их как гражданско-правовые или трудовые, четко объясняя человеку разницу между ними.

Детально описывайте алгоритм работы в рамках каждого из них, в том числе их плюсы и минусы. Добивайтесь от кандидата полного понимания всех нюансов.

Такой разговор в самом начале позволит избежать разногласий и проблем в будущем. В частности, работник не станет проявлять инициативу по переквалификации договора и давать неадекватные свидетельские показания, если его вызовут на допрос налоговые органы для дачи пояснений.



Скачать в «Банке решений» пример гражданско-правовых договоров с самозанятым и с ИП.

БЫТЬ САМОЗАНЯТЫМ УДОБНО, СОТРУДНИЧАТЬ С САМОЗАНЯТЫМИ ВЫГОДНО. СОБЛЮДАЯ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ, МОЖНО СДЕЛАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО САМОЗАНЯТОГО И КОМПАНИИ БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН.

Как работать в статусе ИП, избегая претензий со стороны банков и налоговых органов

Индивидуальное предпринимательство является хорошо известной формой ведения бизнеса. Остановлюсь на наиболее важных аспектах, по которым чаще всего возникают вопросы и допускаются ошибки.

ИП – это налоговый статус физического лица. Физическое лицо несет ответственность за деятельность своего ИП всем своим имуществом – причем не только пока работает как индивидуальный предприниматель, но и в течение трех лет после прекращения деятельности статуса. В этот период налоговый орган имеет право провести проверку ИП и доначислить налог, если найдет за что.

В этом смысле предприниматель, который работает как ИП, намного более уязвим, чем предприниматель, который ведет деятельность через юридическое лицо. У последнего есть «корпоративный щит» в виде юрлица. «Щит» этот, правда, можно пробить, собрав доказательства, необходимые для привлечения к субсидиарной ответственности. Но у ИП нет и такой защиты.

Чтобы снизить налоговые и другие риски и повысить эффективность своей работы, физлицу в статусе ИП нужно обращать особое внимание на следующее:

1. Выбирать систему налогообложения с минимальной налоговой нагрузкой.

Не вдаваясь в тонкости, детали и исключения, проговорим:


На ОСН НДФЛ – 13% (или 15% от суммы более 5 млн руб. в год) + НДС (20% или 10%).

На УСН (объект «Доходы») – ставка 6%.

На УСН (объект «Доходы-расходы») – ставка 15%. В ряде субъектов РФ для УСН в виде льготы ставка снижена как для объекта «Доходы», так и «Доходы-расходы».

Патентную систему можно применять только по отдельным видам деятельности: на уровне каждого субъекта свои условия.


В некоторых субъектах РФ есть пониженная льготная ставка. Можно учитывать этот момент, если есть возможность выбирать, в каком субъекте быть прописанным.

Обязательно сами просчитайте и сравните все варианты. Не надейтесь, что бухгалтер вникнет во все нюансы.

2. Выбирать максимально безопасную систему налогообложения.

Безопасными являются те формы, где нет риска непризнания расходов или вычетов, а именно:


УСН (объект «Доходы»).

Патентная система.


Риск непризнания вычетов по НДС и имущественных вычетов по НДФЛ есть на ОСН. На УСН (объект «Доходы-расходы») есть риск непризнания расходов. Именно поэтому выбирать систему налогообложения, в которой учитываются расходы, имеет смысл, если доля документально подтвержденных расходов составляет более 70% от суммы доходов. В противном случае выбор в пользу УСН с объектом «Доходы» более целесообразен по причине меньшей трудоемкости для бухгалтера и меньших налоговых рисков. В УСН «Доходы» налоговые риски меньше, так как обоснованность расходов ФНС проверяют более тщательно и есть риск, что какие-то из них они не признают обоснованными. К примеру, если доходы вашей компании за год составляют 10 млн за год, а расходы составили менее чем 7 млн в год (10 х 70%), то выгодней будет выбрать УСН «Доходы».

3. Учитывать риски патентной системы налогообложения.

Вид деятельности, с которого ИП получает доход, должен в точности соответствовать виду деятельности, заявленному в патентной системе. Доходы, полученные от других видов деятельности, будут облагаться налогом по той системе, которую ИП выбрал при регистрации (УСН или ОСН). Если же у ИП в кодах ОКВЭД в принципе нет вида деятельности, за который он получил доход, то есть риск, что этот доход будет обложен налогом как у обычного физического лица.

Так, например, если вы изначально были зарегистрированы на УСН («Доходы»), потом получили патент на аренду, после этого получили доход и разместили денежные средства на депозит, проценты по депозиту будут облагаться по УСН «Доход», а не по патенту.

4. Если уже есть бизнес (юрлицо), открывать ИП можно только для получения доходов, не связанных с основным бизнесом.

ИП имеет крайне низкую налоговую нагрузку по сравнению с формой юридического лица. Для сравнения у юрлица:


Для выплаты дивидендов ООО на общей системе придется заплатить: 20% налога на прибыль + с дивидендов до 5 млн руб. НДФЛ 13% (или 15% от сумм свыше 5 млн руб.)

На УСН – налог 6% или 15% + тот же НДФЛ 13–15%.


В отличие от ООО у индивидуального предпринимателя нет как таковых дивидендов и, соответственно, налогов с них. К примеру, ИП работает на УСН с объектом «Доходы», он заплатил налог в 6% и может делать с остальными деньгами все что захочет. Такая разница делает статус ИП очень привлекательным даже для тех, кто уже имеет свой бизнес в форме юридического лица.

Владельцы бизнесов нередко параллельно оформляют ИП для получения, к примеру, арендных доходов или ведения иной деятельности. В этой ситуации крайне важно использовать ИП для доходов, не связанных с основным бизнесом, так как могут возникнуть налоговые риски, например признать дробление искусственным для получения необоснованной налоговой выгоды.

Однако некоторые люди фактически заключают договоры сами с собой и, соответственно, платят сами себе, когда компания, учредителем которой они являются, покупают услуги ИП, оформленного на них же. Особенно грубо это выглядит, если физическое лицо является стопроцентным учредителем ООО и сотрудничает со своим же ИП, оплачивая его услуги по управлению.

Конечно, в этом случае есть большой риск, что налоговые органы не признают такие расходы в части уменьшения налога на прибыль или УСН («Доходы-расходы»), а также переквалифицируют оплату ИП в выплату дивидендов с доначислением НДФЛ в размере 13–15%.