banner banner banner
История британского флота. Хроника побед и поражений. Том IX
История британского флота. Хроника побед и поражений. Том IX
Оценить:
 Рейтинг: 0

История британского флота. Хроника побед и поражений. Том IX


На рассвете 11 августа они заняли почти такие же относительные позиции – французы двигались на юго-восток, видимо держась ближе к ветру, который стабилизировался, дуя с востока-северо-востока.

Флот вице-адмирала Хоу:

«Игл» (64) – флагман вице-адмирала Хоу; капитан Генри Дункан; экипаж 522 человека

«Трайдент» (64) – флагман коммодора Джона Эллиота; капитан Энтони Моллой; экипаж 517 человек

«Престон» (50) – флагман коммодора Уильяма Хотама; капитан Самуэл Эпплби; экипаж 367 человек

«Корнуолл» (74) – капитан Тимоти Эдвардс; экипаж 600 человек

«Нонсуич» (64) – капитан Уолтер Гриффит; экипаж 500 человек

«Райсонабл» (64) – капитан Томас Фицзерберт; экипаж 500 человек

«Сомерсет» (64) – капитан Джордж Кворри; экипаж 500 человек

«Сент Олбанс» (64) – капитан Ричард Онслоу; экипаж 500 человек

«Ардент» (64) – капитан Джордж Кеппель; экипаж 500 человек

«Центурион» (50) – капитан Ричард Братвайт; экипаж 350 человек

«Эксперимент» (50) – капитан Джеймс Воллас; экипаж 350 человек

«Айсис» (50) – капитан Джон Рейнер; экипаж 350 человек

«Ринаун» (50) – капитан Джордж Доусон; экипаж 350 человек

«Феникс» (44) – капитан Хайд Паркер; экипаж 280 человек

«Робак» (44) – капитан Эндрю Хамонд; экипаж 280 человек

«Ричмонд» (32) – капитан Джон Гидойн; экипаж 220 человек

«Пёрл» (32) – капитан Джон Линзи; экипаж 220 человек

«Аполло» (32) – капитан Филимон Поунелл; экипаж 220 человек

«Сфинкс» (20) – капитан Александер Грэйм; экипаж 160 человек

«Наутилус» (16) – командер Джон Бечер; экипаж 125 человек

«Виджилант» (20) – командер Хью Христиан; команда 150 человек

«Стромболи» (брандер) – командер Петер Аплин; экипаж 45 человек

«Сульфур» (брандер) – командер Джеймс Уатт; экипаж 45 человек

«Волкано» (брандер) – командер Уильям О’Хара; экипаж 45 человек

«Зандер» (8) – бомбардирский корабль, командер Джеймс Гэмбьер; экипаж 80 человек

«Каркасс» (8) – бомбардирский корабль, лейтенант Эдвард Эдвардс; экипаж 80 человек

«Филадельфия» (галера) – лейтенант Патерсон

«Гусар» (галера) – лейтенант Джеймс Барклай

«Феррет» (галера) – лейтенант Эдвард Брайен

«Корнуоллис» (галера) – лейтенант Спрай

Теперь Хоу перенес свой флаг с «Игла» (64)» на «Аполло» (32) и встал между двумя флотами, чтобы лучше определять, куда следует направить собственный флот. Обнаружив, что невозможно занять наветренное положение, и, вероятно, не желая отходить слишком далеко от Род-Айленда, он развернул свой строй маневром «все вдруг» и направился на север (на плане – положение «А»).

Французы продолжали двигаться левым галсом, направляясь на восток-юго-восток, к 4 часам дня оказались в двух-трех милях почти за кормой англичан. В это время д'Эстен также повернул эскадру маневром «все вдруг» (на плане – положение «B») и начал преследование британцев.

A – положение эскадр в начале маневрирования; B – взаимное положение эскадр после поворота английских кораблей на северо-запад; С – положение эскадр в начале погони; D1 и D2 – последовательные положения фрегата «Апполо»

Так как французский адмирал в этой новой диспозиции поставил свои самые тяжелые корабли в авангарде, его линия, в конце концов оказалась почти в кильватере британцев. Хоу предположил, что французы нападут с тыла, поэтому он приказал своему тяжелому кораблю, «Корнуоллу» (74), перестроиться из центра в тыл, поменявшись местами с «Центурионом» (50). Теперь оставалось ждать момента, когда французы сократят дистанцию между эскадрами и атакуют британцев с тыла.

Погодные условия (поднявшееся волнение) создавали преимущество в скорости более крупным кораблям, составлявшим вражеский флот. Последний, однако, вскоре отказался от преследования и шел на юг, по-видимому, из-за ухудшения погоды, которая стала очень неблагоприятной для вступления в бой. Можно добавить, что время было слишком позднее для начала боевых действий. На закате ветер усилился, а волны стали настолько крупными, что Хоу не смог вернуться на «Игл».

Ветер теперь усилился до штормового и бушевал на побережье до вечера 13 августа, приведя в замешательство оба флота, рассеяв корабли и вызвав многочисленные бедствия. В ночь на 12 августа «Аполло» потерял фок-мачту и надломил грот-мачту. На следующий день в поле зрения адмирала остались только два линейных корабля и три поменьше. Адмирал, когда погода немного утихла, поднялся на борт «Феникса» (44), а оттуда перешел на «Центурион» (50), с которым он проследовал на юг и 15 августа обнаружил десять кораблей французской эскадры, часть из которых стояли на якорях, примерно в двадцати пяти лигах к востоку от мыса Мэй в устье залива Делавэр. Оставив там «Центурион», чтобы тот мог направить в Нью-Йорк любой из кораблей Байрона, которые могут подойти к побережью, он отправился туда сам, и вечером 17 августа присоединился к эскадре у Сэнди-Хук, назначенного места встречи кораблей его эскадры. Корабли в результате шторма получили много повреждений, но в основном они были незначительными; а 22 августа флот снова вышел в море на поиски противника.

Французы пострадали намного сильней. Флагман «Languedoc» (90) потерял свой бушприт, все его нижние реи последовали за ним за борт, а его румпель также был сломан, что привело к выходу из строя руля. «Marseillais» (74) потерял фок-мачту и бушприт. При рассредоточении двух флотов, последовавшем за штормом, каждый из этих поврежденных кораблей вечером 13 августа встретил по одному британскому 50-пушечному кораблю; «Languedoc» подвергся нападению «Ринауна» капитана Джорджа Доусона, а «Marseillais» – «Престона» капитана Сэмюэля Эпплби. Условия в каждом случае были явно благоприятными для более мелкого участника столкновений; но оба британских корабля, к несчастью, удалились с наступлением темноты, совершив ошибку и отложив на завтра возможный шанс победы. Когда рассвело, появились другие французские корабли, и возможность удачно атаковать была упущена.

«Айсис» (50) капитана Джона Рейнера также преследовался и был настигнут линейным кораблем «Cesar» (74). В последовавшем бою штурвал французского корабля был поврежден и корабль удалился; при этом два других британских корабля, один из них линейный, находились в поле зрения, но не упоминаются в британских отчетах. Обе стороны претендовали на победу в этом, по сути, ничейном бою.

После частичного ремонта на якорной стоянке французский флот снова направился к Ньюпорту. Именно во время этого перехода их 18 августа к югу от Лонг-Айленда заметил флагман Байрона («Принцесс Ройал»).

«Эксперимент» (50) капитана Джеймса Уоллеса, который Хоу послал, чтобы обследовать залив Наррагансетт, подвергся преследованию со стороны французских кораблей в проливе Лонг-Айленд и достиг Нью-Йорка по реке Ист-Ривер.

20 августа д'Эстен связался с генералом Салливаном, командующим американскими сухопутными войсками в Род-Айленде; но только для того, чтобы сообщить, что, по его собственному мнению и по мнению военного совета, состояние эскадры требует отправки в Бостон для более серьезного ремонта и переоборудования.

Не обращая внимания на мольбы Салливана остаться, д'Эстен на следующий день отплыл в Бостон и прибыл туда 28 августа. 31-го на горизонте показался неутомимый Хоу; но французы в течение трех дней активно работали над укреплением береговых позиций. Сорок девять 18 и 24-фунтовых орудий с шестью мортирами уже стояли на берегу, прикрывая якорную стоянку; и французская эскадра не только не боялась нападения, но и страстно желала его.

За отступлением французского флота от Нью-Йорка последовал вывод американских войск из Ньюпорта.

Хоу оставил из Нью-Йорк, как только услышал о появлении д'Эстена у берегов Род-Айленда. Он взял с собой то же количество кораблей, что и прежде, – тринадцать линейных.* «Монмут» (64) капитана Томаса Коллингвуда из эскадры Байрона прибыл и занял место «Айсиса», поврежденного в недавнем бою с французским кораблем «Cesar». Не дойдя до Ньюпорта, Хоу узнал, что французы отправились в Бостон. Он надеялся, что сможет догнать их, выбрав более короткий путь, но разочаровался, увидев, что позиция противника была теперь слишком сильна для нападения его эскадры. Отступление французов в Бостон завершило военно-морскую кампанию 1778 года в водах Северной Америки.

Неспособность или нежелание д'Эстена возобновить предприятие против Род-Айленда дает бесспорное предпочтение действиям Хоу в этой кампании.

Эскадра Хоу была сформирована в 1776 году только для борьбы в колониях и для мелководья и, следовательно, состояла из крейсеров и линейных кораблей меньших классов: был один 74-пушечный корабль, семь 64-пушечных и пять 50-пушечных. Когда возникла угроза войны с Францией, министерство, давно предупрежденное, совершило непростительную ошибку, допустив, чтобы такая эскадра столкнулась с превосходящей силой французов, пославших корабли из Тулона в апреле 1778 года. Эту французскую эскадру следовало остановить на пути, или, в противном случае, ее прибытию в Америку должно было предшествовать британское подкрепление. Как бы то ни было, правительство было спасено от огромной катастрофы только благодаря расторопности адмирала Хоу. Как это нередко бывает, благодарность заглушалась инстинктом самосохранения министров от народного гнева, возбуждаемого этим и другими проявлениями небрежности. Была предпринята попытка очернить действия Хоу и доказать, что его силы даже превосходили силы французов, путем сложения орудий на всех его кораблях, невзирая на их классы, или включая небольшие корабли эскадры Хоу в общий список кораблей и получая, таким образом «численное превосходство» над эскадрой д'Эстена. К такого рода «арифметике» Хоу выражал справедливое презрение. Два и два в учебнике математики дают четыре, но в сражении они могут дать три или пять. Не говоря уже о большей оборонительной способности тяжелых кораблей или о концентрации их огневой мощи под командованием одного человека. По возвращении в Нью-Йорк 11 сентября Хоу нашел там контр-адмирала Хайда Паркера с шестью линейными кораблями эскадры Байрона. Считая свою задачу выполненной, Хоу решил вернуться в Англию в силу разрешения, данного некоторое время назад по его собственной просьбе.

Теперь, когда британские позиции были в безопасности и превосходство в силах на какое-то время было обеспечено, он с радостью сложил с себя обязанности командующего и отплыл домой, пылая против адмиралтейства гневом, свойственным большинству выдающихся моряков той войны. Его больше не использовали в море, пока в 1782 году не произошла смена чиновников министерства.

Глава II. Сражение у острова Уэссан