Пустышка иногда помогает успокоить ребенка, отвлечь его, облегчает засыпание, дискомфорт во время перелетов и болезненных процедур (например, забора крови или вакцинации).
Данные о преимуществах одних видов сосок перед другими противоречивы: есть мнение, что так называемые ортодонтические пустышки более физиологичны и с меньшей вероятностью будут влиять на формирование прикуса, но в последнем систематическом обзоре не подтверждена такая версия [5]. В некоторых исследованиях упоминается о снижении риска развития синдрома внезапной смерти младенцев при использовании соски.
Существует мнение, что раннее использование соски может нарушить грудное вскармливание (Американская академия педиатрии не рекомендует использовать соску до установления уверенной лактации, приблизительный срок, по мнению ААП, – 3–4 недели жизни [6]).
Однако в последних систематических обзорах показано отсутствие связи между ранним использованием пустышки и прекращением ГВ к возрасту 4–6 месяцев [7].
Попытки понять, оказывает ли использование пустышки влияние на общую длительность ГВ, не увенчались особым успехом. Еще из минусов: ребенок может стать очень зависимым от соски (не сможет заснуть без нее, будет просыпаться, если потеряет соску); повышается риск отита у детей старше 6 месяцев. Некоторым детям пустышка неинтересна, не настаивайте.
Правила безопасности использования пустышки:
• тщательно и часто мойте пустышку с мылом и в горячей воде,
• не облизывайте соску,
• не окунайте соску в сладкие растворы,
• не вешайте соску на шею ребенка во время сна,
• не используйте в качестве пустышки соску от бутылочки,
• выбирайте соску, которая не делится на части,
• пластиковая часть соски должна быть не менее 3,8 см шириной, она должна быть сделана из прочного пластика и иметь вентиляционные отверстия,
• меняйте соску по мере ухудшения ее состояния.
Чтобы снизить вероятность привыкания, предлагайте соску в моменты, когда обойтись без нее трудно. В периоды, когда младенец чем-то заинтересован и хорошо себя чувствует, пробуйте обходиться без нее.
13. Загадочное искусство постсоветской неврологии
Как-то раз мне на глаза попалась отличная заметка, которую опубликовали на сайте организации города Сиэтл, занимающейся адаптацией детей в приемных семьях.
Оставлю здесь ссылку для самых любопытных, желающих почитать заметку в оригинале:
Специалисты центра собрали информацию, чтобы объяснить приемным семьям, что означают слова «перинатальное поражение ЦНС», «повышенное внутричерепное давление», «риск внутриутробной инфекции» и т. п. в медицинских заключениях.
Подавляющее большинство младенцев, рожденных в странах бывшего СССР, получают тот или иной вариант диагноза. О сколько волнений, времени и денежных затрат влекут за собой эти псевдодиагнозы!
Почему это происходит?
Иногда в качестве диагноза выносят то, что в западных странах расценивается как фактор риска или повод для наблюдения за ребенком. Порой причиной постановки диагноза служит сложившаяся в том или ином лечебном учреждении или подразделении традиция. Многие специалисты имеют «любимые» диагнозы и склонны к гипердиагностике – «на всякий случай», чтобы «ничего не пропустить».
Протоколы, по которым идет работа в некоторых медицинских учреждениях, устарели, не имеют под собой научных оснований и приводят к гипердиагностике и избыточному лечению детей.
С эпохи СССР сохраняется «пессимизм» в отношении процесса родов: даже при нормальных родах люди из постсоветского пространства (причем не только врачи) считают их очень травматичным событием для ребенка. Они озабочены нарушением кровоснабжения и кислородным голоданием головного мозга новорожденного, повреждением позвоночника (пресловутая «натальная травма ШОП»).
«Описания процессов родов и случайные интерпретации рентгенограмм детей из стран постсоветского пространства порой вызывают удивление: как только там рождаются дети с неоторванными головами», – пишут в заметке.
Существует тенденция принимать за отклонения нормальные возрастные особенности младенцев – трясущийся подбородок, мраморность кожи, срыгивания, рефлекс Моро (вскидывание ручек в ответ на резкий раздражитель). А спонтанное исчезновение этих проявлений с возрастом трактуется как успех лечения малоисследованными лекарствами, массажем и «физиотерапией».
Пишу это слово в кавычках, потому что в западных странах под физиотерапией понимается совершенно другое, нежели на постсоветском пространстве. Нигде в западных странах вы не увидите рекомендаций лечить что бы то ни было «парафиновыми сапожками» и электрофорезом.
Иногда диагнозы ставятся как проявление заботы и внимательности. Действительно, у родителей может сложиться впечатление, что врач, нашедший «патологию», более грамотный и опытный. Но зачастую доктор руководствуется принципом «если всем детям поставить диагноз, то точно не пропустишь по-настоящему больного ребенка». Сколько здоровых малышей при этом будет подвергаться ненужным обследованиям и лечению?
Чудодейственные свойства приписывают у нас и массажу. «До года нужно пройти три курса!» Вы уже получили такую рекомендацию? При этом по итогам систематического обзора не установлено существенного улучшения нейропсихического развития у здоровых младенцев первых 6 месяцев в результате массажа [8].
В комплекте к массажу часто предлагают электрофорез – крайне сомнительно, что вещества при этом воздействии проникают куда-либо глубже кожи. То есть влияние на «тонус» мышц вряд ли мы получим, а вот устроить раздражение в месте прикрепления электродов – пожалуйста! Любопытно посчитать суммы денег, которые можно сэкономить, отказавшись от недостаточно хорошо исследованных воздействий.
14. Слинг – это безопасно?
Уверена, что многие родители малышей мечтают о третьей руке. Отрастить третью руку я не помогу, но расскажу про слинг – полезную штуку, освобождающую руки мамам и папам.
При соблюдении правил использования и тщательном контроле за ребенком во время ношения его в слинге он считается безопасным. Особенно хорош он в ситуациях, когда дороги в городе не слишком приспособлены к прогулкам с коляской, или дома, когда нужно поделать какие-то дела.
Два момента требуют внимания: риск удушения и положение ножек и таза в слинге или подобных приспособлениях для переноски детей.
Напомню, что младенцам для удушения даже не требуется именно уткнуться носом во что-либо, достаточно того, чтобы получился своеобразный «карман», в котором будет накапливаться выдыхаемый воздух, а свежая порция воздуха поступать не будет (см. раздел «Синдром внезапной смерти младенца»). Больше всего рискуют недоношенные и дети с малым весом при рождении, а также малыши с заболеваниями, сопровождающимися проблемами с дыханием (в том числе при насморке).
Рекомендации клиники Майо[9]для безопасного использования слинга:
• тщательно соблюдайте инструкции;
• проверьте, соответствует ли вес малыша рекомендованному для этого типа слинга;
• убедитесь, что дыхательные пути ничем не прикрыты;
• вы должны постоянно видеть лицо ребенка;
• после кормления в слинге убедитесь, что лицо повернуто в сторону и ничто не препятствует поступлению свежего воздуха;
• убедитесь, что подбородок ребенка не прижат к его груди;
• будьте осторожны в своих движениях;
• если вам нужно что-то поднять, согните колени (присядьте), а не наклоняйтесь, сгибая спину;
• часто проверяйте положение ребенка в слинге.
С января 2003 по сентябрь 2016 года Комиссией по безопасности потребительских продуктов США зарегистрировано 159 несчастных случаев при использовании слингов, 17 из которых закончились фатальным исходом.
Второй тревожный момент при использовании слингов и подобных устройств для переноски детей – положение таза и ног, необходимые для профилактики дисплазии тазобедренных суставов.
Медицинский консультативный совет Международного института дисплазии тазобедренных суставов не рекомендует, но и не запрещает использование слингов и подобных им устройств для переноски детей. При соблюдении надлежащего положения конечностей – М-позиции – использование подобных средств считается безопасным для формирования суставов.
А здесь можно увидеть перечень безопасных средств для переноски детей:
Австралийская ассоциация грудного вскармливания предлагает правило CARRY для безопасного использования слингов и подобных им устройств.
С – careful (внимательно) – будьте осторожны в плане физактивности во время ношения ребенка на себе: ваш центр тяжести смещается, ребенок ничем не защищен – повышается риск травм. Будьте внимательны на кухне – повышается риск ожогов и порезов.
A – airflow (поток воздуха) – вы должны постоянно видеть лицо ребенка, ничто не должно его перекрывать, подбородок ребенка не должен быть прижат к груди.
R – ride high (носите высоко) – ребенок должен быть плотно прижат на уровне вашей груди, не позволяйте ему сползти на уровень бедер.
R – right fit (полное соответствие) – убедитесь, что вы используете слинг/подобное ему устройство согласно инструкции; сначала лучше потренироваться с куклой.
Y – your instinct (ваш инстинкт) – доверяйте своим ощущениям. Положение ребенка в слинге должно имитировать положение на руках, вы должны постоянно иметь возможность поддерживать зрительный контакт с ребенком.
Библиографический список
1. http://reducing-sids.pedialink.courses.aap
2. https://safetosleep.nichd.nih.gov/activities/SIDS/progress
3. https://www.poison.org/articles/homeopathic-medications
4. https://www.fda.gov/news-events/press-announcements/fda-warns-against-use-homeopathic-teething-tablets-and-gels
5. https://www.poison.org/articles/dont-give-herbal-supplements-to-infants
6. https://academic.oup.com/pch/article/4/8/536/2655876
7. https://www.gazeta.ru/science/2017/02/22_a_10538873.shtml
8. https://nplus1.ru/news/2021/06/03/homeopathy-harmful
9. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/m/pubmed/27054475/
10. https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/infant-and-toddler-health/expert-answers/baby-sling/faq-20058208
11. https://www.cpsc.gov/content/cpsc-approves-new-federal-safety-standard-for-infant-sling-carriers
12. https://babycarrierindustryalliance.org/about-us/position-paper/
13. https://hipdysplasia.org/developmental-dysplasia-of-the-hip/prevention/baby-carriers-seats-and-other-equipment/
14. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/m/pubmed/30343249/?i=1&from=baby %20sling
15. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/m/pubmed/25917769/?i=48&from=baby %20sling
16. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/m/pubmed/24343674/?i=75&from=baby %20sling&filters=y_5
17. http://babyslingsafety.co.uk
18. https://www.breastfeeding.asn.au/babywearing-safety
19. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/preemie/Pages/Baby-Wearing.aspx
20. http://www.aappublications.org/content/31/5/26.1
Про живот
1. Стул младенца
В какой момент все пошло таким странным образом? Когда родители стали так тщательно изучать содержимое подгузника (а потом и горшка) ребенка, который хорошо себя чувствует? Когда врачи решили, что нужно с помощью сорбентов, ферментов, кишечных антисептиков и антибиотиков привести стул младенца в тот вид, который почему-то кем-то считается правильным?
Маленький ребенок – это не просто уменьшенный в размерах взрослый. Его организм работает не совсем так, как наш с вами. Поэтому и физиологические отправления этого организма могут весьма отличаться от привычных взрослому человеку.
Стул у младенцев может сильно варьироваться по частоте, цвету и консистенции.
Вид детских какашек – одна из самых животрепещущих и вызывающих споры тем у молодых родителей.
Вскоре после появления на свет из кишечника малыша выходит меконий – первый стул. Он состоит из остатков околоплодных вод и слущенного эпителия кишки. Он темно-зеленого, почти черного цвета. Подобный стул может сохраняться в первые 1–2 дня, затем его сменяет переходный стул – более желто-коричневый, менее плотный. С 3–5-го дня устанавливается типичный младенческий стул – обычно желтого цвета, кашицеобразной консистенции, иногда с более плотными и более светлыми вкраплениями.
Начиная со второй недели жизни, и 1 раз в 5–7 дней, и 5–7 раз за сутки – варианты нормы при условии хорошего самочувствия ребенка и адекватной прибавки в массе тела.
Что может присутствовать в подгузнике малыша?
Зелень: стул ребенка на грудном вскармливании может быть зеленоватым, если мама часто меняет грудь; у детей на искусственном или смешанном вскармливании стул может быть зеленым из-за смеси, но это не означает появления проблем.
Слизь также может обнаружиться в стуле в норме. Количество может закономерно увеличиваться в периоды обильного слюнотечения (слюна недостаточно переваривается у младенцев и выходит со стулом в неизмененном виде).
Непереваренные включения по типу творожистых комочков при условии хорошей прибавки в весе не имеют значения.
Чего не должно быть?
Крови, ее появление в стуле – всегда повод обратиться к педиатру. Наиболее частые причины алой крови в стуле – аллергия к белкам пищи, трещины заднего прохода.
Черного стула: если ребенок получает препараты железа, черный стул – это норма. Все остальные случаи черного стула требуют консультации педиатра.
Белый стул может говорить о нарушении оттока желчи, требует консультации педиатра.
Стул младенца может быть жидким. Вот прямо совсем. Вот прямо водой. Если самочувствие хорошее, прибавка в весе хорошая, а стул водой, но меньше 100 мл на кг массы тела – это не понос, это норма.
С момента введения прикорма и в более старшем возрасте в стуле могут обнаруживаться непереваренные частицы пищи, иногда почти в первозданном виде (например, кусочки морковки, помидоров, кукурузы), – это тоже норма, если ребенок хорошо прибавляет в весе и хорошо себя чувствует.
В желудке и кишечнике нет зубов, если малыш глотает кусочки, то они не могут испариться. Кстати, это совершенно не означает, что надо перестать давать эти продукты, – наоборот! Как можно научиться кататься на велосипеде, если у тебя отобрали велосипед?
Если отдать какашки ребенка на анализы, там можно обнаружить еще больше интересного, например углеводы. И их может быть много. И это все равно не будет лактазной недостаточностью, если ребенок хорошо себя чувствует и хорошо прибавляет в весе.
Мы далеко не все знаем о процессах пищеварения у малышей. Мы знаем, что пищеварительный тракт учится работать несколько лет. Мы знаем, что чем больше разных микробов живет в нашем кишечнике, тем лучше. Давайте перестанем «травить» наших микробов и пытаться привести какашки в тот вид, который нам кажется правильным, если малыш хорошо себя чувствует и хорошо прибавляет в весе.
Под микроскопом в стуле младенца можно найти лейкоциты, единичные эритроциты, крахмал, клетчатку, йодофильную флору (попробуйте объяснить иностранцам, что это такое!), дрожжи (подробнее см. раздел «Копрограмма»).
А если посеять все это богатство на питательную среду, то можно вырастить огромное разнообразие бактерий, в том числе и стафилококков (которых почему-то принято особенно опасаться), и кишечных палочек, и клебсиеллу, и т. д. (см. раздел «Анализ кала на углеводы. Лактазная недостаточность»). И все это не имеет особого значения, если малыш хорошо себя чувствует и хорошо прибавляет в весе.
2. Колики? Запор? Дисхезия!
Обычно веселый и жизнерадостный младенец внезапно начинает тужиться, плачет и успокаивается после того, как пукнет или покакает? Кто-то называет это коликами, кто-то – газиками, врачи договорились называть это явление дисхезией.
В остальном такие дети здоровы, встречается дисхезия в первые 6–9 месяцев жизни.
Обычно такое поведение длится 10–20 минут, после чего завершается отхождением мягкого стула или газов. Подобные эпизоды могут повторяться несколько раз в сутки. Часто дисхезию путают с запором, но при дисхезии стул всегда мягкий. Если вы замечаете у младенца кал плотностью пластилина или тверже, то это повод для консультации у педиатра.
Почему возникает дисхезия? Проанализируйте, что происходит, когда вы идете в туалет. Процесс отхождения стула требует двух скоординированных действий: повышения давления в брюшной полости (натуживания) и расслабления тазового дна (мышц промежности).
Младенцы не всегда могут успешно это сделать, ведь они только учатся управлять мышцами своего тела. Кроме того, какать в положении лежа на спине – не самая простая задача.
Таким образом, дисхезия, по всей видимости, – это обучение процессу «какания». Плач помогает повысить внутрибрюшное давление и, судя по всему, не связан с болевыми ощущениями.
Важные моменты в диагностике и лечении дисхезии:
1. Рост и развитие ребенка при дисхезии не нарушаются.
2. Стул всегда мягкий, в нем не должно быть крови.
3. Не существует исследования, которое могло бы подтвердить или опровергнуть это состояние.
4. Со временем ребенок учится эффективно опорожнять кишечник, и проблема уходит сама собой.
5. Использование ректальных свечей или стимуляции ануса (газоотводной трубкой, ватной палочкой и т. п.) не рекомендуется, так как эти манипуляции могут влиять на процесс обучения ребенка самостоятельной дефекации (может закрепиться рефлекс «какаю только после свечки/клизмы/ватной палочки»).
6. Слабительные препараты не требуются: дисхезия и запор – это разные вещи!
Многим малышам помогают «позы для высаживания». Считается, что в такой позе легче достичь одновременного повышения давления в брюшной полости и расслабления тазового дна. Однако официальных рекомендаций по использованию подобных маневров нет. Самые распространенные позы для высаживания можно увидеть на картинках, перейдя по QR-коду. Некоторым младенцам в такие моменты помогает прикладывание к груди, они расслабляются и стул/газы спокойно отходят.
3. Анализы кала на микропейзаж и копрограмму. Дисбактериоз
Мы с вами уже разобрали, что стул у малышей бывает очень разным и может менять свой вид с течением жизни (см. раздел «Стул младенца»), а еще узнали, что малыши много плачут в первые месяцы жизни (см. разделы «Почему ребенок плачет? Колики» и «Фиолетовый плач»). Все это делает крайне заманчивой идею найти болезнь, полечить ее и прекратить плач как можно быстрее.
Бактериологическое исследование кала (анализ на дисбактериоз, микропейзаж) представляет собой посев кала на разные питательные среды с целью выявить его бактериальный состав. Исследование, надо сказать, весьма трудоемкое и потому довольно дорогостоящее.
Одна из теорий младенческого плача – это колики. Некоторые специалисты склонны связывать колики с состоянием микрофлоры кишечника и предлагают сделать анализ кала на эту микрофлору.
Однако оно не отражает истинного состояния микробиоты кишечника, потому что бактериальный состав кала, полученного с помощью дефекации – опорожнения кишечника, – и содержимого кишечника – две разные вещи.
Известно, что микрофлора кишки – очень важная штука. В экспериментах на животных показано, что она может влиять на развитие ожирения и депрессии, исследования на людях говорят об эффективных способах лечения тяжелых воспалительных заболеваний кишечника с помощью трансплантации фекальной микрофлоры, обсуждается вопрос связи аутизма с микробиомом кишки. Но также мы знаем, что играет роль в основном пристеночная флора – совокупность микробов, которые живут у самой стенки кишечника, а не в его просвете. Чтобы узнать состав этой части микробиоты, нужно залезть в кишку эндоскопом и взять кусочек его стенки, а вовсе не посеять какашки на питательную среду. Ведь пока кал выходит в подгузник, он контактирует с кожей, на которой тоже живут микробы. В итоге в анализе на микропейзаж мы получаем эдакую «сборную солянку», по которой нельзя судить о происходящем в самой кишке.
Кроме того, нет единой нормы микробного состава кишечника. Количество и качество микроорганизмов в кишечнике – штука индивидуальная: кому-то хорошо живется с клебсиеллами и энтерококками, кому-то – с протеем и кишечными палочками. Почему-то забывают и родители, и многие (увы) врачи, что эта флора – условно патогенная, то есть причинять вред эти микробы могут редко и в определенных ситуациях. Все эти «звери» – кишечные палочки, стафилококки, энтерококки, клебсиеллы, протей – являются вариантами нормальных обитателей нашего кишечника. И нет никаких гарантий, что, вмешавшись в этот баланс, мы получим желаемый результат.
Микрофлора кишечника – очень динамичная система, которая у ребенка только формируется, да и у взрослых говорить о единых нормах для всех оснований нет.
Пытаться привести результат анализа на микропейзаж к нормативам без жалоб у ребенка – это неразумно и вредно.
К слову сказать, полезная строчка в этом анализе все же есть: «патогенные микроорганизмы семейства кишечных» должны отсутствовать. Но это можно сделать более дешевым исследованием кала на кишечные инфекции (или мазок на дизгруппу).
4. Пробиотики
Пробиотики – это «полезные бактерии». Известно, что они для нас важны, но строгих доказательств, что прием пробиотиков извне, то есть в виде таблеток, капсул и т. п., может как-либо улучшить жизнь, пока очень и очень мало.
Итак, что нам известно?
Пробиотики могут помогать при болезнях желудочно-кишечного тракта:
• кишечных инфекциях – умеренном снижении длительности диареи (Lactobacillus GG, S. boulardii.), комбинации семи видов Lactobacillus, Bifidobacterium и Str. thermophiles снижают частоту кровотечений и госпитализаций при дизентерии;
• антибиотик-ассоциированной диарее – есть только противоречивые данные о возможности профилактики ее и лечения;
• запорах – в небольшом исследовании у взрослых пациентов без признаков синдрома раздраженного кишечника Bifidobacterium lactis DN-173 010, B. lactis BB12, Lactobacillus casei Shirota, L. reuteri DSM 19738 и E. coli Nissle 1917 делали стул более регулярным и мягким. У детей с функциональными запорами имеющиеся на сегодняшний день исследования не дают оснований для использования пробиотиков;
• синдроме раздраженного кишечника – очень противоречивые данные (то ли помогают, то ли нет), исследовались различные виды бифидо- и лактобактерий.
Пробиотики при аллергии. По итогам большинства исследований установлено отсутствие выраженного эффекта при пищевой аллергии, при аллергических заболеваниях дыхательных путей (аллергический ринит, бронхиальная астма) данные очень противоречивы.
Пробиотики при экземе. У детей первых двух лет жизни доказана умеренная эффективность пробиотиков, у детей старше 4 лет этот эффект теряется.
Если данные противоречивы, то лечащий врач может рекомендовать пробиотики, но, как правило, в тех ситуациях, когда с помощью обычных мероприятий не удается достичь желаемого эффекта или как дополнение к стандартной терапии.
Пробиотики при младенческих коликах.L. reuteri, по всей видимости, снижают продолжительность плача.
При ОРВИ. Пробиотики могут снижать частоту, длительность и тяжесть эпизодов инфекций дыхательных путей [10].
Почему все так непросто?
Во-первых, микробов, населяющих наш организм, очень много, – по разным данным, только в кишечнике человека обитает от 500 до 1000 видов бактерий и грибков. Во-вторых, никто не знает точных нормативов – какое количество каких микробов должно быть. В-третьих, исследователи используют большое число разных видов микроорганизмов, что затрудняет обобщение данных, – есть подозрения, что каждый вид может давать свой эффект (или не давать).