Книга Социальная педагогика. Учебник - читать онлайн бесплатно, автор Лев Владимирович Мардахаев. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социальная педагогика. Учебник
Социальная педагогика. Учебник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социальная педагогика. Учебник

– сочетания семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым в достойной жизни;

– социальная поддержка человека на завершающем этапе жизни;

– использование опыта и знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.


Темы для семинарских занятий

1. Социализация человека: социально-педагогический подход.

2. Социализация человека на различных возрастных этапах и их учет в социально-педагогической работе специалиста.

3. Социализация, десоциализация и ресоциализация в обеспечении исправления человека в центре воспитания.


Темы для докладов и рефератов

1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека.

2. Проблема социализации человека на различных этапах его возрастного развития.


Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под социализацией?

2. Дайте характеристику социализации как процессу, результату и проявлению.

3. Каково влияние наследственных и врожденных особенностей человека на его социализацию?

4. Назовите и дайте характеристику основным этапам социализации человека.

5. Каковы возможности управления процессом социализации человека?

6. Каковы педагогические аспекты социализации человека?

7. Каковы основные факторы среды, обусловливающие социализацию человека?

8. Что понимается под десоциализацией?

9. Каковы основные причины десоциализации?

10. Что понимается под ресоциализацией?

11. Какова взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека?

12. Каковы проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития?


Список литературы

1. Беличева С. А. Превентивная педагогика в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие. – СПб.: Питер. 2012.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. С. 38–52.

3. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. – М.: МП-СИ; Воронеж: «МОДЭК», 2010.

4. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня: учеб. – метод, пособие. – М: МПСИ, 2006.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2009. С. 8–149.

6. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. – М.: Издат. – торг. корп. «Дашков и К°», 2010. С. 61–100.

Глава 2. Абилитация и реабилитация человека: социально-педагогический подход

Абилитация и реабилитация представляют собой определенную систему деятельности. Их рассматривают с различных позиций. Предметом особого внимания выступает социально-педагогический подход. Он определяет перспективу решения абилитационных (реабилитационных) задач средствами социальной педагогики.

После изучения главы 2 бакалавр должен:

• знать:

– назначение, сущность и содержание абилитации и реабилитации человека;

– особенности социально-педагогической абилитации ребенка;

– пути повышения роли родителей в социально-педагогической абилитации ребенка;

• уметь:

– анализировать особенности социально-педагогической абилитации и реабилитации ребенка;

– определять пути повышения роли родителей в социально-педагогической абилитации ребенка;

• владеть:

– основами организации социально-педагогической абилитации и реабилитации ребенка.

Необходимо рассмотреть следующие вопросы:

– абилитация и реабилитация человека, их назначение, сущность и содержание;

– социально-педагогическая абилитация ребенка;

– повышение роли родителей в социально-педагогической абилитации ребенка;

– социокультурная среда абилитации и реабилитации человека.

2.1. Абилитация и реабилитация человека, их назначение, сущность и содержание

Каждый ребенок склонен к развитию, в том числе и социальному. Он отличается от других детей только потенциалом своих возможностей. Наиболее существенные различия со сверстниками наблюдаются у детей с отклонениями в развитии, в зависимости от их направленности и глубины. Потенциал к развитию у такого ребенка, как и у обычного, значителен, но его надо уметь реализовать. Особенно он велик в раннем возрасте, и его реализация позволит ребенку приобрести новое качество, которое расширит его адаптационные и реализационные возможности. Этому способствует абилитация (лат. habilitas – пригодность, способность) – комплекс мер (услуг), направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка. Термин чаще всего используют по отношению к ребенку, имеющему те или иные отклонения. Таких детей относят к категории с особыми нуждами, ограниченными возможностями, инвалидностью, с особыми адаптивными возможностями и пр.

Дети с отклонениями по-разному воспринимают среду и соответственно адаптируются и проявляют себя в ней. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные возможности в саморазвитии. Абилитация направлена на совершенствование ресурсов его саморазвития, а также на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки, повышая возможности в адаптации и самореализации в проявлении. Нереализованность возможностей ребенка в саморазвитии ведет к деабилитацш (франц. des… – приставка, означающая уничтожение; противоположное действие к абилитации). Это снижение имеющихся социальных, психических и физических ресурсов развития ребенка. Между тем в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, исторически сложились следующие направления.

Медицинское. Родители исстари при выявлении каких-либо патологий обращались в первую очередь к врачу. Он определял, что и как следует делать. Однако медицинские работники утвердились в мысли, что только медикаментозными средствами можно преодолевать патологию. Они все больше и больше используют при стационарной или амбулаторно-процедурной работе с ребенком немедицинские методы.

Педагогическое (социально-педагогическое) – целенаправленное использование педагогических (социально-педагогических) средств, направленных на стимулирование развития естественных функций ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей, воспитания его, способствуя адаптации в естественной среде жизнедеятельности, наиболее полной самореализации. В России таких специалистов называют специальными педагогами (реабилитологами), в Венгрии – педагогами-кондукторами, в Канаде – окупациональными терапевтами.

Социально-педагогический подход не исключает и не заменяет медицинский. Он осуществляется при медицинском сопровождении. В Венгрии такой подход получил в индивидуально-коррекционном развитии детей с ДЦП в Институте кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии имени Андраша Пете. Этимология категории «кондуктор» рассматривается либо от латинского (позднелатинского) conductor; немецкого Konduktor – сопровождающий, проводник, либо от английского conduct – поведение, ведение, управление. Кондуктивная педагогика может рассматриваться как «педагогика сопровождения» – целенаправленное управление в индивидуальном, индивидуально-коррекционном развитии ребенка, а также как «поведенческая педагогика» – целенаправленное воздействие на поведение ребенка и через него на решение проблем его индивидуального и индивидуально-коррекционного развития. Ее еще называют педагогикой двигательного воспитания.

Комплексное раннее вмешательство (Германия) – комплекс медицинской, педагогической, психологической и социально-реабилитационной помощи, направленной на стимулирование развития ребенка, имеющего те или иные отклонения в первые годы жизни. Для преодоления отклонений, сформировавшихся под воздействием каких-либо факторов, используется реабилитация (позднелат. rehabilitatio – восстановление; лат. re – приставка, обозначающая вновь, снова и habilitas – пригодность, способность) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социального статуса, социально-педагогических функций и трудоспособности человека.

Выделяют следующие направления в реабилитации:

– медицинское (реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение) – система мероприятий, направленных на выявление и восстановление нарушенных функций организма, преодоление болезни и тем самым стимулирование возможно раннего возвращения больных и инвалидов к активной трудовой и общественной жизни. В основе медицинской реабилитации – меры лечебно-диагностического и восстановительного характера;

– психологическое – система мер по максимально полному восстановлению, с учетом психологических проблем (отклонений), появившихся у индивида в связи с теми или иными факторами, его состояния, настроя на самоуправление, самореализацию;

– педагогическое – система мер педагогического характера, направленная на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования;

– профессиональное – система мер по восстановлению утраченных человеком профессиональных навыков, профессионально важных качеств, необходимых для возвращения к прежней или новой трудовой деятельности в сфере наиболее целесообразной для него, с учетом индивидуальных возможностей. Характер профессиональной деятельности, к которой готовится человек, определяется его индивидуальными возможностями;

– социальное – система мер, направленная на восстановление у индивида социального опыта, необходимого для вхождения в общество или культурную систему.

2.2. Социально-педагогическая абилитация ребенка

Процесс развития ребенка носит естественный, закономерный характер. Его развитие происходит при определенных условиях. Через них можно стимулировать, сдерживать и направлять процесс развития. Известно, что обычный ребенок, начиная всерьез заниматься тем или иным видом спорта, через некоторое время значительно отличается по своим возможностям от сверстников и чем раньше он начинает заниматься, тем большие у него перспективы. В работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии, происходит то же самое. Активная и целенаправленная работа приводит к значительному развитию его возможностей и повышению индивидуального потенциала по отношению к подобным ему сверстникам. Если же направлять усилия в процессе абилитации на двигательное воспитание ребенка с детским церебральным параличом (выражение введено кондуктивной педагогикой), то он начинает приближаться к сверстникам, преодолевая в определенных пределах патологию.

В кондуктивной педагогике используются выражения «дисфункция» (лат. dis – приставка, обозначающая отрицательный или противоположный смысл + functio – исполнение) – нарушение, расстройство какой-либо функции. В частности, в данном случае дисфункция рассматривается как нарушение двигательного проявления, двигательных возможностей, и «ортофункция» (греч. ortos – прямой, правильный + лат. functio – исполнение) – правильное двигательное исполнение, проявление двигательных возможностей ребенка. Формирование ортофункции осуществляется в процессе «двигательного воспитания» ребенка посредством его направленного включения в самопроявление, позволяющего усвоить правильную двигательную активность и естественное проявление.

Ребенок с отклонениями в развитии прежде всего нуждается в целесообразном уходе, направленном на укрепление его здоровья и стимулирование активности: собственно уход за ребенком; закаливание организма; необходимый массаж, укрепляющий мышечную систему ребенка и стимулирующий проявление гибкости; целесообразное питание. Для обеспечения действенности абилитации необходима определенная воспитательная система активной жизнедеятельности ребенка с самого раннего возраста, в которой наиболее полно проявляются его индивидуальные двигательные возможности.

Управление системой социально-педагогической работы осуществляется специалистом (педагогом-кондуктором, социальным педагогом) или родителем, лицом, его замещающим, под руководством специалиста, за которым остается ведущая роль. Он осуществляет диагностику индивидуальных двигательных возможностей ребенка, особенностей отношений к себе, своему состоянию, другим людям, определяет содержание социально-педагогической работы и разрабатывает (помогает разработать) систему жизнедеятельности ребенка, его распорядок дня и особенности его реализации.

Медицинский диагноз ориентирует специалиста на типичные патологические явления, с которыми можно столкнуться в социально-педагогической работе с ребенком. На его основе осуществляются:

– раннее обнаружение патологии и организация целенаправленной социально-педагогической работы с ребенком;

– наиболее полная оценка индивидуальных двигательных возможностей ребенка и, в последующем, динамики изменения в развитии;

– оценка предрасположенности ребенка к проявлению активности, преодолению трудностей, болезненного состояния, подражанию, общению, эмоциональной заразительности, быть таким, как сверстники;

– оценка особенностей сформированности комплексов, которые могут негативно сказаться в социально-педагогической работе с ребенком. Они могут быть, когда работа с ребенком получает развитие не на самом раннем этапе, а когда он начинает осознавать себя, что он не такой, как другие.

Как указывал Л. С. Выготский, полученная информация позволяет определить ближайшие и перспективные цели в социально-педагогической работе с ребенком с учетом зоны его ближайшего и актуального развития. Каждый ребенок индивидуален, и социально-педагогическая работа с ним предусматривает разработку индивидуальной программы комплексного развития и воспитания. Она предусматривает двигательное воспитание, воспитание самостоятельности, развитие речи, слуха, зрения, заботу о коже и внутреннем состоянии в соответствии с «зоной его ближайшего развития». В процессе ее реализации эта «зона» уточняется и определяются дальнейшие перспективы развития.

Главное в программе – обеспечение целесообразной активности ребенка с учетом распорядка дня и его социально-педагогических возможностей в условиях дома, специального учреждения (специализированного центра). Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной Андражем Петё (1893–1967) о том, что как бы ни была хороша терапия, но она не поможет, если не будет вписана в саму жизнь. Через распорядок дня, регламентируя целесообразное проявление ребенка от пробуждения и до сна, обеспечивается реализация возможностей каждого элемента в формировании правильной двигательной активности под руководством своего наставника (матери, лица, ее заменяющего, кондуктора). Для этого требуется изучать развивающие возможности каждого элемента распорядка дня, каждого занятия (будь то отдых, свободное время, прием пищи, специальные упражнения, процедуры и пр.) и на основе анализа продумывать методику педагогизации с учетом их развивающих потребностей. Повседневно целесообразно выполняемый распорядок дня способствует формированию у ребенка естественного ритма жизнедеятельности, что обеспечивает наибольшую развивающую продуктивность.

Таким образом, формируется система педагогической абилитационной деятельности, управление которой осуществляется специалистом (педагогом-кондуктором, социальным педагогом). Специалист осуществляет диагностику, определяет содержание педагогической работы и разрабатывает систему жизнедеятельности ребенка: его распорядок дня и особенности его реализации. При этом система педагогической работы с ребенком будет действенна тогда, когда двигательное воспитание, воспитание самостоятельности, развитие речи, слуха, зрения, забота о теле, о внутреннем состоянии и т. д. будут обладать комплексным характером через активный жизненный распорядок в условиях дома, специального учреждения (специализированного центра). Комплексность в социально-педагогической работе с ребенком заключается в том, что при реализации каждого компонента стараются показать, как это лучше сделать, побуждают проговаривать свои действия, добиваясь удовлетворения в них. Все это стимулирует не только усвоение действия, но и формирование его аудио- и видеомоторного стереотипа.

Для регламентации жизнедеятельности ребенка, ее целесообразного использования и для учета А. Петё ввел такое понятие, как «хронотопография» (греч. chronos – время + topos – место, местность + grapho – пишу) – это расписанные по времени и месту действия ребенка в течение всего дня; временной график обязательных действий, расписанных по месту их выполнения. Под хронотопографией понимают своеобразную временную и предметную карту жизнедеятельности ребенка. Она ориентирует по времени и содержанию всю социально-педагогическую деятельность специалиста, обеспечивающую последовательную и направленную жизнедеятельность ребенка. По своей сущности это расписанные по времени и месту все действия ребенка в течение полного дня – от его пробуждения и до сна. Хронотопография ребенка может быть представлена в виде сетевого (временного) графика его действий (жизнедеятельности), раскрывающего, когда и в каком месте он находится, что и как делает по содержанию, объему и времени. Она отражает основные требования и к ребенку, и к специалисту в их взаимосвязи в процессе социально-педагогической работы. Особенностью ее является то, что она достаточно полно расписывает для специалиста весь день ребенка, и в связи с этим определяет, что и как следует делать ему в каждый момент времени для социально-педагогического обеспечения распорядка дня. Это позволяет представить методику социально-педагогической работы на каждом этапе дня ребенка и применять ее в работе с ним в строгом соответствии с хронотопографией.

Мониторинг оценки действий ребенка и результативности развития осуществляется в сравнении с его прежними достижениями. Он свидетельствует о личностном росте и способствует формированию у него уверенности в своих способностях, побуждает к повторению подобных действий. Мониторинг важен и для оценки деятельности субъекта абилитации, ее результативности.

Результативность в абилитации ребенка необходима и ему самому, и субъекту социально-педагогической деятельности. Первый видит в ней, что он, как и другие, может достигать результата. У него формируется уверенность в себе и своих возможностях. Для последнего она выступает основой уверенности в своих силах и способности добиваться позитивного результата, что особенно важно в абилитации, где результативность проявляется очень медленно. Неумение увидеть результативность своей деятельности родителем делает бесперспективной абилитационную работу с ребенком, побуждает переложить бремя достижения результата на других. Уверенность того, кто работает с ребенком (родителя, специалиста), в том, что он сможет сделать требуемое правильно, передается ребенку в процессе выполнения им тех или иных действий, всей абилитационной работы.

Каждый элемент системы социально-педагогической работы (абилитации) с ребенком играет свою роль в его целесообразном развитии и воспитании, преодолении им своей патологии и интеграции в социум. Реализация ее требует определенных социально-педагогических условий. Главное из них – социально-педагогическая подготовленность родителя, его целесообразная активность в работе с ребенком, постоянная деятельность по самосовершенствованию, взаимодействие со специалистами в личностном росте и абилитационной работе.

2.3. Повышение роли родителей в социально-педагогической абилитации ребенка

Важной составляющей социально-педагогического (кондуктивного) подхода в абилитации ребенка является включение в активную деятельность с ним семьи (членов семьи), родителей или лиц, их заменяющих. Особенно важно участие семьи на начальном этапе работы с ребенком в самом раннем возрасте. В этот период именно родители могут уделить ему больше внимания и наиболее полно реализовать его естественные потребности в самоактивности, самопроявлении в среде жизнедеятельности. Для этого необходима специальная социально-педагогическая подготовка родителей.

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии является значительным стрессовым фактором. Со временем он частично проходит, родители адаптируются к сложившейся ситуации. Тем не менее среди родителей детей с отклонениями в развитии можно выделить следующие характерные группы:

– родители, которые еще не осмыслили того, что ребенок не такой, как другие дети, и смотрят на его своеобразие как на временное явление, которое в конце концов должно пройти. Они теряют время, упускают возможность реабилитационной работы с ребенком с самого раннего возраста. Подобное явление чаще всего имеет место по отношению к детям, имеющим отклонения, не доставляющие беспокойства родителям на раннем этапе детства;

– «обреченные» родители, которые свыклись с тем, что их ребенок с особыми нуждами. Они не видят перспектив его развития, самопроявления и адаптации в среде жизнедеятельности. Чаще всего это те, кто потерял всякую надежду на достижение положительного результата в работе с ребенком, прошел трудный путь от одного специалиста к другому, от одного «знающего» к другому и проч.;

– родители, которые встретили сообщение о недуге ребенка с ужасом и страхом, как тупик, выхода из которого нет. В этой ситуации нередко можно встретить такое суждение – раз «Господь дал, значит, это Богу угодно», следовательно, в этой ситуации нет необходимости заниматься ребенком;

– родители, которые из-за своего материального положения полностью отдавались работе, бросая ребенка одного на целый день. Такие дети являются наиболее незащищенными и, как правило, предоставлены сами себе;

– родители, которые перекладывают заботы о ребенке либо на специализированные центры, либо на бабушку или дедушку, либо на иное лицо, нанимаемое для занятий с ребенком;

– родители, которые вникают в существо и активно, целесообразно работают с ребенком, добиваясь результативности, преодолевая любые трудности, возникающие перед ними, как правило, достигают успеха.

Практика показывает, что включение родителей в реабилитационную деятельность не всегда проходит гладко и бывает эффективно. Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся факторы, которые негативно сказываются на участии родителя в реабилитации ребенка:

– неправильные взаимоотношения «родитель – ребенок», сложившиеся в семье. Они не позволяют родителю строить правильные взаимоотношения в процессе абилитации. Ребенок не понимает (не хочет понимать) требования, которые к нему предъявляются в процессе выполнения заданий и практически не подчиняется родителю;

– гиперопека по отношению к ребенку, не позволившая ему усвоить элементарные навыки самообслуживания, самопроявления и сформировавшая иждивенчество. Сформировавшееся отношение к ребенку, как немощному существу, не позволяет родителю правильно ставить перед ним задачи и добиваться их выполнения. Одновременно и ребенок не может понять отношение в виде требований: надо делать то, надо делать другое;

– поощряемая с ранних лет капризность как средство достижения удовлетворения потребностей ребенка. Такие дети начинают активно проявлять капризность в резких формах в присутствии родителя, добиваясь прекращения требований к нему. Он не хочет ничего делать, тянется к маме, которая часто не готова противостоять проявлению ярко выраженного каприза при посторонних людях (специалистах);

– позиция «инвалидизации» у ребенка. Ребенок испытывает чувство обреченности – «он не такой, как другие». Он ни во что не верит, и прежде всего в свои силы. Подобное явление имеет место при отношении к ребенку как к не такому, как другие, и частом подчеркивании этого в его присутствии. Со временем у него утверждается боязнь, что у него ничего не получится. Под этим давлением он не старается выполнять какие-либо требования, предъявляемые к нему, и активно возмущается, если к нему относятся по-иному. Особенно это ярко проявляется в присутствии родителей, подчеркивая тем самым: «вы же понимаете, что я не могу, зачем же требовать»;