Книга Социальная педагогика. Учебник - читать онлайн бесплатно, автор Лев Владимирович Мардахаев. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социальная педагогика. Учебник
Социальная педагогика. Учебник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социальная педагогика. Учебник

– комплекс проблем, обусловливающих трудности участия родителя в реабилитационной работе с ребенком.

Абилитационная работа с ребенком, исключающая участие родителей, нередко формирует у них иждивенческий подход, что кто-то что-то обязан делать с их ребенком и только в этом случае будет результат. Если со временем не наблюдается позитивного результата, то родители считают, что это вина тех, кто не смог сделать то, что требовалось. Они как бы снимают с себя ответственность за ход и результат абилитационной работы.

Встречаются и вопиющие факты, когда отдельные родители не просто приспосабливаются к ситуации инвалидности ребенка, но и начинают эксплуатировать создавшееся положение. Это проявляется в повышенных требованиях к окружающим, медицинским и социальным службам. Все чем-то обязаны родителям, так как у них такой ребенок. К сожалению, в подобных семьях можно наблюдать и по своей сути дикое явление – боязнь, что ребенок выйдет из этого состояния инвалидности и тогда они будут лишены всех льгот, установленных государством в связи с воспитанием ребенка-инвалида.

На начальном этапе в работу с родителями включается специалист, поставивший диагноз ребенку. Важное место на этом этапе занимает диагностика семьи ребенка. Она позволяет понять ту среду, в которой находится ребенок, его место в ней, а также ее возможности в обеспечении всем необходимым; абилитационные возможности семьи и готовность ее их реализовать; оценить необходимую помощь в адаптации семьи и окружения к ней.

Диагностика родителей дает возможность специалисту лучше понять своеобразие родителей, их состояние, необходимость реабилитационной работы с ними; осмыслить то, что ждут от него родители как специалиста; выявить возможную позицию родителей во взаимодействии с ним. В соответствии с диагностикой специалист определяет свою позицию во взаимодействии с родителями ребенка и те задачи, которые стоят перед ним, а также способы их достижения. При определении задач необходимо учитывать, что они делятся на задачи первого порядка (непосредственного решения), ближайшей перспективы и последующие. По данным Д. Ю. Мостового, подготовка родителей, включение их в сознательную целенаправленную социально-педагогическую работу с ребенком, превращение их в соучастников абилитационного процесса – важнейшие проблемы, стоящие с самого начала работы с ребенком. Первичная задача состоит в снятии психологического напряжения, сформировавшегося у родителей в связи с рождением ребенка с особыми нуждами. Успешность педагогической подготовки родителей во многом зависит от того, в какой степени удается вывести их из состояния стресса и включить в педагогический процесс. В данном случае перед специалистом стоят следующие задачи:

• помочь семье преодолеть психологическое состояние, в котором они оказались в связи с появлением у них ребенка с диагнозом «ребенок-инвалид»;

• дать достаточно полную информацию о правах и обязанностях родителей, имеющих ребенка с особыми нуждами, в Российской Федерации;

• разъяснить перспективы развития их ребенка, возможности преодоления им патологии и перспективные цели его реабилитации;

• определить место родителей в формируемой системе реабилитационной работы со своим ребенком;

• обучить родителей методике социально-педагогической работы с ребенком на различных этапах реабилитационной работы с ним;

• организовать целесообразное взаимодействие с ними в процессе осуществления реабилитационной работы;

• координировать социально-педагогическую деятельность родителей, обеспечить соразмерность возникающих потребностей родителей в определении ближайших целей и сроков их достижения с реальными возможностями реабилитации.

• предупредить иллюзорность и разочарование родителей в достигаемых результатах их педагогической работы со своим ребенком и др.

Практика педагогической работы с родителями, имеющими детей с особыми нуждами, диктует необходимость их социально-педагогического сопровождения и обучения. Цель сопровождения – повышение педагогической подготовленности родителей в работе с ребенком на различных этапах преодоления его патологии. Оно позволяет прогнозировать возможные проблемы и трудности в уходе, стимулировании развития и воспитании ребенка и целенаправленно способствовать их самостоятельному преодолению и включает:

– обучение методике целесообразного ухода за ребенком, направленного на укрепление его здоровья, стимулирование развития, смягчение негативных факторов самопроявления (как купать, делать ванны, компрессы, массаж, упражнения);

– разъяснение рекомендаций (особенно в начальный период), что можно и что нельзя допускать во взаимодействии с ребенком и уходе за ним; типичные ошибки родителей в работе с ребенком и их последствия;

– разъяснение значения распорядка дня для ребенка с особыми нуждами, помощь в разработке рекомендаций к использованию его элементов в обучении самообслуживанию и индивидуальном развитии;

– обучение методике стимулирования развития навыков самообслуживания и их использование в индивидуальном развитии ребенка;

– обучение методике подбора и выполнения начальных (первичных) упражнений, стимулирующих направленное развитие ребенка;

– координацию социально-педагогической деятельности родителей, обеспечение соразмерности возникающих у них потребностей в определении ближайших целей и сроков их достижения с реальными возможностями абилитации, предупреждение иллюзорности и разочарования в достигаемых результатах их педагогической работы с ребенком.

В процессе работы с родителями специалист учит их:

– как наблюдать за ребенком, его проявлениями, на что следует реагировать немедленно, что может проявляться и как лучше реагировать на это;

– пониманию существа каприза ребенка, его природы, типичного проявления, возможности предупреждения и преодоления;

– назначению игрушек и игр для ребенка с подобной патологией в развитии и воспитании, подбору и методически грамотному использованию в распорядке дня;

– разъяснению назначения досуга и его целесообразному использованию в воспитательной работе с ребенком;

– интеграции ребенка в среду жизнедеятельности как важному условию подготовки его к взаимодействию с другими людьми, самореализации;

– взаимодействию ребенка с другими детьми, особенностям использования среды жизнедеятельности ребенка (домашней, специального или общеобразовательного, уличного) в воспитательной работе;

– вовлечению домашних (членов семьи), родственников, соседей в воспитательную работу, обучение их навыкам взаимодействия с ребенком;

– овладению и накоплению опыта целесообразного использования поощрения и принуждения в абилитационной работе родителей с ребенком;

– взаимодействию с медицинскими работниками, специалистами в процессе развития и воспитания ребенка.

Иногда родитель испытывает исключительно большие трудности в работе со своим ребенком. В этом случае его включают в практическую деятельность с другими детьми, чтобы он получил навыки и сумел их использовать в работе со своим. Положительную роль в педагогической подготовке родителей оказывают общества родителей, имеющих детей с особыми нуждами. Их личный опыт особенно востребован родителями, оказавшихся в аналогичной жизненной ситуации. Люди с большим уважением относятся к мнению и советам тех, кто на личном опыте убедился, что эти рекомендации действительно будут полезны. Подобные сообщества помогают вырабатывать способы социально-педагогической работы с ребенком, более того, сами родители, получившие опыт, вполне могут выступать в роли социальных педагогов. Видимо, пришла пора создавать специальную патронажную службу семьи при специализированных образовательных дошкольных учреждениях, социальных службах, обществах инвалидов.

2.4. Социокультурная среда абилитации и реабилитации человека

Культура среды жизнедеятельности отражает не только в какой степени она приспособлена к человеку, но и насколько она отвечает жизненным потребностям человека, независимо от его возможностей. По ней судят об обществе в целом, уровне его цивилизованности, внимании в нем к человеку вообще. Критерием уровня культуры среды выступает естественность условий для самореализации различных категорий людей, в том числе и с особыми адаптивными возможностями. Культуру ее определяют люди, уровень их воспитанности в вопросах отношения к среде жизнедеятельности и другим людям. Они значительно отличаются друг от друга не только внешне, но и внутренне, по уровню индивидуальных возможностей, развития и проявления. Культура и характеризует то особенное, что позволяет им самим достаточно полно проявляться в среде и создавать соответствующие благоприятные условия для других, в том числе и для тех, кого относят к категории с особыми нуждами, особыми адаптивными возможностями.

Культура среды жизнедеятельности проявляется в таких явлениях, как:

– отношение к другим, в том числе иным по своему виду, проявлению, возможностям людям. В обычных условиях отношения между людьми складываются как рациональные, естественные в данной обстановке. Человеку нравится, когда с ним общаются на равных, с уважением его личного достоинства;

– приятие человека таким, каков он есть. Характерно, что людей, которых относят к норме, отличают друг от друга своеобразия, проявляемые в особенностях характера, темперамента, динамике, привычках. Уважительное отношение к иным, отличным по внешнему виду, индивидуальным возможностям детям и взрослым определяет естественность и культуру человека;

– терпимость к окружающим людям, их особенностям, независимо от того, нравятся они или нет. Каждый человек требует этого от окружающих. Принятие человека подразумевает и терпимость в отношении к иным, отличным от него, людям;

– равноправие взаимоотношений различных людей, независимо от их индивидуальных возможностей. На уровне государства необходимы специальные законодательные акты, механизм их внедрения в жизнь и контроль над исполнением; на человеческом – это система воспитания и проявления в разных сферах и жизненных ситуациях;

– способность детей и взрослых общаться с людьми, имеющими особые нужды. Знание языков всегда считалось показателем культуры человека. В современных условиях совершенно справедливым выступает мнение о том, что знание элементарных основ жестового языка также необходимо и выступает показателем культуры человека. Такое знание позволит расширить среду общения людей, разных по своим индивидуальным возможностям.

Каждая группа людей, сходная по своим возможностям, особенностям, представляет определенную субкультуру. В то же время каждая из них отличается своеобразием восприятия мира, среды жизнедеятельности, поведения и проявления в ней, общения с другими людьми.

Культура людей, имеющих особые нужды, во многом определяется способностью их взаимодействовать как между собой, так и с другими, понимать их и быть понимаемыми, наиболее полно реализовывать себя в среде жизнедеятельности. Мировая практика показывает, что упущения в формировании культуры человека с особыми нуждами, с учетом его индивидуальных возможностей, формируют из него нежизнеспособного индивида, которому исключительно сложно приспосабливаться к среде, делают его вдвойне несчастным.

В процессе формирования культуры у людей с особыми адаптивными возможностями необходимо учитывать:

– восприятие человеком себя как личности, независимо от своеобразия, отличия от других;

– формирование с раннего возраста у ребенка чувства собственного достоинства, устремленности в жизни;

– восприятие других людей такими, какие они есть. В практику воспитания ребенка, которого относят к норме, входит терпимое отношение к другим подобным ему людям, независимо от его характера, привычек, индивидуальных возможностей. В воспитании людей с особыми адаптивными возможностями – не допускать ущербности, восприятие себе подобного, а также тех, кто значительно отличается от него;

– воспитание умения строить отношения с другими людьми с учетом своих возможностей и стремления проявлять себя естественно, не перекладывая на других то, что можешь сам;

– воспитание самоактивности в среде жизнедеятельности, уверенности в себе, своих возможностях в решении различных проблем. Без этого человеку трудно в жизни. Он боится того, что у него не получится, других людей, что они его осудят, будут смеяться. Неуверенность существенно сказывается на самопроявлении, проявлении самостоятельности человека с особыми адаптивными возможностями, его стремлениях решать свои проблемы и учиться этому. Практика убедительно показывает, что резервы человеческого организма огромны и каждый в этом отношении может достигать значительного уровня совершенства, для чего ему необходимо проявлять активность и добиваться результативности в самопроявлении.

Таким образом, в решении задач воспитания детей с особыми адаптивными возможностями важная роль принадлежит их родителям, их деятельности по формированию основ культуры личности.


Темы для семинарских занятий

1. Социально-педагогический подход в абилитации и реабилитации человека.

2. Социально-педагогический подход в обеспечении абилитации ребенка с особыми нуждами в процессе социальной работы.


Темы для докладов и рефератов

1. Взаимосвязь абилитации, деабилитации и реабилитации в ситуации развития ребенка с особыми нуждами.

2. Место и роль человека в стимулировании абилитации в ситуации развития и интеграции его в социум.


Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под абилитацией, деабилитацией и реабилитацией человека?

2. В чем существо социально-педагогического подхода в абилитации ребенка?

3. Каковы основные направления в реабилитации человека?

4. В чем существо кондуктивной педагогики в работе с детьми с особыми адаптивными возможностями?

5. Раскройте систему в реализации абилитации ребенка с особыми адаптивными возможностями и ее основные компоненты.

6. Каково назначение семьи и родителей в стимулировании абилитации ребенка с отклонениями в развитии?

7. В чем существо социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с особыми нуждами?

8. Что представляет собой культура среды жизнедеятельности для людей с различными возможностями в адаптации?


Список литературы

1. Лильин Е. Т. Детская реабилитология: учеб. пособие. – М.: Медицина, 2008.

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. С. 586–606.

3. Права ребенка: нормативно-правовые документы. – 3-е изд., доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

4. Социальная реабилитация детей с ДЦП: учеб. пособие для студ. / под ред. Л. В. Мардахаева. – М: МГСУ, 2001.

5. Ребенок и социум / сост. Ю. В. Мелешко, Ю. Ф. Лежнева. – Минск: Красико-Принт, 2007.

6. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособие. / под ред. И. А. Липского. – М.: МАГИСТР ИНФРА-М, 2012. С. 321–331.

Глава 3. Социальное воспитание: сущность и содержание

Идея социального воспитания в мировой и отечественной педагогике известна давно. В России она особенно активно развивалась в 1920–1930-е годы. Важно определить сущность, содержание, особенности понимания и практического применения социального воспитания в современных условиях.

После изучения главы 3 бакалавр должен:

• знать:

– сущность и содержание социального воспитания;

– социальное воспитание с позиции государства (общества);

– социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов;

• уметь:

– анализировать и оценивать направленность и эффективность социального воспитания в семье;

– анализировать политику государства (общества) в области социального воспитания;

– анализировать направленность и действенность социального воспитания учреждения (социального института);

• владеть:

– знаниями, необходимыми для оценки направленности и эффективности социального воспитания в семье;

– знаниями, необходимыми для социально-педагогического анализа политики государства (общества) в социальном воспитании;

– знаниями, необходимыми для анализа направленности и действенности социального воспитания учреждения (социального института).

Для раскрытия темы следует рассмотреть следующие вопросы:

– сущность и содержание социального воспитания;

– социальное воспитание с позиции государства (общества);

– социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов.

3.1. Сущность и содержание социального воспитания

Социальное воспитание осуществляется в определенной социокультурной среде, с учетом ее потребностей и возможностей. Возникает вопрос: в чем сущность социального воспитания и особенности его реализации?

В 2010 году журнал «Вопросы воспитания» предоставил возможность различным авторам изложить свою позицию понимания существа социального воспитания. Изложенные в журнале материалы свидетельствуют о том, что единого подхода к данному вопросу нет. Под ним понимают:

– процесс взаимодействия человека и его социальной среды, в которой они, циклично меняясь ролями «субъекта» и «объекта», приобретают новое качество в своем развитии (И. А. Липский) [1. с. 30–31];

– процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет (А. В. Мудрик) [1, с. 38];

– диалектическая взаимосвязь характеристик, направленных на достижение человеком социальности как реализованной цели социального воспитания: нормативных (формирование знаний, умений, навыков социально одобряемого поведения, приобретения опыта такого поведения, помощь в решении задач социального функционирования в системе социально приемлемых структур) и интерпретативных (актуализация активности человека, формирование субъектной позиции, навыков социального взаимодействия, самореализации своей индивидуальности в социальных условиях, помощь в обретении индивидуального социального самоопределения) (Т. А. Ромм) [1, с. 56–57].

Социальное воспитание понимают и как систему «… целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных микрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека» (Р. В. Овчарова) [6, с. 27–28].

Каждый подход с определенных позиций рассматривает возможности целенаправленного воздействия по стимулированию направленного формирования и развитию в личности определенной социальности. По своему существу воспитание действительно представляет собой целенаправленную деятельность, способствующую формированию личности человека, подготовке его к наиболее полной самореализации в общественной и культурной жизни в соответствии со сложившимися в ней социокультурными нормативными моделями поведения. Термин социальный (лат. socialis – общественный) – это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в социуме (обществе), по отношению к воспитанию представляет собой широкое понятие, характеризующее его общественную обусловленность, в частности:

– по отношению к чему (для какой социальной среды) оно осуществляется, какое социальное своеобразие следует сформировать у человека (военного, врача, педагога), какую культуру, необходимую для самореализации в среде жизнедеятельности, ему передать (способствовать ее усвоению);

– с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание и кто определяет его социальный характер, цели и способы их достижения. Это может быть образовательное учреждение, семья, родитель, а также среда, в которой живет человек.

По существу социальное воспитание представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание) конкретного человека (определенную категорию людей), в определенных социокультурных условиях, ориентированную на социальное формирование личности каждого, усвоение ею соответствующей культуры самопроявления и самореализации, необходимой ему в жизнедеятельности. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ею.

Каждая среда (государство, общество, а также социальный институт, образовательное учреждение, семья) представляет определенную субкультуру, социокультурную среду. Она носит достаточно устойчивый характер, формирует способы самосохранения, приумножения и передачи подрастающему поколению. Субкультура среды сама выступает субъектом социального воспитания подрастающего поколения.

Субъект воспитания реализует себя в зависимости от того, как он усвоил существо воспитательной деятельности (субъектность фактора реализации социального воспитания) и способы ее осуществления. Он определяет цели и способы их достижения по отношению к объекту воспитания (школьнику, воспитаннику интернатного учреждения, ребенку в семье). В качестве субъектов социального воспитания выступают государство (общество), общественные организации и движения, конфессии, социальные институты, другие государственные и негосударственные учреждения, отдельные личности, а также и сам человек как субъект самосовершенствования. Как субъект самосовершенствования, чем старше человек и чем ответственнее относится к себе и своей жизненной перспективе, тем в большей степени он «берет судьбу в свои руки».

Государство и общество – основные субъекты социального воспитания. Именно они определяют направленность, перспективы и способы обеспечения социального воспитания подрастающего поколения.

Сущность и содержание социального воспитания формулировались различными исследователями далеко не однозначно. В разные периоды отдельные педагоги и философы выдвигали свои идеи социального воспитания. Выделим основные из них:

– гражданское воспитание направленное воспитание гражданина, патриота, для которого ценности, идеалы, нормы и правила, сложившиеся в государстве, выступают ориентирами и руководством в самореализации (В. В. Зеньковский, А. В. Луначарский, Николай Николаевич Иорданский (1863–1941).

– общественное воспитание – воспитание социально активной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В. В. Зеньковский, Н. Н. Иорданский);

– формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством, стремящимся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него – и общество (Н. Н. Иорданский);

– исправление последствий негативного (дисоциалъного) воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему и таким образом обеспечивать наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский). Это направление называют социально контролируемой социализацией (ресоциализацией). Оно получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России;

– навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такая деятельность имеет место в деятельности стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни приоритетны. Они стремятся экспортировать их на соседние страны, создавая наиболее благоприятную среду для своей культурной и экономической экспансии.