banner banner banner
Россия – земля, по которой ходят святые
Россия – земля, по которой ходят святые
Оценить:
 Рейтинг: 0

Россия – земля, по которой ходят святые

Вот только до покаяния оказалось далеко. Наоборот, Иезавель настроила мужа мстить. Развернуть новые преследования за веру, покарать Илию как «виновника» бедствия. Господь сокрыл его в уединенном месте у потока Хорафа – а хлеб и мясо ему приносили вороны. Но засуха становилась все более страшной. Пересыхали ручьи, реки, падал скот. Писание гласит, что Бог готов был помиловать землю Израилеву, послать дождь. Ведь Он дал людям свободную волю. И если они упорствуют в язычестве – это их собственный выбор. Но Илия умолил Господа продолжать наказание.

Жестоко? Нет. Это тоже было милосердием, любовью к своему народу. Да, засуха погубит многих. А если не покаются – погибнут все. Погибнут для вечной жизни. Между тем пересох и поток, поивший Илию, он страдал наравне со всей страной. Господь указал ему идти в Сарепту Сидонскую, где его приняла местная вдова. Иноплеменница, но женщина высочайшей души, не пожалевшая для гостя последней горсти муки и капель масла. Она была вознаграждена великими чудесами. Мука и масло у нее не кончались, позволяя прокормить и пророка, и ее саму с сыном. А когда ее ребенок заболел и умер, Илия воскресил его.

После трех лет засухи Бог все же помиловал Израиль. Направил Илию к Ахаву, известив, что тот уже колеблется, готов перешагнуть свое упорство. И действительно, когда царь узнал, что пророк появился и вызывает его, то сам поспешил навстречу. Правда, пытался хорохориться: «Ты ли это, развращающий Израиль?» Однако Илия твердо поставил его на место – указав, что Израиль развращает он. Потребовал собрать на горе Кармил народ и 450 высших жрецов Ваала, и царь уже не перечил ему.

В назначенный день перед лицом многих тысяч людей Илия поставил условия: он принесет жертву своему Богу, а его противники – своему. Чей Господь настоящий, пусть покажет это и ниспошлет огонь на жертвенник. А те, кто сманивает к поклонению ложному божеству, должны умереть. Все собравшиеся признали условия справедливыми.

От язычников выступали маги высшего посвящения, непосредственно связанные с нечистью. Целый день они взывали к своим покровителям, исполняли оккультные пляски, хлестали себя бичами и кололи ножами, но в присутствии избранника Божия бесы были бессильны им помочь.

А Илия уже под вечер соорудил жертвенник из 12 камней, возложил на него тельца. Приказал залить водой и жертву, и дрова, даже наполнился ров, выкопанный вокруг. Но стоило пророку вознести молитву, как с неба упал огонь, попалив все. Ошеломленный народ пал ниц. Каялся и вопил, признавая Единого Бога. Илию уже готовы были слушать беспрекословно, он приказал задержать всех жрецов Ваала. Перебил их собственноручно. Воззвал к Господу, и стали собираться тучи, хлынул дождь. Уже и Ахав, видя случившееся, горько каялся в своих заблуждениях. А Илия радовался его обращению. Был настолько воодушевлен, что всю дорогу до столицы, 30 км, бежал впереди царской колесницы…

Вот и разгадки его популярности. Илия был победителем язычества, грозным и бескомпромиссным! Поэтому именно его храмы нередко возводились на местах порушенных капищ. Он выступал защитником истинной веры. Но мог и давать или прекращать дожди, влиять на урожай – и стал покровителем земледельцев. Впрочем, то и другое было связано. Ведь и засухи, бури, град, другие бедствия люди в прежние времена воспринимали правильно, как наказание за те или иные собственные грехи. А смягчить небесные кары можно было теми способами, которые как раз и указал Илия, – раскаянием и молитвой.

Но была еще одна причина народной любви к нему. Илия проявлял себя не только великим пророком, но и обычным, слабым человеком – близким каждому из нас. Потому что его триумф оказался мимолетным! Даже грандиозных чудес на горе Кармил хватило лишь… на один день! Разъяренная Иезавель сразу подавила благие порывы Ахава, потребовала расправы с Илией. А население Израиля уже было насквозь испорченным, никто не заступился! Ему снова пришлось бежать. Нет, не из страха смерти. Он сам стал молиться о смерти! Он чисто по-человечески неимоверно устал, был в отчаянии, все его усилия пошли прахом!

Поддержал Господь. Послал Ангела, кормившего его и приведшего в пещеру на горе Хорив. А здесь пророку явился Сам Бог. Прокатилась страшная буря, землетрясение, огонь. Но Господь пришел не в них, а в веянии тихого ветра. Это было знамение истинного Духа Божия, Его великой любви к людям. Он и Своего избранника приветствовал тихим, ласковым вопросом: «Что ты здесь, Илия?» Оказалось, что пророка угнетала отнюдь не собственная судьба, а судьба народа, веры. Все служители Бога уничтожены, убьют Илию – и вера оборвется… Но Господь утешил его. Ведь то, что не по силам даже пророку, возможно Богу. Раскрыл, что вера не погибнет, что Илия не один, и в народе сокрыто еще 7 тысяч тайных рабов Божьих. Приоткрыл и завесу будущего – что дом Ахава скоро падет. Дал конкретные повеления: наставить на царство благочестивого Ииуя, да и себе подготовить замену на земле – Елисея.

И вот после этого Илия стал действовать уверенно, решительно. Теперь он знал волю Господа и чувствовал за собой Его безграничную силу. Тем временем Ахав и Иезавель совершили новое преступление. Некий Навуфей отказался продать царю понравившийся ему виноградник. Тогда царица возвела на него клевету, и безвинного казнили, отобрав собственность. Но едва Ахав пошел осматривать приобретение, на пути встал Илия. Известил: мера злодеяний царя и его близких исполнилась, все семейство истребится.

Так и случилось. Через три года Ахав выступил на войну с сирийцами, и произошла уникальная битва. Была выпущена только одна случайная стрела и убит только один человек. Ахав. Его войско бежало. На трон взошел его сын Охозия, но случайно выпал из окна. Послал к оракулу Веельзевула (одно из проявлений Ваала) узнать, когда он выздоровеет. А гонцов встретил Илия и сурово указал: поскольку царь обращается не к Богу, а к нечисти, то с постели он не встанет. Узнав об этом, Охозия послал за Илией 50 солдат. Их командир надменно попытался арестовать пророка, но по слову избранника Божия с неба упал огонь и пожег всех. То же самое случилось со вторым отрядом. Лишь третий начальник с солдатами со страхом пали на колени, умоляли пророка пощадить их. Что ж, смиренную просьбу он выполнил, пошел к Охозии, но повторил свой вердикт: за свое нечестие он обречен.

Его теперь боялись, никто не задерживал. Хотя после смерти Охозии воцарился его брат Иорам – такой же закоренелый язычник. Илия еще успел помазать на царство указанного Господом воина Ииуя. Но восстание почитателей Истинного Бога, покончившее с Иоарамом и Иезавелью, случилось уже без него. Господь дал знать, что пришла пора забрать Илию из земного мира. В последнем путешествии его сопровождал верный ученик Елисей. Испросил дать ему пророческий дух вдвое больший, чем у наставника. Потом появилась огненная колесница и унесла Илию. А к ногам Елисея упал с высоты его плащ – знак, что просьба исполнена, и он стал наследником великой благодати…

Да, из описанных событий мы видим новые причины особого почитания Илии. Он выступает защитником справедливости, строго карает хищничества и беззакония – что для русского человека всегда было крайне важным. Его в нашей стране считали и одним из покровителей воинов. Ведь и сам он был по духу настоящим воином – за веру, за правду Божию. А в наши дни его признают покровителем воздушно-десантных войск и военно-воздушных сил. И дело не только в профессиональных праздниках, у ВДВ он совпадает с Ильиным днем, у ВВС близок по дате. Но нетрудно заметить явные аналогии небесных колесниц, огня и сокрушающих ударов с неба, готовых обрушиться на любых врагов, угрожающих святой Русской Земле.

Ну а православных величественная фигура Илии-пророка привлекает еще и тем, что он, живший задолго до Христа, оказывается очень близким к Спасителю. Его чудеса в Сарепте Сидонской с неиссякаемыми мукой и маслом, с воскрешением сына вдовы, фактически предварили чудеса Самого Христа. Оживленного сына по преданию звали Иона, он тоже стал пророком, и его трехдневное пребывание во чреве кита стало пророчеством о погребении и Воскресении Христовом. Илия неоднократно упоминается в Евангелиях, вместе с Моисеем он являлся на горе Фавор во время Преображения Господня, беседовал со Спасителем – что и засвидетельствовали видевшие это Апостолы.

Но и его земной подвиг еще не завершен. Илия стал одним из трех людей, не познавших смерти и взятых на небо живыми – вместе с праведным Енохом и Иоанном Богословом. Они должны еще явиться перед Вторым пришествием Христа, обличить антихриста и принять от него мученические венцы. Хотя именно этот подвиг самопожертвования станет гибельным для царства антихриста, положит начало его крушению.

Глава 3

Послан был Ангел Гавриил от Бога

Архистратиг Гавриил.

Дни почитания 26 марта (8 апреля), 13 (26) июля,

8 (21) сентября.

Во многих православных храмах на северных, боковых вратах алтаря изображают Архангела Гавриила. Во время службы через эти врата выходит к прихожанам диакон или алтарник, читать главы из Деяний Апостолов, Ветхого Завета. Ими пользуется и священник, на Божественной Литургии через них выносят Евангелие на малом входе, а на великом входе – еще не освященные Святые Дары. Центральные, Царские врата открываются для самых важных обрядов. Например, читается Евангелие. Выносится чаша со Святым Причастием. Когда Сам Господь приходит к людям. Но подготовка к этому осуществляется через северные врата. Под покровительством Архангела Гавриила.

Такой порядок символичен. Ведь Гавриил, наряду с Михаилом, Рафаилом, Уриилом, Салафаилом, Иегудиилом, Варахаилом, – один из семи высших бесплотных духов, служащих Господу. Его имя означает Сила Божья, Крепость Божья. Когда православные празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, то на втором месте среди этих сил стоит Гавриил. Его, как и Михаила, называют чиноначальником, Архистратигом. Ведь и он является одним из предводителей воинства небесного, участвовал в битве с падшими ангелами. Свидетельства об этом сохранились в апокрифических источниках, в I Книге Еноха (1 Енох 10: 54), в свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мертвого моря.

Но в этой схватке основную роль сыграл все же Михаил. Он – главный небесный воевода, победитель сатаны. А у Гавриила почитаются два отдельных праздника, два Собора в его честь, 26 марта (8 апреля) и 13 (26) июля. Потому что у него – свое служение, не менее важное, чем у Михаила. Он – вестник силы и тайн Божиих, осуществляет связь между небесным и земным миром. Иногда – через подчиненных ангелов. А в каких-то ключевых случаях выступает Божьим посланцем. Открывает людям волю Всевышнего, готовит к ее выполнению. Или даже к явлению Самого Бога – так же, как в храме, перед чтением Евангелия или Святым Причастием.

Святитель Дмитрий Ростовский писал, что Архангел Гавриил в пустыне готовил к пророческому служению Моисея, когда он бежал от фараона. Открыл ему прошлое для написания Книги Бытия, «сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах – о потопе и разделении языков, объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и прочей премудрости».

В Таргуме (переводе на иудео-арамейский язык) книг Паралипоменон Господь по молитвам царя Езекии и пророка Исайи послал Гавриила истребить ассирийских военачальников, осадивших Иерусалим (2 Пар. 32: 21). Правда, в Священном Писании ангелы не всегда названы по именам. Но когда пророк Илия бежал от гонений на веру, пребывал в отчаянии и молил о смерти, то вполне вероятно, что Господь направил к нему Гавриила. Он поддержал, кормил Илию и привёл в пещеру Хорив, где к пророку явился Сам Бог. Неоднократно Гавриил навещал пророка Даниила. Раскрыл ему божественные тайны будущего – возвестил о пришествии Христа через «семьдесят седмин», о гонениях антихриста, конце мира (Дан. 8:16; 9:21). Но тем самым Архангел уже начал готовить людей к главному событию мировой истории, земному воплощению Спасителя.

А в этих событиях роль Гавриила проявилась в полной мере. Согласно церковному преданию, именно он явился к праведным Иоакиму и Анне, оскорбленным и униженным из-за своей бездетности. Возвестил им о рождении Дочери Марии, через Которую людям придет Спасение. У появившейся на свет Пречистой Отроковицы Гавриил сам стал ангелом-хранителем, неотступно оберегал Её, приносил Ей еду в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Он явился и престарелому священнику Захарии. Известил о предстоящем рождении сына, Иоанна Предтечи. Когда тот не поверил, Архангел наказал его немотой (Лк. 1: 13–17). А шесть месяцев спустя Гавриил в Назарете предстал перед Девой Марией с благой вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она смутилась от неожиданности и такого приветствия. Гавриил успокоил Её: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Пресвятая Дева удивилась – как это будет, если Она не знает мужа, пожилого Иосифа? Гавриил пояснил: «Дух Святой найдет на Тебя; почему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» – и в подтверждение всемогущества Господа рассказал о зачатии Ее родственницы Елисаветы, жены Захарии. И прозвучал ответ Девы Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 26–38). Тот самый смиренный ответ, который открыл путь Боговоплощению. Эту миссию Гавриила Церковь считает главной, и празднование его Собора установлено на следующий день после Благовещения. В первую очередь вспоминается само событие и Дева Мария, без колебаний предавшая Себя Божьей воле. Но особо чествуется и Архангел, выполнивший столь важную задачу. Хотя Благовещением его служение не ограничилось. Он продолжал дело, данное ему от Господа, опекать Пресвятую Богородицу и Её Плод.

Имя Гавриила в Евангелиях больше не упоминается, но церковное предание говорит, что это он явился во сне Иосифу Обручнику, наставил его, что Младенец зачат непорочно, от Духа Святого (Мф. 1: 20–23). При рождении Христа он же оповестил пастухов, что в мир пришел Спаситель (Лк. 2: 9-14). Он снова являлся Иосифу, предупредив о замыслах Ирода и повелев бежать в Египет. А потом сообщил, что можно возвращаться, «ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2: 13–18). По мнению некоторых отцов церкви, когда Иисус Христос молился в Гефсиманском саду перед Своими крестными муками, Отец послал укреплять Его Гавриила, чье имя как раз и означает «Крепость Божья». А потом он явился и женам-мироносицам, принес им благую весть о Воскресении Христа (Мф. 28: 2–7; Мк. 16: 5–7; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 12–13). А Пресвятую Богородицу Гавриил охранял в течение всей земной жизни. За три дня до кончины, когда она молилась на Елеонской горе, Архангел известил Ей день Успения и вручил райскую ветвь, небесную лилию, символ победы над смертью.

Явления Гавриила случались и позже. Самое известное зафиксировано 11 июня 982 года. На горе Афон в уединенной келье жил старец с юным послушником. Вечером старец отправился в монастырь на всенощную службу, а послушника оставил молиться в келье. Вдруг в дверь постучал незнакомый монах. Юноша впустил его, стали молиться вместе. Дошли до молитвы Пресвятой Богородице. Послушник привычно запел: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…» Но гость остановил его: «У нас не так величают Божью Матерь». Начал иначе: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Непорочную и Матерь Бога нашего» – а потом уже продолжил: «Честнейшую Херувим…»

Незнакомец наказал – впредь эту молитву надо читать так, как учил он. Юноша боялся забыть, попросил записать. Но в келье не было письменных принадлежностей, и гость пальцем начертал молитву на камне, неожиданно ставшем мягким, как воск. Ошеломленный послушник успел поинтересоваться, как зовут монаха. Тот ответил: «Гавриил» – и исчез. Вернувшийся старец услышал рассказ, увидел слова на камне и понял: к ним приходил Архангел Гавриил. Принес людям молитву – так, как ее поют «у них», на небесах.

Известие о чуде дошло до императоров Византии Василия и Константина. В Константинополь отправили каменную плиту с текстом молитвы, и она прочно вошла в православный обиход. Икона, перед которой молились послушник с гостем, получила название «Достойно есть». На Афоне 11 июня установили местный праздник Архангела Гавриила. В Константинополе воздвигли собор в его честь. Впоследствии он разрушался, перестраивался. В XVII веке день освящения собора, 13 (26) июля, был введен в церковный календарь как еще один праздник этого Архистратига.

Гавриила очень почитали и на Руси. В 1037 году благоверный великий князь Ярослав Мудрый, возводя вокруг Киева новые крепостные стены, над главными, Золотыми воротами построил церковь Благовещения. Ипатьевская летопись подчеркивала – она сооружалась специально, чтобы «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и Архангела Гавриила». А при освящении церкви святитель Иларион провозгласил: «Да еще целование Архангел даст Девици, будет и граду сему. К онои бо: “Радуися, обрадованнаа! Господь с тобою!”, к граду же: “Радуися, благоверный граде! Господь с тобою!”»

В крещении или монашестве имя Гавриила носили многие русские князья. В его честь писали иконы, освящали храмы. Ему был посвящен один из приделов кремлевского Благовещенского Собора – домовой церкви русских государей, построенной Иваном III. Гавриил был небесным покровителем его сына, великого князя Василия III. Он глубоко почитал Архангела. Долгое время, будучи бездетным, молился ему. В 1530 году наконец-то родился сын Иван, и Василий в благодарность построил храм Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре. При Иване Грозном такой храм появился и в Москве на Чистых прудах. Возможно, царь возвел его в память об отце.

В нашей стране были и явления Архангела. Например, преподобному Мартирию Зеленецкому во второй половине XVI века. Но опять же, в житиях святых, в описаниях чудес редко упоминается персонально, кто из ангелов приходил к людям. Или говорится обобщенно, как о явлениях Пресвятой Богородицы с небесным воинством. А Архангел Гавриил всегда был близок к Ней. Так же, как Божью Матерь, он извещает о переходе в вечную жизнь Её избранников, святых праведников. В «Келейной книжице» старца Иоанна (Крестьянкина) записана молитва: «Святый Архистратиже Божий Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей». А старцу Николаю (Гурьянову) он и возвестил. Приходил в его скромную избушку-келью на острове Талабск, принес знак, небесную лилию. По молитве старца это явление Архангела видели близкие люди из окружения Батюшки Николая.

Из двух праздников Архистратига Гавриила июльский все же стал в России второстепенным, он был связан с греческими событиями и традициями. Основным стал апрельский, связанный с Благовещением. Каких-то оcобых народных обычаев на этот праздник не выработалось, кроме примет о погоде. Но зайти в храм, поставить свечу, помолиться считалось очень важным. Ведь Гавриил – один из ближайших ангельских чинов к Божьему Престолу и Пресвятой Богородице. А его служение по связи земного и небесного мира не ограничивается передачей людям Божьей мудрости, благодати, силы. Он и в обратном направлении несет Господу наши молитвы, просьбы, чаяния.

Верующие помнят чудеса зачатия Девы Марии, Иоанна Предтечи, Благовещения. Поэтому к Архангелу Гавриилу обращаются бездетные супруги о рождении ребенка. Или просят помощи в усыновлении детей. Обращаются неженатые и незамужние в поисках своей «половины», молятся о создании благополучной семьи. Гавриил охранял и опекал юную Деву Марию, Младенца Христа – и его просят о покровительстве детям, чтобы наставил их на верный путь, уберег от опасностей. Он извещает праведников о кончине – и об усопших ему тоже молятся. Но он и носитель Божьей мудрости, силы. Поэтому ему молятся об избавлении от нечистых помыслов, о правильном выборе в сложных ситуациях. О защите от недругов, от болезней, не только тела, но и души, от всяких прочих напастей:

«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил».

Глава 4

Как начиналась новая эра

Рождество Христово.

Празднование 25 декабря (7 января).

В череде новогодних праздников можно услышать споры, какой же Новый год «настоящий», нынешний или «старый». Но если строго разобраться – ни тот и ни другой. Ведь мы ведём отсчёт лет от Рождества Христова. Родился Господь, и начался первый год нашей эры. Стало быть, настоящий Новый год как раз и наступает на Рождество.

И действительно, началась новая эра – в мир во плоти пришёл Сам Господь! Данные события известны нам из Евангелий от Матфея (Мф.1: 18–25) и от Луки (Лк. 2: 1-20). В то время римский император Август объявил перепись населения. По иудейскому обычаю для этого каждый должен был явиться в свой родовой город. Жившие в Галилее Иосиф и его обрученная супруга Мария, ходившая на сносях, были из рода царя Давида. Им и пришлось идти в город Давида, Вифлеем. Пока добрались, постоялые дворы и дома оказались заняты. Пристроились в вертепе – пещере, где от непогоды укрывали скот.

Подробности добавляют апокрифические «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея». Иосиф, узнав о начале родов, кинулся искать повитуху. Встретил женщину Гелому, объясняя, что рожает «Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил Ее в жены, но Она не жена мне, а зачала от Духа Святого». Женщина позвала старую повитуху Саломею. Хотя помощь не понадобилась. В пещере засиял такой Свет, что его невозможно было вынести. А когда угас, явился Младенец. Вышел Сам и взял грудь Матери.

Гелома, осмотрев Богородицу, засвидетельствовала: «У Ней Дитя мужского пола, хотя Она Девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и никакой болезни при рождении. Девственницей Она зачала, Девственницей Она родила, и Девственницей Она остается». Саломея усомнилась, не поверила, и у нее отсохла рука. Исцелилась она, покаявшись и прикоснувшись к краю пеленок Господа. После чего пошла проповедовать, что в мир пришёл Спаситель. Двух женщин, иногда купающих Младенца, изображают на иконах Рождества. А бабушку Саломею (или Соломонию, Соломониду) на Руси считали покровительницей повитух, помощницей при родах.

Ну а Пресвятая Богородица, спеленав Сына, вместо колыбельки уложила его в ясли, кормушку для скота. Тем временем ангел предстал перед пастухами, стерегшими неподалеку стада. Возвестил «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь». Явилось им и воинство небесное с дивным пением: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение!» Пастухи стали первыми, кто пришёл на поклон ко Христу.

Но и волхвы из далеких стран, языческие мудрецы, честно искавшие Истину, узнали о Рождении Спасителя по засиявшей чудесной звезде. Трое из них, Мельхиор, Бальтазар и Гаспар, отправились поклониться Ему с дарами. Хотя через волхвов о Рождении Мессии услышал царь Ирод, учинив Избиение младенцев. Однако Святое Семейство оберегали ангелы. Повернуть вспять человеческую историю Ирод оказался уже не властен. Да, началась новая эра. Исполнилось пророчество Исайи, которое и исполняется на Рождественской службе: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!»

Но дата Рождества до сих пор вызывает споры. У иудеев дни рождения не отмечали. Это считалось языческой традицией, как праздновали фараон (Быт. 40: 20) или убийца Иоанна Предтечи Ирод Антипа (Мк. 6: 21) – он был из иноплеменников. Тем не менее, богословы достаточно точно установили день зачатия Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, 23 сентября по юлианскому календарю. В шестой месяц после этого Ангел был послан к Деве Марии – Благовещение 25 марта. Добавить 9 месяцев – 25 декабря. Эту дату обосновывают весьма авторитетные источники. О том, что Римская церковь издревле праздновала Рождество 25 декабря, указывали один из виднейших богословов России архиепископ Сергий (Спасский), священномученик и профессор богословия Феодор (Смирнов). Эту дату приводит римский Хронограф 354 года, основанный на более древнем календаре 336 года. А доктор исторических наук Олег Ульянов приводит доводы, что официальное празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено первым христианским императором Константином Великим.

Нередко отмечают, что при Юлии Цезаре, когда составлялся его календарь, на 25 декабря приходился зимний солнцеворот. А это был традиционный языческий праздник. День начинает прибывать, значит, силы света и жизни одолевают силы тьмы и смерти. Отсюда делается предположение, что христиане в борьбе с язычеством специально взяли старую дату, наполнив её собственным содержанием. Но согласиться с такой трактовкой никак нельзя. Потому что она упускает главную суть. А разве Господь для Своего прихода в мир не мог выбрать дату совсем не случайную?