banner banner banner
Россия – земля, по которой ходят святые
Россия – земля, по которой ходят святые
Оценить:
 Рейтинг: 0

Россия – земля, по которой ходят святые

В Его Рождестве глубоко символична каждая деталь. И высший подвиг Божественного смирения – Он является к людям, не имея крыши над головой, в вертепе, и люлькой Бога служат ясли для скотины. И то, что первыми к Нему пришли поклониться пастухи – простые бедняки, чистые сердцем. Именно такие вскоре составят основу христианских общин. И поклонение волхвов – знак того, что к Христу придут многие народы. И их подарки. Золото – как Царю, ладан – как Богу, и смирну – символ будущей смерти и погребения. Также и Рождество, в те времена близкое к зимнему солнцевороту, предвозвещает торжество Солнца Правды, Христа. Победу света над тьмой, но уже не материальную, а духовную.

В 525 году римский папа Иоанн I поручил ученому монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. При этом заново выверялись даты праздников, и в первую очередь Рождества. Потому что и отсчёт лет было решено вести «от воплощения Христа», внедрилось понятие новой эры «от Рождества Христова». Однако отсчитывать годы с 25-го числа неудобно, вот и взяли ближайшее начало месяца, с 1 января.

А в 1582 году по указанию папы Григория XIII был разработан более точный календарь, названный григорианским. Но… при его введении авторы преднамеренно пропустили 10 дней, весьма произвольно делая поправку на накопившиеся неточности юлианского. Хотя церковные праздники рассчитывались по старому календарю. Сразу возник разрыв в датах с Восточной Церковью. Причем в разных государствах григорианский календарь внедрялся в различное время, что породило путаницы не только в церковных, но и в исторических датах.

Вот так и разделились западное Рождество и православное. Какое из них точнее в духовном плане? Об этом мы можем судить по привязке православного Рождества к празднику Крещения. Вода во всех открытых водоемах меняет свойства только на православный праздник. И в Иерусалиме в храме Гроба Господня благодатный огонь сходит только на православную Пасху. Впрочем, и чудеса на Рождество Христово хорошо известны. Народ испокон веков знал, что это необычный день. В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» обычно обращают внимание на похождения Вакулы с нечистым. Но там есть и горячая молитва Оксаны к Пресвятой Богородице, которая была услышана. И если даже сейчас набрать в поисковике Интернета «Рождественские чудеса», вы найдете сотни свидетельств. Чудеса маленькие, личные, семейные. Но они происходят по молитвам, и именно на Рождество Христово.

Традиции праздника в разные эпохи менялись. В раннем христианстве перед ним был установлен 7-дневный пост, с 1166 года по решению Константинопольской патриархии он стал 40-дневным (хотя он более мягкий, чем Великий, рыба из рациона не исключается). Но дело, конечно, не только в питании. Святые подвижники всегда учили: «за еду не будешь в аду». Пост – не цель, а средство, помогающее правильно настроить себя. По возможности очиститься от грехов, от дурных помыслов. Подготовиться к сопереживанию Рождения Спасителя, к встрече с Ним.

Канун Рождества – Сочельник. Существовал обычай в этот день не есть до появления первой звезды (символ Вифлеемской звезды). Или до вечерней церковной службы (она особая – навечерие). На стол первым (или единственным) блюдом подавалось сочиво: разваренные зерна с мёдом, изюмом, орехами. Блюдо постное, но и сладкое. Оно же и похоронное. Напоминает, что Господь рождается ради искупления людей Своей Крестной Жертвой.

Распространен был и обычай «колядовать». Хотя он-то, судя по всему, дохристианский. Отсюда и ряженые, и поверье – чем щедрее будут хозяева, тем больше благ принесет им грядущий год. Но содержание песенок-колядок стало христианским, рождественским, молодёжь на «колядки» ходила с восьмиконечной Вифлеемской звездой. Из глубин язычества сохранялась практика святочных гаданий. Церковь с ней боролась постоянно, упорно, но она держалась не менее цепко, как описали Жуковский в балладе «Светлана», Пушкин в «Евгении Онегине».

Из Европы к нам пришли традиции «вертепов». Там было принято на праздник разыгрывать представления на рождественские сюжеты. Были и особые кукольные театры, показывавшие «вертепное действо». В России это тоже привилось. Рождественское представление готовили даже моряки шлюпа «Нева» Лисянского, зимовавшего на Алеутских островах в первой кругосветной экспедиции. Сейчас «вертепы» оборудуют почти в каждом храме – из картона, еловых веток, снега, помещая внутрь фигурки Святого Семейства или икону Рождества. А представления идут на утренниках воскресных школ.

Рождественская елка – гостья из Германии. Хотя Петру I её приписывают напрасно. Он перевёл страну на летоисчисление от Рождества Христова (но сохранив церковный, юлианский календарь) и повелел украсить хвойными ветками дома на празднование нового, 1700 года. Потом эта атрибутика с хвойной мишурой заглохла, да и Новый год оставался датой второстепенной. Что же касается сути обычая, то она, видимо, тоже пришла из языческих времен, от культа некоторых растений. В Англии, например, дома сперва украшали не елками, а плющом и омелой. Но в христианстве вечнозеленая ель оказалась востребованной как символ вечной жизни – которую и принес людям Господь.

С 1814 года Рождество в России приобрело ещё и государственное, военно-историческое содержание. По указу Александра I в этот день отмечалось «Избавление Церкви и державы Российския от нашествия галлов и двадесяти языков». Это был праздник изгнания из нашей страны Наполеона. По сути, аналог Дня Победы.

А обычай елок привезла из родной Пруссии Александра Федоровна, супруга Николая I. С 1817 года начала ставить елку во дворце, с 1828 года проводила детские елки. Все, что висело на ветках и лежало под деревом, было подарками для ребятишек. Постепенно внедрялась мода, подсуетились продавцы и кондитеры, предлагая особые сласти, свечи, фонарики, гирлянды. В 1840-х годах елки стали в столице обыденными, как у Достоевского в рассказе «Елка и свадьба». Закрепилась традиция сказкой Гоффмана «Щелкунчик и мышиный король» и балетом Чайковского «Щелкунчик», поставленным под Рождество в 1892 году.

Советская власть ввела григорианский календарь. Согласно нему, датой Рождества Христова стало 7 января. А Новый год из праздничной святочной полосы перескочил на Рождественский пост. Правда, по инерции Рождество еще оставалось праздничным, нерабочим днем. Но предписывалось использовать его для пропаганды, устраивать «комсомольские елки», «комсвятки», «комсомольское рождество». В 1929 году Рождество запретили праздновать совсем (и можно предположить, что это способствовало популярности елок – их ставили тайно, как символ запрещенного праздника).

Но в 1935 году партийные власти решили, что правильнее использовать любимую народом форму, перелицевав под новое содержание. Восстановили елки, подарки, игрушки, застолья. Только соединили их не с Рождеством, а с Новым годом. Тем самым задвинув православный праздник на задний план, заменяя восьмиконечную Вифлеемскую звезду пятиконечной, а молитвы и Причастие – новогодними тостами. И отчасти это удалось. Бурные новогодние гуляния до сих пор как бы заслоняют День Рождения Христа.

Впрочем, Господь-то и не нуждается в шумихе, суете, помпе. Потому и родился в глухом Вифлееме, в пещере-хлеву, возлёг в яслях для скотины. Те, кого Он призвал к Себе через ангелов, через чудесные знамения, все равно пришли. И сейчас идут в храмы по зову души – порадоваться Его Рождению, поклониться Богу-Младенцу и Его Матери. Остается добавить, что в безбожные годы почти забылся ещё один обычай. На Пасху-то мы помним, что надо приветствовать людей «Христос Воскресе!» – слыша в ответ «Воистину Воскресе». Но подобная традиция существовала и на Рождество. Поздравлять встречных: «Христос Родился!» – и отвечать: «Славим Его!».

Глава 5

Свидетельство крещенской воды

Крещение Господне (Богоявление).

Празднование 6 (19) января.

Два дня в году, 18 и 19 января, вся вода в реках, озерах, источниках, меняет свойства. Она может храниться годами и не портиться. Приобретает целебные качества, и даже многие врачи, не относящие себя к христианам, рекомендуют употреблять ее при различных заболеваниях. Мало того, если чуть-чуть этой воды добавить в другую, обычную, то и она получит аналогичные свойства, но слабее. С научной точки зрения данные явления объяснения не находят. Это одно из чудес, которое постоянно, ежегодно подтверждает человечеству историю земной жизни нашего Спасителя, Иисуса Христа. Подтверждает наглядно и ощутимо.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)