В контексте соперничества между двумя державами другие страны начали искать собственные пути развития, чтобы реализовать свои интересы и возможности. Страны Западной Европы, пострадавшие от войны, были не в состоянии конкурировать с США по национальной мощи и объему экономики, поэтому Европа начала искать пути сотрудничества и союзов. От первоначального Европейского сообщества угля и стали (1952), Европейского сообщества по атомной энергии (1957) и Европейского сообщества (1965) интеграция европейских стран продолжалась, и, наконец, в 1991 году был официально создан Европейский Союз, который сформировал высоко унифицированное региональное объединение в экономической, военной, политической и культурной областях и стал второй по величине экономикой после США, с превосходной культурной составляющей. Она стала второй по величине экономикой после США, имея превосходное культурное и политическое влияние. В Восточной Азии Япония долгое время была второй по величине экономической державой после послевоенного восстановления экономики и «экономики пузыря». Возникновение «четырех азиатских тигров» было редким чудом развития.
Благодаря выдающимся достижениям Китая в области реформ и открытости он уступил Японии место второй экономической державы. Обладая огромными внутренними ресурсами и рынками, Китай быстро стал локомотивом мирового экономического роста благодаря своему мирному подъему. В то же время она совершила скачок по многим показателям, таким как вооруженные силы, наука и технологии, образование. Как видно, мир после холодной войны развивался не в одиночку, восходящие силы в лице ЕС, Японии, России и Китая постепенно становятся важным полюсом влияния в международных делах и важным противовесом гегемону – США, соответственно. Под влиянием ЕС региональное сотрудничество и интеграция стали для многих стран стратегическим выбором для поддержания национальной и региональной стабильности и безопасности. Большое количество развивающихся стран после достижения национальной независимости и освободительных движений создали союзы для борьбы за самоопределение в региональных делах, такие как АС (1963) и АСЕАН (1967). Такие страны, как Индия и Бразилия, которые по потенциальной мощи считаются развивающимися странами, играют все более важную роль на международной арене.
(ii) Игра нескольких сил
Хотя во время холодной войны мир находился в состоянии ожесточенного противостояния, это противостояние было относительно сдержанным и поэтому никогда не перерастало в мировую войну. В 1980-х годах Дэн Сяопин[11] высказал суждение о теме времени: «мир» сосредоточился на решении проблемы Восток-Запад, то есть проблемы идеологического противостояния; «развитие» сосредоточилось на решении проблемы Север-Юг, то есть проблемы несбалансированного экономического развития. Из этих двух понятий «развитие» является основным. «Мир» и «развитие» являются предпосылками друг для друга, причем «мир» обеспечивает условия для «развития», а «развития» дает импульс «миру».
Тенденция к «многополярности» изменила структуру власти в мире и повлияла на логику дипломатии между государствами. Многосторонняя дипломатия в рамках тенденции «многополярности» – это восстание против «гангстерского» международного порядка, пришедшее на смену односторонней дипломатии доктрины Трумэна и политике изоляции и враждебности. Многополярность» отражает потерю авторитета «центра», что означает отсутствие единой доминирующей силы в мире и единого авторитетного голоса, направляющего развитие стран в рамках альянсов или организаций сотрудничества. Другими словами, существует международный консенсус о том, что страны должны иметь большую автономию и независимость в своих внутренних и внешних делах. Это означает, что страны имеют больше возможностей для реализации своих собственных интересов. Тенденция к «многополярности» предлагает возможность более широких и глубоких международных переговоров и объективности. Переговоры вместо сдерживания стали основным способом решения и реагирования на международные проблемы и международный порядок в условиях тенденции «многополярности». ООН, международные трибуналы, Всемирная организация здравоохранения и другие глобальные организации, руководствуясь принципами консультаций и демократии, предоставляют странам, находящимся на разных уровнях развития, более справедливые возможности для диалога и способствуют установлению демократичного международного порядка, основанного на переговорах, компромиссах, выработке правил и совместном управлении. Однако, поскольку страны существенно различаются по своим интересам, идеологии, культурным традициям, политическим структурам и статусу развития, процесс развития их соответствующих национальных интересов также является процессом международного сотрудничества и противоречий. Разрушения и уроки, извлеченные из двух мировых войн, в сочетании с изменениями в мировом ландшафте власти, заставили страны учиться отказываться от старого военного менталитета, чтобы принять более цивилизованные и благоприятные для развития пути и способы, в то время как конфликты между странами имеют другие способы выплеска и разрядки.
Тенденция к «многополярности» и неравномерное развитие политических образований поставили разные страны на разные позиции в международной торговле. Страны с хроническим дефицитом торгового баланса сталкиваются с невыгодными условиями экспорта, страны, которые долгое время полагались на труд и сырье, находятся на низком уровне добавленной стоимости в международном разделении труда, а страны с нестабильными валютными курсами уязвимы перед угрозой инфляции. Таким образом, на макроуровне правила игры в мировой торговле в основном определяются развитыми странами, а на микроуровне часто возникают торговые трения, вплоть до торговых войн между странами, таких как торговая война против Китая, начатая США в 2019 году. Между тем, территориальные споры стали важным проявлением национальных конфликтов после окончания холодной войны, таких как спор о Кашмире, спор об острове Уайт-Риф, спор об островах Дяоюйдао, спор об острове Хуанъянь и пограничный спор между Китаем и Индией. Некоторые из этих территориальных споров обусловлены историческим наследием, другие – тем, что растущие государства все больше претендуют на свои интересы, и нарастание и ослабление мощи государств может сильно повлиять на оценку и впечатление о них со стороны внешнего мира. Мирный подъем и быстрое развитие Китая всегда сопровождались общественным мнением о «теории китайской угрозы». Наряду с таким общественным мнением, Китай легко представить, как объект амбиций и экспансии, и это стало движущей силой территориальных споров. Кроме того, конфликты на Ближнем Востоке и в Западной Азии остаются неурегулированными по историческим и религиозным причинам. Терроризм остается важной угрозой безопасности этого региона, да и всего мира.
Хотя мир уже переживает рост полицентричности в объективном смысле, существуют значительные различия в отношении стран к многополярности с точки зрения их субъективной воли. США долгое время относились к многополярности равнодушно и скептически, в то время как Китай и Россия были основными движущими силами ее продвижения. Начиная с отчета XIV съезда, в отчетах последовательных партийных съездов делались заявления о ситуации многополярности. В докладе XIX съезда КПК даже прозвучало утверждение, что «многополярность развивается вглубь», прочно утвердив путь Китая к многосторонней дипломатии и мирному развитию. В этом смысле тенденция к «многополярности» – это не естественный итог исторического развития или неизбежный путь, а результат самостоятельного стремления возникающих политических сил. Можно сказать, что процесс многополяризации – это борьба против гегемонии, борьба против гегемонизма, односторонней дипломатии, изоляции и конфронтации, борьба за установление демократического международного порядка, основанного на равенстве и диалоге. По сути, мировая многополярность – это намерение различных международных сил перестроить мировой ландшафт и попытаться сломать международную структуру власти, монополизированную странами-первопроходцами. Движущей силой многополяризации мира является требование этих развивающихся стран к вторичному распределению международного дискурса и ресурсов развития. Это требование позволило проверить и сбалансировать власть между странами и таким образом продвинуться к более демократичному и гармоничному международному порядку.
II. Экономическая глобализация стимулирует рост общих интересов стран
Экономическая глобализация, как основная тенденция развития мировой экономики сегодня, привела все страны мира в тесный контакт и симбиоз в широком и глубоком смысле. Глобализированная экономика, созданная институтами, разделением труда и экономической организацией, позволила странам играть более подходящую роль в мировой экономике, где общие интересы переплетаются с национальными, а вызовы и риски, с которыми сталкивается человечество, стали сложными и разнообразными.
Экономическая глобализация может быть описана и определена на двух уровнях: во-первых, в общем смысле производительных сил и экономических отношений, т. е. глобализация экономики описывает тенденцию к тому, что факторы производства все быстрее перемещаются между странами и экономическая деятельность становится все более связанной между ними; во-вторых, с точки зрения важной особенности экономических отношений на современном этапе, т. е. глобализация экономики описывает тенденцию к развитию капитализма под господством капиталистических держав, таких как США Америки. Тенденция способа производства к контролю и расширению. Не следует легко отвергать или утверждать экономическую глобализацию во всей ее полноте и формулировать на ее основе стратегии и тактики.
Мы должны понимать не только причины и особенности экономической глобализации, а также ее положительные и отрицательные последствия, но и особенности и роль движения против глобализации. Только таким образом можно глубоко понять фундаментальные противоречия между производительными силами и экономическими отношениями или экономическими системами в условиях экономической глобализации, точно уловить нелинейное и неравномерное развитие мировой экономики в ожесточенной игре и ее конечные тенденции.
Экономика постепенно глобализировалась с тех пор, как капиталистические страны открыли мировые рынки, расширили свою деятельность за рубежом и ввели различные колониальные меры. Напротив, новый виток экономической глобализации, начавшийся в 1990-х годах, характеризовался следующими мотивами и особенностями.
Во-первых, сегодняшняя глобализация экономики совместима с экономикой, основанной на знаниях, особенно на информационных технологиях. В условиях глобализации международных экономических отношений происходит не только масштабный международный обмен товарами, рабочей силой и капиталом, но и широкое использование информационных технологий предоставило людям удобные средства международного обмена и сблизило международные экономические отношения. Без информационных технологий не может быть глобализации. Это утверждение в какой-то мере объясняет подход «малое – прекрасно», возникший в 1970-х годах, когда крупные компании были раздроблены, и возрождение крупномасштабных слияний и поглощений в 1990-х годах, когда информационные технологии позволили снизить информационные затраты и накладные расходы как внутри, так и за пределами транснациональных компаний.
Во-вторых, сегодняшняя глобализация экономики характеризуется множественностью субъектов, составляющих мировую экономику и международный порядок. Помимо государств, все большую роль играют предприятия, особенно современные транснациональные корпорации и транснациональные банки, которые распространяют свою производственную, инвестиционную и торговую деятельность по всему миру и реализуют глобальные бизнес-стратегии. Глобализация транснациональных корпораций сформировала глобальную сеть беспрецедентного размера и плотности в современных международных экономических отношениях, охватывающую большинство экономик мира. Согласно статистике, 40 % текущей мировой продукции производится транснациональными компаниями, 70 %–80 % международной торговли осуществляется транснациональными компаниями.
В-третьих, современная глобализация экономики – это рыночная система и система рыночной экономики, призванная наладить экономические связи между странами. В системе рыночной экономики не только произошло беспрецедентное расширение международной торговли товарами и стократное увеличение потоков капитала, но и стремительное развитие в сферах прямых иностранных инвестиций, торговли рабочей силой, науки и техники, распространения информации, перемещения людей, международного туризма и так далее. Эти области взаимно усиливают и сочетаются друг с другом, образуя полную и развитую рыночную систему, которая является всесторонней, широкой и многоканальной. Эта мировая рыночная система и система рынков связывает экономики всех стран воедино и позволяет осуществлять широкий спектр экономических отношений во всех областях.
В-четвертых, в сегодняшней экономической глобализации доминируют развитые капиталистические страны. Наиболее конкурентоспособные западные державы обладают монополией и гегемонией в международных делах, и они стремятся постепенно распространить свой собственный способ производства на все страны. Как единственная сверхдержава, утверждает Гидденс, США оказали глубокое и значительное влияние на формирование нового мирового порядка. В некотором смысле США пытались распространить свои конституционные положения на весь земной шар.
В-пятых, сегодняшняя глобализация экономики идет рука об руку с экономической регионализацией и экономическими блоками. Согласно статистике Всемирной торговой организации, на сегодняшний день в мире возникло 144 региональных экономических блока, по данным Международного валютного фонда – 68, а по прогнозам Японской организации внешней торговли – 101. Цифры, опубликованные британским журналом The Economist, с другой стороны, показывают, что с 1948 по 1994 год в мире возникло 109 региональных организаций экономического сотрудничества, из которых 2/3 были продуктом 1990-х годов. В настоящее время в вышеупомянутых региональных экономических блоках в различных формах участвуют не менее 146 стран и регионов. С точки зрения группировки, экономические блоки, которые возникли на сегодняшний день, включают G7, G77 и G24. Еще одним свидетельством сосуществования глобализации и регионализации является то, что по мере ускорения темпов процесса глобализации ускоряются и внутренние экономические потоки регионов. Например, в 1993 году на долю трех регионов – Северной Америки, ЕС и Восточной Азии – приходилось 76,8 % от общего объема мировой экспортной торговли. В настоящее время треть внешней торговли стран ЕС осуществляется внутри них, а половина иностранных инвестиций азиатских стран также поступает из других азиатских стран.
(i) Вертикально углубляющаяся глобализованная экономика, объединяющая страны в симбиозе
Экономическая глобализация, как динамичный процесс, никогда не останавливалась. После Второй мировой войны, создания региональных организаций и блоков, развития транснациональных корпораций и постепенного повышения значимости и взаимодействия между странами глобализация экономики приобрела форму конвергенции и ко-прогрессии. Экономическая глобализация началась в XV веке с открытия новых рынков и открытия новых континентов западными капиталистическими странами, которые использовали военные завоевания и колониальные войны как основные средства для открытия новых рынков и открытия новых континентов, и начали соединять все части света, тем самым открывая занавес экономической глобализации. В этот период глобальное распределение ресурсов и движение капитала происходило в рамках колониальной системы, созданной западными капиталистическими странами, при которой несколько капиталистов захватывали сырье для увеличения первоначального накопления в качестве точки сбора урожая, Восток был подчинен Западу, антагонистические отношения между завоеванными и побежденными, сильными и угнетенными породили процесс непрерывного сопротивления отсталых народов в стремлении к демократии и равенству в международном порядке. Результаты экономической глобализации разделены между «двумя концами спектра», при этом экономический драйв увеличивает интересы лишь небольшого числа стран, демократическое явление «богатого клуба» раннекапиталистических стран через войны и привилегированные интересы на переговорах и «трущобы» отсталых стран. Эксплуатация и угнетение «трущоб» отсталых стран. На протяжении почти 400 лет инициатива экономической глобализации принадлежала небольшому числу держав, а международные правила слабых и сильных загоняли отсталые страны и народы в колониальную систему, делая их подъем и развитие через равноправную торговлю далеким идеалом. После Второй мировой войны в полуколониальных и колониальных странах возникли национально-освободительные движения, и колониальная система рухнула, страны мира искали пути развития, активно вливаясь в ряды мировой экономики посредством внешней торговли и услуг, обмена и передачи технологий, движения капитала, постоянно участвуя в международной экономической тенденции в виде расширения организаций, обновления систем и модернизации форм. В этот период глобализация экономики, характеризующаяся региональной экономической интеграцией, стала тенденцией развития мировой экономики. Создание организаций экономической интеграции, таких как Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), привело к перемешиванию развитых и развивающихся стран. Создавая региональные экономические организации, развитые страны обеспечивали расширение своих собственных производственных систем и рынков, укрепляя собственную конкурентоспособность и одновременно обеспечивая себе непобедимость в процессе получения прибыли.
С точки зрения развивающихся стран, с углублением экономической глобализации экономика новых индустриальных стран и развивающихся стран, включая Китай и Индию, постепенно занимает свое место в мировой экономике. В этой ситуации суть региональной экономической интеграции заключается в многополяризации мировой экономики. Чтобы вырваться из-под гегемонистского контроля США, европейские страны четко осознают, что по отдельности они еще очень слабы и могут развиваться только двигаясь к объединению. Главная цель союза стран АСЕАН, основанного на экономическом сотрудничестве, – совместное содействие экономическому росту и социальной стабильности в регионе на основе требований равенства и сотрудничества. Защита национальных экономических интересов и развития, формирование и развитие своих политических интересов стали неотъемлемыми мотивами. Основной причиной, по которой как развитые, так и развивающиеся страны способствуют созданию и присоединению к экономическим организациям и региональной экономической интеграции, является развитие собственной экономики и создание более благоприятных внешних условий для развития своей экономики и повышения всеобъемлющей национальной мощи.
С 1990-х годов глобализация экономики вступила в фазу быстрого развития. Развитие информационных технологий, сотрудничество между странами в процессе торгового обмена, степень зависимости углубилась, во внешних отношениях и экономической политике страны вступают в экономические организации, уступая часть своих экономических прав, ищут больше интересов в форме региональных экономических организаций, транснациональные компании стали основными строителями мирового рынка, глубокое развитие экономической глобализации с точки зрения охвата, содержания торговли и форм сотрудничества представило Дальнейшее развитие экономической глобализации представило ситуацию с точки зрения охвата, содержания торговли и форм сотрудничества, обеспечив лучшую арену для рационализации международного экономического порядка. С точки зрения географического и пространственного охвата увеличилось число стран, участвующих на равных условиях. «Развитие многоуровневой, широкой сети транснациональных отношений»[12], используя статистику Всемирного банка, страны и регионы, несмотря на разные уровни экономического развития, имеют торговые организации и соглашения почти в 150 странах и регионах мира, и только 12 островных государств и княжеств в мире не участвуют ни в одном региональном торговом соглашении (РТС). В среднем каждая из 174 стран и территорий участвует примерно в пяти торговых организациях и соглашениях. Глубина глобализации привела к тому, что значительное число развивающихся стран подписали двусторонние преференциальные торговые соглашения с развитыми странами; более широкий и демократичный подход к содержанию торговли, при котором торговые обмены отходят от традиционной торговли товарами и вводят более демократичные концепции в сфере услуг, инвестиций, разрешения торговых споров, гармонизации конкурентной политики и общей экологической политики; а также большая гибкость и разнообразие форм и механизмов торговли. Большинство региональных экономических объединений приняли открытое отношение к членству, чтобы ускорить расширение. В целом, участвующие члены региональных экономических организаций прошли через процесс увеличения числа членов от малых до крупных. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), например, расширялось четыре раза и на сегодняшний день насчитывает 21 члена и трех наблюдателей. Формы и уровни сотрудничества эволюционировали от низких до высоких. В январе 1995 года четыре страны Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай) повысили статус своей зоны свободной торговли до таможенного союза в соответствии с положениями «Протокола о городе черного золота», подписанного в 1994 году, и официально приступили к работе. Углубление вертикального развития экономической глобализации и рост экономической мощи привели к усилению демократического голоса наций в международных делах и послужили смазкой для рационализации международного экономического порядка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Избранные произведения В. И. Ленина, т. 3, – Пекин: Народный Пресс, 2012, с. 600.
2
Избранные произведения В. И. Ленина, т. 3, – Пекин: Народный Пресс, 2012, с. 601.
3
Си Цзиньпин об управлении, Пекин: Издательство иностранных языков, 2014, стр. 248.
4
Си Цзиньпин, «Выступление на конференции, посвященной 40-й годовщине реформ и открытости», Жэньминь жибао, 18 декабря 2018 года, стр. 2.
5
Китайский партийный и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая с 1989 по 2002 год и председатель КНР с 1993 по 2003 год, также председатель Центрального военного совета КНР с 1990 по 2005 год. Член партии с апреля 1946 года, ЦК КПК с 1982 года, Политбюро с 1987 года, Постком Политбюро с июня 1989 года – по 2002 год.
6
Китайский партийный и государственный деятель. Генеральный секретарь ЦК КПК с 2002 по 2012 год, Председатель КНР с 2003 по 2013 год, председатель Центрального военного совета КНР с 2005 по 2013 год. Заместитель председателя КНР с 1998 года, зампред Центр военсовета с 1999 года, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК с 14 созыва.
7
Ли Чжи, Всемирная история в 20 веке (следующий том), – Ухань: Образовательная пресса Хубэй, 1998, стр. 38.
8
Сюй Цзянь, Международная среда и период стратегических возможностей Китая, – Пекин: Народный Пресс, 2004, стр. 137.
9
Луо Чжиган, «Демократизация международных отношений в перспективе глобализации», Журнал Уханьского университета (издание по философии и социальным наукам), № 1, 2012.
10
Ван Цинсун и Ван Шучунь, «Международная ландшафтная игра после холодной войны и логика развития китайско-российских отношений», «Современный мир», Выпуск. 11, 2018.
11
Дэн Сяопин (22 августа 1904–19 февраля 1997), ранее известный как Дэн Сяньшэн и научное название Дэн Сисянь, был уроженцем Гуан-Аня, провинция Сычуань. В ранние годы он отправился в Европу работать и учиться. Вернувшись домой, он посвятил себя революционной борьбе за национальную независимость и освобождение народа, возглавляемой партией. Начиная с Земельной революции, Войны сопротивления против Японии и заканчивая Освободительной войной, он последовательно занимал многие важные руководящие посты в партии и армии и совершил достойные подвиги за реализацию ряда важных стратегических решений Центрального комитета Коммунистической партии Китая, победу о Новой демократической революции и рождении нового Китая. Дэн Сяопин признан всей партией и всей армией как выдающийся лидер, пользующийся высоким авторитетом у людей всех этнических групп, великий марксист, великий пролетарский революционер, политик, милитарист, дипломат, испытанный борец за коммунизм, главный конструктор социалистических реформ, открытости и модернизации Китая., пионер пути социализма с китайскими особенностями и главный основатель теории Дэн Сяопина.