К группе младших римских анналистов относится Квинт Клавдий Квадригарий. Его труд «Анналы» состоял из 23 книг, в отличие от других римских историков, он не остановился на раскрытии событий древнейшей римской истории (вероятно осознавая недостоверность данных), хронологически его работа охватывает период от IV до I в. до н. э.. Относительно труда Валерия Анциата также известно крайне мало, идут споры о названии («История» либо «Анналы»), о количестве книг из которых этот труд состоял (на данный момент известно, что были сделаны выписки из 75-й книги Валерия Анциата, значит в его работе существовало как минимум 75 книг). До настоящего времени сохранились некоторые фрагменты, хоть и в большем количестве (65 фрагментов), чем у большинства других римских историков того же периода. Несмотря на то, что младшие анналисты уже не начинали своих работ с пересказа событий древнейшей истории (мифических времен Энея), Валерий Анциат остановился и на них. Конечным событием его труда обычно считают 91 г. до н.э., но есть мнения, что он довел свою работу до смерти Суллы (78 г. до н. э.). Еще два автора относятся к группе младших анналистов: Гай Лициний Макр и Квинт Элий Туберон. Об их работах (которые также назывались «История» либо «Анналы») известно очень мало, лишь пересказы некоторых фрагментов в работах более поздних историков.
Источники по истории Римской империи
I
–
V
вв. н.э.
На следующем этапе развития Римской империи в значительной степени авторы исторических произведений концентрировали свое внимание на взаимоотношениях Рима с варварскими племенами. В частности, труд древнеримского историка Веллея Патеркула «Римская история» в двух книгах, который доходит до 29 г. н. э. и раскрывает взаимоотношения Рима с германцами. Одним из историков, раскрывавшим отношения между Римом и иудеями был Иосиф Флавий. В своих трудах «Иудейская война» (семь томов) и «Иудейские древности» (20 книг) он раскрывал историю иудейского народа, взаимоотношения Рима и Иудеи. Оба произведения были написаны на греческом языке. Публий Корнелий Тацит создал такие работы как «История» (или «Анналы») и «Германия». Крупнейшей работой стала «История»37, из 12 (или 14) книг которой до настоящего времени сохранились первые четыре книги и начало пятой. Эти книги описывают события 69 и 70 г. н.э..
Гай Светоний Транквилл, автор биографического труда «Жизнь двенадцати цезарей»38, не ограничился перечислением реформ и военных походов, внес новизну в биографическое изложение, традиционное для Римской империи. Его работа была написана на латыни. Но в первые века нашей эры часть трудов по истории Римской империи была написана на греческом языке. На греческом языке (часть авторов была и греческого происхождения) писали Плутарх, Дион Кассий («Римская история»39 в 80 книгах, дошла частично полностью, частично в пересказе византийских источников, на русском языке книги 51 – 80) и Геродиан («История от Марка Аврелия»40 в восьми книгах, хронологически охватывает период 180 – 238 г. н. э.)
Еще одним древнеримским историком являлся Аммиан Марцеллин. В своем труде «Деяния» (также используются названия «История» и «Римская история»), который состоял из 31 книги (сохранились книги с 14 по 31), хронологически охватывался период с 96 по 378 г. н. э.. В сохранившихся восемнадцати книгах труда Амминана Марцеллина описываются события период с 323 по 378 гг. н.э..
Также труд по древнеримской истории создал Кассиодор (Флавий Магн Аврелий Кассиодор Сенатор). Его работа называется «Хроника»41, охватывала хронологически период от сотворения мира (автор применяет религиозную концепцию) до 519 г. (стиль схож с традиционными римскими фастами). Этот позднеримский исторический труд получил широкое распространение и популярность среди авторов периода раннего средневековья (на него ссылались Беда Достопочтенный, Гинкмар Реймский и другие).
Особенностью истории Древнего Рима являются сохранившиеся до нашего времени опубликованные речи известных ораторов, сборники писем, бесед и дневниковых записей. В частности речи Диона из Прусы, письма и панегирик Плиния Секунда Младшего, «Беседы» Эпиктета. К периоду III – IV в. н.э. относятся одиннадцать дошедших до нашего времени панегириков42.
Среди сборников законодательных актов, первым официальным собранием законов Римской империи стал «Кодекс Феодосия»43.
Таким образом, обращаясь к источникам по истории международных отношений периода Древней истории, основу исследования могут составить исторические труды авторов соответствующего периода. Необходимо помнить, что чем ближе исследуемый период к жизни автора текста, тем большей достоверностью относительно событий этого периода текст обладает. Иные категории исторических источников также могут нести необходимую информацию для исследования, в частности: нумизматические, эпиграфические материалы, данные археологических исследований.
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите категории исторических источников, которые могут быть полезны при проведении исследования по истории международных отношений в период Древней истории.
Чем отличаются труды старших и младших анналистов?
По какой причине труды по ранней истории Римской империи составлялись и греческими авторами?
Литература:
Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981, 160 с.
Всемирная история: в 6 т. Т. 1. Древний мир / гл. ред. А.О. Чубарьян [отв. ред. В.А. Головина, В.И. Уколов]. – М.: Наука, 2011. – 1166 с.
Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). Учебное пособие. Под ред. проф. В. И. Кузищина. М., Изд-во моск. Ун-та, 1982, 242 с.
Источниковедение истории международных отношений периода истории Средних веков
Обращаясь к корпусу исторических источников, относящихся к периоду западноевропейского Средневековья необходимо отметить, что большая часть дошедших до нас документов имеет отношение к складыванию законодательной и судебной сферы государственного управления, значительный пласт составляют материалы, раскрывающие нюансы социально-экономического развития формирующихся на этом этапе государств. Наименьшее количество материалов относится к международным отношениям указанного периода. Значительная часть фактов, которые нам известны в отношении истории международных отношений в Средние века, извлечена исследователями из общих хроник (анналов), которые зачастую имели компилятивный характер, велись в монастырях (соответственно на формируемый текст накладывалась определенная трактовка, связанная с интересами церкви, что не увеличивает объективности этой категории источников). По этой причине в данном разделе большая часть информации посвящена именно хроникам (анналам) и в гораздо меньшей степени представлены международные соглашения, дипломатическая переписка и другие, более привычные для проведения исследований по истории международных отношений в новое и новейшее время источники. Материалы общей политической истории, отраженные в хрониках (анналах) разделены в подразделы по странам. Раннему периоду средневековья также характерны источники нумизматические, эпиграфические и материалы археологических раскопок, но за ограниченным объемом пособия, они практически не упоминаются.
По сравнению с периодом Древней истории в период Средневековья в Западной Европе все же начинает формироваться более значительный пласт источников, отражавших международные отношения этого периода. Как следствие, для исследователя открывается более широкое поле для работы.
При проведении исследований, также необходимо помнить, что к методам, применявшимся в истории (особенно активно в период Средних веков) в международных отношениях, помимо войны и заключения международных соглашений необходимо отнести также и заключение правящими династиями браков между представителями правящих династий (очень часто заключались браки между представителями династий Франции и Испании с целью предотвратить возможность ведения военных действий). Оценивать эффективность этого метода уместно в ином контексте, но как источник по истории международных отношений для периода Средних веков эти браки важны.
Европейские монархи в этот период в значительной мере соотносили свою внешнюю политику с целями католической церкви и Папы Римского (Ватикана). Некоторые монархи пытались подчинить эту важнейшую составляющую международных отношений себе (Авиньонское пленение), некоторые пытались отказаться от установившихся взаимоотношений зависимости от папского престола (опасность быть подвергнутыми анафеме), некоторые предпочитали действовать в первую очередь именно в интересах церкви и представали «защитниками веры».
Дипломатической службы в современном понимании в указанный период еще не существовало. Прообраз современной дипломатической структуры сформируется к середине XVIII в. незадолго до «переворота союзов» или «дипломатической революции». Пока же (в Средние века) дипломатические миссии зачастую выполняли представители церкви, «дипломаты» долгое время проживали при дворе другого монарха за свой счет, не отказывались от взяток и чаще выполняли краткосрочные миссии.
В отношении раннего периода Средневековья мы не можем говорить о том, что право на войну было лишь у государства. Само государство на этом этапе еще было очень слабо, зачастую с королем конкурировали крупнейшие феодалы (землевладельцы), понятие суверенитета было крайне условно в отношении характеристики раннего западноевропейского Средневековья. Право на ведение войны в этот период являлось всеобщим правом. Ограничить это право мог либо король (монарх), либо Ватикан (церковь).
Папа Римский и вся католическая церковь воздействовала (пыталась воздействовать) на этот аспект отношений через решения церковных соборов. Например, можно упомянуть соборы, проводимые в Средние века в городе Тур во Франции. В этом городе соборы состоялись в 461, 567, 755, 813, 1054, 1060 и 1163 гг.. Помимо обсуждения вопросов религиозного характера, на этих соборах затрагивались и вопросы международного характера. В частности, в ходе собора 567 г. епископы озвучили обеспокоенность тем, что Меровинги зачастую захватывали церковную собственность в отдаленных районах для того, чтобы получить средства для ведения войн.
Интересны для исследования также работы Жана Ардуэна (Jean Hardouin). Этот французский ученый жил в 1646 – 1729 гг.. С 1687 г. он занимался собранием материалов всех Церковных соборов (с I в. н. э.) и их подготовкой к печати. Эту работу ему заказал и оплатил Людовик XIV. После завершения работы исследователя в 1715 г. на десять лет публикация издания была задержана, она произошла в 1725 г.. Одно из изданий этой серии размещено в свободном доступе на разных платформах. Его можно найти как в GoogleBooks, так и на сайте библиотеки Лиона44. В 1910 г. в семи томах на основе работ Филиппа Лаббе (разрабатывал близкую к работам Ардуэна тему несколько раньше) и Жана Ардуэна на русском языке была опубликована серия «Вселенские соборы», все семь томов находятся в свободном доступе45.
Далеко не всё во взаимоотношениях государей и церкви было однозначно. С одной стороны на соборе в Маконе в 587 г. было установлено право Церкви на защиту вдов и сирот, с другой стороны по результатам собора в Майнце в 813 г. священнослужителям запрещалось носить и применять оружие. В этой ситуации, когда священнослужители не могли больше применять силу оружия для подкрепления собственных постулатов и использовать силу в защиту слабых, эта обязанность постепенно стала перекладываться на государство, на короля. К функциям короля в соответствии с решением Парижского собора 829 г. относилась, в том числе и «защита родины от неприятеля, а также защита церкви, сирот и вдов». Таким образом, в ситуации, с сильной монаршей властью внешний мир и защита обездоленных находились в ведении короля. В последовавший период, с IX по XI вв., в странах Западной Европы в разной степени произошло ослабление монархии. Следовательно, правители не вполне справлялись с теми функциями, которые церковь переложила на них по итогам своих соборов. Для того, чтобы регламентировать ситуацию, поместные соборы продолжали выносить решения, касательно вопросов вроде бы уже уровня влияния королевской власти. Единственное средство, которое могло хоть сколько-то эффективно способствовать успокоению ситуации – отлучение от церкви, начинает активно применяться против тех, кто нападал на крестьян и клир, соборами вводится запрет на ведение военных действий в дни религиозных праздников и постов. Этот период, на который по причине религиозного праздника или поста противники призывались к отказу от военных действий, назывался «Божьим миром». Наиболее крупные феодалы также пытались своими решениями контролировать вопрос «войны и мира» на своих землях, их действия по запрету междоусобиц стали называться «земским миром».
С XII по XV вв., в сфере международных отношений, где одним из акторов являлась католическая церковь стали три направления, в реализации которых Ватикан был крайне заинтересован. Во-первых, это Крестовые походы. Во-вторых, это стремление Ватикана провести унию церквей. Этот вопрос также активно обсуждался в рамках церковных соборов (Лионский собор 1274 г., Пизанский собор 1409 г., Констанцский собор 1414 – 1418 гг., Ферраро-Флорентийский собор 1438 – 1439 гг.). В-третьих, подобной сферой стала борьба с еретическими течениями.
Помимо церковных соборов в рассматриваемый период проводились также и светские встречи правителей для решения каких-либо общих внешнеполитических задач. Проводились подобные съезды по образу церковных соборов, иногда инициатором такого съезда выступал папа Римский.
В частности, проводились съезд в Луцке, конгресс в Аррасе и Мантуанский съезд. Одним из источников о событиях съезда в Луцке является «Хроника Длугоша» или «Анналы, или хроники великих князей Польши». Этот труд был составлен современником события, польским хронистом Яном Длугошем, на русском языке находится в свободном доступе46. Аррасский конгресс, инициированный Ватиканом с целью примирить Англию и Францию, уже долгое время находящихся в состоянии войны (которая позднее получит название «Столетней») также отражен в источниках, в частности в договоре, заключенном между французским королем и бургундским герцогом47. Помимо прочего данный конгресс был отражен в иллюстрациях, помещенных в иллюминированной книге «Вигилии на смерть короля Карла VII»48.
Мантуанский съезд также называют «собором», целью этого конгресса была организация крестового похода против турок. Из письменных источников можно указать текст на латыни и ее перевод на английский язык выступления папы Римского Пия II49. Участие Пия II на соборе в Мантуе отражено во фреске в библиотеке Пикколомини.
Королевство Вестготов, Испания.
Один из последних позднеримских историков затрагивал историю взаимоотношений остготского и вестготского государств. Аммиан Марцеллин в своем труде «Римская история»50 хронологически охватил период с древнейших времен (от Адама) до 519 г., в том числе затронул период развития вестготского государства с 353 по 378 гг. К нумизатической категории исторических источников ранней истории королевства Вестготов относится тремисс с изображением Леовигильда (568 – 586 гг.).
В VI в. Иордан создал исторический трактат «О происхождении и деяниях гетов»51, в котором упоминаются многие народы и территории их проживания, с перечислением пограничных рек. Иордан упоминает остров, с которого произошли готы, покоренные готами племена, сражения готов с гуннами, борьбу среди готов за власть и ключевых вождей (Германарих, Аттила, Теодорих).
Иоанн Бикларский в своем труде «Хроника»52 останавливается на событиях 567 – 590 гг. (события, современные автору). В этот период король Леовигильд стремился объединить вестготов, сделав государственной религией арианство. В противовес этому Иоанн Бикларский был с детства ортодоксальным христианином, в связи с чем был сослан королем в Барселону. До нашего времени сохранился список с оригинала, который исследователи относят к VII в.. Помимо правления Леовигильда, Иоанн Бикларский затрагивает последние годы существования королевства свевов. Особое внимание автор уделяет переходу преемника Леовигильда – Реккареда I от арианства к ортодоксальному христианству.
Исидор Севильский создал ряд трудов, в том числе «Хронику» и «Историю готов, вандалов и свевов»53. Сам автор был активным участником политической жизни Толедского королевства. Исторические работы были написаны с проготских подходов.
Следующим важным источником по истории королевства Вестготов является анонимная «Хроника вестготских королей»54, создание которой относят к периоду VIII – IX вв.. Текст представляет из себя перечисление вестготских королей, этот список был приложением к «Вестготской правде». Некоторые сведения о королевстве вестготов упоминаются в труде Григория Турского «История франков»55, созданной во второй половине VI в.. Другим трудом, созданным за пределами Вестготского королевства, но несущим информацию о его развитии и международных контактах, является «История войн»56 Прокопия Кесарийского. Автор -византийский историк, в своей работе из 8 книг Прокопий останавливается на войнах Византии и Персии, завоевании королевства вандалов и остготов. Хронологически события затрагивают период с 530 по 553 гг..
Из законодательных актов вестготов наибольшее значение имеют «Кодекс Эйриха» и «Правда Вестготов». В «Кодексе Эйриха», записанном около 475 г. н. э., уделяется отдельное внимание разделу земель между готами и римлянами, уточняется подведомственность суду иностранных купцов57. Важнейшим памятником права варварских королевств более позднего периода является «Вестготская правда»58, которая была записана около 654 г. и заменила «Кодекс Эйриха».
В начале VII в. Феликсом Толедским было составлено «Краткое жизнеописание Юлиана Толедского»59, Юлиан Толедский был историком и политиком, архиепископом г. Толедо с 680 по 690 гг.. Ситуация с арабским завоеванием кратко изложена в «Толедских анналах»60, составленных в середине XII в.. В дальнейшем эта хроника была продолжена до XIII в..
Междоусобицы средневековой Испании также представлены в материалах «Хроники Карденьи»61. В этих хрониках помимо материалов, касающихся церковной жизни (введения римской литургии и др.) указываются даты и события, в том числе, политической жизни (и внешнеполитической).
Реконкиста, которая началась в 738 – 742 гг., в связи с тем, что противник придерживался иной веры, стала носить характер религиозной войны, войны католицизма против ислама. Эту борьбу активно поддерживал Ватикан. «Хроника»62 Альфонсо III (IX – X вв.) повествует о событиях IX – X вв.. Исследователи считают, что она начала составляться в период правления Альфонсо III Великого. В ней излагаются события начального этапа Реконкисты, в «Хронике» многократно подчеркивается борьба готов за католическую веру, раскрываются междоусобные конфликты внутри католических территорий Пиренейского полуострова, стремление в период междоусобиц сохранить мир с мусульманами.
В 1143 г. в результате битвы при Вальдевезе был подписан договор Замора, который устанавливал независимость Португалии от Испании, королем Португалии становился Афонсу I. Еще одним важным источником по истории Испании этого периода является «Общая хроника Испании 1344 г.»63, оригинал рукописи безвозвратно утерян, сохранились лишь фрагменты более поздних версий хроники. Из исторических источников по международным отношениям Арагона в период Средних веков можно упомянуть также тексты «Договора с эмиром Валенсии 1224 г.» и «Договора с ал-Маликом ал-Ашрафом 1293 г.».
По вопросу участия Кастилии в международных отношениях рассматриваемого периода полезны такие документы64 как «Песнь о Сиде Кампеадоре» (около 1093 г.), «Кастильско-генуэзский договор 1146 г.»65, «Письмо короля Кастилии Альфонсо VIII папе Иннокентию III о результатах победы объединенных сил христианской Испании над войсками Альмохадов при Лас Навас де Толоса 16 июля 1212 г.»66, «Договор между Фернандо III и владетелем Альмохадов»67, «Песня об осаде Альмерии»68.
К эпохе позднего средневековья относится уже большее количество сохранившихся до наших дней договоров, в частности необходимо упомянуть «Тордесильясский договор о разделе мира Испанией и Португалией»69 (1494 г.), «Асьенто с Родриго де Бастидас от открытиях в Индии за его счет»70 (1500 г.), «Рекеремьенто»71 (1508 г.). Относительно открытий и завоеваний в Америках необходимо выделить «Дневник первого путешествия»72 Х. Колумба (1492 г.) (к корпусу источников Х. Колумба, помимо его дневников, также относятся письма католическим королям, инструкции), хронику Франсиско де Хереса «Правдивое повествование о завоевании Перу»73 (1535 г.), труд Агустина де Сарате «История открытия и завоевания Перу»74, Т. де Б. Мотолиниа «История индейцев новой Испании»75, К. де Мена «Завоевание Перу»76 (1534 г.), С. де Леон «Хроника Перу»77 (1535 г.), «Сообщение из Севильи от 21.01.1569 г. о морском разбое англичан»78 (их известно более одного), «Пожалование папой Филиппу II короны Англии и Ирландии» (14 июля 1588 г.).
Византия
Самостоятельная внешняя политика стала проводиться Константинополем после распада Римской империи на Западную и Восточную. Больший приоритет во внешней политике Восточной Римской империи (Византии) составляло северное и восточное направление, на западном направлении практически активных действий не проводилось. Наибольший вклад в укрепление позиций Византии внес император Юстиниан I, который поставил целью своей внешней политики восстановление империи в ее прежних пределах, но под своим руководством. Для достижения этой амбициозной цели необходимо было уничтожить варварские королевства, которые образовались на территории Западной Римской империи в V – VI вв.. Активные действия на западе могли быть возможны в ситуации, когда с других сторон Византия не подвергалась угрозе внешнего нападения, а также не возникало попыток захватить власть или отделиться окраинам, для этого были заключены соглашения с Ираном, было подавлено восстание Ника. Начались войны с варварами: войны с вандалами, остготами, вестготами. В результате активных внешнеполитических действий территория Византии увеличилась более чем в два раза. С франками отношения были, в противовес остальным варварским государствам, терпимые (франки являлись христианами). Однако Византия использовала франков в качестве союзников против варварских королевств, в которых было распространено арианство (остготы, вестготы).
Несмотря на то, что главная цель – восстановление границ государства в пределах границ Римской империи до ее раскола на Западную и Восточную достигнута не была, Византии удалось разгромить значительные силы варваров и уничтожить государство вандалов и остготов.
После достаточно положительных результатов внешней политики периода правления Юстиниана I, к концу VI в. Византия начинает утрачивать свои позиции на международной арене. Причиной стало истощение ресурсов государства в период активной внешней политики Юстиниана, его преемники не смогли продолжить реализацию планов императора, в результате активные действия во внешней политике Византии были приостановлены.
В отношении северного и восточного направлений внешней политики Византии можно обратиться к такому тексту как «Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию»79. В этом документе кратко характеризуются отношения между Византией и Персией в начале VII в. (конфликт между императором Фокой, сменившим его на престоле Ираклием и персидским шахом Хосроем II). В этом же документе упоминается, что скифы «суть русские» и император Ираклий в 622 г. уговорил скифов не тревожить Византию, в то время как сам выступил против Хосроя II.
Главным противником Византии в период с IX по XI вв. стали арабы, которые постепенно захватывали опорные базы в южном Средиземноморье, угрожая последним владениям Византии в Италии.
Документы касательно взаимодействия Византии и арабов с 822 по 957 гг. во время правления Аморийской и Македонской династий были переведены и опубликованы в сборниках80 Санкт-Петербургского университета 1900 г. и 1902 г.: «Восстание Фомы», «Завоевание Крита арабами», «Покорение Сицилии мусульманами» и другие. Касательно похода на Болгарию императора Никифора I есть упоминание и небольшое описание в арабском синаксаре81, в нем рассказывается о первоначальной победе Никифора, дальнейшем нападении болгар и поражении императорского войска. В сфере исследования развития торговых отношений важно привлекать такие документы как «Император Андроник Палеолог Старший жалует в 1320 г. привилегии испанским купцам».
Со второй половины X по XII вв. происходит активизация внешнеполитического взаимодействия Византии со странами Западной Европы. В сфере взаимоотношений с Римом в XI в. патриарх Михаил Кируларий отказывается от подчинения папе Римскому церквей и монастырей, находящихся в Византии. Попытки Византийского императора Константина IX найти компромисс и восстановить баланс в отношениях между папой и патриархом ни к чему не привел, в результате в 1054 г. противоречия западной и восточной ветви христианства завершились формальным разрывом.