1.2. Соотношение субъективно переживаемого смысла и цели ситуации
Смысл проявляет себя как осознанность, переживание актуальности (контакт), соотнесенность с другими значимыми людьми, наличие длинной или короткой цели поведения. Определение или обнаружение смысла – это человеческая метафора ориентационного действия, свойственного всему живому. Ориентация и поведение в Целом ситуации всегда подразумевает наличие трех позиций присутствия, силовых линий, относительно которых формируется мотивация: «хочу», «должен», «решил» (как они соотносятся с позициями эго-состояний, выделенными Э. Берном, см. далее).
Смысловое наполнение и цель каждым участником ситуации удерживаются по-разному. Установка значения ситуации полностью зависит от той роли и от формы ответственности, которую мы принимаем, несем в ситуации. В соответствии с принимаемой формой ответственности личный смысл ситуации, то индивидуальное значение, которое лежит в основе сознательной оценки собственного присутствия, может базироваться на разных основаниях с точки зрения предлагаемой и ожидаемой ответственности. Задаваясь вопросом о распределении смысла в этой триаде, В.А.Петровский отмечает следующее: «Взрослый – тот, кто смысл выбирает, Родитель является тем, кто удерживает смысл, Ребенок – тот кто принимает этот смысл». (Петровский, В. А. Человек над ситуацией / В. А. Петровский. – М.: Смысл, 2010 с.559)
Мы утверждаем, что данный подход должен быть применен в рассмотрении целого каждой ситуации: Ребенок принимает или не принимает предлагаемый смысл ситуации, Родитель заботится или не заботится о его удержании, Взрослый формирует или не формирует, выбирает или не выбирает общее направление движения. Здесь становится актуальным вопрос о функциональной способности или неспособности, готовности или неготовности выступать в соответствующей роли. Именно взаимодействие этих ролей, этих составляющих в целом ситуации и является тем, что определяет успешность или не успешность проявления активности. Таким образом, влияния, мотивирующие человека к тому или иному способу активности, разнесены между всеми участниками коммуникации, формирующими сознание и удерживающими прагматику каждого конкретного поведенческого акта и всего поведения в целом.
Цель этого процесса сознательной организации поведения – функциональность (достижение, движение к цели) и передача/принятие ответственности для дальнейшей самостоятельной сознательной регуляции поведения.
В функционировании системы управления поведением присутствует дихотомия «определенность – неопределенность». С точки зрения эго-состояний «ребенок» и «родитель» мы имеем дело со «смыслом», который надо исполнить и удержать, с точки зрения позиции «взрослый» мы имеем дело с возможностью и необходимостью того, каков смысл ситуации, и, соответственно, какую цель нам задавать для процесса организации поведения. Выбор осуществляется в ситуации большей или меньшей определенности результата действия с точки зрения двух переменных. Насколько «полезным» это действие окажется для реализации намерения и насколько это действие может быть осуществлено в принципе. Поэтому мы говорим о том, что личность, как оператор сознательной регуляции поведения, встречается с вызовом неопределенности, вариантности выбора.
1.3. Свобода – возможность выбора цели
Свобода для человеческих существ проявляется наиболее полно в позиции возможности выбора цели, смысла направленной организации поведения. Наличие этой возможности раскрывает, актуализирует базовую возможность двигаться в индивидуально актуальном направлении. Переживание и возможность реализации именно этого принципа лежит в основе активной личностной позиции. В основе личностной активности лежит свобода – как право и способность распоряжаться своей жизнью. И если «свобода от» может проявляться в любых формах, (она нуждается в ограничивающих, оберегающих формах) то «свобода для» – направлена на некий результат. И в достижении этого результата мы связываем понятия свободы и ответственности. Ответственность выступает как умение, мастерство распоряжаться имеющимся ресурсом свободы, возможность направленно воплотить то, что желаем.
Свобода захотеть, и возможность реализовать. Произвольности должна предшествовать непроизвольность. Чтобы вложить свободу (ресурс) свободно, мы должны этой свободой (ресурсом) располагать. Мы не можем восстановить свою свободу и целостность как животные, мы можем построить ее как люди. Свобода – основной ресурс личности.
В качестве сознательных человеческих существ мы стремимся к восстановлению переживания целостности, и оно становится возможным в действии личного решения. Личностное решение и поведение по этому поводу рассматривается нами как высшая форма активности человека. Требования, предъявляемые к личности, – это требования завершения полного цикла ориентации установления значений и поведения.
Полный цикл ориентации – это захотел (пережил свое «хочу»), оценил желание, сопоставил с возможностью, с рамками долженствования (соответствие культурным нормам и правилам) – принял решение, осуществил действие. Это действие и подлежит оценке с точки зрения требований, предъявляемых к личности.
Эффективное ориентирование в поле значений опыта – фундаментальный процесс, на который опирается личностная активность. Продуктивная личностная активность разворачивается в процессе ориентации среди значений индивидуального опыта. Значения, базово, устанавливаются путем обнаружения агентами социализации присутствия ребенка в речемыслительных контекстах управляющей коммуникации. Подробное изучение ориентационного действия и разработка его алгоритма позволяет предсказывать положительные и отрицательные динамики в развитии личности, что актуально для всех областей психологической практики.
В качестве чувствующего и социального существа мы обнаруживаем мир, в качестве ответственного и личностно проявленного – создаем.
1.4. Роль коммуникации в управлении человеческим поведением
Сознание есть коммуникация. Путем коммуникации, в ее рамках формируются значения опыта, различия в которых являются материалом для действий ориентации, формирующих содержание и качество сознательного опыта. Личность формируется в поле сознания, которое разворачивается в коммуникации. Личность – источник инициативы в коммуникативных консенсусных пространствах. Личность также является аспектом системы отношений, проявленных в коммуникации. Чтобы личность формировалась и начинала работать эффективно, необходимо гармоничное включение всей системы связей.
Мы рассматриваем, какие коммуникативные слои (формы) задействуются в этом процессе, как они организованы, какова их специфика с точки зрения распределения ответственности в акте управления поведением. Коммуникация рассматривается как инструмент формирования индивидуального значения, смысла происходящего. Нарушение коммуникации неизбежно ведет к неврологическим и психическим заболеваниям.
Организация поведения происходит в полном цикле управления поведением. Личностное проявление может быть нами разложено на необходимые компоненты. При наличии всех компонентов поведение может носить признаки личностного в любом возрасте.
Ребенок выполняет требование родителя, являющееся условием ситуации. Управляющий момент существует вовне в виде суггестии, управляющего влияния родителя. Общая ситуация задается родителем. Допустим цель – выйти на улицу. Ребенок трех лет принял эту общую цель, присоединился, принимая родительскую суггестию «обуйся, завяжи шнурки!», обращается за помощью и получает ее. В этом и заключается его ответственность в рамках этой ситуации. Принял – попробовал – понял, что сложно – вышел в коммуникацию с правильным (адекватным, уместным) посланием – получил необходимую помощь – запрашиваемый результат достигнут. Положительный результат в положительной динамике: сотрудничество для достижения общей цели.
Таким образом в ситуации реализуется личностно ответственное поведение и требования, предъявляемые к личности осуществляются, исполняются, хотя ребенок и не является еще полноценным носителем знания и умения запрашиваемого поведения во всех возможных ситуациях жизни. Полноценный носитель берет всю ответственность за свою жизнь, а ребенок в данной ситуации, при условии функциональной готовности отвечать предъявляемым требованиям, проявляет ожидаемое качество личности (сотрудничество, послушание, что являющееся признаком воплощенной личностности) – но проявляет его сразу, целиком, а не постепенно, как можно было бы ожидать. В конкретной ситуации с необходимостью завязывания шнурков ребенок не может быть на треть послушным и на две трети непослушным в отношении этого действия; его осознанное стремление выполнить необходимое действие является критерием принятия позиции сотрудничества в данной ситуации. Решающим моментом будет согласие на участие в ситуации целенаправленного поведения в соответствии с предлагаемой ролью. Важным составляющим моментом ситуации является наличие поддержки. В случае субъективного ощущения отсутствия поддержки на фоне сохранения начального требования определенного поведения ситуация для ребенка меняется, меняется коренным образом «распределение сил» в ней, включается отрицательная динамика, возникает чувство неуверенности и страха перед задачей. Ребенок чувствует, что «не справляется» и значимые отношения оказываются под угрозой. Согласие на участие в ситуации целенаправленного поведения в соответствии с предлагаемой ролью для ребенка теперь затруднено или невозможно – до тех пор, пока не предложена поддержка или не изменено начальное требование. Соответственно, поведение будет тем более дисфункциональным, чем меньше у ребенка возможности сообщить о своих затруднениях и чем больше груза непосильной ответственности на него возлагается, когда его несогласие с предлагаемой ролью воспринимается взрослыми как «непослушание».
Функциональность – это адекватно распределенная и принятая ответственность. Она является основой дальнейшей эффективности. Доверие собственной эффективности является залогом активности. Личностность как качество мы можем проявлять в любом возрасте, но целью является полное воплощение этого качества как полная функциональная ответственность за выполненный цикл, проявленный в действии. В данной работе мы задаем определение личностной активности через функциональную готовность принимать участие в организации сознательного поведения на своем уровне ответственности. Это основа положительной динамики.
1.5. Сознательное управление поведением в аспекте времени
Прошлое. Настоящее. Будущее. Время. Феномен, возможный только в сознании и закрепленный в консенсусной реальности как предмет общественного соглашения. Базового уровня. Личность реализуется во времени, исходя из прошлого и ориентируясь более или менее открытым возможностям будущего. Настоящее так же представлено нашим непосредственным претерпеванием текущего опыта. Это поле сознательной организации поведения.
Сознание связано со временем, и Личность вытекает, проистекает, определяется своим воплощением во времени. «Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий». (Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.)
А вот как об этом пишет В.С.Мухина: «В процессе развития значимых отношений у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе – для него открывается перспектива его собственного развития». (Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2017.)
О. Розеншток-Хюсси имел церковный чин и сан в протестантской конфессии. Во второй половине жизни занимался лингвистикой. Определял параметры времени как зону бытования сил, управляющих поведением человека и оформленную в языке. Считал, что полнота сознательного бытия предполагает контакт с прошлым, – «это было», «есть» и «я бы хотел, чтобы было вот так». (Розеншток-Хюсси О.» Избранное: Язык рода человеческого», СПб, 1999 с.608) Полагал глаголы настоящего времени самым чистым выражением воли быть и сбываться. За всеми «вызовами» он полагал глас Божий, побуждающий нас к ответу. Казалось бы, описание скорее верующего человека, чем учёного, однако соотносимо с представлением о том, что в языке различаются семантика, прагматика и пунктуация. Здесь нам важно понимание и выделение именно прагматического аспекта, момента управления поведением, того, «зачем» говорится то, что говорится, и кому это говорится. Это позволяет увидеть момент управления и предельный смысл этого управления. Смысл как ценность может быть объективирован очень разными способами, мы можем обращаться за основаниями к Разуму, или к Богу («Если Бога нет, то какой же я Капитан»), или к Пользе, или к Любви… Это наш выбор, задающий ценностные ориентиры.
Погружаясь в ситуацию сознательной постановки и достижения целей, мы неизбежно реализуемся через мир и его условия. Последовательность дел объективирует время. Время выступает как время на что-то.
Управление осуществляется на контактной границе, проявляющей наше присутствие в прошлом, настоящем и будущем, где они в зоне представления контактируют с реальными бытийными условиями, ситуациями. Эти бытийные ситуации уже даны во времени.
Точки повышенной значимости – страх (напряжение, связанное с восприятием будущего), стыд (напряжение, связанное с переживанием настоящего), вина (напряжение, связанное с восприятием прошлого). Конечно, несколько напряженный выбор обозначения маркеров границ, но хотелось бы чтобы наше поведение регулировалось не страхом и стыдом, но любовью, ответственностью, и хорошими опорами в восприятии будущих трудностей. И поэтому здесь мы употребляем понятия и обращаемся к феноменам страха, стыда и вины – как к точкам совершения выбора. Стыд или любовь, ответственность или обвинение. Это точки актуализации необходимости ответа. Личность – это то, что актуализируется по этим точкам, давая ответ.
Страх, стыд, вина – точки актуализации запроса на личностность. На принятие решения в точке напряжения. Что-то было, что-то есть и что-то будет.
Эти зоны существуют в коммуникативном пространстве, т.к. время страх, стыд, вина – это то, что переживается именно в отношениях с Другими, через Других – и даже с собой как с Другим.
Чувства страха, стыда и вины – маркер «атаки» или «вызова», актуализации значимой зоны контакта. Они намечают реализационный цикл «быть человеком» и задают возможность положительной и отрицательной динамики. В стандартном словоупотреблении и в восприятии понятия страха, стыда и вины носят характер отрицательных переживаний. Однако мы рассматриваем эту «отрицательность» как признак нарушения установленного течения событий, признак трансформации налаженной системы управления поведением.
Вина возникает всякий раз, когда нарушаются установленные в прошлом этих отношений явные или неявные договоренности, требования, не оправдываются ожидания. Трансформация этих ожиданий, направленных друг другу – естественный процесс развития ответственности. Дело не в том, что они нарушаются (это неизбежно), а дело в том, насколько функционально успешно они разрешаются. Может ли Ребенок получить и подтвердить новую форму ответственности. Со стыдом и страхом дело обстоит точно так же, только на другом материале. Стыд соотносится с прерыванием вовлеченности в моменте настоящего, страх – с переживанием невозможности удовлетворяющего будущего, перспективы, невозможности достижения цели.
В отрицательной динамике поведенческого взаимодействия с материалом, вызывающем актуализацию этих чувств, мы имеем дело с невозможностью дать удовлетворительный личностный ответ напряжению ситуации. В положительной – данный личностный ответ ведет к реализации и восстановлению целостности.
Положительные и отрицательные динамики по этим направлениям трансформации открывают нам весь спектр человеческого поведения в его сложности и напряжении, от спокойной уверенности в способности справляться с трудностями – до полного отказа от ответственности, крайними проявлениями в виде убийства или самоубийства.
Положительная или отрицательная динамика на этих границах зависит от формы управляющей коммуникации. Анализ динамики установления личных значений опыта позволяет оценивать положительные (созидательные) и отрицательные (разрушительные) динамики личностных изменений в ситуации личностных трансформаций, происходящих во времени.
Запуском сознательного действия является личностное решение реализации ситуации движения к некоторой цели; действие как часть ситуации, как правило, включает в себя других людей с соответствующими позиции формами ответственности, осуществление управления происходит внутри управляющей коммуникации, имеющей функциональный или дисфункциональный характер; это действие финализируется на этапе интеграции.
1.6. Интеграция как завершение поведенческого цикла
В силу того, что наша природная целостность была нарушена в начале процесса социализации, в качестве сознательных человеческих существ мы стремимся к восстановлению этого переживания целостности, и оно становится возможным в действии личного решения и направленного поведения по этому поводу. И здесь есть вопрос. Если мы можем представить удовлетворение потребности в еде как насыщение, то каковы будут признаки конца цикла для личности? Каковы признаки итоговой интеграции в поведенческом цикле сознательного существа?
Личностное решение и поведение в соответствии с ним рассматривается нами как одна из высших форм активности человека. В случае организации человеческого поведения мы, как правило, имеем дело с «длинными» целями, комбинациями, требующими многих ходов последовательного движения к цели. Но, тем не менее, каждый «ход» требует интеграции. Интеграция как состояние может проявляться очень по-разному. От простой констатации сделанного «шага» и оценки его результата – до специфического состояния возможности расслабиться, отдохнуть вечером, отложив необходимые дела на завтра.
Естественно рассматривать интеграцию как выравнивание общего поля активации, которая достижима в условиях окончания цикла поведения. Состояние рекреации, возможность расслабиться и принять результаты своих действий. Также интеграция выступает как необходимый момент соотнесения составляющих опыта и внесения действия (завершенного, незавершенного, желаемого, нежелательного) в контекст представлений о себе.
Интеграция – это завершение естественного ориентационного поведенческого цикла. Если она произошла, то мы можем идти дальше. Если нет – то мы вынуждены возвращаться туда снова и снова. Признаком хорошей интеграции действия является состояние расслабления, осознание и принятие текущих результатов усилий.
Также важен коммуникативный аспект отношений. Если мы активированы указанием (интенцией) мамы или начальника, то признаком интеграции неизбежно является обратная связь источника инициативы по поводу выполненного действия. На ответственных этапах развития мы можем также самостоятельно оценивать свое положение относительно выбранной цели.
1.7. Сила личности, адекватность
Критерии нормы
Определение нормы и патологии в развитии личности – существенная часть каждой теории личности. Как правило, выделяют понятие движущих сил, а также критерии адекватности личности и нарушений в ее развитии. Также все теории обсуждают нарушения личности, прежде всего выражающиеся в ее пассивности и неадекватной направленности, не приводящей к устойчивым и положительным жизненным результатам.
Предельной формой отказа личности от продуктивной активности мы полагаем пассивно – агрессивную позицию. Наиболее обобщенную модель оценки личностной нормы или патологии мы можем встретить в экзистенциальном подходе, предметом которого также являются базовые личностные установки отношения к полю вызовов. Наиболее компактную модель мы нашли у Э. ван Дорцен. (Deurzen E. van. Existential Counselling and Psychotherapy in Practice. – London, 2002.) В своем анализе бытийного положения человека автором были выделены позиции личности по отношению к проживаемому опыту. Это позиции надежды, страха и реалистичной установки. Если мы сосредотачиваемся на некой идее, представлении о …, то «+» ценности, – например жизнь, заставляет концентрироваться на идее «-» ценности, – смерть. В перспективу жизни, сфокусированную таким образом, уходит вся психическая энергия, так как сознательный человек знает, что он умрет и ему нечего этому противопоставить, кроме реалистичной заботы о своем выживании, на которое надо еще согласиться перед лицом неминуемого. Индивидуальное согласие на жизнь более вероятно при наличии положительных навыков практического поведения в данной области. В этом мы целиком согласны с автором. Функциональная возможность к постановке реалистических целей является одним из ключевых моментов в сфере личностной коррекции и восстановления активности.
Не откажем себе в удовольствии показать полную схему свойств экзистенции, приведенную автором. Схема показывает способ ответа на наши вопросы в традиции экзистенциальной терапии.
Каким образом люди фокусируют смысл своего существования в четырех сферах жизненного опыта? В данном случае смыслом является нахождение «операбельного» поля для своего намерения. То есть, что в данной ситуации может быть действительно сделано мной. Трезвое принятие решения на поле своих желаний, возможностей, и намерений других лиц, участвующих в данной ситуации. Намерение может быть обнаружено во всех четырех измерениях человеческого опыта, но решающим является сопоставление намерения с его теневой стороной, которая создает основную угрозу при нахождении смысла. Собственно, это и есть страхи, или то, что блокирует индивидуальную активность.
На каждом уровне основное намерение сопоставляется с некоторой конечной данностью. Первое представляет собой идеальную ценность, за которую человек борется, понимая или не понимая этого. Вторая представляет собой логическую и неизбежную теневую сторону этого решения, возникающая как угроза достижению человеком своего идеала.
Реалистические цели представляют собой не временные компромиссы, как могло бы казаться с первого взгляда, а динамическую смену противоположных установок в живом контакте с реальностью ситуации.
Глава 2. Осознанная свобода как основной ресурс личности
В норме реальность мотивирует, а не детерминирует личность.
(М. Босс)Обращаясь к интуитивно-понятной модели понимания мира, мы можем сказать следующее. Наличие возможности менять предмет нашего внимания предполагает, что мы должны располагать свободным местом для переключения, для заполнения зоны внимания тем или иным предметом. Предел возможности переключения – это пустота. В пустоте, одна форма может свободно заменять другую. Пустота есть, но ее бесформенность является причиной всех возможных форм. Если мы посмотрим в себя, то сможем увидеть эту пустоту как место. Место возможности возникновения чего угодно. Мысли, ощущения, переживания, восприятия. С другой стороны, мы также сталкиваемся с безграничностью, в принципе, мира внешнего, имеющей возможность вместить в себя любые формы. Мир возможных форм как бы противостоит пустоте.
Живое, в качестве растительного и инстинктивного существа, видимо, представляло собой простое разнообразие форм, равновелико наполняющее универсум. Представьте: ящерица равна галактике, с точки зрения материальной воплощенности и подчинению естественным законам трансформации материи. С появлением сознания ситуация меняется. Разрыв в инстинктивном способе регуляции поведения, осуществляемый путем коммуникации, порождает представленность форм и явлений двух бесконечностей отражающихся в сознании: бесконечность внутреннего и бесконечность внешнего, организованных в гештальты нашего, уже сознательного, восприятия. Благодаря наличию сознания мы можем разместить точку нашего восприятия… где угодно… если мы можем себе нечто представить, то эта форма уже имеет «гравитацию», т.е. некоторое субъективно переживаемое значение, а если мы задумались о воплощении мечты, то она из мира форм идеальных вполне может перейти в мир физических явлений и событий, воплотиться. Таким образом, в области сознания и коммуникации мы сталкиваемся с бездной, такой же, какими является безграничность внутреннего и внешнего. Разворачивание пространств внутри сознания происходит путем индивидуального разрешения противоречий посредством выбора. Сами эти противоречия зафиксированы в поле коммуникации (взаимоотношений), сознания. На какой факультет поступать и с кем в кино идти. Ответ, который мы даём, формирует направление осознанной активности. Осуществляя которую, уже, мы как субъекты выбора, создаем свою зону воплощения, открываясь беспредельности внутреннего, внешнего. Эта зона нашего личного бытийного воплощения является потенциально беспредельной, в ней также могут быть воплощены любые формы. И движение в ней так же реально, как полеты в космос или добыча руды. И стоят соответствующих усилий, знаний и мастерства. Собственно здесь и реализуется возможность «быть человеком», через выборы, которые мы совершаем по отношению к любым феноменам нашего поля сознания бытия.