Система присвоения титулов (爵位制度)
Система наград и премий для князей (чжухоу) и чиновников в древнем Китае, целью которой являлось разделение по рангам для проявления благосклонности правителя.
Под «титулом» подразумевался своего рода ранг, который отражал социальный и материальный статус чиновников, аристократии или людей с заслугами в каких-либо делах, ученых с выдающимися знаниями. Обычно титул присваивался кровным родственникам правителя или людям, имеющим заслуги перед государством, также обычно титул можно было передавать по наследству. До эпохи Вёсен и осеней (770–476/403 гг. до н. э.) существовало пять титулов: гун, хоу, бо, цзы, нань, кроме них существовали цин, дафу, ши. Последние служили одновременно наименованиями титулов и чиновничьих рангов, определялись на основе родственных связей, по большей части были унаследованы со времен надельной системы, у каждого такого чиновника обязательно имелась земля во владении, а также он обладал определенной политической властью. После периода Вёсен и осеней произошло разделение титулов и чиновничьих рангов. Имеющие титул получали арендную плату за землю и обладали политическим статусом, главу исполнительной власти в земельных наделах назначал правитель, титул не имел ограничений по принадлежности к знатному роду. Во время династии Цинь (221–207 гг. до н. э.) было учреждено почти двадцать титулов, начиная от гунши (достойный человек, низший титул) до чэхоу (владетельный князь, высший титул). В эпоху Хань (206 гг. до н. э. – 220 гг. н. э.) традиция осталась неизменной, дополнительно был введен еще один титул для членов императорской семьи, именовавшийся чжухоуван. После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) среди членов императорской семьи и заслуженных государственных деятелей тоже стали выделять шесть почетных титулов ван, гун, хоу, бо, цзы и нань, при этом каждый из них делился еще на несколько. Те, кто носил титул, обладали теми же церемониальными привилегиями, что и чиновники высокого ранга, хотя у них не было никаких должностных обязанностей, это все равно являлось частью бюрократии. Кроме того, целый ряд чиновников, состоящих на службе, также носил титулы. Получить титул в основном можно было от правящего монарха или благодаря личной симпатии и потворству управляющих на местах, часто пользовавшихся временными властными полномочиями, что привело к снижению качества бюрократии.
Система рекомендаций (察举制)
Система отбора чиновников, существовавшая в Китае с эпохи Хань (206 гг. до н. э. – 220 гг. н. э.) до эпохи Суй (581–617 гг.).
Правящая династия учреждала категории рекомендуемых по мере необходимости, назначала соответствующих чиновников для отбора новых служащих, в соответствии с правилами выбирала подходящие талантливые кандидатуры, после проверки в императорском дворце зачисляла на службу или удостаивала повышения в звании. Регулярные наборы новых чиновников получили название «постоянный набор» (чан кэ) или «ежегодный набор» (суй цзюй), например, кандидатов, отличавшихся «почтительностью к родителям и бескорыстием» (сяо лянь) и «талантливых ученых» (сю цай) выбирали раз в год. Выборы кандидатов, которые не зависели от определенной даты, а назначались только указом правителя, именовались «особой проверкой» (тэ кэ) или «императорским отбором» (чжао цзюй). Во время таких выборов двору рекомендовались люди, отличавшиеся «мудростью и добродетелью» (сянь лян), «эрудицией» (вэнь сюэ), «знанием канона» (мин цзин), «чувством справедливости» (ю дао) и другими качествами. На пятнадцатом году правления Хань Вэньди (165 год до н. э.) кандидаты, которых рекомендовали как «мудрых и добродетельных» (сянь лянь), «говорящих прямо и крайне усердных» (чжиянь цзицзянь), на столичных экзаменах при дворе подавали императору так называемую ответную записку (дуй цэ), в которой излагали свои взгляды по насущным вопросам государственной политики. После этого император мог распределить их на служебные посты в соответствии с рангом, с этого времени в Китае окончательно укрепилась данная система рекомендаций. На первом году правления под девизом Юаньгуан Хань Уди (134 г. до н. э.) повелел ежегодно от каждой области и удела рекомендовать двору по одному человеку, отличавшемуся «почтительностью к родителям» (сяо) и по одному, отличавшемуся «бескорыстием» (лянь), с этого времени отбор сяолянь стал одним из основных каналов в системе рекомендаций ханьской эпохи. В поздний период династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) среди лиц, которых следовало рекомендовать на службу, часто упоминались «выдающиеся таланты» (сю цай). Рекомендовать таких кандидатов могли инспекторы округов, сложилась система ежегодных рекомендаций от каждого округа и области. Император Хань Шуньди в первый год своего правления под девизом «Солнечное счастье» (132 г.) учредил экзамен на знание конфуцианских канонов для «почтительных и бескорыстных» (сяо лянь), те, кто носил официальный статус, были обязаны сдавать экзамен. Система экзаменов для сяолянь стала постепенно превращаться в государственную экзаменационную систему. С Западной Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) до раннего периода Восточная Хань (25–220 гг.) правила в системе рекомендаций были достаточно серьезными, гарантировали строгий отбор чиновников на государственную службу при императорском дворе. В особенности отбор сяолянь превратился в основной канал регулярного пополнения штатной бюрократии. Однако из-за роста коррупции в поздний период династии Восточная Хань сложная система рекомендаций перестала быть эффективной. Во времена Вэй, Цзинь, эпоху Южных и Северных династий (220–589 гг.) эта система все еще оставалась основным каналом поступления на государственную службу. В эпоху Западная Цзинь (265–316 гг.) сложилась система из рекомендаций по категории «выдающийся талант» (сю цай), державший экзамен перед императором, и по категории «почтительный и бескорыстный» (сяо лянь), сдававший экзамен на знание канонов. Однако в царстве Вэй[13] (220―265 гг.) росло влияние знатных родов и потомственных чиновников, что в итоге привело к созданию Системы девяти рангов и к снижению приоритета системы рекомендаций. В Восточную Цзинь (317–420 гг.) система рекомендаций пришла в упадок, а в эпоху Южных и Северных династий (420–589 гг.) снова возродилась, однако в основном все категории стали занимать знать и потомственные чиновники. В поздний период эпохи Северных династий (386–581 гг.) вместе с упадком в системе власти знатных родов увеличилось количество обыкновенных ученых, которые смогли поступить на службу по системе рекомендаций. В период Южных и Северных династий (420–589 гг.) главные решения относительно рекомендованных кандидатов все больше стали основываться на результатах столичных экзаменов, а в начальный период династии Тан (618–907 гг.) система рекомендаций окончательно превратилась в систему государственных экзаменов (кэцзюй).
Императорская экзаменационная система (科举制)
Система отбора и найма на чиновничью службу в феодальную эпоху в Китае, названная так по причине разделения дисциплин во время проведения экзаменов для рекомендованных кандидатов. Система кэцзюй была основана во времена династии Суй (581–617 гг.), сформировалась в династию Тан (618–907 гг.) и существовала до позднего периода династии Цин (1644–1912 гг.), просуществовав в общей сложности более 1300 лет. Первый император династии Суй Вэньди Ян Цзянь (541–604 гг.) упразднил Систему девяти рангов, тем самым разрушив монополию знатных родов и потомственных служащих отбирать кандидатов на государственную службу, вместо этого прибегнув к способу рекомендаций для отбора талантливых кадров. Во время правления Суй Янди (569–618 гг.) была учреждена государственная экзаменационная сессия на соискание ученой степени цзиньши, на которой во время экзаменов на государственную службу проверялись знания канонов и политических событий. Во время династии Тан (618–907 гг.) кроме цзиньши вернули такие ученые степени, как сюцай («талантливый ученый»), минцзин («знаток канона»), минфа («знаток законов»), минсуань («знаток счета»), тунцзы («ученый юноша») и другие, в общей сложности около двадцати степеней. Экзамены проводились один раз в год в рамках «регулярной сессии», сначала их проводило министерство личного состава и аттестаций, потом эти полномочия перешли к министерству церемоний, которое ведало государственным церемониалом и экзаменами. На экзаменах проверялось знание канонов, декретов, поэзии. Также проводились экзамены «по особому указу императора», на которых на службу отбирались «особые таланты», количество дисциплин в них достигало восьмидесяти. Те, кто выдержал экзамен, незамедлительно получали должности. Самыми важными степенями считались минцзин (вторая ученая степень, «знаток канонов») и цзиньши (высшая ученая степень), при этом степень цзиньши считалась более почетной. Во время правления У Цзэтянь (624–705 гг.) императрица лично принимала участие в экзаменационных сессиях и утвердила еще одну степень – военный цзюйжэнь. В эпоху Сун (960–1279 гг.) ученую степень в основном можно было получить на основе знания канонов, количество людей, зачисляемых на службу сильно возросло. Во времена династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) экзаменуемым необходимо было знать «Четверокнижие» и «Пятикнижие», а сочинение должно было быть написано по правилам багувэнь. Экзамены делились на юношеские, провинциальные, столичные и дворцовые. На тридцать первом году правления императора Гуансюя (1871–1908 гг.) в стране была внедрена система школьного воспитания, тогда система кэцзюй была упразднена. Эта система эффективно отбирала чиновников на должности при централизованном правительстве в феодальную эпоху, передав полномочия по отбору чиновников из рук знати и потомственных служащих в руки императорского двора. Отбор на должности через систему экзаменов носил прогрессивный характер, задавая высокие стандарты знаний и способностей чиновников. Однако впоследствии формальности стали сдерживать развитие идей, а недостатки системы становились все более очевидными.
Система провинций (行省制)
Система политического устройства, применявшаяся начиная с эпохи Юань (1280–1367 гг.).
В целях усиления централизованной власти и укрепления господства над всей страной правители династии Юань учредили в центре страны «центральный секретариат», который стал выполнять функции высшего административного органа. Столица и прилежащий регион, а также Шаньдун, Шаньси, Хэбэй, Внутренняя Монголия напрямую подчинялись центральному секретариату. В таких регионах, как Хэнань, Шэньси, Сычуань, Ганьсу, Линбэй, Ляоян, Юньнань, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Хугуан (Хубэй и Хунань) разместили так называемые «региональные секретариаты», которые сокращенно стали называть «провинциальными». Основными военными и политическими делами провинции управлял министр (чэнсян), назначаемый центральным правительством. В провинциях назначались области, округа, уезды, складывалась местная централизованная система административного управления. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) система региональных секретариатов была упразднена, управление перешло в руки комиссаров по гражданским и финансовым делам, однако в силу привычки их продолжали называть провинциальными властями, они ведали гражданскими и финансовыми делами; за уголовное право отвечал эмиссар юстиции (главный судья) в провинции; военный генерал-губернатор провинции отвечал за военные дела. Вместе эти три должности именовались «три высших чиновника», не находились друг у друга в подчинении, а подчинялись напрямую центральным органам власти. В подчинении у комиссара по гражданским и финансовым делам находились области и уезды, во время правления Сюань-цзуна (1426–1435 гг.) в Гуаньчжуне, Цзяннане, и других районах были специально созданы должности генерал-губернаторов, служебные полномочия которых были выше, чем у трех высших чиновников. Позже в военных целях в некоторых местностях были введены должности генерал-прокурора. тогда генерал-губернаторы тоже стали им подчиняться. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) регионы снова стали именоваться провинциями, сохранив внутреннее трехступенчатое деление на области (дао), округа (фу) и уезды (сянь). В каждой провинции был назначен губернатор. Генерал-губернатор – это начальник провинции, который контролировал военные, народные и политические события; служебные права генерал-прокурора были шире, он мог контролировать не одну, а две или три провинции, заведовать военными и гражданскими делами, однако в большей степени военными. Сложившаяся система административного деления – это развитая система уездно-областного территориального деления, созданная в эпоху Цинь (246–207 гг. до н. э.), она обеспечивала централизацию власти в административной системе управления государством.
Система вождей (Система «тусы»[14]) (羁縻制 (土司制))
Система, применяемая в древнем Китае в районах проживания этнических меньшинств, в которой лидеры этих меньшинств управляли этими народами.
До эпохи Юань (1280–1367 гг.) каждая феодальная династия принимала меры по передаче управления районами этнических меньшинств главам этих меньшинств. В эпоху Юань этим главам был пожалован титул «сюаньвэйши» (почетный титул родового старшины в районах малых некитайских народов), а также были утверждены должности «сюаньфуши» (начальник пограничной области), «аньфуши» (генерал-губернатор), «чжаотаоши» (военачальник) и другие. Наряду с этим были учреждены должности, находящиеся уровнем ниже: местные начальники областей, округов, уездов и другие туземные чины, что постепенно сформировало особенную, отличную от центральной, систему административного управления в районах национальных меньшинств. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) система сохранилась в том же виде, все вышеупомянутые высокие должности стали подчиняться военному ведомству, а туземные чины – министерству чинов, что способствовало совершенствованию системы управления в районах с некитайским населением «тусы». Туземные чины повсеместно передавались по наследству, имели собственные печати, более того, были утверждены порядки наследования чинов, присвоения рангов, проверок, налогов и податей, общественных работ, службы и прочего. В дополнение к обязательствам, которые родовой старшина нес перед центральным правительством, он по-прежнему сохранял традиционные формы управления и властные полномочия в пределах своей подведомственной территории. Установление системы «тусы» укрепило доминирование местных лидеров этнических меньшинств, но в то же время укрепило связь между центральным правительством и районами проживания национальных меньшинств, что с объективной точки зрения уже в свое время благоприятствовало установлению дружеских связей, культурному и экономическому обмену с каждым из этнических меньшинств. При династиях Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) вожди и туземные чиновники в некоторых областях были упразднены, вместо них на службу встали чиновники, назначенные центральным правительством. Исторически это называлось «передача власти от местных правителей центральным»[15]. Во время правления Гоминьдана в некоторых областях все еще существовала система вождей. После основания Китайской Народной Республики (1949 г.) система «тусы» была полностью упразднена.
Области, округа, уезды (府州县)
Области, округа, уезды – все это административные единицы в древнем Китае. Они были основными административными единицами ниже провинциального уровня во времена династий Мин и Цин. В эпоху Вёсен и осеней (770–476/403 гг. до н. э.) уездами (сянь) именовались пограничные районы, местные вассальные князья чжухоу присоединяли новые территории и называли их уездами. В поздний период эпохи Вёсен и осеней во всех царствах уезды уже стали считать внутренними территориями страны, а пограничные районы называть «округа» (цзюнь). После того, как Цинь Шихуан объединил шесть царств и основал династию Цинь (246–207 гг. до н. э.), он установил двухуровневую систему округов и уездов, разделив страну на 36 округов и уездов в составе этих округов. Во времена династий Западная Хань и Восточная Хань округ и царство считались административными районами первого уровня, а уезд считался административным районом второго уровня. Во времена династий Западная Цзинь (265–316 гг.) и Восточная Цзинь (317–420 гг.) была внедрена трехуровневая система областей (чжоу), округов (цзюнь) и уездов (сянь). При династии Суй (581–617 гг.) округа были упразднены, и была введена двухуровневая система областей и уездов. Династия Тан (618–907 гг.) унаследовала систему Суй, страна была разделена на два административно-территориальных уровня: области (чжоу, среди которых выделялись фу и цзюнь) и округа (сянь). Общая идея была в подчинении уездов областям, но некоторые чжоу назывались фу, чтобы выделить их из рядовых областей. В эпоху Сун (960–1279 гг.) административно-территориальное деление в основном имело двухуровневую организацию: к первому уровню относились области фу, чжоу, цзюнь, цзянь, а ко второму уезды сянь. Во время правления династии Юань (1280–1367 гг.) система стала трехступенчатой или четырехступенчатой. В начале в самый высокий уровень административно-территориального деления были выделены «провинциальные районы» (сокращенно «провинции» шэн), они делились на лу, фу, чжоу, сянь; лу подчинялось шэн, фу и чжоу подчинялись лу или шэн, некоторые чжоу подчинялись фу; сянь подчинялись лу или фу, а некоторые и чжоу. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) система деления на провинции шэн осталась неизменной, на втором уровне административно-территориального деления были фу, на третьем – чжоу и сянь, некоторые чжоу подчинялись сянь, занимая четвертый уровень. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) система Мин в целом осталась неизменной, сформировались линфу или округа провинциального подчинения, подведомственные шэн; за фу следовали округа областного подчинения саньчжоу или сянь, относившиеся к третьему уровню территориального деления государства.
Передача власти от местных правителей центральным (改土归流)
Передача власти от местных правителей центральным властям (改土归流, также именуемая 改土设流, 改土为流, 改土易流) – это политические меры, которые осуществлялись в период двух династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) и были направлены на упразднение наследственных вождей в районах проживания национальных меньшинств и передачу власти к временно назначенным центральной властью чиновникам. Под чиновниками, назначавшимися правительством в местности нацменьшинств (люгуань) подразумевались служащие, которых правительство назначило на должности на местах, их в любое время могли перебросить в другой район, процесс назначения на должности и перевода был нерегулярным, отсюда и появилось название люгуань (дословно «двигающиеся чиновники»). Если сравнивать их с местными туземными чинами, то последние передавались по наследству, не перемещались, не «двигались».
Со времен Древнего Китая система вождей тусы практиковалась в районах проживания национальных меньшинств на юго-западе Китая, этими народами, принадлежащими к этническим меньшинствам, управляли вожди тусы. При династии Мин (1368–1644 гг.) эти районы продолжали следовать системе правления, сложившейся во время династии Юань (1280―1367 гг.). На всех уровнях были созданы правительственные учреждения, такие как сюаньвейсы[16], тучжифу (местное правительство) и другие, а главами меньшинств были назначены старейшины рода (вожди, тусы). Наследование титулов разрешалось, но тусы должны были быть преданы двору, платить подати и налоги и осуществлять установленную систему управления на местах. Во время правления императора Чжу Ди (1403–1424 гг.) в эпоху Мин два сюаньвэйсы устроили мятеж, после его умиротворения область Гуйчжоу перешла под управление комиссара, назначенного центральным правительством и стала называться административной единицей первого уровня – провинцией Гуйчжоу. Эта реформа, в ходе которой был отменено назначение тусы и установлено прямое назначение чиновников императорским двором, и получила название «реформа передачи власти от местных правителей центральным властям». Мин Чанчжу Чжу Ди был первым императором, осуществившим реформу местного самоуправления, но из-за нестабильной ситуации на северной границе страны реформа была проведена только в некоторых областях, система тусы продолжила существовать во многих юго-западных областях. Во время правления императора Цин Канси (1661–1722 гг.) военачальники У Саньгуй[17] (1612–1678 гг.) из области Пинси, Шан Кэси[18] (1604–1676 гг.) из области Пиннань и Гэн Цзинжун[19] (1644–1682 гг.) из области Цзиннань подняли восстание, которое вошло в историю под названием «Восстание трех князей-данников» или «Восстание трех вассалов»; цинскому двору понадобилось целых восемь лет, чтобы подавить мятеж и расчистить путь для того, чтобы преемники двора – Юнчжэн (1723-1735 гг.) и Цяньлун (1736–1795 гг.) смогли в полной мере реализовать меры по передаче власти от туземных чинов к чиновникам, назначаемым двором. Целенаправленные, спланированные крупномасштабные реформы по большей части были проведены во время правления Юнчжэна (1723-1735 гг.), на четвертом году его правления (1726 г.); генерал-губернатор провинций Юньнань и Гуйчжоу Э Эртай (1677–1745 гг.) в докладе трону выдвинул такую мысль: «лучшая политика – это спланированный захват, а истребление – это худшая политика; если чиновник сам решает передать власть – это лучшая политика, если его принуждают – это худшая политика», предложив такой способ передачи власти из рук тусы в руки государственных чиновников. Таким образом, меры по передаче власти от тусы к чиновникам, назначенным центральной властью, в основном осуществлялись под лозунгами «быть одновременно добрым и строгим», «карать и умиротворять», «сила – это главный приоритет», а также сопровождались крупными карательными походами, принуждающими к передаче власти в регионах в руки центра. Те тусы, кто добровольно отдавали бразды правления, пользовались льготами при дальнейшем устройстве на государственную службу, а те, кто противился реформам, насильно смещались с должности и лишались всех рангов. В 1726 году Юнчжэн принял предложения Э Эртая, провел реформы местного самоуправления и назначил Э Эртая губернатором трех провинций: Юньнань, Гуйчжоу и Гуанси, чтобы с его помощью контролировать процесс проведения реформ самоуправления в юго-западном регионе.
Эти реформы заменили систему непрямого административного управления в государстве на прямое управление центральными органами власти. На протяжении долгой истории феодального общества Китая отдаленные и глухие районы этнических меньшинств не управлялись напрямую центром, власть была отдана в руки местных вождей. Такие должности, как сюаньвэйши, сюаньфуши, аньфуши, начальник уезда и другие военные должности, а также начальник округа, области, уезда и другие гражданские чины передавались по наследству из поколения в поколение. По мере того как феодальная система становилась более зрелой и совершенной, «единая» феодальная автократическая система больше не могла «терпеть» систему наследственных вождей тусы. В период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1616–1911 гг.) феодальное правление достигло абсолютной политической, экономической и военной мощи, поэтому появилась острая необходимость в упразднении системы тусы в регионах проживания национальных меньшинств. Реформы местного самоуправления помогли устранить отсталость системы тусы, укрепить власть центрального правительства над юго-западными районами проживания этнических меньшинств.
Система национальной районной автономии (民族区域自治制度)
Система национальной районной автономии Китая подразумевает создание системы автономных органов самоуправления, таких как Собрание народных представителей, Народное правительство и других на основе национального единства и центрального руководства для проведения всякого рода работ в районах, где этнические меньшинства проживают в течение длительного времени. Эта система претворяет в жизнь идею о национальном единстве страны, а также гарантирует стремление к единству национальностей, эти идеи соединяются в практическую мудрость и воплощаются в основах политической системы с китайской спецификой в решении национального вопроса в Китае.
Автономные области в основном состоят из трех уровней: автономных областей, автономных округов и автономных уездов, на каждом уровне есть соответствующий орган самоуправления, который осуществляет общие местные и автономные полномочия в соответствии с законом. Фундаментальное различие между этническими автономными регионами и особыми административными районами состоит в том, что этнические автономные районы придерживаются социалистической системы, а в особых административных районах может существовать капиталистическая система. Основное различие между автономными регионами и другими административно-территориальными единицами заключается в том, что национальные автономные районы имеют право формулировать собственные автономные правила, соответствующие характеристикам региона с учетом местной экономической, политической, культурной ситуации, они также обязаны утверждать их в вышестоящих органах власти, прежде чем они вступят в силу. Кроме того, государство поощряет использование национальных языков и алфавитов в автономных регионах. Автономные регионы, особые административные районы и другие неавтономные регионы обязаны придерживаться принципа «единого Китая» для обеспечения национального и этнического единства страны.