Книга Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий - читать онлайн бесплатно, автор Ли Цзя. Cтраница 31
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий

По состоянию на 31 декабря 2018 года в Китае были последовательно образованы пять провинциальных автономных районов: автономный район Внутренняя Монголия, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Гуанси-Чжуанский автономный район и Синьцзян-Уйгурский автономный район.

Одна страна – две системы[20] (一国两制)

«Одна страна – две системы» означает «одно государство – два строя», то есть в соответствии с предпосылкой совершенного единства Китайской Народной Республики материковая часть реализует социалистическую систему, а в Сянгане (Гонконге), Аомыне (Макао) и на Тайване применяется капиталистическая система.

Строй «Одна страна – две системы» основан на принципе единого Китая и подчеркивает, что «правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая». Это концепция мирного объединения государства, выдвинутая после 3-го пленума ЦК 11-го созыва Коммунистической партии Китая в 1978 году, основанная на реальных фактах и идеологической линии, проявляющая уважение к историческим вопросам и текущей ситуации на Тайване, в Сянгане и Аомыне. Основное содержание этой концепции заключается в том, что после воссоединения с Китаем Сянган, Аомынь и Тайвань как особые административные районы, в отличие от других провинций, городов центрального подчинения и автономных регионов страны, обладают высокой степенью автономии. Например, настоящая социально-экономическая система и образ жизни Сянгана и Аомыня остаются неизменными, сохраняется финансовая независимость и прочее. Решение тайваньского вопроса является более сложным предметом для обсуждения. При условии, что Тайвань не представляет угрозы для материка, он может иметь свою собственную армию, выпускать собственную валюту, а тайваньские власти и представители всех слоев общества могут приниматься на руководящие должности в национальных политических институтах и прочее.

Концепция «одна страна – две системы» была предложена для решения тайваньского вопроса, однако впервые была применена для решения вопросов, связанных с Сянганом. 19 декабря 1984 г. руководители правительств Китая и Великобритании официально подписали «Совместное заявление между правительством Китайской Народной Республики и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по вопросам Гонконга», в котором объявили, что с 1 июля 1997 года суверенитет над Сянганом переходит к Китайской Народной Республике. В апреле 1990 года третья сессия Седьмого Всекитайского собрания народных представителей официально утвердила «Основной закон Специального административного региона Сянгана Китайской Народной Республики». 1 июля 1997 года правительства Китая и Великобритании провели церемонию передачи власти в Сянгане, правительство Китая восстановило свой суверенитет над Сянганом. 13 апреля 1987 года правительства Китая и Португалии официально подписали «Совместное заявление между правительствами Китайской Народной Республики и Португальской Республики по вопросу об Аомыне», в котором объявлялось, что правительство Китая возобновит свой суверенитет над Макао с 20 декабря 1999 г. и учредит специальный административный район Аомынь. 20 декабря 1999 года правительства Китая и Португалии провели церемонию передачи власти в Аомыне, и Макао официально был возвращен под китайскую юрисдикцию. Успешная реализация концепции «одна страна – две системы» в Сянгане и Аомыне дает Китаю ориентир для осуществления мирного объединения с Тайванем.

Политические организации, органы, должности (政治组织、机构和官职)

Император (皇帝)

Титул верховного правителя китайского феодального общества.

Циньский ван Инь Чжэн[21] на двадцать шестом году своего правления (221 г. до н. э.), объединив шесть царств в одно государство, провозгласил себя «обладающим добродетелью трех властителей и достоинством пяти императоров»[22], стал называться Цинь Шихуанди («первый император Цинь»). С тех пор все феодальные монархи продолжили именоваться императорами (хуанди). Поскольку императорский трон передавался по наследству, то существовали и особые формы именования и вежливого обращения к родственникам императора. Родители императора именуются тайшанхуани хуантайхоу, жена императора – хуанхоу, сыновья – хуантайцзы или хуанцзы, дочери – гунчжу, внуки – хуансунь. Император обладал чрезвычайно обширными полномочиями: во-первых, являлся высшим главой государственной административной власти. Три гуна (три высших сановника) и девять высших придворных чинов, которые занимались государственным управлением, несли ответственность перед императором, все полномочия по назначению на службу, выборам, наказаниям, вознаграждениям в первую очередь принадлежали императору. Во-вторых, в руках императора была сосредоточена высшая законодательная власть. В-третьих, императору полностью принадлежит судебная власть, право наказания и помилования полностью в его руках. В-четвертых, право осуществления высшего контроля также принадлежит императору. Кроме чиновников на самых высших должностях, например, первый министр (цзайсян), которые могли осуществлять надзорные функции, контроль над государственными служащими осуществлял специально созданный орган – цензорат, который служил глазами и ушами императора. В-пятых, император имел высшее право командования армией. Командиры могли управлять рядовыми военными только по приказу императора. В руках императора была сосредоточена вся верховная власть, все политические вопросы решались путем аудиенции во дворце. Система проведения дворцовых аудиенций была создана в эпоху Цинь ((221–207 гг. до н. э) и просуществовала до эпох Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.). Помимо аудиенций, посвященных праздникам и различному церемониалу, император часто использовал форму таких собраний при дворе для решения государственных дел. Все повседневные политические вопросы, вопросы о тюремных заключениях, вопросы военных дел и законодательства входили в повестку таких регулярных заседаний. Во время регулярных аудиенций обязательно соблюдались определенный церемониал, порядок, правила. Однако частота проведения аудиенций напрямую зависела от усердия, прилагаемого императором в работе по управлению страной. В эпоху династий Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), по экономическим и политическим причинам, полномочия императора были совсем различными. При династии Сун (960–1279 гг.) постепенно формировалась система абсолютной монархии. В период двух династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) монархическая власть чрезвычайно усилилась.

Три советника и девять министров (三公九卿)

Центральная бюрократическая система в древнем Китае.

В эпоху Цинь (221–207 гг. до н. э.) к «трем советникам» относились канцлер (чэнсян), начальник военного приказа (тайвэй) и начальник цензората (юйшидафу). Канцлер являлся главой всего аппарата чиновников, был помощником императора, контролировал государственные дела во всей стране. В ранний период династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) должность стала называться премьер-министр (сянго), а в конце эпохи Хань была переименована в советника по делам воспитания и просвещения (дасыту). Начальник военного приказа руководил всеми военными делами в стране, во времена правления У-ди (156–87 гг. до н. э.) должность стала называться советник по военным делам (дасыма). Начальник цензората – это вторая должность в государстве после канцлера, он нес ответственность за контроль и надзор, заведовал важными официальными документами и литературой. В период династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) когда должность канцлера освобождалась, на нее назначали начальника цензората. В период династии Восточная Хань (25–220 гг.) к трем советникам стали относить должности начальника военного приказа (тайвэй, бывший дасыма), начальника приказа просвещения (сыту) и начальника приказа общественных работ (сыкун). Однако реальная власть принадлежала Палаты документов[23] (шаншутай). В эпохи Тан (618–907 гг.) и Сун (960–1279 гг.) должности носили те же наименования, что и при Восточной Хань, но у трех советников в реальности не было никаких должностных обязанностей. В эпохи Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) тремя советниками именовались наставник императора[24] (тайши), наставник двора (тайфу) и попечитель императора (тайбао), это были три самые почетные должности среди чиновников. Девять министров – это общее название для различных административных органов центральной власти, учрежденное в эпоху Цинь (221–207 гг. до н. э.). В эпоху Цинь к девяти министрам принадлежали: церемониймейстер в императорском храме предков (фэнчан), начальник приказа по охране дворцовых ворот (ланчжунлин), начальник охраны ворот императорского дворца (вэйвэй), императорский конюший (тайпу), судья приказа по уголовным делам (тинвэй), министр по делам местных князей и данников-инородцев (дянькэ), помощник начальника приказа по делам императорской родни (цзунчжэн), министр, ведающий сельским хозяйством (чжисунэйши), министр, ведающий содержанием императорского двора (шаофу). Должность фэнчан в эпоху Хань была переименована в тайчан – чиновник-распорядитель обрядами в храме предков императора. Должность ланчжунлин в эпоху Хань была переименована в гуанлусюнь – чиновник-офицер, ведавший ночной охраной дворцовых ворот. Вэйвэй был главным в страже у ворот императорского дворца, отвечал за южные ворота. Тайпу заведовал конюшнями императора. Тинвэй во время правления Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) был переименован в дали, ведал наказаниями и штрафами, занимал самый высокий судейский пост в государстве. Должность дянькэ во время правления императора Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) была переименована в дасинлин, а во время правления У-ди (156–87 гг. до н. э.) в дахунлу, который занимался делами национальных меньшинств. Цзунчжэн во время правления императора Пин-ди (1 г. до н. э. – 5 г.н. э.) был переименован в цзунбо, заведовал делами, связанными с церемониями в храме предков императорской семьи. Чжисунэйши во время правления императора Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) был переименован в данунлин, а во время правления императора У-ди (156–87 гг. до н. э.) в дасынун, который заведовал податями и налогами, следил за вываркой соли и выплавкой железа, а также доходными и расходными статьями государственного бюджета. Шаофу ведал делами, связанными с арестантами на далеких окраинах, а также отвечал за кустарную промышленность при императорском дворе, вел домашнее хозяйство императора. После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) чиновники, ведавшие канцелярией императора, заведовали различными министерствами, а девяти министрам доставалась только небольшая часть работы, их служебные обязанности были сравнительно легкими. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) должности девяти министров заменили шесть министерств (министерство двора, финансов, религии и ритуалов, военное министерство, министерство юстиции и министерство по организации общественных работ), главный министр шаншу, начальник цензората, начальник канцелярии по приему жалоб и прошений трону, а также судебный чиновник дали. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) функции девяти министров стали выполнять цензорат, ревизионная палата, жертвенный приказ,[25] пиршественный приказ, приказ придворного этикета,[26] конюшенный приказ, канцелярия по приему жалоб и прошений трону, министерство по делам Двора, охрана императорского выезда.

Первый министр (цзайсян) (宰相)

Человек, который отвечал перед монархом в эпоху феодальных династий в Китае и всецело руководил государственными делами. Первый иероглиф в должности «цзай» обозначал «возглавлять», а второй «сян» – «помогать».

Вся номенклатура должностей, а также служебные полномочия чиновников изменялись от эпохи к эпохе. Во время династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) должность цзайсяна называлась сянго[27] или чэнсян,[28] а помощником чэнсяна был юйшидафу (начальник цензората). Во времена Восточная Хань (25–220 гг.) должность сыту[29] приравнивалась к должности чэнсяна, сыту вместе с должностями сыкун и тайвэй считались тремя высшими сановниками государства, совместно ведущими государственные дела, однако реальная власть все же была сосредоточена в руках шаншу (императорская канцелярия). После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) вместо должности цзайсян появлялись следующие должности: главные секретари государственной канцелярии чжуншуцзянь и чжуншулин, секретарь при первом министре шичжун, чиновник, ведавший канцелярией шаншулин, военно-чиновничья должность пушэ и прочие правительственные должности, официального названия не установилось. В эпоху династий Суй (581–617 гг.) и Тан (618–907 гг.) в должности цзайсяна выступали начальники Трех управлений: чжуншулин, шичжун, шаншулин, пушэ, которым впоследствии было присвоено звание «великий императорский секретариат». В период правления династии Сун (960–1279 гг.) первый министр прямо назывался цзайсян, а тот, кто принимал непосредственное участие в административных делах и был осведомлен о происходящем, назывался фусян, вместе эти должности именовались цзайчжи. Во время правления Сун Шэнь-цзуна (1067–1085 гг.) должность была поделена на левого и правого цзайсяна, а в эпоху династии Южная Сун (1127–1279 гг.) должности снова стали именоваться левым и правым чэнсяном. В эпоху Юаньской династии (1280―1367 гг.) главным центром правительственного аппарата стал «великий императорский секретариат», чэнсян и пинчжан вели государственные дела на позиции цзайсяна, правый и левый советник, а также помощник первого министра выполняли функции заместителей. В начале династии Мин (1368–1644 гг.) «великий императорский секретариат», должность чэнсяна были упразднены, а управление делами страны полностью перешло в руки императора. В эпоху правления минского императора Чжу Ди (1402–1424 гг.) была создана государственная канцелярия (нэйгэ), после правления императора Жэнь-цзуна нэйгэ приобрела свое высокое положение и власть, фактически должность цзайсяна стали занимать дасюэши,[30] именуемые помощниками министра – фучэнь. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) во время правления Юнчжэна (1723–1735 гг.) при дворе также был учрежден Военный совет,[31] глава которого фактически стал занимать должность цзайсяна. После Синьхайской революции (1911–1912 гг.) вместе с исчезновением самодержавной власти должность цзайсяна также прекратила свое существование.

Цензор (юйши) (御史)

Чиновник, который на протяжении исторического развития Китая отвечал за контроль над чиновничеством, злоупотреблением властными полномочиями, нарушениями закона, аттестацией и экзаменами.

Должность цензора юйши была учреждена в период династии Западная Чжоу (1027–770 гг. до н. э.), он отвечал за содержание архивов. В период Воюющих царств (476/403–221 гг. до н. э.) цензор служил личным секретарем монарха, везде его сопровождал, вел хронологию происходящего, принимал служебные письма, служил для монарха глазами и ушами, контролирующими чиновничество. В эпоху династий Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) положение юйши стало более высоким: был учрежден цензорат, начальником которого он был назначен. В подчинении цензора были историограф-летописец (шиюйши), хранитель печати, цензор литературы, военный цензор и другие контролирующие должности. Во время династии Восточная Хань (25–220 гг.) шиюйши также выполнял надзорные и контролирующие функции, а литературный цензор выносил решения по трудным делам. В период Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий (220–589 гг.) цензорат отделился от шаофу и под управлением старшего цензора стал главным органом надзора и контроля в государстве. У старшего цензора в подчинении были цензор литературы, дворцовый цензор, цензор запретов, цензор канцелярских бумаг и другие. В династию Тан (618–907 гг.) императорский цензор выполнял функции контроля чиновничества, дворцовый цензор следил за церемониалом придворных чиновников, государственный цензор инспектировал провинции, округа и уезды. В период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1616–1911 гг.) сформировалась система палаты цензоров, цензорат (юйшитай) был переименован в палату цензорского контроля (дучаюань), а начальник цензората стал именоваться главным цензором, левым и правым. Также были учреждены должности тринадцати государственных цензоров, каждый выполнял функции контроля и надзора в своей части административного аппарата власти, эти цензоры помогали императору инспектировать округа и уезды. Были учреждены шесть отделений цензората, ведущие контроль за шестью министерствами, система стала называться «палата цензоров». Во время правления династии Цин (1644–1911 гг.) контроль осуществлялся над центральными и провинциальными чиновниками, проводился анализ работы силовых ведомств и контролирующих органов. Сложилась система, разделяющая императорский двор и народ, а те правовые принципы, которые применялись палатой цензоров, показали, что система контроля и надзора в феодальном обществе полностью сформировалась.

Три управления и шесть министерств (三省六部)

Общее название для органов центральной политической власти в эпоху династий Суй (581–617 гг.) и Тан (618–907 гг.).

К «трем управлениям» относятся кабинет министров (шаншу), великий императорский секретариат (чжуншу), совет двора (мэнься). После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) друг за другом были учреждены кабинет министров, совет двора и императорский секретариат, а также управление собрания литературы, ведомство дворцовой библиотеки, дворцовое ведомство и прочие приказы. В династию Суй (581–618 гг.) были созданы шаншу, мэнься, нэйши, мишу, нэйши – пять управлений. В эпоху Тан добавилось также министерство двора. Из всех вышеперечисленных самыми серьезными полномочиями обладали кабинет министров (шаншу), великий императорский секретариат (чжуншу), совет двора (мэнься), все они считались высшими административными органами. Три управления имели раздельные полномочия: центральный секретариат предлагал указы, совет двора рассматривал их, а кабинет министров приводил в исполнение. Начальники каждого из управлений обсуждали все государственные дела с канцлером (цзайсян). В период правления династии Сун (960–1279 гг.) три отдельных друг от друга управления постепенно стали пустым звуком, вся исполнительная власть полностью перешла в руки центрального секретариата (чжуншу). В эпоху династии Юань (1280–1367 гг.) то возвращали, то вновь устраняли кабинет министров, в итоге его полномочия тоже перешли к центральному секретариату. В эпоху Мин (1368–1644 гг.) центральный секретариат был упразднен, а вместе с этим исчезло название «три управления». «Шесть министерств» – это подчинявшиеся кабинету министров (шаншу) министерство двора, финансов, религии и ритуалов, военное министерство, министерство юстиции и министерство по организации общественных работ, они ведут свою историю от шести приказов ханьской эпохи. Во время правления династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) шаншу состоял из четырех ведомств, которые именовались «цао» (палаты), потом их стало пять, а во время правления Гуанъу-ди династии Восточная Хань (25–57 гг. н. э.) – шесть, каждая из палат занималась своими политическими делами. После периода Вэй-Цзинь (220–420 гг. н. э.) цао стали именоваться «бу», что также означало «министерство, ведомство». Во времена династий Суй (581–617 гг.) и Тан (618–907 гг.) по аналогии с «шестью министерствами» были созданы шесть приказов: земли, неба, весны, лета, осени и зимы, все они подчинялись кабинету министров. К этому времени должностные функции созданных в эпоху династий Цинь (221–207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) девяти высших придворных чинов перешли к шести министерствам, а тем, кто занимал девять почетных чинов, пришлось вернуться к своим делам. Во время правления династии Юань (1280–1367 гг.) шесть министерств подчинялись центральному секретариату, а во время правления Чжу Юаньчжана (1368–1398 гг.) была упразднена должность первого министра (цзайсян), тогда шесть министерств стали напрямую подчиняться императору. В последние годы династии Цин (1644–1911 гг.) постепенно создавались новые министерства, таким образом шесть министерств постепенно прекратили свое существование.

Коммунистическая партия Китая (КПК) (中国共产党)

Коммунистическая партия Китая была основана 23 июля 1921 года, с октября 1949 года до настоящего времени является единственной правящей партией на материковом Китае.

Коммунистическая партия Китая – это авангард рабочего класса, руководящее ядро социализма с китайской спецификой, она всегда выражает фундаментальные интересы самых широких народных слоев. Высшая цель и идеал КПК заключается в построении коммунизма. День учреждения Коммунистической партии Китая – первое июля.

Октябрьская революция 1917 года в России подтолкнула группу передовых китайских элементов к одобрению и продвижению марксизма-ленинизма. В июле 1921 года по инициативе Ли Дачжао[32] и других с помощью Третьего Интернационала была официально учреждена Коммунистическая партия Китая. После основания Коммунистической партии Китая развернулась антиимпериалистическая и антифеодальная борьба, которая постепенно стала ведущей силой революции. Коммунисты во главе с Мао Цзэдуном проложили путь революции путем окружения городов и сел и захвата власти вооруженным путем, свергли правление Гоминьдана[33] и 1 октября 1949 года основали Китайскую Народную Республику (далее – КНР). После основания КНР китайский народ под руководством Коммунистической партии Китая скорыми темпами начал восстановление китайского национального хозяйства, осуществлять плановое экономическое строительство, а к 1956 году в основном были завершены «три великих преобразования»,[34] осуществлен переход от новой демократии к социализму. «Культурная революция», которая началась в 1966 году, повлекла за собой серьезные бедствия и беспорядки для партии и всего многонационального народа страны. Культурная революция завершилась в 1976 году. После проведения 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 году вся партия, раскрепостив сознание, основываясь на реальных фактах, сместила акцент в работе на экономическое строительство и перешла к политике реформ и открытости. Руководящий коллектив ЦК КПК в лице Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао, Си Цзиньпина и других объединил базовые принципы марксизма с китайскими реалиями, возглавил народ всего государства в построении социализма с китайской спецификой, стимулировал претворение в жизнь китайской мечты[35] о великом обновлении китайской нации.

Всекитайское собрание народных представителей (全国人民代表大会)

Краткое название – ВСНП, это высший орган государственной власти.

15 сентября 1954 года в Китае было созвано первое заседание Всекитайского собрания народных представителей, с этого момента оно стало высшим органом государственной власти Китая, осуществляющим государственную законодательную власть. Система Всекитайского собрания народных представителей является высшей формой организации власти в Китае.

Постоянным органом ВСНП является Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (сокращенно именуемый «ПК ВСНП»). В промежутки между сессиями Всекитайского собрания народных представителей ПК ВСНП осуществляет высшие государственные властные полномочия. Всекитайское собрание народных представителей состоит из представителей, избираемых провинциями, автономными районами, муниципалитетами, находящимися в непосредственном подчинении центрального правительства, особыми административными районами и вооруженными силами. Срок полномочий представителей составляет пять лет, заседание проводится один раз в год, за ежегодный созыв отвечает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Выборы депутатов Всекитайского собрания народных представителей проходят под управлением ПК ВСНП, за два месяца до истечения срока полномочий депутатов члены Постоянного комитета должны завершить выборы депутатов будущего созыва ВСНП. Всекитайское собрание народных представителей имеет право вносить поправки в Конституцию, Уголовный кодекс и Гражданский кодекс, а также в другие основные законы страны; обладает правом избирать председателя КНР, заместителя председателя КНР, председателя Центрального военного совета КНР, руководителя Государственного комитета контроля, председателя Верховного народного суда, старшего прокурора Верховной народной прокуратуры КНР; утверждает кандидатуру премьера Государственного совета, выдвинутую председателем КНР, утверждает кандидатуры заместителя премьера Государственного совета, членов Государственного совета, генерального прокурора, и целый ряд кандидатур на ответственные посты в Государственном совете, выдвинутых премьером Государственного совета, утверждает кандидатуры сотрудников Центрального военного совета, выдвинутые председателем Центрального военного совета, а также имеет право снимать вышеуказанных сотрудников с занимаемых должностей; имеет право на рассмотрение и утверждение национального плана экономического и социального развития и отчета об исполнении плана, рассмотрение и утверждение национального бюджета и отчета о реализации бюджета; имеет право изменять или отменять несоответствующие решения ПК ВСНП; утверждать создание провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; принимать решения о создании особых административных районов; принимать решения по вопросам войны и мира, а также обладает другими полномочиями, предусмотренными Конституцией КНР. Центральные государственные органы подотчетны Всекитайскому собранию народных представителей и находятся под его непосредственным контролем.