banner banner banner
Спиральная динамика для бизнеса. Как создать сильную и быструю компанию
Спиральная динамика для бизнеса. Как создать сильную и быструю компанию
Оценить:
 Рейтинг: 0

Спиральная динамика для бизнеса. Как создать сильную и быструю компанию

Бюрократия сводит на нет возможность быстро внедрить инновации, запустить проект, попробовать новую нишу или продукт. Бесконечные согласования и доказывание минимальности риска забирает у сотрудников много энергии. На темной стороне культуры правил все большее влияние получают экономические, юридические и финансовые службы. Они пытаются создать идеальную систему, в которой не будет никаких рисков, поэтому все чаще любые предложения разбиваются о фразу финансового комитета: «Докажите 100% экономическую эффективность своего проекта! Как компания может быть уверена, что не потеряет деньги?» Знакомо? Мы слышали эту фразу во многих корпорациях, которые давно не создавали никаких новых прорывных продуктов для рынка. Лидер на темной стороне фанатично старается все прописать и держать под контролем. Для него все, что не записано – просто не существует.

Пьер и Жан-Поль[16 - История взята с просторов интернета.]решили драться на дуэли на пистолетах. Жан-Поль был довольно толстым и, увидев своего тощего соперника Пьера, запротестовал:

–?Дебар! – сказал он секунданту. – Я в два раза толще его, поэтому должен стоять от него в два раза ближе, а он от меня в два раза дальше.

Абсолютно логично, но как это сделать?

–?Не беспокойся, – ответил секундант. – Я это сейчас улажу.

И, вынув из кармана кусок мела, он провел две линии на пальто толстяка, оставив между ними небольшое пространство шириной с его соперника Пьера.

–?Теперь стреляйтесь, – сказал Дебар и обернулся к Пьеру, – но помните, что любое попадание за пределами этих линий не считается.

Организация начинает тонуть в бюрократии и задыхаться. Пора переходить на следующий уровень Игры, делать новый выбор. Пройти мимо неработающего правила? Свалить все на «У нас так принято» или «В мой функционал не входит улучшение организации»? Или просто взять и сделать? Перестроить всю систему управления и отдать власть тем, кто создает продукты: инженерам, продавцам и маркетологам? Да! Иногда проще просить прощения, чем разрешения! Давайте достигать! Нас ждет следующий уровень игры!

5. Игра в Успех[17 - Название уровню дано Марком Розиным.] (драйв)

Эта Игра была доступна в том или ином виде всегда. Люди издавна занимались предпринимательством и торговали друг с другом, а деньги давно сопровождают человечество. Сильный импульс культура успеха получила во время рождения протестантства в XVI веке, когда Мартин Лютер[18 - Мартин Лютер (1483–1546) – христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма – лютеранство. Считается одним из создателей немецкого литературного языка.] в 1517 году представил свои 95 тезисов против продажи индульгенций. С этого момента папа римский перестал обладать абсолютной праведностью и непогрешимостью, а законы церкви – неизменностью. Появилась даже возможность создать свою церковь, что первыми и сделали протестанты, создав лютеранство и множество видов новых протестантских церквей. Можно даже сказать, что они начали играть в церковь и самостоятельно интерпретировать тексты Библии. Лютер заявлял, что «труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству».

Важно отметить, что Мартин Лютер не был казнен, как Ян Гус[19 - Ян Гус (1369–1415) – чешский проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации, национальный герой. Был сожжен вместе со своими трудами, и эта казнь вызвала Гуситские войны (1419–1434).] или Джордано Бруно[20 - Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма. Отказался отречься от своих учений и после семилетнего тюремного заключения был сожжен на костре как еретик и нарушитель монашеского обета.], что создало очень ценный для культуры успеха прецедент. Теперь каждый был равен перед Богом. Каждый мог стать любым благодаря трудолюбию, вере в себя и упорству. В XVI же веке происходит резкий рост научных открытий, который продолжается до сегодняшнего дня. А доминантный расцвет культуры успеха произошел в XX веке сначала в США, а потом уже во всем мире.

Игра в Успех (оранжевая) – построена на предпринимательских принципах «каждый может стать любым» и «нет пределов для развития».

Игра в Успех

На этом уровне рождается игра в Успех. Но не благодаря завоеванию новых городов и порабощению новых народов, в чем заключается успех воина, а благодаря самоотверженному целеустремленному труду каждый день ради достижения успеха. Успеха, который общество воспринимает как честный, заработанный. На этом уровне каждый может стать любым. Нет границ! Просто поставь цель и каждый день делай шаг для ее достижения! Пусть маленький шаг, но каждый день! И это, конечно же, игры касты предпринимателей, или торговцев.

Основные ценности этого уровня Игры – достижения, цели, стратегия, успех, победа – и как следствие, справедливое, достойное вознаграждение за организаторские труды.

На этом уровне хорошо все, что приводит к успеху в соответствии с критериями честного успеха, определенными обществом. Чем больше денег ты честно заработал, тем более ты угоден Богу – это фундамент протестантской этики. При этом можно сниматься в порнофильмах и быть порнозвездой, зарабатывать на этом много денег – это соответствует законам многих стран, только плати налоги и получай восхищение от общества. И плохо, если успех достигнут нечестно. Сдаваться – плохо. Ведь от того, что ты сдашься – легче тебе не станет.

Здесь лидер прокачивает такие способности, как умение увидеть возможность, замотивировать племя, достигнуть цель, наградить лучших.

Энергию дает вызов: ясные, амбициозные цели, которые заставляют напрячься, кажутся труднодостижимыми, но команда в них искренне верит, потому что в них верит и активно продвигает лидер. Возможность оставить вмятину во Вселенной! Каждый может все!

Наш четырнадцатилетний на момент написания этой книги сын Иван, который вынужден постоянно слушать беседы об Игре и спиральной динамике, называет главный мотив движения вперед для людей с ведущим оранжевым кодом – выпендриться! Оказаться на голову выше.

На этом уровне люди получают опыт постановки и поступательного достижения цели благодаря дисциплине и постоянному развитию (личному и профессиональному).

Наивысшая точка этого уровня, главный приз, – когда организация становится лидером рынка. Крепкая, мощная, энергичная и активная – настоящая корпорация.

Ценится, сколько призов получено во всевозможных номинациях и премиях, каких целей удалось достичь, удалось ли стать ведущей компанией на рынке.

Но чем дальше организация и ее лидеры гонятся за новыми амбициозными целями, тем сильнее проявляется темная сторона. Исчезает все, кроме денег, рейтингов Forbes, прибыли на акцию, дохода на одного сотрудника и роста потребления. Если ты такой умный, то почему такой бедный?

Тот, кто верит в бесконечность экономического роста в конечном мире, или безумец, или экономист.

    –?Кеннет Боулдинг

Уважаются только успешные люди, все остальные – второй сорт. Гордость за достижения становится смыслом жизни. А внутри все больше и больше увеличивается пустота. И инвестиции есть, и дом, и квартира, и красивая жена, и правильные дети, но что же так тоскливо внутри? И постепенно накапливается страдание, которое приводит к следующему уровню Игры.

Игра в Успех

По мнению Кена Уилбера, оранжевый уровень Игры является высшим уровнем развития рационального интеллектуального эго. Все просчитывается. Все продается. И все покупается. Не может быть ничего нелогичного и необъяснимого. У всего есть формула. Правда, отличная платформа для страдания, чтобы перейти к миру эмоций и служения великой идее?

Кейс из практики: за 16 лет бизнес-консультирования, работая с тысячами лидеров и предпринимателей, Сергей Бехтерев пять раз слышал рассказ об одном и том же сне от разных лидеров в момент кризиса оранжевого уровня. Им снилось, будто бы они умерли, вокруг тьма, и вдруг начинает играть музыка, а в пустоте загорается яркий экран, на котором написано: «Поздравляем, ваша игра №ХХХ (число в разных снах было разным) закончилась. Вы набрали N очков (количество очков тоже было разным). Внимание! Вопрос. За что даются очки в игре под названием Жизнь?»

На этом моменте они просыпались в холодном поту. И начинали думать, а за что же действительно эти очки даются? После такого сна у этих людей появлялось желание служить и отдавать.

Лидер вдруг задумывается, что крутая машина, дорогой костюм и элитный дом почему-то не радуют и не делают его счастливым. Он начинает ощущать сильную потребность выйти из гонки за успехом. Начинает искать смысл своей жизни. Постепенно приходит к пониманию важности отдавать обществу вместо того, чтобы постоянно брать от него. Начинается игра в смысл и идеологию.

6. Игра в Смысл (справедливость, согласие)

В каком-то смысле служение великой идее развития человечества впервые всколыхнуло мир после Великой Октябрьской революции в России. Появилось на практике, а не только в книгах, нечто на уровне государства, что ставило идею выше денег. Правда, потом все закончилось авторитарной системой управления, но этот кейс мы еще разберем позже. В целом, в западном мире культура смысла стала активно развиваться после Второй мировой войны. Виктор Франкл с его поисками смысла, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, песни Beatles, движение хиппи, психоделическая революция – все эти направления мысли ставили эмоции выше материальных достижений. Сколько времени своей жизни ты счастлив? Насколько искренне ты радуешься этой жизни? Способен ли ты любить и отдавать себя без остатка этому чувству? Появились новые вопросы, и со временем ответы на них нашли отражение в организациях и менеджменте.

Игра в Смысл

Игра в Смысл[21 - Марк Розин дал название этому уровню культура Согласия, имея в виду необходимость принадлежности коллектива к какой-то идее, с которой они согласны. Мы решили связать этот уровень с Игрой в Смысл, или в идеологию.](зеленая) – построена на принципе «самые важные в жизни вещи – не вещи» и «каждый важен и нужен», когда организация рассматривается как единый организм, в котором все со всем связано, а значит, мнение каждого важно и его нужно учитывать. Доминантным этот уровень стал начиная с 1960-х благодаря появлению таких поэтов, как Джон Леннон. На полную мощь зазвучали принципы: «смысл жизни – это любовь» и «главное – это что ты чувствуешь». Все больше людей стали задаваться вопросами: является ли материальная цель самой высшей? Стоит ли жить только ради денег и успеха? И находили ответы на эти вопросы уже не в голове, а в сердце. Жизнь становится высшей ценностью, и во многих странах вводится запрет на смертную казнь. Коррида запрещена в Испании и постепенно запрещается во многих испаноязычных странах. Вегетарианцев и веганов, отказывающихся есть мясо, чтобы не убивать животных, в мире становится все больше и больше. И этот тренд однозначно усиливается благодаря развитию этого уровня. Для всего должен быть ответ на вопрос: «Зачем?»

Джордж Форман – настоящая легенда и гордость США, а также яркий пример осуществления американской мечты. К 27 годам он уже был олимпийским чемпионом, бывшим чемпионом в супертяжелом весе среди профессионалов по основным боксерским версиям, заработал на ринге более 20 000 000 долларов (около 150 000 000 по нынешнему курсу), владел многочисленными особняками по всей Америке, а также парком суперкаров и яхт.

Джордж был дерзок, вспыльчив и заносчив. Когда в уже почтенном возрасте он комментировал слова Мухаммеда Али о себе, что он был «не боксером, а убийцей на ринге», то сказал, что это так и было. Ярость просто разрушала его, и он все чаще и чаще задумывался: только ли в зарабатывании денег заключается смысл его жизни?

В 27 лет Джордж прекратил боксерскую карьеру, продал все особняки, машины и яхты, нашел смысл жизни в помощи другим и стал проповедником. Он возвел церковь в Хьюстоне, создал молодежный центр и начал помогать всем, кто нуждался в помощи: наркоманам, больным, слабым и немощным. Многим людям он помог найти свой путь в жизни.

Деньги закончились через десять лет, и он снова вернулся на ринг, чтобы в сорок пять стать самым возрастным чемпионом мира сразу по двум основным версиям в супертяжелом весе! Этот рекорд не побит до сих пор!

Но на этот раз Джордж не стал тратить заработанные деньги на благотворительные проекты. Он инвестировал их в создание грилей под собственной торговой маркой George Forman Grill, и это принесло ему более 200 000 000 долларов, которые он продолжает тратить на благотворительность. Сейчас Большому Джорджу больше 70 лет, но он все еще проповедует и помогает нуждающимся. По его словам, он очень счастлив и благодарен Богу за уроки.

На этом уровне начинается игра в смысл, тот, что выше и дальше человеческой жизни. И чтобы объяснить людям, в чем этот самый смысл, нужна каста жрецов, картина мира которых соответствует этому уровню. Эти ребята точно знают, что священно, а что нет. Что такое праведность, а что такое грех. И научат этому всех ищущих.

Здесь появляются такие ценности, как служение, любовь как отдавание, справедливость, равенство, сочувствие, сопереживание.

Богатства, взятые от общества, должны быть ему возвращены.

    –?Павел Третьяков, основатель Третьяковской галереи

Хорошо все, что помогает служить обществу, целиком отдаваться великой идее. И, как следствие, плохие люди – вероотступники, нарушители присяги, которые продвигают ценности, противоречащие существующей идеологии. Секс на светлой стороне Игры в смысл часто происходит как жертвоприношение, а на темной – часто осуждается и запрещается как проявление «грязных» мирских мыслей.

Задача лидера на этом уровне – найти и принести своему племени смысл, который выходит за пределы жизни. Замотивировать их этим смыслом, и самому, конечно, быть примером ревностного служения ему. Ну и, конечно, членам организации возможность сделать этот мир лучше, добрее, прекраснее дает сильную эмоциональную энергию. Просто сопричастность к великим делам кружит голову каждому. Ну, почти каждому.

Главный опыт, который получает Игрок этого уровня, – обретение смысла через осознанный ответ на вопрос «Зачем я живу?». И нахождение его в служении великой идее, которая гораздо больше какого-то одного человечка.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 310 форматов)