Книга Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка» - читать онлайн бесплатно, автор Бхагаван Шри Раджниш (Ошо). Cтраница 11
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»
Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»

Он стал победителем конкурса. Такое просто невозможно!


Первородный грех случился из-за женщины. Змей, должно быть, сначала попытался соблазнить Адама. Но Адам не поддался его уверениям, потому что мужчина не слушает, он смотрит; должно быть, он увидел, что это хитрый змей, и сказал: «Сиди спокойно. Не отвлекай меня. У меня свои мечты». Но Еву змей легко убедил. Наверное, он начал с нею сплетничать. Примерно в таком роде: «Что ты здесь делаешь? Вот древо познания, а Бог вас обманул. Если ты съешь плод с древа познания, ты станешь такой же бессмертной, как Бог. Если ты съешь плод с древа познания, ты узнаешь все, что знает Бог. Тогда ты станешь всеведущей, всемогущей, вездесущей».

Естественно, Еву разобрало любопытство – такое практичное предложение. Змей ее убедил. Змей был первым торговцем. Торговцы никогда не идут к мужчинам; они стучат в дверь, только когда мужчина ушел на работу. Тогда они убеждают женщину. Ее легко убедить, потому что она любит слушать.

Уши – это пассивная часть вашего существа, восприимчивая часть. Уши могут что-то принять. Глаза – это агрессивная часть. Вы не можете проявить агрессию через уши. Через глаза вы можете проявить агрессию. Вы можете так посмотреть на человека, как будто в ваших глазах кинжалы. Одним взглядом вы можете обидеть человека или выразить свою любовь к нему. Через глаза вы можете найти с человеком контакт или, наоборот, отстраниться. Иногда кто-то смотрит на вас так отстраненно, что вы не можете найти с ним контакт. Или кто-то может смотреть на вас с такой страстью, с таким желанием, с такой любовью, с такой заботой, что вам кажется, что его глаза почти ласкают ваше тело. Глаза – это агрессивная часть; они проецируют, они устанавливают связь.

В Индии человека, который оскорбительно разглядывает женщин, называют лучча. Вы удивитесь: слово лучча происходит от слова лочан – глаза. Он насилует глазами, его глаза почти становятся его гениталиями. Глаза могут быть опасны.

Уши очень невинны. Они только принимают. Они очень женственны.


Анимус живет в глазах: он видит, он мечтает. Тот, кто чувствует себя замкнутым, мрачным и привязанным к своей телесной оболочке, находится под властью анимы.


Когда вы чувствуете себя замкнутым, пассивным, вы привязаны к телу и привязаны анимой. Не имеет значения, мужчина вы или женщина. Когда женщина использует глаза и пытается не услышать, а увидеть, она становится анимусом. Когда мужчина старается услышать, он становится анимой. Ученик становится анимой – должен стать – потому что ученик должен полностью обратиться в слух.

Мастер полностью обращается в зрение, ученик полностью обращается в слух. Мастер должен видеть, он должен увидеть глубины вашей души и проникнуть в самую вашу сущность. А ученик должен слушать, быть внимательным, восприимчивым – он должен позволить мастеру проникнуть в самую сокровенную сердцевину своей сущности.

Ученик становится женственным. Именно поэтому женщины – самые лучшие в мире ученики. Мужчине немного труднее стать учеником. Даже если он им становится, он становится им неохотно. Он сопротивляется, он борется, он сомневается, он придумывает всевозможные уловки, чтобы избежать этого. Если ему это не удается, он расслабляется в собственной беспомощности. Он сдается от беспомощности. Женщина сдается с радостью. Величайшими учениками всегда были женщины, и это соотношение остается неизменным. Если у мастера пять учеников, только один из них мужчина, остальные четыре – женщины. Это неизменное соотношение. Оно было таким при Махавире, оно было таким при Будде, оно осталось таким при мне. Так было всегда.

Мужчины считают, что женщины слишком податливы, что они слишком легко поддаются внушению, гипнозу. Это просто их суждения. Мужчины уверены, что они сами не поддаются внушению, зато женщины, по их мнению, легко поддаются. В каком-то смысле они правы, а в каком-то неправы. Если женщина придет к змее, она поддастся убеждениям змеи. Если женщина придет к Будде, она поддастся убеждениям Будды. Да, она действительно легко поддается внушению; все зависит от того, к кому она приходит. Если мужчина встретится со змеей, она его не сможет убедить; он спасет себя от змеи. Но если он встретится с Буддой, Будда тоже не сможет его убедить. Тогда он упустит свое спасение.


Анимус концентрируется благодаря движению света по кругу. Таким образом поддерживается дух и покоряется анима.


Свет должен циркулировать в глазах. Глаза – это самая светлая часть вашего существа. Даосы говорят, что глаза связаны с солнцем. Если у вас нет глаз, вы не можете видеть свет, потому что только подобное видит подобное. Глаза – это конденсированный свет, именно поэтому они видят свет. Уши – это конденсированный звук, именно поэтому они слышат.

Анима должна быть покорена – и в мужчине, и в женщине. Почему? – Потому что это материя, тело, оболочка. Хозяином должен быть дух, дух должен подняться над телом. Тело должно подчиняться духу, а не наоборот. Поэтому неважно, мужчина вы или женщина, вы должны подчинить аниму анимусу, потому что только анимус умеет искать. Если анима следует за анимусом, он может глубоко войти в реальность.

Если рядом с поэтом есть женщина, которая его поддерживает, его поэзия может вознестись очень высоко. Если мужчина знает, что женщина всегда рядом с ним, он чувствует в себе огромные силы, он может отправиться в любое приключение; если он знает, что женщины рядом нет, он теряет силы. Тогда у него остаются только мечты, но они бессильны, они не могут реализоваться, в них больше нет энергии.

Женщина вдохновляет, мужчина мечтает. В поисках бога или истины мужчина должен вести, а женщина следовать. Анимус внутри вас должен стать мастером, а анима должна стать учеником – неважно, мужчина вы или женщина.


Для того чтобы освободиться от мира, древние использовали специальный метод, который состоит в том, чтобы полностью расплавить пепел темноты и вернуться к чистому творению.


Женщина статична, мужчина динамичен. Именно поэтому женщины кажутся такими спокойными, а мужчины такими беспокойными. Даже когда вы были ребенком, совсем маленьким ребенком, было именно так. Ребенок-мальчик всегда очень беспокойный, он все время пытается что-нибудь схватить, что-нибудь достать, он такой непоседа. Ребенок-девочка никогда не шалит: она тихо сидит со своей куклой. Она сама похожа на куклу – такая же спокойная. Покой – это женский принцип, беспокойство – это мужской принцип, отсюда красота и округлость женщины и постоянное лихорадочное состояние мужчины.

Но для роста вам необходим принцип беспокойства, потому что рост означает изменение. Женщина ортодоксальна, мужчина революционен. Женщина всегда поддерживает статус кво, а мужчина всегда готов поддержать любую глупую революцию. Он за любое изменение; хорошее оно или плохое – неважно. Любое изменение хорошо. Женщина всегда за старое, установившееся; неважно, хорошо это или плохо; так было всегда, поэтому так и должно быть.

Для того чтобы расти, вы должны растопить в себе принцип статичности. Женщина внутри вас превратилась в лед; ее нужно растопить, чтобы вы стали рекой. Но помните: река не может существовать без берегов, которые ее поддерживают, и они статичны. Если у реки нет берегов, она никогда не достигнет океана. Если река замерзла, она никогда не достигнет океана. Поэтому замерзшая река должна растаять, стать текучей и принять поддержку неподвижных берегов. Совершенный человек – это тот, кто использует динамику реки и статичность ее берегов. Это идеальный баланс. Тогда вы использовали анимус, для того чтобы расти, и аниму, для того чтобы ваш рост был постоянным, а не одномоментным явлением.


Все сводится к тому, чтобы укротить аниму и укрепить анимус.


Но, как правило, и мужчины, и женщины слишком статичны. Даже мужчины стали слишком ортодоксальными. Христиане, индуисты, мусульмане, джайны – даже мужчины стали слишком ортодоксальными. Они стали жертвами собственной анимы, их анимус сильно подавлен. Он должен быть освобожден.

Все мои усилия направлены на то, чтобы освободить ваш анимус из-под власти анимы. Когда анимус будет свободен от анимы, мы сможем использовать и ее, но не раньше. Поэтому я так настаиваю на динамических методах медитации. Только изредка я рекомендую кому-то делать за-дзэн или випассану, – только когда я вижу, что его анимус раскрепостился и он может использовать аниму. Випассана, за-дзэн – это женские методы, методы анимы. Суфийский танец, динамическая медитация, натарадж – это методы анимуса.

Сначала станьте рекой, только тогда вы сможете использовать поддержку берегов.


Движение света по кругу – это волшебный способ преодолеть тьму и покорить аниму. Если вы следуете этому методу, вам будет доступно изобилие семени-воды, в вас разгорится дух-огонь, а мысль-земля укрепится и кристаллизуется. Так созревает священный плод.


Священный плод – не мужской и не женский. Священный плод созревает только в единстве, когда анима и анимус поддерживают друг друга, как два крыла. Тогда эрос получает освобождение, логос получает освобождение, интуиция получает освобождение. Тогда вы взлетаете в небо, и в то же время вы глубоко укоренены в земле.

Для того чтобы подняться высоко в небо, дерево должно быть глубоко укоренено в земле. Земля – это анима, небо – это анимус. Чем выше дерево поднимается в небо, тем глубже должны идти в землю его корни – в той же пропорции.


Когда единая природа нисходит в дом творчества, она разделяется на анимус и аниму.


Бог един, но когда он начинает творить, он разделяется на анимус и аниму. Без этого разделения невозможно никакое проявление, без этого разделения не было бы никакой диалектики. Бог разделяется на тезис и антитезис, потому что только тезис и антитезис создают конфликт, борьбу, вызов. А борьба, напряжение порождают энергию. Это подобно тому, как вы ударяете два кремня – и возникает огонь. Или это подобно тому, как вы ударяете в ладоши – и возникает звук.

Дзэн-мастера говорят: «Найдите звук хлопка одной ладони». Что они имеют в виду? Они имеют в виду: выйдите за пределы двойственности и найдите Единое. Единое – это непроявленный бог, Единое – это тот источник, из которого мы пришли. Мы можем достичь этого источника, только когда исчезает двойственность. Эту двойственность нужно использовать таким образом, чтобы тезис и антитезис стали синтезом. В этом и состоит все искусство жизни, и именно этому я вас учу.

Мой саньясин должен быть синтезом мужчины и женщины, дня и ночи, мира и отречения, материи и духа, земли и неба.


Анимус находится в божественном сердце, в третьем глазе. Его природа – свет, это сила легкости и чистоты. Это то, что мы получили от великой пустоты, от бесконечного неба; это то, что по форме совпадает с изначальным. Природа анимы – тьма.


Именно поэтому женщина так таинственна. Ни одному мужчине еще не удалось разгадать тайну женщины. Только тот, кто вышел за пределы мужчины и женщины, только тот, кто стал буддой, может познать тайну и мужчины, и женщины. Ни один мужчина еще не проник в самую глубину женщины; женщина остается загадкой, тайной, она остается темной ночью, где трудно что-то ясно увидеть, где можно только идти на ощупь. Женщину невозможно понять с помощью логики. Она не принадлежит миру логики. Она двигается по зигзагу: она делает выводы, не вникая в процесс. Мужчина же очень методичен: он шаг за шагом вникает в процесс.

Женщина – поэт, в том смысле, что она принадлежит миру интуиции. Возможно, она не пишет стихи, – она поэт, который не пишет никаких стихов. Вся ее жизнь – поэзия, и она так же темна, так же таинственна, так же расплывчата, так же двусмысленна, как поэзия. В ней нет никакой ясности, ее и не может быть: загадку женщины невозможно разгадать, она всегда остается неразгаданной.

Мужчина ясен, как свет. Поэтому мужчина кажется поверхностным, а женщина кажется глубокой. Мужчина как будто весь находится на поверхности, вы все о нем знаете. Если вы все о нем знаете, вы можете его предсказать. Женщину предсказать невозможно, она остается непредсказуемой; в этом ее темнота. Все это – метафоры.


Это энергия тяжести и туманности…


Женщина, женский принцип привязывает вас к земле; это гравитация.


…она связана с физическим сердцем. Анимус любит жизнь. Анима ищет смерти.


Женщина больше подобна смерти. Не обижайтесь, это просто описание. Если вам не нравятся слова анима и анимус, мужчина и женщина, можете заменить их на X и Y. Но в «Секрете Золотого Цветка» используются именно эти метафоры. Их антропоморфность помогает их лучше понять.

Мужчина заинтересован в жизни, женщина заинтересована в стабильности. Мужчина заинтересован в любви, женщина заинтересована в безопасности. Мужчина заинтересован в приключении, женщина заинтересована в удобстве, комфорте. Женщина – это смерть. Слово «смерть» не содержит и не подразумевает осуждения, просто безопасность – это качество смерти. Вы в безопасности, только когда вы мертвы; вы в безопасности, только когда вас нет: тогда с вами уже ничего не может случиться.

Мужчина хочет искать и рисковать. Именно поэтому муж постоянно заглядывается на других женщин, а жена за ним следит. Она не может понять, почему он по-прежнему интересуется другими женщинами: «Ведь у него есть я!» Но мужчина всегда стремится к чему-то новому, к чему-то сенсационному, к новым острым ощущениям. Иногда бывает так, что у него жена красавица, а он заводит роман с некрасивой женщиной. Никто не может понять, в чем смысл, и что происходит. «У тебя такая красивая жена, что это на тебя нашло?»

Но вы не понимаете мужского принципа. Мужской принцип по сути своей полигамен, а женский принцип – моногамен. Женщина ищет стабильности. Ее больше интересует брак, чем любовь. Она влюбляется, чтобы выйти замуж, а мужчина женится, чтобы любить.

Есть старинное высказывание, что в мире было бы больше счастья, если бы каждый мужчина оставался неженатым, а каждая женщина была бы замужем. Но разве это возможно? Это невозможно.


Анимус любит жизнь. Анима ищет смерть. Все чувственные желания и приступы гнева являются проявлениями анимы. Ученик должен понять, как полностью очистить темную аниму, чтобы она трансформировалась в чистый свет.


Алхимия состоит в том, чтобы каждый из вас – мужчина вы или женщина – осознал эти два принципа внутри себя и трансформировал аниму, свою темную часть, в светлую часть; помог темной части двигаться, помог темной части поддерживать светлую часть, а не бороться с ней.

Если ваша анима будет поддерживать ваш анимус, это и будет настоящий брак, внутреннее бракосочетание. Тогда вы станете более цельными, тогда ваш свет не будет поверхностным – в нем будет глубина темноты; а ваша темнота не будет просто тьмой – в ней будет высота света. Тогда анима и анимус сольются друг с другом. Когда они полностью сольются, мир исчезнет, и вы снова станете единым. А стать единым – значит познать бога; остаться в двойственности – значит, остаться в миру. Но этот эксперимент, эта алхимия должна произойти внутри вас, она никак не связана с внешним миром.

Эти два принципа постоянно борются внутри вас. Назовите их как угодно – жизнь и смерть, свет и тьма, мужчина и женщина, X и Y – но эти принципы находятся в постоянной борьбе. Именно в этом причина вашего несчастья, вашего страдания, вашего ада.

Позвольте им стать друзьями. Позвольте своей энергии циркулировать через них, без борьбы. Позвольте им приблизиться друг к другу. Позвольте мужчине и женщине внутри слиться в объятии, и тогда произойдет внутренний оргазм. В тантре это называется юганнадха – встреча мужчины и женщины внутри. Это и есть истинная тантра. Встреча внешнего мужчины и женщины – это только вступление.

Судха ведет группы тантры. Эти группы – всего лишь вступление. Настоящая тантра еще впереди. Она всего лишь подготавливает вас к ней. Настоящая группа тантры начнется тогда, когда я увижу, что теперь вы готовы идти вовнутрь и встретиться там со своим внутренним мужчиной и внутренней женщиной. Когда я увижу, что влечение к внешнему в вас уже не так сильно, уже не так вас связывает, что цепь уже порвалась, – тогда начнется настоящая группа тантры. Я жду того времени, когда случится новая коммуна, потому что для новой группы тантры необходим совершенно иной климат, совершенно иная атмосфера.

Это величайший эксперимент, через который может пройти человек. Этот эксперимент приводит вас к космическому экстазу, тотальному оргазму.


На сегодня достаточно.

Глава 6

Рожденные с радостью

Первый вопрос:

Почему так трудно радоваться?


Радоваться трудно, потому что для этого нужно исчезнуть. Радость возможна, только если тебя нет. Ты и радость несовместимы: когда есть радость, нет тебя; когда есть ты, нет радости. Это так же, как свет и тьма: они не могут существовать одновременно.

Радоваться трудно, радоваться непросто, – потому что трудно умереть, умереть непросто. Только те, кто умеют умирать каждый момент, умеют радоваться. Чем больше ты умеешь умирать, тем глубже твоя радость, тем больше ее пламя и роскошней ее цветение.

Радоваться трудно еще и потому, что ты слишком много вложила в то, чтобы быть несчастной. Пока ты это не осознаешь, ты будешь пытаться радоваться, но никогда не сможешь. Нужно отбросить привычку быть несчастной. С самого детства каждый привыкает к тому, что быть несчастным выгодно. Если вы несчастны, родители проявляют больше любви. Если вы больны, родители больше о вас заботятся. Если вы счастливы и здоровы, никто не обращает на вас внимания. А внимание – это пища для эго, эго не может жить без внимания – это само его дыхание. Так же как тело нуждается в кислороде, эго нуждается во внимании.

Когда вы здоровы и счастливы, родители не обращают на вас никакого внимания, в этом нет необходимости. Но когда вы больны и несчастны, когда вы плачете и хнычете, вся семья начинает о вас заботиться, как будто произошло что-то чрезвычайное. Все бросают свои дела: мать бежит к вам из кухни, отец откладывает газету, и все внимание фокусируется на вас. Это дает огромное удовлетворение для эго, и постепенно вы начинаете этим пользоваться постоянно: стань несчастным, и все будут уделять тебе внимание, стань несчастным, и все будут тебя жалеть. Когда вы радуетесь, никто вас не жалеет. Именно поэтому так уважают аскетов. Когда кто-то постится, люди говорят: «Какой великий святой!» Ему просто нравится быть несчастным. Наслаждайтесь едой, и никто не будет вас жалеть; поститесь, и тогда все начнут вас жалеть.

Если вы влюбитесь, кто будет вас жалеть? Никто, – наоборот, все будут вам завидовать. Вы будете соперником. Они сами хотят эту женщину. Вы враг. Откажитесь от секса, практикуйте безбрачие, уйдите в пещеры, и тогда люди будут стекаться из самых отдаленных мест, чтобы почтить вас – «Какой великий аскет!» – а вы просто играете в несчастье… но несчастье окупается. Если вы несчастны, вы можете стать махатмой.

Такова вся история человечества: несчастье всегда окупалось, вы всегда почитали несчастных людей. А если несчастье добровольно, если вы сами заставляете себя быть несчастным, вы заслуживаете еще большего уважения. Махатму Ганди почитают во всем мире именно потому, что он был добровольным страдальцем, он принуждал себя быть несчастным. Как можно не обращать на него внимания? Если бы он наслаждался и жил нормальной, полноценной и здоровой жизнью, вы бы ему завидовали, вы были бы его противником.

Осознай эти уловки и стратегии ума, и ты сможешь их отбросить. Не проси внимания, иначе ты останешься несчастной. Тебе уделяют внимание, только когда ты несчастна; это часть естественного механизма.

То же самое происходит с телом: если у вас болит голова, все ваше внимание направляется к голове, вы забываете об остальном теле. Если у вас болит нога, все ваше внимание направляется к ноге, вы забываете об остальном теле. Нога становится очень важной. Очень хорошо, что руки, ноги и головы не умеют хитрить, иначе бы они постоянно болели. Хорошо, что у них нет эго. Если бы у ноги было эго, она бы постоянно болела, потому что только тогда вы бы уделили ей внимание, вы бы ее массировали, вы бы о ней заботились.

Точно такой механизм работает внутри: внимание направляется к той части, которая болит. Такой же механизм работает в семье, в обществе, во всем мире. Однажды использовав эту уловку, вы бессознательно продолжаете использовать ее постоянно, она становится автономной; вы просто используете этот трюк. Муж приходит домой, и жена мгновенно становится несчастной. Я наблюдал это неоднократно.

Когда я много путешествовал по Индии, я часто гостил в разных семьях. Жена счастлива и смеется, как вдруг приходит муж – и я наблюдаю, как меняется ее лицо. Она не притворяется, совсем нет, в этом больше нет необходимости, это происходит автоматически: видя, как поворачивается ключ в замочной скважине и входит муж, она мгновенно меняется – автоматически. Ее лицо становится несчастным, потому что муж уделит ей внимание, только если она страдает, не иначе.

Ты должна осознать этот механизм. Это необходимо, иначе он разрушит любую возможность радости в твоей жизни – он уже разрушил. Миллионы людей страдают и живут в несчастье, потому что жаждут внимания. Это глупо, потому что внимание ничего не дает. Оно только укрепляет твое эго, которое не есть ты. Это не твоя сущность, это всего лишь твоя личность, твое «псевдо-я». Оно постоянно подпитывает твое «псевдо-я», в то время как истинное «я» голодает.

Твоему истинному «я» не нужно никакого внимания. Истинное «я» может жить без всякого внимания, потому что оно ни от кого не зависит. Истинное «я» умеет радоваться в полном одиночестве. Ему не нужен никто другой, что говорить о внимании? Ему даже не нужен никто другой. Его радость – внутри. Она приходит не извне, она не зависит от каких-то условий. Она безусловна. Это спонтанное, внутреннее, естественное явление.

Понаблюдай и осознай, сколько выгоды ты извлекаешь из своего несчастья, и тогда ты поймешь, почему не умеешь радоваться. Перестань вкладываться в несчастье, и к тебе вернется радость.

Мы рождаемся с радостью. Радость – это сама наша сущность. Для того чтобы быть радостным, ничего не нужно. Можно быть радостным, просто сидя в тишине. Радость естественна, страдание неестественно. Но страдание выгодно, а радость бесполезна – она не приносит никакой выгоды.

Так что выбор за тобой. Если ты хочешь быть радостной, ты должна быть никем – это твой выбор. Если ты хочешь быть радостной, тебе придется быть никем, потому что ты не будешь получать никакого внимания. Наоборот, люди будут тебе завидовать, они будут относиться к тебе враждебно. Ты не будешь им нравиться. Ты будешь им нравиться, только если будешь несчастна. Тогда они будут тебя жалеть. Тогда будет удовлетворено и их эго, и твое. Когда они тебя жалеют, они ставят себя выше, а тебя ниже. Они смотрят на тебя свысока и наслаждаются игрой в жалость. Жалость насильственна. Они видят, что ты несчастна, а они нет. Тогда они – те, кто жалеет, а ты – та, кого жалеют. Их эго удовлетворено, и твое эго удовлетворено, потому что ты можешь себе сказать: «Видишь, какая ты важная: все тебя жалеют». Так что эго удовлетворено с обеих сторон. Это очень выгодно, никто ничего не теряет.

Когда ты радуешься, танцуешь, поешь, когда ты счастлива без всяких причин, твое эго исчезает, потому что оно не получает никакого внимания. Но окружающие не чувствуют себя хорошо, потому что ты лишаешь их возможности удовлетворить свое эго.

Именно поэтому люди были против Иисуса и против Будды, именно поэтому они против меня. Они бы хотели, чтобы я был аскетом, постился и жил под деревом, как нищий, – тогда бы они были очень довольны. Тогда бы они тысячами приходили сюда и поклонялись мне. Но я живу по-другому – я живу в радости, в изобилии, – и это их раздражает. Они счастливы, когда кто-то уходит из королевского дворца и становится нищим. Тогда они довольны, тогда они любят этого человека. Но если нищий переезжает во дворец, все настраиваются против него. Эта идея им совсем не по вкусу.

Просто понаблюдай за собой: ты тоже так поступаешь. Если кто-то ложится на иголки, ты сразу же начинаешь ему поклоняться, как будто он делает что-то великое, как будто он совершает благо для человечества. Он просто мазохист, но его любят, его уважают. Это нездоровое уважение, это больное уважение. Именно ради уважения он и ложится на иголки. Он жаждет внимания, а это самый простой способ заслужить внимание и уважение. Его эго удовлетворено. Он готов лежать на иголках и страдать.

И подобное в больших или меньших масштабах происходит везде. Откажись от этого – это очень старая ловушка – и тогда ты сможешь радоваться, тогда ты не сможешь не радоваться. Если ты готова стать никем, если ты не нуждаешься ни в чьем внимании, тогда нет никаких проблем. Тогда ты можешь радоваться… радоваться обычным вещам. Тогда даже мелочи могут подарить тебе огромную радость.