Книга Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка» - читать онлайн бесплатно, автор Бхагаван Шри Раджниш (Ошо). Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»
Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»

Фрейд совершил великую революцию. Мир ждет нового Фрейда, чтобы разрушить еще большее табу смерти. Он разрушил табу секса, и благодаря этому мир стал лучше. Фрейд был одним из величайших благодетелей человечества. Необходим новый Фрейд, чтобы разрушить другое табу – более сильное.

Нужно принять смерть. Принимая смерть, вы начинаете принимать старость. И это принятие дает расслабление. Когда вас уже больше не интересует секс, вы можете уделить все свое внимание смерти. Помните: секс и смерть – полярные противоположности; продолжая интересоваться сексом, как вы можете готовиться к смерти? Ваше внимание будет целиком отдано сексу, и вы умрете без подготовки.

Медитация – это подготовка к смерти. Теперь готовьтесь к смерти – медитируйте. Вы потеряли интерес к женщинам – очень хорошо. Теперь проявите интерес к самому себе. Женщина – это что-то вне вас; вы интересуетесь другим человеком. Или если вы женщина, тогда мужчина – это что-то вне вас; вы интересуетесь другим человеком. Теперь проявите интерес к самому себе: начните поиски себя, отправьтесь во внутреннее путешествие.

Вы спрашиваете: «Я старею и начинаю терять интерес к женщинам. Что мне делать?» Полностью потеряйте этот интерес. Позвольте ему уйти. Не пытайтесь этого добиться. Прекрасно, если это происходит само по себе.

Я слышал…


Однажды, поздно вернувшись домой, семидесятишестилетний Макс обнаружил у себя девушку лет восемнадцати, которая ловко обчищала его квартиру.

– Девушка, да вы воровка! – сказал он. – Я звоню в полицию.

– Мистер, – взмолилась она, – если меня снова арестуют, меня посадят на несколько лет. Пожалуйста, не звоните в полицию.

– Очень жаль, но мне придется это сделать, – ответил Макс.

– Послушайте, я сделаю все, что вы хотите! Я могу с вами переспать.

– О’кей, – согласился пожилой гражданин, – раздевайтесь и ложитесь в постель.

Девушка так и сделала, и Макс последовал за ней. В течение двадцати минут он прилагал все усилия, но, в конце концов, осознал свое поражение и в истощении отказался от идеи.

– Бесполезно, – вздохнул Макс. – Ничего не получается. Придется вызвать полицию.


Вы спрашиваете: «Что мне делать?» Может быть, хотите вызвать полицию? Скажите себе: «Хватит!» Хватит этой ерунды, хватит этого наваждения. Теперь направьте свою энергию к смерти: посмотрите смерти прямо в глаза, повстречайтесь с нею лицом к лицу. Встретиться со смертью – это величайшее переживание в жизни. И если вы можете встретить смерть, вы узнаете, что вы бессмертны. Встретиться со смертью – это единственный способ узнать, что вы бессмертны, что умирает только тело, а вы никогда не умираете. И когда вы это узнали, вы готовы, – вы готовы к путешествию, и, когда приходит смерть, вы смеетесь, и танцуете, и поете.

Человек, который, умирая, может смеяться, танцевать и петь – молитвенно, медитативно, – испытывает величайший оргазм в мире. Сексуальный оргазм – это ничто, потому что в сексуальном оргазме только малая часть вашей жизненной энергии покидает тело, и вы чувствуете огромное расслабление. Во время смерти вся жизненная энергия покидает ваше тело. Никакой сексуальный оргазм не сравним с этим космическим оргазмом, с тотальным оргазмом, который приносит вам смерть.

Не упустите смерть. Смерть преподнесет вам величайший подарок в жизни, прощальный подарок. Но лишь немногие люди получают его, потому что никто к нему не готов. Смерть застигает вас врасплох. Но вы так испуганы, так озабочены сексом, что цепляетесь за жизнь.

Знаете ли вы?.. На Востоке этот секрет известен очень давно: если человек, который умирает, слишком цепляется за жизнь и по-прежнему интересуется сексом, он умирает с эрекцией. Это говорит о том, что бедняга умер без подготовки – даже во время смерти он был полон сексуальных фантазий. Так всегда происходит – и если вы не станете медитирующим человеком, это произойдет и с вами, – умирая, вы будете думать о сексе, заниматься любовью в своем воображении. Не стоит так умирать. Это очень оскорбительно по отношению к смерти, по отношению к богу, по отношению к самому себе.

Позвольте сексу исчезнуть – время пришло. Расслабьтесь в отсутствии сексуальности. Отсутствие сексуальности сделает вас более центрированным. Перестаньте искать женщин и начните искать самого себя; невозможно делать и то, и другое одновременно. И будьте готовы: смерть может настигнуть вас в любой момент. Невозможно узнать заранее, когда она придет: подготовьтесь к ней, позвольте себе насладиться медитацией, насколько это возможно. Трансформируйте свою сексуальную энергию в медитативную. Это та же самая энергия, изменяется только ее направление: она больше не течет наружу и вниз, она начинает течь внутрь и вверх. Та же самая энергия раскрывает в вас бутон Золотого цветка. В этом весь секрет.

Вы естественным образом подошли к этому моменту, и вы спрашиваете: «Что мне делать?» Вы спрашиваете у меня рецепты, чтобы восстановить исчезающую сексуальность. Вы ищите какой-то бутафории, какой-то помощи, чтобы продолжать играть в ту же глупую игру – даже в старости.

Эта игра хороша в молодости, потому что в молодости вы глупы. Редко кто становится бдительным, осознанным и медитативным уже в молодости. Если вы на это способны, вы редкий гений. Но если вы не можете стать медитативным даже в старости, тогда вы глупы, просто глупы. Хорошо повалять дурака в молодости. Эта глупость является частью роста, она помогает вам. Внешний мужчина или женщина становится для вас зеркалом, которое отражает вас, помогает вам увидеть, кто вы. Любовь раскрывает вам глаза. Но, в конце концов, вы должны увидеть себя изнутри, не в зеркале. Даже зеркало должно быть отброшено. Вы должны остаться наедине с самим собой. Чистота одиночества бесконечна. И блаженство одиночества вечно.

Время пришло. Пусть интерес к женщинам уйдет, и тогда вы внезапно обнаружите, что в вас возникает новый интерес – он возникает почти сразу – интерес к медитации. И тогда вы сможете получить от жизни последний подарок – смерть в медитации, смерть в сатори, смерть в самадхи, смерть в экстазе – и вы испытаете наивысшее переживание оргазма. Этого переживания достаточно; после него вы уже не вернетесь в жизнь, в тело, в эту тюрьму.

На Востоке всегда стремились к этой цели – перестать снова рождаться – потому что весь этот процесс рождения и умирания снова и снова очень утомителен. Он совершенно бесполезен. В конце концов, это просто сон – не приятный сон, а ночной кошмар.

Мой вам совет: вы прожили свою жизнь, вы познали удовольствия тела, вы познали отношения с женщинами и вынесли из них те уроки, которые должны были вынести, теперь настало время идти вовнутрь.


Последний вопрос:

Что такое философия?


Не знаю, и не думаю, что кто-то другой знает. Философия – это бесполезная страсть. Я использую слова Жана-Поля Сартра. Он сказал: «Человек – это бесполезная страсть». Я не говорю это про человека, я говорю это про философию.

Вы спрашиваете меня: «Что такое философия?» Никто еще не дал ей четкого определения, оно остается смутным. Не то чтобы никто не пытался дать ей определение – существуют миллионы определений, но не существует единого определения. Каждый философ дает свое определение, и другие ему противоречат. Это игра, это гимнастика для ума, это разминка для логики. Она похожа на шахматы – очень интеллектуальная игра, очень увлекательная, но бессмысленная. Она совершенно бессмысленна. Эта игра продолжается из поколения в поколение. Постепенно из этой игры развились два явления – наука и религия.

Наука объективна, религия субъективна. Наука основана на эксперименте, религия – на переживании. Философия – это ни то и ни другое, она зависла где-то между ними. И постепенно она начинает исчезать, потому что все объективное с каждым днем уходит под крыло науки, а все субъективное уже ушло под крыло религии. Философии ничего не осталось. Поэтому современная философия рассуждает только о языке – она занимается анализом языка.

Философы задают самые абсурдные вопросы, потому что им не осталось никаких значительных вопросов, этими вопросами занимается либо наука, либо религия. Философия становится все более пустой. Она даже не может найти собственных вопросов, поэтому она берет вопросы у науки и размышляет над ними, или берет вопросы у религии и размышляет над ними. Все ее вопросы заимствованы. Философия – это умирающее явление. Не удивительно, если в один прекрасный день вы вдруг узнаете, что философия умерла. Она лежит на смертном одре. Пойдите в любой университет, и вы увидите, что философия лежит на смертном одре.

Но почему ты задаешь такой вопрос? Это гораздо важнее понять.

Я здесь не учу философии. То, что я говорю, никак не связано с философией. То, что я говорю, связано только с экспериментом и переживанием. Все мои усилия направлены на то, чтобы создать научную религию – психологию будд. Поэтому я предлагаю вам эксперименты и возможность пережить что-то, чего вы еще никогда не переживали. Это лаборатория, это рабочая мастерская. Мы здесь нацелены что-то делать – здесь все всерьез! Философия нас не интересует.

Я очень анти-философичен, и я избегаю философии, потому что это игры с тенями, мыслями, концепциями. И в эту игру можно играть бесконечно, ad infinitum, до тошноты – в ней не может быть конца. Одно слово рождает другое слово, одна теория рождает другую теорию, и так до бесконечности. На протяжении пяти тысяч лет существовало немало философий, и без всякого толку.

Но есть люди, склонные к философии. Если ты один из них, пожалуйста, откажись от этого, иначе ты и твоя энергия рассеются в пустыне.

Я расскажу вам о четырех стадиях философии в четырех историях. Первая стадия философии, первая история…


Это одна из моих любимых историй – о том, как девочка и мальчик катались в санях. Это было в Новой Англии, где в холодные зимы очень любят кататься в санях. Однажды в воскресный вечер они катались, укутанные в свои теплые одеяла, как вдруг девочка прижалась поближе к мальчику и сказала:

– Джонни, я замерзла.

Джонни посмотрел на нее свысока и ответил:

– Джейн, я тоже замерз. Натяни повыше одеяло.

Джейн натянула одеяла, но вскоре прижалась к Джонни еще ближе и снова сказала:

– У меня совсем замерзли руки.

Он не обратил на нее внимания, и тогда она потерлась об него локтем и спросила:

– Джонни, ты меня слышал? У меня совсем замерзли руки… и вообще, никто меня не любит.

На этот раз он удостоил ее взглядом:

– Джейн, помни, что Бог тебя любит, а руки ты всегда можешь согреть, если сядешь на них.


Это первая стадия философствования. Вторая стадия, вторая история…


Группа философов собиралась каждый год, чтобы изучать Талмуд. У одного из членов группы была пагубная привычка во время собрания потягивать бренди. Однажды он выпил немного больше обычного и вконец захмелел. Его коллеги решили преподнести ему урок. Пока он находился в пьяном ступоре, они отнесли его на кладбище и оставили там среди могил.

Когда философ проснулся и огляделся, он пришел в ужас. Затем он начал рассуждать: «Жив я или мертв? Если я жив, то что я делаю на кладбище, среди всех этих могил? А если я мертв, почему я так хочу поскорее добраться до туалета?»


Это вторая стадия философствования. Теперь третья стадия, третья история…


Профессор Штейнберг в течение двадцати лет всегда обедал в одном и том же ресторане. Каждый день в полдень он выходил из офиса, шел в ресторан и заказывал куриный бульон – никогда никаких изменений.

Но однажды, получив бульон, профессор снова позвал официанта.

– Да, профессор? – спросил официант.

– Официант, пожалуйста, попробуйте бульон.

– Что вы имеете в виду – попробуйте бульон? Каждый день в течение двадцати лет вы едите этот куриный бульон, не так ли? Разве что-то изменилось?

Но профессор проигнорировал слова официанта:

– Пожалуйста, попробуйте бульон, – повторил он.

– Профессор, что с вами случилось? Я прекрасно знаю, каков он на вкус.

– Попробуйте бульон, – настаивал профессор.

– Ну, хорошо, хорошо, я попробую. Где ложка?

– Ага! – воскликнул профессор.


Это третья стадия. И, наконец, четвертая стадия, четвертая история…


Одна женщина обратилась к философу-психоаналитику для лечения своей болезни: ей казалось, что она вся покрыта перьями. После нескольких сессий философ сказал ей:

– Ну что ж, я думаю, благодаря нашим беседам и анализу мы подошли к самому корню вашей проблемы, и теперь она осталась позади. Как вы считаете, миссис Смит?

– Да, доктор, – ответила миссис Смит. – Сессии были просто замечательными, и я действительно чувствую себя значительно лучше. Единственное, что меня беспокоит, – добавила она, – это что мне все-таки делать с этими перьями.

Она поднесла руку к плечу и начала совершать такие движения, как если бы хотела пригладить «свои перья». Вдруг философ отскочил в сторону:

– Постойте, миссис Смит! Зачем же вы их на меня счесываете?


Вот четвертая стадия: постепенно философия превращается в безумство, она рождает в вас невроз, потому что философия – это занятие для ума. Наука занимается материей, религия занимается душой, философии остался только ум. А ум – это потенциальное сумасшествие. Если вы постоянно двигаетесь в ум, вы постепенно двигаетесь к сумасшествию. Нормальный философ – это большая редкость. И наоборот: трудно найти сумасшедшего, который не был бы философом.

Я здесь не учу философии, потому что я учу не-уму. И если вы придете к не-уму, исчезнет любая философия – христианская, индуистская, мусульманская, буддистская; исчезнет любая философия – гегелианская, кантианская, русселианская – любая. Если ум исчезает, где может существовать философия? Где она может расти? Ум – это та почва, на которой растет философия.

Позвольте уму исчезнуть. Прекрасно, когда ум исчезает, и нет никого, кто мог бы философствовать, и ничего, о чем можно было бы философствовать, вы просто знаете. Философия – это усилия слепого человека. Говорят, что философия – это когда слепой человек темной ночью в темной комнате ищет черную кошку, которой там нет…


На сегодня достаточно.

Глава 5

Снова стать единым

В теле есть анима. Анима – это инь, женский принцип; это вещество сознания.

Кроме нее есть анимус, в котором живет дух. Анимус живет в глазах: он видит, он мечтает. Тот, кто чувствует себя замкнутым, мрачным и привязанным к своей телесной оболочке, находится под властью анимы. Анимус концентрируется благодаря движению света по кругу. Таким образом поддерживается дух и покоряется анима. Для того чтобы освободиться от мира, древние использовали специальный метод, который состоит в том, чтобы полностью расплавить пепел темноты и вернуться к чистому творению. Все сводится к тому, чтобы укротить аниму и укрепить анимус. Движение света по кругу – это волшебный способ преодолеть тьму и покорить аниму. Если вы следуете этому методу, вам будет доступно изобилие семени-воды, в вас разгорится дух-огонь, а мысль-земля укрепится и кристаллизуется. Так созревает священный плод.

Когда единая природа нисходит в дом Творчества, она разделяется на анимус и аниму. Анимус находится в божественном сердце. Его природа – свет, это сила легкости и чистоты. Это то, что мы получили от великой пустоты, от бесконечного неба; это то, что по форме совпадает с изначальным. Природа анимы – тьма. Это энергия тяжести и туманности; она связана с физическим сердцем. Анимус любит жизнь. Анима ищет смерти. Все чувственные желания и приступы гнева являются проявлениями анимы. Ученик должен понять, как полностью очистить темную аниму, чтобы она трансформировалась в чистый свет.


Однажды императрица Ву попросила мастера Фа Дзанга представить ей простое практическое изображение принципа космической взаимосвязанности, взаимоотношения части и целого, Бога и его творений, и творений между собой.

Фа Дзанг взялся за работу и попросил поставить в одной из комнат дворца восемь больших зеркал в восьми сторонах света. Затем он поставил еще два зеркала: одно – на потолке, а другое – на полу. В центре комнаты, прикрепленная нитью к потолку, висела свеча.

Когда императрица вошла, Фа Дзанг зажег свечу. Императрица воскликнула:

– Как чудесно! Какая красота!

Фа Дзанг указал на отражение пламени в каждом из десяти зеркал и сказал:

– Видите, ваше величество, это демонстрирует отношения части и целого, Бога с каждым из его творений.

– Да, понимаю, мастер. А каковы отношения каждого из творений с другими?

Фа Дзанг ответил:

– Смотрите, ваше величество, каждое зеркало отражает не только пламя в центре комнаты, каждое зеркало отражает также отражения пламени во всех других зеркалах, пока их не заполнит бесконечное количество отражаемых свечей. Все эти отражения идентичны; с одной стороны, они взаимозаменяемы, с другой стороны, каждое из них индивидуально. Это демонстрирует истинные отношения каждой сущности со своим соседом, со всем, что существует. Должен оговориться, ваше величество, – продолжал Фа Дзанг, – что это только грубое, приблизительное и статичное изображение того, как в действительности устроена вселенная, поскольку вселенная бесконечна, и все в ней находится в постоянном и разнообразном движении.

Затем мастер прикрыл одно из многочисленных отражений пламени и показал, как любое, на первый взгляд незначительное, изменение влияет на весь организм мира. Кегон-сутра выражает это отношение такой формулой: Каждый во всем, все в каждом, каждый в каждом, все во всем.

Затем, в завершение своего представления, Фа Дзанг поднял маленький хрустальный шарик и произнес:

– Теперь смотрите, ваше величество, как все эти большие зеркала и миллиарды форм, которые они отражают, отражаются в этой маленькой сфере. Вы можете видеть, как в высшей реальности бесконечно малое содержит бесконечно большое, а бесконечно большое – бесконечно малое, без всяких препятствий. О, если бы я только мог продемонстрировать вам беспрепятственное взаимопроникновение времени и вечности, прошлого, настоящего и будущего. Но, увы, это динамический процесс, который нужно понять на другом уровне…


Человек – не остров; и ничто не является островом. Все взаимосвязано, все взаимозависимо. Само слово «независимость» ложно, так же как и «зависимость». То, что существует, – это взаимосвязанность.

Все глубоко связано друг с другом, ничто не существует отдельно. Если вы можете понять маленький цветок розы во всей его тотальности, от корня до кончика лепестка, вы поймете весь космос, потому что маленький цветок розы содержит весь космос. Любая травинка содержит все сущее. Но помните, что сказал Фа Дзанг императрице: все изображения, все описания статичны; существование – это динамичный поток. Это река. Все постоянно перетекает друг в друга. Невозможно обозначить границу, за которой заканчивается одно и начинается другое; разделительных линий не существует – это просто невозможно. Все разделения создаются только для практических целей, у них нет экзистенциальной ценности.

Это первое, что необходимо понять. Это один из основных принципов даосской алхимии. Если вы его поймете, вы сможете понять всю даосскую алхимию. Тогда низшее можно трансформировать в высшее, потому что низшее уже содержит высшее. Грубый металл можно трансформировать в золото, потому что ничто не существует отдельно, – грубое уже содержит золото: как наверху, так и внизу; как внизу, так и наверху.

Сама идея, что все взаимосвязано, создает возможность трансформации. Если нет связи, тогда трансформация невозможна. Если мир, как полагал философ Лейбниц, состоит из монад – закрытых в себе, отдельных сущностей-атомов, никак не связанных друг с другом, потому что они закрыты, – тогда трансформация невозможна.

Трансформация возможна только потому, что вы – это я, а я – это вы; мы взаимопроникаемы. Разве вы хоть на секунду можете представить, что вы отдельны? Вы не можете этого представить. Цветок не отделим от дерева; если он отделен, он умирает. Дерево не отделимо от земли, земля не отделима от солнца, солнце не отделимо от звезд, и так далее. Отделите листок, и он умрет. Отделите цветок, и он умрет. Отделите дерево от земли, и оно умрет. Отделите землю от солнца, и она умрет.

Смерть значит разделение, жизнь значит единство. Эго должно умереть, потому что эго – это ваша идея о том, что вы отдельны. Воспринимать себя в терминах эго – это единственная причина смерти, потому что эго уже мертво. Вы можете продолжать подстегивать мертвую лошадь, но как долго? Эго все равно умрет. Оно уже мертво, именно поэтому оно умрет. То, что в вас живо, не может умереть, – жизнь вечна. Но жизнь вам не принадлежит, вы не можете ею владеть. Жизнь принадлежит всему. Жизнь огромна, бесконечна. Смерть очень мала, смерть индивидуальна; жизнь универсальна. Поэтому, когда вы живы, вы являетесь частью вселенной, а когда вы умираете, вы умираете только потому, что считаете себя отдельным. Чем больше вы чувствуете себя частью целого, тем больше в вас жизни.

Иисус говорит: «Приходите ко мне, и я дам вам жизнь в изобилии». В чем секрет жизни в изобилии? Секрет прост: умереть как эго, исчезнуть как отдельная сущность, и тогда вся вселенная и все, что в ней есть, – ваше. Перестаньте обладать, и тогда все станет вашим. Обладайте, и тогда вы останетесь крошечным, ограниченным, и вы умрете. Секрет того, как стать более живым, состоит только в том, чтобы отбросить идею о разделении. Когда это случится, вы почувствуете, как жизнь загорается в вас ярким пламенем. Даже если это будет происходить постепенно…

Когда вы влюбляетесь, жизнь загорается в вас ярким пламенем. Не произошло ничего особенного – просто два человека чувствуют себя одним целым. Осознайте урок любви: два человека чувствуют себя одним целым, и сколько радости, сколько экстаза! Только представьте, сколько будет радости и сколько экстаза, если вы влюбитесь во всю вселенную… Это и есть жизнь в изобилии, жизнь в бесконечности.

Отделите себя от целого… Есть люди, которые живут так эгоистично, что не умеют любить; они самые несчастные люди на свете. Вот мое определение ада: ад – это жить в разделении. Жить в не-разделении – это рай; полностью, тотально раствориться в целом – это мокша, нирвана, высшая свобода.

Второе, что необходимо понять, – это то, что жизнь состоит из полярностей. Это еще один принцип даосского подхода. Но полярность не означает противостояние. Полярность означает, что противоположности дополняют друг друга, поддерживают друг друга. Жизнь не может существовать без смерти, поэтому смерть – не враг жизни. Как смерть может быть врагом жизни, если жизнь без нее невозможна? Она должна быть другом: она готовит приход жизни, она помогает жизни, она пробуждает жизнь, она бросает ей вызов.

Задумайтесь: если бы ваше тело было вечным, вы бы вообще не жили, потому что тогда у вас была бы целая вечность, и вы бы все откладывали на потом. «Зачем любить сегодня, если есть завтра? Завтра бесконечно, так что не о чем волноваться. Зачем танцевать сегодня? Завтра видно будет». Просто представьте: если бы вы могли жить в теле вечно, вы бы вечно все откладывали.

Вы не можете откладывать, потому что вы не уверены, будет ли у вас завтра. Никто не знает, придет ли к вам следующий вдох или нет, поэтому откладывают только глупцы. Мудрец живет, и живет здесь-и-сейчас. Он не может позволить себе откладывать, потому что он знает: «У меня есть только этот момент, только этот самый момент. Следующий момент может прийти, а может и не прийти. Как я могу откладывать? Как я могу сказать „завтра“?»

Глупец откладывает на завтра, мудрец живет сейчас. Мудрец не знает другого времени, кроме «сейчас», и другого места, кроме «здесь». Глупец делает сейчас все то, что можно было бы отложить на вечность. Если он в ярости, он не откладывает свою ярость. Но если он влюблен, он говорит: «Подождет до завтра». Все, что глупо, он проживает сейчас, а все, что прекрасно, он постоянно откладывает. Мудрец тоже откладывает, но только глупости.

Гурджиев часто рассказывал своим ученикам: «Мне было всего девять лет, когда умер мой дедушка. Перед самой смертью он подозвал меня и прошептал мне на ухо…»

Дед очень любил своего внука. Должно быть, он чувствовал его потенциал. Он прошептал ему на ухо: «Я не могу тебе ничего оставить, кроме небольшого совета, и я не знаю, сможешь ли ты понять его прямо сейчас. Но запомни его! Когда-нибудь ты станешь достаточно взрослым, достаточно зрелым, чтобы его понять. Просто запомни его. Это очень простой совет: если хочешь сделать что-то плохое, отложи это на сутки, а если хочешь сделать что-то хорошее, не откладывай ни на единое мгновение. Если ты чувствуешь себя злым, агрессивным, насильственным, отложи это на сутки. Если же ты чувствуешь, что хочешь любить, делиться, тогда не откладывай ни на секунду. Иди в это сразу, прямо сейчас!»