Прогнозирование результата – это представление того ряда и той последовательности эмоций, которые приведут вас к кульминации ритуала, для того чтобы отпустить ваше намерение, а также то «послевкусие», которое остается у вас, когда вы разомкнете магический круг и покинете ритуальное пространство.
Подытожим: разница между целью и результатом – это вопрос об объективной постановке задачи и субъективном переживании действий. И, поскольку цель должна быть обозначена объективно, к ее формулировке надо подходить так же безэмоционально – задавая себе скупые вопросы, например: «А что на самом деле ты хочешь получить?» Постоянное уточнение и рассуждение о цели с позиции объективности позволит вам избежать ошибок в достижении нужных результатов и уменьшит вероятность нежелательных исходов ритуала. Еще раз: эмоциональный результат зависит от выбранных способов и методов. А цель – и есть желаемый итог, вычлененный с максимально холодной головой. Особенно это касается тех случаев, когда мы мчимся на эмоциях творить заклинания.
⮚ Есть ли некий обязательный элемент, который вы хотите включить в ритуал?
Все очень просто. Иной раз весь ритуал крутится вокруг одной-единственной фразы, одного действия, определенных ингредиентов, которые и должны выражать всю его суть и силу. Если такой элемент есть, то в процессе размышлений при написании ритуала он обрастает деталями, как кочерыжка капусты – листьями.
Соответственно, если вы решили провести, допустим, обряд на привлечение возлюбленного, вы задумались о том, как хотели бы обставить весь ритуал, и «увидели», что хотите провести этот ритуал, осыпая красную свечу сушеной лавандой, напевая песни о любви, – сделайте это видение своим центральным элементом ритуала. Или, возможно, вы ужасно хотели бы, чтобы кульминация пришлась на определенный момент времени – на первые лучи солнца поутру, например, или чтобы шел снег… что угодно. Доверяйте себе – если это, конечно, никому не приносит вреда. Так, почти половина моих успешных ритуалов строилась вокруг одной определенной фразы, одного действия, одного образа, который хотелось воплотить.
⮚ Какой вид ритуала вы хотели бы исполнить?
Этот вопрос очень тесно связан с предыдущим и следующим. Если вы «увидели» некий образ будущего ритуала, то, как правило, вы уже понимаете, какой вид ритуала хотите использовать, и иногда, отталкиваясь от центральной мысли, можете прогнозировать, подойдет вам больше классическая схема или какая-либо иная.
В том случае, когда у вас есть понимание цели и результата, но ничего сразу в голову не пришло, лучше всего решить, какой именно вид ритуала вам подойдет более всего исходя из описаний и различий. Я выделяю четыре вида ритуалов, деля их для удобства и понимания по стихиям: созерцательные, мистерийные, спонтанные и церемониальные. Более подробно я расскажу о них далее.
⮚ Какова структура ритуала?
Структура ритуала – это порядок, в котором вы выполняете разные части вашего магического действия. Структура может не зависеть от вида ритуала, и части ритуала могут быть перемешаны так, как вам угодно и выгодно с точки зрения эффективности.
Если вы хотите идти по известной и общепринятой схеме, по которой строится наибольшее количество ритуалов в Викке, просто открывайте данную книгу на разделе «Классическая схема ритуала» и расписывайте его подробно исходя из вида, который вы выбрали, соблюдая гармонию перехода между частями. Любое отклонение и перестановка частей ритуала приведет к созданию неклассической схемы, что, в общем-то, логично.
⮚ Время и обстановка, в которой ритуал должен быть выполнен. Кто должен участвовать и для кого он будет исполнен?
На этом этапе мы начинаем искать ответы на вопросы об антураже и геометрии ритуала – я расшифрую эти два «страшных» слова чуть позже. Для понимания задачи в целом: с помощью этого вопроса мы решаем, на сколько людей мы рассчитываем данный ритуал, к какому времени его привязать, и насколько точно мы хотим попасть в определенные часы или задействовать астрономические явления, чтобы дополнить их силой наш ритуал. Это уже детали и подробности, с помощью которых «скелет» ритуала обрастает «мясом», появляется суть и индивидуальное выражение, которые помогут вам в достижении цели.
Ответив по пунктам на эти вопросы, мы можем начать более подробно расписывать наш ритуал. Итак, мы определились с целью, мы примерно наметили результат и ту последовательность эмоций, которые хотели бы испытать во время проведения нашего ритуала, или оставили для себя возможность удивиться собственным чувствам во время действа. Мы обозначили желаемое количество участников и набросали первые образы общего впечатления. Теперь давайте внимательнее рассмотрим, что именно наполняет ваш ритуал, и поможем ему постепенно обрасти деталями.
Виды ритуалов
Все ритуалы, которые мы исполняем, так или иначе можно разделить на четыре вида. Ритуалы в чистом виде, с конкретными элементами, тоже относящимися только к одному виду, встречаются достаточно редко, гораздо чаще все же используются элементы из разных ритуалов. Для удобства и простоты я разделяю эти четыре типа по стихиям.
Возможно, вы спросите меня, почему в моей классификации нет собственно «заклинательного» ритуала. В ней будто бы все подчинено только взаимодействию с божествами. Но нет – вид ритуала лишь определяет тот способ и те основные инструменты, которыми вы хотите сотворить ваше заклинание. С помощью созерцания и заговора на свечу? С помощью спонтанного рисования лепестками роз? Может быть, проживание мифа через театральное действие? Или же исполнение желания через церемониальное обращение к высшим силам? Выбирайте тот, который ближе вам. И, конечно же, вы всегда можете комбинировать элементы одного вида с другими.
⮚ Воздушные, созерцательные
Воздушные элементы нам встречаются, когда большую часть времени участники ритуала не включены активно в общее действие, а только наблюдают, созерцают, что делает жрец. Такие ритуалы часто всего используются и в одиночной практике – из-за их простоты, малого количества действий, свободы выражения своего понимания ритуальной деятельности. Главная мощь таких ритуалов – это накопление силы внутри самого человека, пока он неподвижен, пока он наблюдает течение своих эмоций, которые появляются в ответ на происходящее перед ним. Это накопление необходимо для дальнейшего всплеска силы и ее направления на достижение задуманной цели. В таком ритуале максимальный упор восприятия идет на слух и зрение, поэтому особенно важно создавать символичный и эстетичный внешний образ, а также внимательно относиться к тому, какие звуки окружают участников. В этих ритуалах музыка и голос – главные инструменты, и даже тишина и молчание обретают другой оттенок и иную силу влияния, не как обычно. Именно поэтому при подготовке мы должны уделить больше времени тому, что увидят наши глаза и услышат наши уши. Во время таких ритуалов даже случайный крик с улицы может показаться своеобразным знаком, потому что все наше внимание направлено именно на внешние источники, оно не касается происходящего внутри до нужного момента.
Чаще всего бывает так, что основой такого ритуала становится медитация либо же создание предмета, который можно впоследствии созерцать и на котором можно фокусировать сознание для проведения магической и жреческой работы. Сотворение мандал, как в одиночку, так и группой, для дальнейшей медитации и анализа – подходящий вариант и один из ярких примеров. Элементы созерцательных ритуалов часто можно встретить не только на религиозных и магических обрядах, они встречаются и в комплексе с общепринятыми церемониями. Например, гости на свадебном обряде – чаще всего именно созерцающие участники, и тем самым они тоже (хоть и пассивно) участвуют в ритуале и привносят в него свои силы.
Кульминация воздушного ритуала бывает связана с коротким, но четким и резким действием, означающим переход от наблюдения и накопления силы к действиям и отпусканию своего намерения. Например, мы долго наблюдаем, как горит пламя свечи или поднимается дым. Пиковым моментом может быть как гашение свечи, так и резкий вскрик, разрушение или вознесение ритуального предмета во время действия. После кульминации мы какое-то время остаемся неподвижными, продолжая созерцать последствия наших действий, после чего переходим к завершению всего обряда.
Созерцательные ритуалы также порой служат причиной множества видений, озарений, неожиданных идей – что неудивительно, поскольку воздух как стихия разума и интеллекта порой преподносит сюрпризы в виде прозрений и откровений, знания. Воздушные ритуалы часто оставляют после себя ощущение «освобожденного разума», ясное сознание и расслабленность, если они не завязаны на экстатической основе – хотя подобное сочетание встречается крайне редко.
Элементы, относящиеся к воздушным ритуалам:
✦ малая подвижность;
✦ наблюдение;
✦ созерцание образа;
✦ восприятие через слух и зрение в максимальной степени;
✦ медитации;
✦ малое количество инструментов или их полное отсутствие.
⮚ Огненные, мистерийные
Мистерия – один из наиболее часто встречающихся типов ритуалов в групповой практике и один из самых трудных для исполнения в одиночной. Да, мистерию возможно провести и в одиночку. Они всегда требуют долгой и серьезной подготовки, а также отказа от своего обыденного восприятия себя самого на время ритуала. Весь мистериальный обряд – это театрализованное действие, где у каждого участника есть своя, порой и не одна, роль. Во время таких ритуалов люди примеряют на себя, как им кажется, другие личины. На самом деле гораздо чаще они просто раскрывают себя с новой, ранее сокрытой от них самих стороны. Мистерия – самый популярный формат ритуала на Самайн и Белтайн.
Мистерия требует составления сценария. В центре сюжета – некое событие, которое меняет всех участников действия, чаще всего это постановка мифа, например нисхождение Персефоны или Орфея, или свадьба божеств. Участники примеряют на себя роли и лики богов, их служителей, стражей границ и порогов. Иной раз после центрального события роли участников меняются, иногда даже на полностью противоположные. Каждая роль при этом, даже роль простого наблюдателя, наполнена своим смыслом.
Иногда мистерийный ритуал включает в себя игру. В общине мы несколько раз проводили ритуальные бои, сражаясь с «солярной свиньятой» (бумажной пиньятой в виде свиньи желтых и рыжих цветов) или собирая осколки волшебного зеркала Богини, а после вглядываясь в него в поисках ответов на свои вопросы.
Во время мистерийных ритуалов очень часто горит много огня и свечей. Участники используют дополнительный «реквизит», инструменты или предметы, которые помогают им в их перевоплощении или в исполнении своей роли: такие как маски, специальные одежды, медальоны, короны – все, что может намекнуть и подсказать стороннему наблюдателю и непосредственному участнику, кто перед ними, а самому исполнителю – чью личину он надевает.
Это те ритуалы, в которых индивидуальное восприятие может быть как полностью стертым, утратившим свою важность, так и максимизированным, усиленным стократ. Самое важное для участников мистерийного ритуала – это эмоции, необходимость прожить свою роль, события ритуала, пропустить их через себя. Это главное отличие огненных ритуалов от церемониальных, которые относятся к стихии Земли, где на первый план выходит подчинение эмоций регламенту.
В случае одиночных мистерий тот, кто проводит этот ритуал, пишет для себя сценарий, где он выступает главным героем. Он обращается к божественному началу мира, символически совершая подвиги или преодолевая препятствия на пути. Для этого он совершает движение по какой-либо фигуре, например по спирали, или намечает путь, вдоль которого располагает предметы. Взаимодействуя с ними, практик преображается сам и отправляет свое послание в мир и богам. Например, необходимо оставить какие-либо предметы одежды и украшения, «снимая с себя привычную маску», или зажечь свечи и факелы с определенными словами. Мистерийным элементом может быть проход между двумя источниками огня как переступание некоего порога. Практик при этом оставляет позади себя-другого. Также возможен даже поход к месту ритуала, если он сопровождается испытаниями и ритуальными действиями.
Мистерия – это то, что заставляет нас посмотреть на мир и ритуал совершенно другим взглядом. Это может быть как аскетическое действие, так и абсолютно экстатическое. Соль и суть мистерии – в эмоциональном всплеске, в выходе наших чувств в виде ролей и поступков, – отличных от тех, которые мы совершаем обычно.
Элементы, относящиеся к огненным ритуалам:
✦ театральность, постановка;
✦ ритуал обычно описывает легенду или миф;
✦ сценарий;
✦ обычно больше одного участника основного действия;
✦ упор на эмоциональное восприятие происходящего;
✦ ритуальное действие проживается как реальное событие в жизни, от деталей которого зависит исход всего ритуала;
✦ большое количество инструментов, имеющих определенный символизм.
⮚ Водные, спонтанные
Чувства, эмоции, импульс, следование желанию – это черты любого ритуала, связанного с водой. Спонтанный ритуал в чистом виде не ограничен никакими рамками в плане выразительности и очень редко вообще поддается описанию. Все, что происходит на таком ритуале, обычно не имеет ни сценария, ни строго прописанного текста, потому что его главная фишка – это действия, основанные на желании, интуиции и подсказках сердца.
Это наиболее любимый вид ритуалов у солитари-виккан и самый трудный в исполнении ритуал для группы. Спонтанный ритуал не требует часто никакой специальной подготовки и может быть выполнен в любом месте и времени, которые показались подходящими, и включать в себя любые действия, которые вам захотелось исполнить. Танец, песня, жесты, даже произношение непонятных звуков и слов, чтение стихов или пение гимнов, пришедших в голову «вот прямо сейчас», – все это элементы спонтанного ритуала, если они основаны на желании и эмоциональном всплеске. Захотелось бросить в огонь щепотку особого благовония, показалось, что прямо здесь и сейчас надо погадать на воде, подумалось, что стоит сделать несколько вот таких странных жестов – почему бы и не да? Единственное правило – помните о технике безопасности и о том, что ваши действия никому не должны причинить вред.
Для спонтанного ритуала в группе должны быть ведущий и всегда хотя бы примерная схема действий – тогда он пройдет наиболее гладко. Да, иногда спонтанные ритуалы требуют репетиции – это справедливо для группового ритуала, чтобы не возникало пауз, затишья, неловких моментов или чтобы участники хотя бы умели быстро их сгладить. Основная проблема группового спонтанного ритуала – это привести всех участников к тому состоянию, когда они доверяют своей интуиции и забывают о том, как на них могут смотреть другие. Такой ритуал должен очень плавно поднимать эмоциональный уровень, усиливать включенность каждого и увеличивать количество физических действий, – все это с целью постепенно перестроить восприятие участников.
Эмоции и чувства – главный ориентир в спонтанном ритуале. Такой ритуал должен в первую очередь принести удовольствие, счастье, чувство удовлетворения. Но очень часто он оставляет после себя пустоту, тревогу и недосказанность. Однако они не свидетельствуют о неудаче – это может быть как результат ошибки и того, что действия не были доведены до конца, и в той же степени это может оказаться лишь началом процесса перемен в реальности. Особенно если спонтанный ритуал был частью мистерии.
Элементы, относящиеся к водным ритуалам:
✦ спонтанность;
✦ основная часть описана очень поверхностно или ее описание отсутствует вообще;
✦ большое количество действий от каждого отдельного участника;
✦ упор на эмоциональное восприятие происходящего;
✦ интуитивное восприятие;
✦ очень часто такие ритуалы не имеют четко оформленную часть призыва стихий и очищения круга, поскольку не нуждаются в них.
⮚ Земляные, церемониальные
Легче всего описать церемониальные ритуалы так: они известны на протяжении многих веков, но подвергались незначительным изменениям в зависимости от событий, происходящих во внешней культурной среде. В них давно выверено – что, когда, где и сколько. Большинство ритуалов, передаваемых «из поколения в поколение», имеют под собой как раз церемониальную основу. В них «правильная практика» значительно преобладает над эмоциональной составляющей, зачастую совершенно исключая важность эмоций. То есть они есть, но грамотность действий намного важнее. Традиционные свадебные обряды, посвящения в новый социальный статус – подобные ритуалы известны и за пределами Викки и магических искусств.
Это совершенно не означает, что церемониальный ритуал не может быть написан в наше время. Более того, церемонии практически никогда не доходили до нас в своем первозданном виде. По мелочам, так или иначе, но ритуалы все же меняются, поэтому под церемонией я скорее понимаю именно характер действий, строгий сценарий, регламент и фокус внимания и восприятия.
Церемония часто сопровождается огромным количеством нагруженных символами действий, в ней используют техники интонирования из западной оккультной традиции. Если есть пауза в действиях, то она обязательно обоснована. В этих ритуалах все участники всегда знают, что необходимо делать и в какой момент, они собраны и едины в своих устремлениях.
Меня довольно часто спрашивают, в чем отличие церемониальных ритуалов от мистерийных. Принципиальных отличий несколько, например, церемониальный ритуал выполняется в одиночку намного проще, чем мистерийный. Самое важное в церемонии – это строгая иерархия и последовательность действий и фокусировка на действии больше, чем на эмоциональном переживании, в отличие от мистерии. От эмоций и восприятия в церемонии мало что зависит, скорее они – ваш собственный ответ на происходящее, но никак не центр, и они не способны управлять вами и ходом ритуала. В какой-то степени, участвуя в церемониальном ритуале, мы становимся наблюдателями, как в созерцательном ритуале, но при этом мы активно взаимодействуем с другими участниками или сами что-то постоянно делаем в процессе происходящего. Эту разницу нагляднее показать примерами – и мы до них обязательно доберемся.
Элементы, относящиеся к земляным ритуалам:
✦ строгий регламент и сценарий действий;
✦ четко прописанная роль для каждого участника;
✦ строгий символизм каждого элемента;
✦ часто – большое количество инструментов;
✦ часто – загруженность текстов и гимнов.
Чаще всего в качестве групповых ритуалов я встречала мистерии с созерцательным элементом. Куда как реже – созерцательные в соединении со спонтанностью, и долгое время я считала, что соединить церемонию с мистерией практически невозможно. Однако мне посчастливилось все же ознакомиться с текстами таких ритуалов, где церемония тесно сплетается с мистерией и где напрочь отсутствуют созерцание и спонтанность, которые больше присущи одиночным викканам.
Мы определились с видом ритуала. Теперь поговорим о двух наиболее распространенных типах ритуалов и начнем наполнять их элементы.
Тип ритуала
Как дуалистична сама Викка, как дуалистично наше мышление, так и по типу ритуалы можно разделить на два гигантских направления, определяющих вид и элементы ритуала. Противостояние между этими двумя началами продолжается с давних времен, и их взаимодействие и взаимодополнение по сей день служат источником вдохновения не только для ритуалов, но и для многих тем и областей жизни, которые никак не связаны с магией, колдовством, жречеством и вообще Виккой.
Мир условно можно разделить на два проявления – логическое и иррациональное, правое и левое, черное и белое, свет и тьму, аполлонизм и дионисийство, «небесное» и «земное», «ураническое» и «хтоническое». Строгость и рациональность против экстатического и дикого. Это же разделение находит свое отражение и в ритуалах, что мы исполняем.
⮚ Рациональные ритуалы
К слову, исполняя классический ритуал, связанный с церемониями, мы обычно утверждаем аполлоническое, рациональное начало, даже несмотря на то, что мы никак не запрещаем и не блокируем свои эмоции и порывы. Однако эмоции не ведут нас, не управляют нашим ритуалом. Мы выполняем сценарий действий, используя эмоции как дополнение, направляющее нашу магию к цели или вовсе отодвигая их на задний план.
Куда как важнее отыграть полный сценарий, отследить свои внутренние изменения, ощутить отклик от мира. Рациональные ритуалы люди выполняют каждый день, иной раз даже не задумываясь о том, что они делают. Краткая молитва, благословение чая, привычный легкий транс, контроль и управление собой, своими мыслями, чувствами. Тем самым внешними действиями мы пытаемся преобразить наш внутренний мир более явно, чем если бы мы это делали при экстатическом ритуале. Иные со мной поспорят, утверждая, что все свои ритуалы мы выполняем в трансе. Я отвечаю на это: транс при рациональном ритуале иногда не используется вовсе, а если используется, то перед глазами мир не подернут пеленой – ведь именно тогда наши эмоции, желания и чувства становятся нашими глазами.
При рациональном подходе к ритуалу мы способны сохранять полностью осознанное или немного отстраненное отношение к происходящему, мы не ставим чувство в центр всего ритуала как акт духовного деяния. Наоборот, удовольствие от проделываемой работы – это не способ и не цель, а приятное дополнение к ритуалу. Соответственно, рациональные ритуалы подразумевают, что мы ставим во главу угла индивидуальное восприятие, не мешающее основному действию и даже дополняющее его, если речь идет о ритуале в группе.
Исходя из этого можно сделать вывод, что рациональный подход в ритуалах соблюдается при исполнении церемоний и созерцательных ритуалов.
⮚ Экстатические ритуалы
Экстатические ритуалы (было бы логично предположить) – полная противоположность рациональным. Здесь основой и центральным методом работы служит именно чувственное, эмоциональное наполнение. Мы позволяем своим эмоциям стать краеугольным камнем нашего ритуала, позволяем интуитивному озарению вести нас вперед. Экстатические ритуалы часто связаны с позволением себе того, что обычно считается недопустимым для ритуалов вообще – например, принятие алкоголя. Какова цель? Участникам необходимо преодолеть психологические блоки, которые проявляются на физическом уровне: зажатость движения, страх своего голоса, страх прилюдной ошибки.
В экстатических ритуалах предпринимается попытка изменить человека изнутри, дать ему свободу от него самого. Этим они и опасны, и, хотя человечество с древнейших времен использует экстатические ритуалы для постижения самих себя, для получения откровений, пророчеств, для преображения участников, подходить к ним следует аккуратно и осторожно. Поскольку мы открываем если не прямой доступ к своему подсознанию, то точно выпускаем на волю инстинкты и теневые черты характера. К чему это может привести, зависит только от того, лжете ли вы себе о том, насколько вы прекрасный и светлый человек без недостатков, и насколько серьезно вы работаете со своими комплексами и самоощущением…
Экстатические ритуалы через глубокий и сильный эмоциональный опыт, через трансовое состояние меняют само наше мировосприятие. Они вытягивают из нашего подсознания все слабые места, все запреты, все блоки и ставят вопрос перемены отношения к этому. Я сама была свидетелем и попадала в ситуации, когда после экстатического ритуала в течение нескольких дней поднимались все вопросы, которые ранее для человека были «скользкими», о которых он не говорил даже самому себе. Но качественный экстатический ритуал требует полного эмоционального растворения в происходящем, принятие себя как непосредственного участника, от которого все зависит, так же как и от остальных. Такой ритуал просто не позволит не обращать внимание на досадные помехи в виде ваших личных блоков. Если вы боитесь показаться смешным, нелепым, ваше тело зажато и постоянно перенапряжено – экстатика столкнет вас с этим лицом к лицу и заставит преодолеть. Хотя бы на время самого ритуала. Такой ритуал часто психологически куда как тяжелее, чем физически, поскольку от нас требуется снять привычные роли, маски и дать волю тому, что нам казалось чуждым в себе. Для многих потеря контроля над происходящим равносильна смерти. И это стоит помнить.
Дикое, необузданное, свободное поведение, выраженное в танце, кстати, – один из самых частых страхов. Это большая ответственность перед самим собой и другими – и оттого такие ритуалы часто пугают, ведь следование Викканскому Совету никто не отменял: не вреди ни себе, ни другим.