Книга Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни - читать онлайн бесплатно, автор Мелита Деннинг. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни
Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни

Здесь мы наблюдаем отличный пример, как каббалическая система прямо и непосредственно привносится в практическую работу, а результат отвечает лучшим ожиданиям. Определенная черта каждого из путей Древа Жизни – это специфическое действенное влияние, идущее в плюс к влияниям сфер на обоих концах пути. Это особое влияние на путь может быть установлено разными способами, каждый из которых открывает новый подход в нашем понимании. Например, каждый путь обозначен отдельной буквой еврейского алфавита с учетом ее формы и значимости, номера и даже определенных слов на идиш, в которых она содержится. Другой способ обозначения – соответствующее планетарное влияние, знак зодиака или, допустим, стихия. Речь может также пойти о том или ином Старшем Аркане Таро, опять-таки обладающем собственным характером, значимостью и набором ассоциаций.

С каждым путем через целую серию каббалических соответствий также связаны определенные цвета, благовония, драгоценные камни, символы зверей и растений. Многие из них традиционны и обладают как собственной силой, так и той, что была получена благодаря долгому использованию в магии. Однако как только первопричина перестает существовать, современная инновация, основанная на разумном магическом подходе, предпочтительнее, чем использование изживших себя традиционных соответствий, которые потеряли свою практичность или уместность.

Это наблюдение во многом применимо к самим текстам прокладывания пути. По сути, оно представляет собой медитацию с сопровождением, цель которой – погрузить участников в магическое состояние осознанности выбранной сферы. Поэтому традиционный вход может быть изменен. Для этого необходимо, чтобы в ходе самой работы участники так глубоко погрузились в содержимое текста, чтобы даже на этом этапе перешли в состояние осознанности, неким образом отличающееся от повседневного уровня. По правде говоря, этот уровень чаще всего достигается большинством участников прокладывания пути, и дальнейший переход к состоянию осознанности цели пропорционально упрощается. Кое-что здесь зависит от лидерства и магического статуса чтеца текста, но главное бремя возложено на сам текст.

Каждый солидный орден западной мистической традиции обладает или, вероятно, обладал в прошлом собственным порядком прокладывания путей, который отражал важнейшие традиционные идеи, но в деталях и по духу подходил конкретному ордену и его взгляду на мир, а также определенному поколению, под чьи нужды был заточен. Учение и взгляд на мир Aurum Solis не менее специфичны, чем у любого другого ордена. С другой стороны, им присуще сознательное желание воплотить в себе наиболее значимые черты западной мистической традиции, рассматриваемые с позиции гностицизма за вычетом его специфичности и предрассудков.

Даже основной поток магической цели и мысли с течением времени слегка меняет направление. Чтобы сохранить верность стремлению обрести созвучие с духовной атмосферой, Aurum Solis вынужден вносить корректировки в ряд традиционных текстов, включая те, что относятся к прокладыванию пути. Таким образом, в этим текстах были сделаны изменения, однако индивидуальные черты каждого пути остались такими, какие они есть. Подчеркнем: ни одно изменение не было внесено без необходимости или для того, чтобы отдать дань мимолетной моде. Мы не видим смысла придавать флер нью-эйдж тому, что освящено тенью веков. Тем не менее небольшая редакция стала хорошей возможностью убрать чересчур тяжелые или изысканные обороты.

Участник прокладывания пути часто главным образом испытывает на себе влияние планеты, знака зодиака или стихии, относящейся к этому пути. Сначала эти связи могут немного удивлять, но они всегда остаются рациональными и объективными.

Именно за счет того, что адепт испытывает на себе эти влияния, он становится готов к переживанию кульминационной точки магического состояния сознания в условиях, которые не получилось бы реализовать, если бы мы просто попытались перенести сознание из сферы в сферу.

Некоторые медитативные размышления над вопросами источников влияния на пути, вероятно, несут в себе более глубокий взгляд на их природу, чем это может быть описано на бумаге. Однако один-два примера покажут нам, как следует подходить к этому вопросу.

Допустим, на диаграмме древа путь 14 (объединяющий бину и хохму, сферы божественной матери и божественного отца) несет в себе символ планеты Венера. Его буква из иврит – далет («дверь»), его аркан Таро – Императрица. Основное значение связано с любовью, гармонией, усилением, чего мы и склонны ожидать. Однако в нижней части Древа путь 27 аналогичным образом объединяет ход и нецах, сферы Меркурия и Венеры, магии и природы. Хотя эта зона диаграммы Древа очень сложная, мы, вероятно, можем и здесь найти гармонию, подобную описанной путем 14. Тем не менее путь 27 несет в себе знак Марса. Еврейская буква пе изображает рот и язык с намеком на гнев, а аркан Таро здесь – Башня. Какой вывод мы сделаем из этого?

Башня примечательна тем, что с нее падают ее обитатели. Происходит взрыв, последствия которого в конечном счете благоприятны. Без этого потрясения человек остался бы запертым в раковине текущей ситуации, погрязшим в материальных соображениях, неспособным достичь венерианского мира и гармонии разрешения. С психологической точки зрения следует отметить, что люди летят к безопасности вниз головой, что еще подчеркивается образом самой Башни: обычно сверкающая молния отсекает ей голову или лишает короны. Можно предположить, что гармония между ходом и нецах подвержена влиянию на более глубоком уровне, чем поверхностный личностный. Ловушка Башни ассоциируется со слишком материалистичным или ригидным взглядом на жизнь. Эмоциям нужно обрести голос, порой даже глас гнева, чтобы выбраться из западни этой внешней раковины.

Характеристики путей полезно сравнивать друг с другом в рамках рисунка Древа Жизни. Их расположение относительно друг друга неслучайно и напоминает скорее сбалансированный живой организм, чем механическую симметрию, созданную человеком. Творцы древа исследовали, что это такое, а не задавали упрощенную сферу того, чем ему следует быть по человеческим стандартам.

При сравнении характеристик пути 31 (от сферы Земли малхут к сфере Меркурия ход) и пути 29 (от малхута к нецах, сфере Венеры) нас может удивить, что если первый относится к стихии Огня, второй связан не со стихией Воды, а с водным знаком Рыб. Так как ход – обиталище науки (помимо прочего), а нецах – природы, легко понять, что вторая сфера требует к себе более живого подхода. И в том и в другом случае буква еврейского алфавита предупреждает нас: следование от повседневной осознанности к мировосприятию места назначения подразумевает прогресс, который на первый взгляд будет казаться ухудшением. На пути 31 мы видим букву шин – «зуб», «пожиратель». Тот, кто желает стать магом или ученым, должен оставить мирскую привязанность к предрассудкам и чувствам, материальной собственности. На этом пути весь эмоциональный и потакающий своим желаниям багаж жизни станет лишь пищей для голодного зуба Огня.

На пути 29, связанном с Рыбами, еврейская буква коф – «задняя часть головы». Если адепт желает быть в гармонии с силами природы, суровая очистительная сила интеллекта, ведущая к ходу, едва ли поможет ему. Любопытно, что расположенная в срединной части мозга шишковидная железа связана с такими проявлениями физического тела, как циркуляция крови, рост тела и родовой процесс. Хотя наиболее очевидная ассоциация здесь образ Рыб, английское название шишковидной железы (pituitary gland) происходит от традиционной ассоциации с флегматичным, холодным и стойким темпераментом.

Продолжим сравнивать пути. Когда мы подходим к ходу и нецах соответственно со стороны йесода, разница свойств каждого пути видна невооруженным глазом. Теперь мы движемся не от сферы Земли, а от Луны – сферы воображения, даже фантазии, которая правит астральным миром. Теперь приближение к ходу осуществляется не через шин, а через реш, т. е. Огонь сменяется Солнцем. Речь идет уже не о пассивном очищении и перестройке, но о вдохновении и индивидуальной творческой силе. С другой стороны, следуя к нецах не от малхута, а от йесода, мы идем путем Водолея, а не Рыб. Пассивная вовлеченность в ход естественной жизни сменяется творческим подходом к взаимоотношению. (Настоящая моральная ответственность не существует на путях ниже тиферета – момент, который мог бы стать решением для многих острых теологических проблем, – но на пути 28 сдерживающая сила божественной матери проявляет себя особенно мощно).

Эта книга не описывает полный спектр двадцати двух путей. Она создана с практической целью и ограничена теми путями, для магической работы с которыми предложенный метод медитации с сопровождением освящен традицией и доказал свою действенность. Таким образом, речь идет о ряде путей с 32 по 24, совокупность которых ведет адепта к достижению магического состояния сознания тиферета, сферы Солнца. Открытие сознания этой сферы – столь важная, поворотная точкой во внутреннем развитии индивида, что полная смена подхода к презентации материалов выше тиферета представляется стандартной практикой. Однако даже для тех магов и мистиков, практикующих уже много лет, может быть полезен курс повторения путей ниже тиферета, который, вероятно, даст им дальнейшие темы для медитации.

В магической традиции каждый путь ассоциируется с одной из великих философских школ, начиная от времен, предшествующих Сократу, и до периода Возрождения включительно. Учения этих школ всегда остаются актуальными. В ходе веков философы так долго и страстно отстаивали свои точки зрения, что их разногласия могли бы быть давно улажены, если бы спорящие пришли к общему знаменателю в рамках самих философских терминов. На самом деле эти якобы нерешаемые противоречия основываются (помимо обычного недопонимая) не на рациональном интеллекте, а на индивидуальных особенностях характеров спорщиков.

Распределение разных школ в широком смысле по разным путям Древа таким образом кажется разумной идеей. Речь идет не о том, чтобы опровергнуть ту или иную школу, а о том, чтобы не давать им опровергать друг друга и придать всем им новую непреходящую ценность. Ведь к чему бы ни склонялась душа любого из нас, где-то в ее глубинах существует каждый путь без исключения. Чем лучше, учась и размышляя, мы сможем сбалансировать их в сознании, тем больше откроем в себе каналов коммуникации и полнее будем наслаждаться жизнью на всех ее уровнях.

Для желающих изучить философии путей, ведущих к тиферету, приводим список:

32. Орфизм: шаг от доминирования материального мира в реальность мечты, тайны и символа.

31. Стоицизм, особенно философия Гераклита.

30. Алхимия: дисциплина психики через природный порядок.

29. Эпикуризм, такой, каким его задумал Эпикур.

28. Гуманизм: естественный порядок под контролем просветленного человеческого понимания.

27. Драма как катарсис: жестокие культы матери, например Аттиса.

26. Учение Аристотеля, особенно Никомахова этика.

25. Мистические культы Диониса. Целостность этого пути с орфизмом пути 32 имеет именно философское, а не хронологическое значение. Пересечение путей 27 и 25 представляет собой живую связь между культами Диониса и матери, которую, как считал Еврипид, символизировал тимпан.

24. Гностические учения о Великой Матери. Если у идеи, столь базовой для человеческого разума, как смерть и перерождение, можно найти корень, он идет еще к атомизму Левкиппа досократовских времен.

Глава 2. Пути и прогресс посвящения


В предыдущей главе есть наблюдение, которое хоть и применяется и демонстрируется прежде всего посредством каббалы, также дает основу любой системе инициации, духовного развития и магических практик как Востока, так и Запада. Это наблюдение состоит в следующем: внутренний план человеческой личности – как тело, так и психика – по своей природе и сути не отличается от паттерна Вселенной так, как она воспринимается человеком (или от некоего основополагающего духовного паттерна во Вселенной). С этой точки зрения следующим естественным шагом для мага будет разработка процедуры объединения космического и микрокосмического паттернов с целью усовершенствования, обновления или активации одного через другой.

В некоторых случаях эта операция может быть визуализирована как проведенная внутри личности. Она задумана как постепенное, пошаговое устремление к состоянию резонанса с космическим духовным соответствием, с силами которого таким образом объединяются энергии оператора. Этот метод применяется в некоторых формах йоги, например кундалини-йоге.

В некоторых случаях практик разыгрывает, рассказывает, визуализирует – в любой комбинации этих действий – последовательность событий. Время, место или уровень бытия этих событий, в которые могут быть вовлечены божества или герои, обычно отличается от будничного. Практик вместе с другими возможными участниками вовлечен в рассказ. Достигая кульминации, он получает архетипическую силу, необходимую для решения поставленной задачи. Эту силу можно передать другому человеку (допустим, через ритуал исцеления) или даже предмету (для подзарядки талисмана). Также это один из самых действенных методов осуществления инициации.

При использовании в каббале Древо Жизни, которое представляет совокупность планов больших и малых механизмов психики, предлагает ряд инициаторских паттернов. Большие паттерны использовались в разные времена разными орденами: мистическими, философскими, оккультными, связанными и не связанными с религией. В результате их практическое применение подверглось неизбежным изменениям, которые основывались на расхождениях как в понимании самого древа, так и человеческих требований.

Инициаторские паттерны особенно тесно связаны именно с Древом – тем самым микрокосмическим древом, которое существует внутри каждого индивида. Инициация должна стремиться вверх по уровням собственной природы адепта. Ведь инициация – это всегда откровение, открытие доступа к чему-то, что уже составляет неотъемлемую часть духовного наследия адепта. Речь никогда не идет о создании чего-то нового.

Процесс инициации стремится вверх в двух смыслах. Это не только движение вверх по сфиротам от малхута к кетер, как можно подумать, глядя на диаграмму древа. Одновременно это и продвижение сознания вверх по четырем мирам. Здесь уместно будет ввести концепцию составного древа. Каббалистические размышления и записи на протяжении многих веков несли эту идею, и прогресс в этой области также организован на основе определенного плана.

В самой нижней части этого плана сфера Земли трактуется как планета, на которой мы живем. Принимается во внимание лишь ее материальный аспект: разнообразные животные, растения и минералы, входящие в ее состав, включая наши собственные тела. По терминологии каббалы это сфера малхут в мире Асиа.


Составное Древо


Наше сознание воспаряет от этого уровня (на практике оно естественным путем никогда не ограничивается им) к сфере йесод. Одновременно оно проходит через врата сферы в мир Йецира, который представляет совокупность астральных слоев, включая нижний, называющийся иногда эфирным миром. По терминам нашей собственной природы мир Йецира включает все, начиная от тех сенсорных впечатлений, которые связаны с физическими причинами и воздействиями, вплоть до инстинктов и эмоций, заканчивая высочайшими проявлениями последних без учета их духовных или этических причин.

Войдя в мир Йецира через врата йесод, вы можете перейти (и эта книга дает вам средства передвижения по исхоженным и традиционным путям) в два других состояния сознания, входящих в состав астрального мира. Нет нужды оставаться в состоянии сна-сознания, иллюзии и фантазии или попасть под тотальный контроль чувств, инстинктов и импульсов. Можно отправиться к сфире ход – это сфера или состояние сознания, представленное планетой Меркурий. Следует отметить, что это сфира знания, по сути – научного, математического и магического знания, его приобретения и применения. Или можно отправиться к сфире нецах – это сфера или состояние сознания, связанное с жизненными силами, мощью природы.

По плану прокладывания пути, когда вы преодолели страхи, фрустрацию и ностальгию пути 32 и получили эмоционально-инстинктивную свободу сфиры йесод, открывается доступ к ходу – сфире науки и магии. Сначала вы идете от малхута, сфиры Земли, по пути 31, который ставит перед вами сложную идею: если жизнь считается реальным пространством объективно реализованного испытания огнем, тогда мы сами вместе с остальными людьми находимся в процессе тяжелого квеста. Затем, достигая той же самой цели со стороны мира снов йесод, вы обретаете его, пользуясь такими знакомыми современному ученому методами, как аналогия, символ и гипотеза. Это происходит в процессе полета разума, который часто хранит в себе больше тысячи земных баз данных.

Подобным же образом протекает путь к сфере природы нецах: хотя путешествие целиком все еще протекает в астральном мире, сначала вы идете от сферы Земли по пути 29. Вы словно ступаете по болотистым землям при свете убывающей Луны. Вы обретете видение и удовлетворенность целостностью жизни, но этот факт был ясен с самого начала и сам по себе может и не мотивировать вас на дальнейшие действия: материалистический подход от земной сферы не поощряет творческое начало. Однако затем вы ступаете на путь 28. Он снова ведет к нецах, но уже от йесода. К полученному опыту прибавится воздушная атмосфера романтики и вдохновения, которая даст крылья интуиции вашему зрению.

Другая инициация – другое откровение, раскрытие спрятанных в вас сил – должна произойти на этом чисто астральном уровне бытия. Речь идет о дороге от хода к нецах по пути 27. Почему этот путь столь взрывоопасен? На то есть разные причины, действующие на разных уровнях бытия. Из них следует выделить одну, наиболее подходящую: резкая смена умонастроения, имеющая место между этими двумя сфиротами. Даже когда человек не склонен сознательно считать знание своим убежищем и защитой от реальности, не подлежит сомнению тот факт, что знание способно сделать психику невосприимчивой для влияния истины. Любое ложное утешение чистого знания следует полностью отвергнуть, если мы стремимся испытать силы жизни во всей их полноте.

Нужно отметить, что это простая констатация факта. Ни один путь ниже тиферета, включая тот, что непосредственно ведет к этой сфире, строго говоря, не ставит перед нами вопрос морального обязательства. Пути и связанные с ними философские концепции, находящиеся ниже тиферета, полностью заняты наблюдением и переживанием естественных причин и следствий. Ни одно состояние сознания также не задается вопросом, лучше ли одна сфира, чем другая. Астральная осознанность, полученная при вхождении в йесод, в ходе развивается в состояние знания и делания, а в нецах – в состояние чувствования (в очень широком смысле этого слова). Единообразное астральное восприятие йесода, его спящий разум, заточен под некоторые цели, индивидуальные для этой сфиры, для которых не годятся состояния сознания хода или нецах. Однако состояния сознания, относящиеся ко всем трем сфиротам, вместе составляют на Древе мир Йецира, необходимый для нашего функционирования во всей полноте своей природы. Их ассимиляция необходима для дальнейшего прогресса.

Мы не ставим перед собой цель прокомментировать здесь пути 26, 25 и 24: то, что необходимо рассказать о них, будет изложено в следующей главе. Остается только заметить, что вход в тиферет делает возможным полную перемену, которая происходит не только в состоянии сознания, как в случае с любой другой сфирой, но и на самом его уровне. Ибо тиферет – это врата в мир Бриа. От астрального мира Йецира – мира воображения, использования сенсорных ощущений и дедуктивных рассуждений – адепт пересекает порог великого мира Бриа – мира разума в истинном его смысле.

Рациональный разум – руах – по праву принадлежит миру Бриа. Однако в его неинициированном состоянии, т. е. до того как сознание пройдет через врата тиферета, рациональный разум способен функционировать лишь как организатор материалов Йецира – единственных, к которым у него есть доступ. Эти материалы включают личный опыт, т. е. сенсорные ощущения, осознание наших эмоций и импульсов, а также то, что мы узнаем от других людей и относим к научным, историческим, метафизическим, магическим или иным сведениям. Со всеми этими данным – личным опытом и приобретенными знаниями – рациональный разум проводит тщательную и тонкую работу. Тем не менее без истинного бриатического осознания разум не может выйти за очерченные пределы.

В Бриа руах привыкает к другому роду деятельности: не только рассуждать о предмете, но и получать прямой интуитивный контакт с этим предметом в его реальности. Это происходит через механизм интуитивного разума, для которого рациональный разум служит предначертанным двигателем. Именно этот контакт делает возможным должное развитие руах, а также взращивает личность в целом до состояния ее истинной природы: человеческой природы в ее изобилии, и неважно, насколько оно превосходит нормы, обычно навязанные человеческой природе.

Разумеется, этот важный виток развития не может быть осознан во всей полноте сразу же, как только адепт входит во врата тиферета. Хотя никто не может сказать, что в идеальных условиях манифестация не могла бы быть мгновенной, есть и другие сфироты – Гвура и Хесед, – в которые нужно войти для завершения опыта мира Бриа. Как и во всех духовных делах, цели, которых нужно достичь, усложняются по мере роста сил, полученных для решения конкретной задачи. Однако не подлежит сомнению, что первый опыт взаимодействия с тиферетом несет в себе перемену, без которой все прочее осталось бы немыслимым: полная определенность во взгляде на свет, представляющая первичную отличительную черту адепта. Даже одна эта перемена может занять время, чтобы стать осознаваемой на поверхности сознания и повседневной жизни. Тем не менее это проявление обязательно случится, подобно тому, как прорастает семя или поднимается тесто на дрожжах.

Здесь психика получает первые намеки на божественное опьянение: на способность и необходимость отойти от информации, которую дают нам чувства, и получить знание, до сих пор бывшее нашим насыщением, уловить сигналы от интуитивного разума, чей пока еще скрытый источник находится выше, в мире Ацилут.

Термин «опьянение» не должен сбивать вас с толку. Хотя он кажется неподходящим, на протяжении веков и на разных языках это слово постоянно использовалось в западной традиции для описания чего-то, что иначе нельзя выразить кратко. Как при земном опьянении внешний облик вещей теряет важность и реальность, так и здесь увлечения и фантазии воображения теряют власть над разумом. Как при земном опьянении физические органы речи порой неспособны к воспроизведению слов, так и здесь адепту может время от времени не хватать ресурсов языка, потому что только символ и метафора могут выразить познанную истину. На самом деле эти трудности можно преодолеть, и они пройдут, когда посвященный снова столкнется с ними на более высоком уровне. Пока что в мире Бриа мы имеем дело с восприятием реальности более чарующим, чем фантазия, с внутренней иллюминацией чище и милее, чем внешний свет, с невыразимой сладостью в центре самой себя.

На плане составного древа в мире Бриа следует войти в два сфирота. Это гвура, называемая сфирой справедливости, и хесед, которую можно охарактеризовать как сфиру милосердия. На уровне мира Йецира некоторое противоречие или противопоставление справедливости и милосердия заложено в самих словах, однако в мире Бриа между гвурой и хесед манифестируются полный баланс и гармония. Каждая сфира являет собой состояние сознания, абсолютно отличное по природе от другого, однако их существование дополняет друг друга. Идеальная справедливость предполагает существование милосердия, а идеальное милосердие требует существование справедливости.

На составном древе мы видим, что в пределах мира Бриа прорабатываются пути 23, 22, 21, 20 и 19. Ими управляют образы невероятного света, красоты и выразительной силы – отражения божественных атрибутов, доступные человеческому восприятию.

Мир божественного Ацилут представлен на составном древе тремя божественными сфиротами – бина, хохма и кетер – и соответствующими путями. Порой способность человека войти в этот мир ставится под сомнение, но мистическая теология и учение каббалы признают ее наличие, ибо высшая и сокровенная часть нашей природы принадлежит именно этому миру. Тем не менее обретение мира Ацилут сопряжено с опасностями и препятствиями. Для приобщения к миру Йецира следует преодолеть тягу материального, для знакомства с миром Бриа – пройти через врата тиферета. Для входа в Ацилут требуется пересечь бездну – трудная задача даже для адепта, знакомого с путями и сфиротами мира Бриа.