Книга Книга-Откровение - читать онлайн бесплатно, автор Разрушитель Мифов. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Книга-Откровение
Книга-Откровение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Книга-Откровение

В то время как ответ на подобный вопрос словом «нормально» будет означать положение ваших дел ниже желанного вами уровня, так как данный ответ (произвольным образом) будет ограничивать этот самый уровень общепринятой нормой, которая означает средний показатель для всех дел.

Я надеюсь, вы уже поняли, что «программировать» вы будете своё подсознание, а не свою личность, поэтому риска для каких-то личностных изменений в этом случае для вас не будет! Что же касается подсознания, то пускай поработает на благо своего хозяина, каковым является наше сознание.

***

Многие психологические практики учат проговаривать про себя или вслух всякие там «хорошие вещи» с расчётом на самовнушение, которое с точки зрения этих практик должно сработать в качестве вышеописанного естественного «программирования». Но на практике такие аффирмации обычно не работают, потому что их главный недостаток состоит в том, что они не учитывают внешних факторов и особенностей тех или иных ситуаций. В то же время фраза: «Думай о хорошем», как ни странно, обычно работает, несмотря на то, что она также выступает в роли психологической команды. Но она, в отличие от аффирмаций, ни к чему нас при этом не обязывает, а лишь подготавливает нас соответствовать (на уровне мыслительного процесса) той или иной ситуации выгодным для нас образом! Что значит, выгодным образом? Значит, думать адекватно конкретике сложившейся ситуации. Поэтому, когда вы в очередной раз захотите собрать в себе весь накопившийся в вас мысленный негатив «в кучу» и выплеснуть его, например, в виде красноречивого ругательства. То я вам предлагаю заменить подобное намеренье вышеозвученной фразой, которая нашим подсознанием воспринимается как некая команда, требующая от нас адекватного мышления и соответственно, адекватной реакции на происходящее в сиюминутной ситуации. Ведь не надо быть гением, чтобы понять, что любое конкретное самовнушение по определению не может соответствовать постоянно изменяющейся действительности (событиям, ситуациям, обстоятельствам), а значит, любое конкретизированное самовнушение всегда будет противоречить этой самой действительности! В то время как адекватное сиюминутной ситуации мышление, наоборот, всегда будет актуальным, дабы оно исходит в своих оценках из имеющихся на данный момент факторов.

Сами подумайте, разве не глупо звучат такие, например, аффирмации как: «Я буду богатым», «Я буду здоровым», «Я буду самым сильным» и другой подобный бред. На фоне объективной психологической установки на адекватное мышление, которая не требует от нас никакой конкретики, кроме условно позитивного настроя, благодаря которому человек будет двигаться в правильном направлении развития той или иной ситуации. Не говоря уже о том, что подобная установка не требует от нас многократных и совершенно идиотских повторений просто потому, что в этом нет никакой необходимости! Потому что наше подсознание не анализирует объективные команды, а просто принимает их во внимание как прямое руководство к действию…

Безусловно, я предвижу и возможный вопрос у некоторых читателей, который, впрочем, прямого отношения не имеет к вышеозвученной фразе, но имеет к ней косвенное отношение: «Почему когда мы думаем о хорошем, то хорошее не всегда сбывается, а когда мы думаем о плохом, то оно зачастую сбывается?» Видимо, так происходит из-за того, что негативу в условиях нашего несовершенного мира просто легче исполниться, действуя по принципу наименьшего сопротивления, в то время как позитиву найти нужные (читай, соответствующие) точки соприкосновения значительно сложнее. Но главное здесь даже не это, а тот факт, что когда мы думаем о чём-то с упорным постоянством (а о плохом мы обычно так и думаем из-за сопровождающих эти помыслы страхов и волнений), то мы невольно создаём некий социальный заказ для «энергообмена», который следуя нашему же собственному заказу, создаёт необходимые условия для его реализации. Ибо «энергообмен», являясь всего лишь природным процессом не сортирует, в отличие от нас, наши помыслы на хорошие и плохие, а принимает за наши желания те из них, которые имеют наибольший «энергетический потенциал».

А кому такое объяснение не совсем нравится, то на этот вопрос можно посмотреть и несколько иначе. Если вы будете постоянно думать о чём-то конкретном, то вы на уровне подсознательного анализа начнёте видеть соответствующий результат, конечную цель, некий «пункт назначения» для ваших мысленных концентраций. Что в итоге приведёт вас к закономерному результату на практике, ведь вы же в этом случае не оставите для себя уже другого выбора, кроме того выбора, который вы на протяжении долгого времени будете мысленно визуализировать. А это уже согласитесь, более чем логично, даже если не вдаваться при этом ни в какие абстрактные рассуждения об «энергообмене», мистике и тому подобных теориях.

***

И в заключение этой главы я хотел бы написать пару слов об обиходном восклицании «наконец-то», которое мы используем в своей речи, совершенно не задумываясь над его значением, которое подразумевает окончание чего-либо! Возможно, вы и не замечали этого, но я, например, не раз сталкивался с ситуациями, когда после чего-то ожидаемого мною и в итоге полученного, я непроизвольно употреблял это восклицание. После чего это что-то тут же заканчивалось, не успев, по сути, даже начаться, ведь произнося это слово в эмоциональном порыве, я давал своему надсознанию (отвечающему за локальные обстоятельства) своеобразную команду, которая следуя значению этого восклицания, автоматически запускала процесс прекращения использования мною достигнутого результата. При этом я не хочу преувеличивать значение каких-то обиходных слов, которыми мы обычно ежедневно пользуемся, но я хочу этим примером ещё раз обратить ваше внимание на то, как наше надсознание может порой на них реагировать.

Глава 18. Иногда смейся над своими страхами

Ни для кого не секрет, что чувство страха или сильное волнение влияет на наше внутреннее состояние самым непосредственным и негативным образом. Поэтому нам по возможности необходимо сбрасывать эти чувства, например, усмешками над самими собой (над своей боязнью) или над причинами своих страхов, если над ними можно посмеяться, в принципе.

***

Правда, одного смеха для нейтрализации страхов или боязни зачастую бывает недостаточно, поэтому я продолжу эту тему несколько развёрнуто. В то же время я заранее хочу вас предупредить, что все мои советы касательно нейтрализации страха или боязни не являются универсальными, а лишь представляют из себя некие варианты решения того или иного вопроса. И эти варианты могут сильно отличаться друг от друга по своей эффективности, так как их эффективность напрямую зависит от конкретики ситуации.

Итак, начнём.

По моим наблюдениям, когда люди начинают чего-то бояться, то первое, что они делают, так это стопорят свой внутренний взор на причине появления страха, особенно если эта причина достаточна очевидна. Хотя не это главная проблема в этом вопросе, потому что подобным образом любое живое существо реагирует на опасность как таковую, как будто пытаясь себя убедить таким способом в необходимости уделить этому фактору риска должное внимание. А вот когда причина страха неочевидна, то в этом случае человек обычно начинает как бы «смотреть внутрь себя» в чём, собственно, и состоит его ошибка! Естественно, никаких ответов «внутри себя» он найти не может, потому что их там просто нет, даже если человек сам виноват в причине появления страха (что сделано, то сделано). В результате чего, человек не находя решения своего вопроса «в себе», невольно замыкает «энергию страха» на ней самой, после чего та становится практически неуправляемой. Следовательно, при любом раскладе нам нельзя искать причину страха «в себе», так как решение любого страха или просто какой-либо задачи всегда находится «снаружи ситуации»! В уголовном мире это называется «отрицалово», если, конечно, проводить аналогию с нашей темой разговора. Поэтому любой бывалый сиделец обычно старается отрицать свою вину, даже если он осознаёт факт совершённого им преступления, ведь с точки зрения самосохранения он не обязан себя подставлять под обвинение, к которому он, к слову говоря, изначально уже психологически готов.

Или возьмём другую ситуацию. Например, вы нарушили запрет на купание в каком-то опасном месте, и на вас напала акула. Вопрос: «И что теперь повиниться перед богом за свой косяк и дать ей сожрать себя?» Или всё-таки побороться за свою жизнь, несмотря на всю сложность ситуации, в которую вы угораздили по глупости вляпаться. Другими словами, вам не остаётся ничего другого, как отрицать (образно выражаясь) свою вину и условия конкретной ситуации, которая развивается «снаружи» относительно вашей вины, то есть независимого от того, что вы сами об этом думаете…

***

Также порой провокационные ситуации, а чаще всего они именно провокационные, имеют своей целью втянуть вас в «энергетический конфликт» (взаимодействие), например, в каком-нибудь личностном конфликте. Естественно, преимущество в таких ситуациях будет на стороне того, кто инициирует данный конфликт, потому что он будет вынуждать вас обратить ваш мысленный взор «внутрь себя», чтобы вы изначально утратили контроль над ситуацией. И пока вы будете «ковыряться в себе», ища ответы на причины навязанного вам конфликта, ваш страх будет нарастать по вышеописанной причине, то есть по причине «его замкнутости», а также по причине вашей уязвимости из-за чувства вины. Я и сам раньше по незнанию много раз в таких ситуациях пытался, так или иначе, «оправдаться», искренне полагая, что я поступаю правильно и по-честному. Ведь в провокационной ситуации, даже законченный отморозок сможет почувствовать моральное преимущество перед своей потенциальной жертвой, если он сможет её заставить испытать чувство вины. В то же время, как показывает практика, тот, кто не ведётся на «разводки» провокаторов вызывает уважение у этих самых провокаторов. Правда, это уважение совершенно неосознанное и обусловлено оно лишь тем, что они не могут подпитаться энергией уверенного в себе человека. Только не путайте уверенное поведение с самоуверенностью, иначе эффект будет обратным.

Ещё хорошим примером «взора в себя» является состояние паники. Наверное, многие из вас обращали внимание на тот факт, что когда человек находится даже в лёгкой панике, то он уже не может самостоятельно принимать решения. Порою, путая чуть ли ни чёрное с белым, хотя при наличии некоторой степени ответственности за происходящее, он может и стараться изо всех сил разобраться в том, что происходит. Причина подобного поведения та же самая – человек «смотрит внутрь себя», пытаясь найти там ответы, вместо того чтобы искать возможные ответы «снаружи»! Кстати, именно так, глядя со стороны на человека находящегося в панике, я и понял, в чём состоит проблема поведения людей, когда они боятся. До этого же момента, я перебрал множество других вариантов относительно того, что же происходит с психикой человека в подобных ситуациях, а главное, почему состояние страха приобретает какой-то неуправляемый характер.

Даже чувство стыда мы испытываем по причине «взгляда внутрь себя», по крайней мере, в большинстве случаев. Для меня, например, всегда было проблемой, когда я краснел по любому поводу, то есть независимо от того, была для этого причина или нет. Ведь перед тем как покраснеть, я сначала оценивал себя с моральной точки зрения относительно содеянного мною или же (что особенно бесило) содеянного кем-то другим. А иногда краснел из-за одной лишь возможной оценки «своей» гипотетической вины посторонними людьми, опять же, независимо от того, соответствовала ли эта оценка действительности или нет. Проще говоря, я всегда непроизвольно «примерял на себя» чужую вину обычно для того, чтобы (как мне казалось) оценить ситуацию объективно. И больше всего меня в этой привычке краснеть раздражало то, что с возрастом она и вовсе стала жить своей жизнью, буквально выставляя меня идиотом в совершенно неуместных ситуациях. Особенно если учесть, что уместных ситуаций для того, чтобы быть идиотом, в жизни обычно не бывает, что только усугубляло моё идиотское положение.

Теперь же мне совершенно ясно, что истинной причиной моего неуместного покраснения была моя излишняя совестливость, привитая мне так называемым правильным воспитанием, которое подразумевает, в том числе отождествление себя (в моральном плане) со всем происходящим! Поэтому просто запомните непреложную истину: «Взгляд внутрь себя» всегда вреден для вас, если только вы не намерены заняться самоанализом.

Хотя, конечно, я допускаю, что не всех моих читателей убедило моё предположение касательно «взгляда внутрь себя». Ведь если причина страха очевидна (например: змея, собака, высота, глубина и так далее) и человек не ищет в себе никаких ответов, то почему же он тогда боится, а главное, что ему в этом случае делать со своим страхом? В этом случае человеку лучше принять свой страх. Не бороться с ним, а именно принять его как фактор риска, который способен нанести ему ущерб, потому что как бы это ни казалось странным, но многие наши страхи мы испытываем из-за собственной гордыни! И проявляется подобная гордыня нашим бессознательным нежеланием признавать возможный ущерб от того или иного фактора риска. Поэтому на данном (эволюционном) этапе восприятия нами окружающей действительности в дело вступает наше собственное подсознание, которое анализируя причины нашего поведения, выявляет в нём признаки гордыни, которая в данном случае имеет самый негативный характер – её наличие угрожает нашей безопасности! Следовательно, чтобы хоть как-то заставить нас обратить внимание на недостойную, на наш взгляд, причину опасности, наше подсознание заставляет нас бояться. Например, многие наряду со змеями боятся крыс и мышей, при этом эти люди считают этих тварей мерзопакостными созданиями. Я думаю, говорить о наличии признаков гордыни в поведении таких людей излишне. Это подтверждается и практикой психотерапевтов, которые для того, чтобы развеять ту или иную фобию у своих пациентов, стараются их «познакомить поближе» с источниками их страхов, например, дают им в руки безобидных пауков, после чего человек перестаёт бояться этих насекомых. Хотя данное «бесстрашие» согласитесь, не отменяет опасности тех же самых тарантулов, но преодолев свою брезгливость (которая в данном случае, по сути, является гордыней), человек начинает адекватно реагировать на всех пауков.

Мне вообще кажется, что гордыня является какой-то «инородной эмоцией», от которой одни лишь проблемы, потому что из-за гордыни человек нередко игнорирует потенциальную опасность, которая кроется, например, практически в любом конфликте с незнакомым нам человеком. А так как наше подсознание является рабом инстинкта самосохранения, то оно, в отличие от нашего сознания, не имеет привычки сортировать источники опасности на придурков и «не очень». В связи с чем, а также с учётом непроизвольно проявляющейся гордыни (в силу менталитета, привычки, невежества) мы встаём перед необходимостью обманывать собственное подсознание. И одним из таких способов обмана является «признание» нами чужой силы, точнее сказать, признание опасности от неизвестного нам человека. Конечно же, у вас могут появиться некоторые сомнения и опасения касательно того, а не произойдёт ли так, что после «признания» чужой силы, вы потеряете необходимую вам бдительность? Этого не произойдёт так же, как этого не происходит с нашим признанием опасности касательно уже известных нам факторов риска таких, например, как дорожная ситуация, в которой человеку (разумному) достаточно просто соблюдать ПДД.

Кстати, профессиональные единоборцы не боятся своих нетренированных «оппонентов» главным образом не потому, что те слабее их физически, а потому, что в своё время они (единоборцы) подсознательно переоценивали силы любых своих противников, что, в свою очередь, заставляло их выкладываться «по полной». В итоге благодаря практическому опыту и, как следствие, правильной оценке своих и чужих возможностей, чувство страха у опытных драчунов и спортсменов обычно притупляется.

Ещё положительный эффект от такого вот «признания» заключается в том, что благодаря ему вы сможете не только осознанно учитывать степень той или иной опасности, но и практически мгновенно реагировать на неё, принимая адекватные меры предосторожности. Из чего мы можем сделать вполне однозначный вывод: Чтобы решить какую-то проблему, в том числе проблему страха, нам сначала надо признать факт существования проблемы!

Сами подумайте, если вы, например, не признаёте факта того, что ваши ботинки грязные, значит, они у вас никогда не будут чистыми просто потому, что вы никогда не будете их чистить – по причине вашего отказа признавать такую необходимость! А если вам не нравиться «признавать» чужую силу (ну не все могут переступить через собственную гордыню), то можете попробовать другой способ нейтрализации страха, который обычно сопровождает конфликтные ситуации. Он заключается в условной «дипломатии», то есть во временном отказе от силового варианта решения проблемы. Суть данного способа сводится к попытке обмануть своё подсознание, которое вынуждено заставлять сознание человека задаваться сотнями ненужных вопросов в случае, когда человек пытается вопреки необходимости решить проблему силой. И все эти вопросы сводятся к так называемым соответствиям нашего поведения и наших возможностей в сложившейся ситуации (достаточно ли я крут, силён, да и вообще прав ли я), на которые не находя ответов, наше подсознание реагирует запуском психофизических реакций инстинкта самосохранения, то есть боязнью. Но все эти вопросы отпадают сами собой, если вы сначала попытаетесь разрешить вопрос мирным путём. И только в том случае, если вам это не удастся, вы с чистой совестью сможете перейти к решению вопроса силовым путём, который к тому моменту станет единственно возможным, поэтому вам не придётся оглядываться на всякие там подсознательные страхи и вопросы.

***

Я всегда задавался вопросом: «Почему одни люди боятся высоты, а другие нет?» Я, например, отношусь к той категории людей, которые боятся высоты, но иногда признавая опасность, которую высота представляет, я могу на время перестать её бояться. При этом делается это не тупо, типа: «Я тебя признаю и теперь могу ходить по краю крыши». А делается это с точки зрения серьёзного отношения к той опасности, которую она в себе таит, что, собственно, и обязывает меня позаботиться о мерах безопасности. Ведь если говорить конкретно о страхе перед высотой, то весь этот страх сводится к ощущению собственной беспомощности перед лицом данной опасности, которую мы при этом отказываемся принимать, считая это ниже своего достоинства – «Мол, что я трус, что ли бояться высоты». Таким образом, мы можем ещё раз убедиться в том, что одной из возможных причин страха перед высотой может быть наша собственная гордыня (она же высокомерие).

Проще говоря, когда мы боимся, то в нас срабатывает инстинкт самосохранения, обусловленный не столько внешней опасностью, сколько нашим собственным недостаточным вниманием к этой опасности. И как в подтверждение этого вспомните те факторы риска, которых вы не боитесь, например, электричества. Скорее всего, вы его не боитесь потому, что вы ответственно относитесь к необходимости соблюдения мер безопасности.

***

В наших телодвижениях также прослеживается некая логика «энергообмена», хотя, возможно, то, о чём я сейчас напишу, относится просто к физическим свойствам неоднородных объектов в движении. Чтобы вам было понятно, что я имею в виду, представьте себе падающий лифт с человеком внутри. Лифтом в данном случае является наше произвольное ускорение, в то время как от человека потребуется непосредственно перед контактом лифта с землёй подпрыгнуть вверх. Технически, это могло бы выглядеть следующим образом. Человеку, которому надо спрыгнуть с пятиметровой высоты (спасаясь, например, от пожара), сначала следовало бы произвольно ускорить своё падение, стремясь по направлению к земле посредством вытягивания ног и отталкивания от места выпрыгивания. А затем за пару метров до земли, наоборот, прекратить своё произвольное ускорение и попытаться приземлиться бесшумно! Для чего так нужно было бы вести себя прыгающему человеку? Для того чтобы сократить время падения и, как следствие, уменьшить потенциальную энергию удара (это что касается произвольного ускорения), в то время как произвольное торможение должно уменьшить кинетическую энергию от падения. Бесшумность же приземления необходима для правильной амортизации контакта человека с землёй, что обеспечивается неким самообманом по отношению к своему сознанию, так как если вы не являетесь профессиональным каскадёром, то самортизировать удар от приземления в правильном порядке (на уровне мышечных реакций) вам вряд ли удастся. Но при попытке приземлиться бесшумно, вы запустите алгоритм автоматического группирования всех ваших мышц – в правильном (!) с точки зрения безопасности порядке.

***

Кстати, одной из причин некоторых страхов может явиться, как это ни странно, мораль! В частности, относительно её соответствия той или иной ситуации. И мы зачастую, чтобы «не ударить в грязь лицом» пытаемся изо всех моральных сил соответствовать тем или иным требованиям, которые к нам предъявляет определённая ситуация. Но парадокс состоит в том, что именно наше стремление «соответствовать» и заставляет нас бояться, дабы на уровне наших ощущений мы понимаем, что страх у нас отнимает силы, а значит, шансов у нас на «соответствие» остаётся всё меньше и меньше. И это в итоге приводит к тому, что «энергия страха» (как я уже писал выше) просто замыкается сама на себе, лишая нас как духовных, так и физических сил из-за отсутствия подпитки от внешних «энергетических источников». Что в обычной ситуации происходит посредством элементарного взаимодействия с миром на уровне адекватного восприятия действительности. Например, давайте ещё раз рассмотрим ситуацию личностного конфликта, в котором каждая из сторон пытается, во что бы-то ни стало подавить своего оппонента, даже не ради самого этого факта, а просто ради защиты собственной чести. Что обязательно приводит к тупиковой ситуации, которая имеет два пути развития – или одна из сторон должна проиграть; или проиграть должны обе стороны (по причине взаимного нежелания получать по морде). Но, если участники этого конфликта не будут стремиться подавлять друг друга силой, в данном случае психологической, то это значит, что им не надо будет заморачиваться всякими там «соответствиями». Обратите внимание, я не предлагаю признавать своё поражение, я предлагаю лишь как бы сделать паузу в своих «силовых устремлениях», тогда не нужно будет и предугадывать возможные действия со стороны своего оппонента. Так как попытка предугадать его действия, что происходит в момент опасности перехода конфликта в откровенную драку, отнимает у человека много психических (читай, энергетических) сил, ведь желание соответствовать ситуации вынуждает человека быть на шаг впереди, для того чтобы всегда выходить из любого положения победителем. А что это значит, быть на шаг впереди? Это значит иметь повышенный расход внутренней энергии из-за ускоренной аналитической работы своего подсознания, объём которой увеличивается пропорционально неизвестности, что в итоге и вынуждает человека перейти к активным действиям (пока у него не закончились силы) или же, запаниковав позорно сдаться. Вот и вся «мораль соответствия»…

В то же время, если продолжить именно этот пример, то, сохранив внутреннее спокойствие (благодаря вашему нестремлению перейти к силовому решению вопроса), вы сможете адекватно оценить ситуацию, даже если конфликт всё же дойдёт до своего физического продолжения. И главное преимущество внутреннего спокойствия будет состоять в том, что вы будете чётко осознавать, что вам нужно сделать в данной ситуации, а чего делать вам не нужно, например, во избежание превышения пределов самообороны.

***

Также на чужую агрессию можно реагировать отсутствием какой-либо реакции на психологическое воздействие извне. Логикой такого поведения служит учёт того факта, что целью любой агрессии является ваша реакция на неё, при этом особой разницы нет, какая именно реакция исходит с вашей стороны! В то же время никто вас не сможет упрекнуть за отсутствие реакции, поэтому этот вариант часто работает как беспроигрышный, если, конечно, «отмороженное чудовище» не перейдёт границы дозволенного, что случается редко, ибо подобное действие требует конкретных обоснований.

***

Некоторые страхи можно нейтрализовать с помощью наигранной радости или же искренней готовности действовать решительно. В этом случае мы как бы обманываем свой организм, подменяя привычную для него реакцию испуга (в экстремальной ситуации) противоположной реакцией! Для чего это нужно? Для того чтобы запустить другой алгоритм реакций, включающий другие биохимические процессы в организме, которые нам сохраняют способность адекватно воспринимать происходящее, а также активизируют в нас наши умственные и физические данные. Для наглядности, просто сравните свои действия, например, во время спортивных соревнований и ваши действия в какой-нибудь экстремальной ситуации. Естественно, радость можно будет включить только в более-менее уместных экстремальных ситуациях или же просто сдобрить их безбашенным куражом. Ну а готовность к решительным действиям активизирует в нас «рабочее состояние», которое мы обычно испытываем, решая свои бытовые задачи.