banner banner banner
Доктор, я вас слушаю…
Доктор, я вас слушаю…
Оценить:
 Рейтинг: 0

Доктор, я вас слушаю…


_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Доктор, что вы сказали?

– Этот антибиотик нужно принимать по 10 мл 2 раза в день. Я сейчас выпишу вам рецепт.

– А принимать один раз в день?

– Два раза в день.

– А по сколько?

– По 10 мл.

– А он без рецепта?

– Этот антибиотик по рецепту.

– А вы выписываете, да?

В медицинских вузах будущих врачей готовят к практической деятельности, учат решать определенные клинические задачи, анализировать анамнез – историю жизни и заболевания пациента, результаты осмотра и различных лабораторных и инструментальных исследований. Но общению с живым конкретным человеком таким образом научиться трудно.

Не учат устанавливать контакт, прояснять запрос, презентовать план лечения, говорить об ожиданиях пациента от лечения и его опасениях.

Крайне редко встречаются врачи, которые знают о стадиях принятия диагноза и понимают, как действовать на каждой из них и эффективно поддерживать пациента.

Поэтому когда вчерашний студент оказывается на приеме в поликлинике или в отделении стационара, один на один с пациентом, выясняется, что эти заболевшие рассказывают о своих болячках вовсе не так, как того хотелось бы новоиспеченному эскулапу, и их речи уж совсем не похожи на «отшлифованные» скрипты из учебника.

Кроме того, и пациенты в силу разных причин не всегда в состоянии воспринять важную информацию от лечащего врача должным образом, а уж если смогли услышать и понять, не всегда считают нужным ее запомнить.

Поэтому недостаточно эффективное общение обеих сторон в процессе оказания медицинской помощи сильно осложняет все ее этапы – от сбора жалоб до выздоровления.

Если же на приеме в поликлинике у посетителя возникает ощущение, что его не выслушали, не учли его точку зрения, не проанализировали его индивидуальные потребности, такая встреча с медицинским работником может стать причиной недоверия к назначенному курсу лечения, а возможно, и открытого конфликта.

Врач – не всегда прирожденный оратор. Врач может говорить в своем темпе, в своей привычной манере, может говорить быстро и без пауз или монотонно и нудно, может не выговаривать некоторые звуки, у него может быть местный говор или акцент и склонность оперировать сложными терминами. В итоге получается некий монолог, а лечение превращается в одну большую лекцию без обратной связи. Врач привык так говорить и думает, что его понимают, или говорит в очень быстром темпе, чтобы успеть сказать все необходимое во время приема.

В такой ситуации пациент может и должен сказать: «Доктор, я прошу прощения, к сожалению, мне не понятно то, что вы сказали. Можете мне еще раз объяснить более подробно?»

Обратите внимание – просьба в форме вопроса, а не контраргумента. Это важно.

Сравните:

Здесь главное, чтобы пациент все понял правильно, а в письменном заключении врача мог разобрать эти самые «одни непонятные термины и сокращения».

Медики – живые люди. Интровертам придется больше работать над собой, чем открытым экстравертам, но по правилам эффективного общения способность быстро включаться в разговор не означает умение вести беседу правильно.

Можно повторить рекомендации врача своими словами и таким образом убедиться, что вы все правильно поняли:

«Можно я повторю, как я все понял? Сейчас я выхожу от вас, записываюсь на МРТ, потом с этим результатом еду к хирургу, к которому вы направили, беру его заключение и возвращаюсь к вам, верно?»

Или врач выписывает лекарство, кажется, что на словах и в рецепте все понятно, но и тут лучше повторить:

«Вы мне прописали этот антибиотик. Я принимаю его десять дней два раза в день, через десять дней я прекращаю его прием и начинаю принимать вот это средство. Все так, да?»

Мы ведь привыкли всегда и во всем подводить итоги. Отправляя мужа в магазин, на пороге еще раз ему напоминаем: кефир, гречка, йогурт.

После каждого группового тренинга я всегда задаю в зал традиционный вопрос: какие три мысли/идеи из сегодняшнего дня вы привнесете в свою жизнь, в свою работу?

Это важно. Так участники тренинга резюмируют нашу совместную работу, подчеркивают что-то действительно важное для себя, а я отмечаю, оправданы ли были ожидания группы от моего участия.

То же нужно проделать и на приеме у врача: проговаривать последующие свои действия.

Так можно убедиться, что вы поняли врача правильно, а еще сформировать в голове четкий план действий.

Человек скорее сделает все, что нужно, когда понимает, что от него требуется.

Кабинет врача – это пространство, где человек может прежде всего рассчитывать на то, что его выслушают.

Он может быть не слишком разговорчивым, замкнутым, а бывает и наоборот – эмоциональным и готовым к длинному диалогу.

У каждого должен быть выбор – говорить, молчать, выражать эмоции или нет, поэтому доктор должен быть готов к любому варианту развития событий.

Главное – оптимизм

– Доктор, я никак не могу сходить в туалет.

– Главное – оптимизм! Не можете в туалет, сходите в театр, на выставку…

Грамотное речевое поведение в современной медицине уже доказало свою эффективность во многих аспектах. Оно помогает изменить образ жизни пациента в лечении от зависимостей, увеличить приверженности к лечению. Это и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, включая низкую физическую активность, вредные привычки (курение и злоупотребление алкоголем), избыточную массу тела, высокий уровень артериального давления и липидов.

Согласитесь, грамотно намекнуть на ожирение и подвести к отказу от гамбургеров и пива – это мастерство!

Врачи и специалисты, умеющие подобрать правильное слово и выстроить диалог, отмечают у пациентов уменьшение хронического болевого синдрома, снижение количества госпитализаций, улучшение эмоционального состояния человека, поведенческих реакций и качества сна.

Главное – не переборщить!

Вспомнила прием у педиатра. На осмотр перед прививкой к молодому врачу заходят мама с сыном. Ребенку на вид 3–4 года, рыдает, и видно, что уже давно.