Чтобы постичь суть философской проблематики, логику развития самой философии, важно изучение всей истории философской мысли. Обращение философии к исходным началам человеческого бытия, смыслам существования делает возможным диалог, общение различных культур, причем не только пространственно-различных, но и разделенных пропастью времени. Сократ и Кант, Бердяев и Гуссерль включаются в наши сегодняшние размышления, дарят нам моменты внутреннего сосредоточения, в связи с чем можно говорить о постоянном процессе актуализации философского наследия. Мы пытаемся непредвзято взглянуть на философию русского «религиозного Ренессанса» и средневековую схоластику, по-новому увидеть глубину марксизма и экзистенциализма.
Бахтин отмечал, что великие произведения искусства и философии нельзя объяснить, исходя только из эпохи их создания, иначе невозможно понять, почему они живут в будущем. Несмотря на индивидуальность, великие философские произведения подготавливаются веками, поэтому они и живут за рамками своего времени даже более насыщенной жизнью. В процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями и смыслами, сверкая разными гранями в культурных контекстах будущих эпох.
Итак, подведем некоторые итоги, попытаясь ответить на вопрос: «Так зачем же нужна философия?»
1.4. Функции философии
Как уже отмечалось, философия выражает определенное мировоззрение людей той или иной эпохи, поэтому одна из базисных ее функций – формирование общей системы взглядов человека на мир. Отсюда – мировоззренческая функция философии. Но данную функцию можно конкретизировать, показав, что она предстает в виде гуманистической, социально-аксиологической, культурно-воспитательной и отражательно-информационной подфункций.
Гуманистическая подфункция философии состоит в том, что все решаемые в ней проблемы так или иначе связаны с проблемой человека. Предмет философии задает подобную направленность всему философскому знанию, придавая приоритетную значимость проблематике человека. Философия предлагает варианты ответов на вопросы о том, в чем сущность и назначение человека, каково его место в мире, в чем смысл его жизни и смерти, тем самым открывая каждой личности возможность мировоззренческого выбора (но насколько реальна эта возможность и как она воплощается в действительности, зависит от многих причин, прежде всего, социокультурного характера). Например, одни философы усматривали смысл жизни человека в земных наслаждениях (гедонизм); другие – в ограничении потребностей, в исполнении строгих моральных предписаний (стоицизм); третьи – в служении Богу (религиозная философия); четвертые вообще провозглашали бессмысленность и абсурдность любой жизнедеятельности (экзистенциализм).
Не менее важна для человека проблема смерти и бессмертия. Рано или поздно эта тема становится для него предметом раздумий. И вновь здесь значим философский опыт, поскольку он отражает разные позиции мыслителей и по этому вопросу.
Наряду с названной гуманистической подфункцией, существует и другая – социально-аксиологическая. В свою очередь она представлена в конструктивно-ценностном, интерпретационном и критическом аспектах.
Конструктивно-ценностный аспект связан с выделением в философском познании различных представлений о ценностях. «Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир», – утверждал Ницше. Для ценностного мышления предметом анализа становится уже не мир в собственной логике развития, а значение этого мира для людей. Философия, будучи формой ценностного мышления, стремится ответить на вопрос: «Зачем существует этот мир?»
«Фактически системообразующей проблемой ценностной философии является двуединая проблема смысла бытия: зачем человек нужен миру… и зачем мир нужен человеку… Иными словами, философия представляет собой своеобразную проекцию человека на мир: систему ценностных суждений о месте человека в нем, о существовании в мире как благом или пагубном, разумном или неразумном, справедливом или несправедливом, прекрасном или безобразном, устраивающем или неустраивающем человека»[22].
В философии раскрываются все стороны ценностных ориентаций человека. Среди них выделяются – социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно-целевые и общечеловеческие. Как видно из перечисленного, разрабатываемые и осмысливаемые ценностные ориентации касаются как отдельной личности, так и общества в целом (общественный идеал).
С конструктивно-ценностным аспектом тесно связан интерпретационный (состоящий в оценке социальной действительности с точки зрения присущих ей ценностных ориентаций) и критический (выясняющий расхождение между должным и сущим в оценке социальной действительности).
Еще одной подфункцией философии как мировоззрения является культурно-воспитательная. Изучая философские произведения мыслителей прошлого и настоящего, человек приобщается не только к философской культуре, но, поскольку философия – квинтэссенция своего времени, и к культуре вообще. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на самого себя по-иному, с позиции их всеобщности. Она учит человека размышлять, задумываться над теми сторонами бытия, которые он порой в суетности своей жизни просто не замечает. Философия развивает такие качества мышления человека, как саморефлексия, критичность, сомнение, и тем самым совершенствует его умение мыслить. Примеривая на себя ту или иную систему ценностных ориентаций, человек идентифицирует себя как личность.
И тем не менее, каждый человек, занимающийся философией, видит в ней нечто свое: кого-то влечет познание первоначал бытия, другие хотят понять себя, третьи ищут в философии утешения, четвертых увлекает красота философских рассуждений. Бесспорно, философия делает человека образованнее, но она и помогает людям лучше понять друг друга. Воздействуя не только на разум человека, она стремится затронуть его душу.
И, наконец, поскольку философия дает общее представление о мире, она выполняет и отражательно-информационную подфункцию. В данном случае роль философии идентична роли науки в ее стремлении получить как можно больше информации об окружающей нас действительности. «Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации»[23].
Однако при этом важно помнить, что философия выполняет данную подфункцию, будучи не просто наукой, а наукой о всеобщем.
Итак, мировоззренческая функция философии раскрывается в гуманистической, социально-аксиологической (конструктивно-ценностной, интерпретационной и критической), культурно-воспитательной и отражательно-информационной подфункциях.
Помимо этой базисной функции философия имеет и другую – методологическую. Как правило, методологию определяют как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Поскольку методологическую функцию может выполнять не только философия, различают специальную, общую и всеобщую методологии. Но именно философия выступает и как теория метода, и как всеобщий метод познания и практики. Как теория метода, философия исследует наиболее общие закономерности теоретической и практической деятельности, определяет понятие научного метода, раскрывает соотношение в нем всеобщих, общенаучных и специфических способов познания и т. д.
В качестве всеобщего метода философия решает ряд проблем, связанных с предельным уровнем бытия. Философия как всеобщая методология не предписывает научным дисциплинам нормы и правила исследования, а намечает для них круг проблем и перспектив, провоцируя разработку частными науками новой тематики. Как всеобщая методология, философия разрабатывает определенные методы (например, диалектический метод), принципы (восхождения от абстрактного к конкретному, системности, историзма и т. д.), понятия («пространство», «время» и пр.) Частные науки, выходя на уровень предельных обобщений, опираются на общефилософскую методологию.
Философская методология есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, она задает общие принципы исследования, которые помогают частным наукам в решении собственных задач.
Методологическая функция философии также раскрывается в ряде подфункций: эвристической, координирующей, логико-гносеологической и интегрирующей.
Эвристическая подфункция философии состоит в том, что она содействует приросту новых знаний (в том числе и знаний научных). Философия пытается осмыслить мир во всеобщности причинно-следственных зависимостей, открыть своего рода регулярности, универсальные законы, равно присущие и обществу, и живой и неживой природе, рассмотреть общие закономерности познания и понять его динамику, выявить предельные основания культуры. Так, философия постоянно рефлексирует над предельными основаниями культуры, раскрывая определенные тенденции ее развития, тем самым служа эвристикой научного поиска.
Методологическая функция философии конкретизируется также в конструирующей роли философских представлений, т. е. в том, как философские принципы и категории воздействуют на формирование и развитие частнонаучных теорий. Составной частью научной теории являются ее философские основания – философские категории и принципы, которые используются для решения философских проблем в данной теории.
Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Полученное новое научное знание нуждается в своеобразной состыковке с господствующим мировоззрением той или иной эпохи, с категориями ее культуры. И в этом огромная роль принадлежит философии.
Итак, можно указать, что философские основания науки имеют большое значение в самом научном поиске, а также служат средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам.
Вместе с тем испытывает влияние со стороны частнонаучного знания и сама философия: выработанные философией категории адаптируются к проблемам частных наук, в связи с чем происходит их конкретизация, трансформация в идеи и принципы научной картины мира, а также и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. «В результате при решении кардинальных научных проблем содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются вторичной философской рефлексией и служат основанием для нового обогащения категориального аппарата философии»[24].
Координирующая подфункция философии как методологии состоит в согласовании различных методов в процессе научного исследования. Специализация наук привела к известной разобщенности в общенаучной методологии. В результате придаются забвению отдельные методы исследования, роль других сильно преувеличивается или, наоборот, недооценивается. Поэтому необходим интегральный подход к применяемой методологии, установлению логической связи между отдельными группами методов (например, между общенаучными и философскими). В этом состоит задача философии.
С этой подфункцией тесно связана другая – логико-гносеологическая. Используемый логический аппарат, само логическое построение научной теории, а также изучение проблем, связанных с познанием вообще и имеющих место в той или иной науке, – такова логико-гносеологическая роль философии в научном познании.
И, наконец, интегрирующая подфункция философии связана с объединяющей ролью философского знания. Проиллюстрируем проявление этой функции философии на примере изложения всей системы гуманитарного знания, представленного в данном учебнике. Именно философия способна породить подобную системность и выработать интегральный взгляд на все гуманитарное познание. Отдельные части философского знания служат связующими звеньями между различными гуманитарными дисциплинами.
Философия через онтологию и гносеологию связана с такими дисциплинами, как современные концепции естествознания и философия науки, что образует так называемый комплекс онтолого-гносеологических дисциплин.
Антропология неразрывна с онтологией и гносеологией. Она дает возможность представить в виде единого комплекса следующие гуманитарные науки: психологию и педагогику, логику и риторику.
Далее, социальная философия через соответствующие философские конкретизации связывает воедино социологию, политологию, экономическую теорию, культурологию. На пересечении ряда дисциплин: социологии, политологии формируется теория государства и права и как наиболее общий ее уровень – философия права.
Социальная философия включает в себя и философию истории, которая, в свою очередь, обнаруживает единство с историей как наукой.
И, наконец, аксиология, связанная с антропологией и социальной философией, представлена этикой, эстетикой и философией религии.
Все эти науки общетеоретического плана выводят в дальнейшем на общепрофессиональные дисциплины. Наглядно это можно представить так (см. след. стр).
Тема 2
Философия как история философии
2.1. Проблема генезиса философии
Переход философии от предыстории к ее собственной истории, когда она развивается как определенный тип мировоззрения, форма общественного сознания – составляет генезис философии. Предыстория философии – это этап, являющий собой совокупность духовных предпосылок философии, созданных предшествующим ее генезису развитием культуры. А непосредственный результат этого генезиса выражается в формировании протофилософии. Поскольку философия – достаточно рационализированный тип мировоззрения, постольку он не может возникнуть на ранних этапах развития общества. Для этого требуется определенный уровень социального самосознания, рефлексии.
Но вместе с тем в предшествующих философии типах мировоззрения имеются предпосылки, создающие возможность для ее возникновения.
Вопросы генезиса философии сложны и дискуссионны. Решить проблему генезиса – это значит ответить на вопросы: из чего, как, где, когда и почему возникает философия как качественно новая форма постижения бытия. «Генезис философии – это не только появление еще одной новой формы общественного сознания (событие само по себе немаловажное), но и скачок в развитии самого сознания, переход его на другой, качественно новый уровень»[25].
Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, из каких духовных предпосылок возникла философия. Существуют мифогенная, гносеогенная, эклектическая и мифогносеогенная концепции, объясняющие данное явление.
Согласно мифогенной концепции, единственным источником возникновения философии является мифология. Такой концепции придерживались Г. Гегель, Ф. Корнфорд, А.Ф. Лосев и другие авторы. Действительно, исторически первым типом мировоззрения была мифология. На ранних стадиях развития общества мифология выступала единственным возможным универсальным способом постижения мира. Вместе с тем мифология не являлась результатом познания как особой рефлексивной деятельности. Она имела скорее не гносеологическую направленность, а сугубо социальную предопределенность.
Мифология представлялась прежде всего как демонстрация тех образцов поведения человека, которые носили характер обязательности. Однако уже в мифологии можно заметить некоторые тенденции, которые затем, развившись, станут предметом собственно философской рефлексии. Зачатки мировоззренческой проблематики, стремление осмыслить мир в его полноте и целостности, безусловно, присутствуют в мифологии. Но вместе с тем мифологию нельзя рассматривать как единственное начало философии и в этом состоит неполнота мифогенной концепции.
Наряду с мифологическим типом мировоззрения в связи с решением практических задач людей возникают ростки знания (что в дальнейшем будет выступать как научное знание). Согласно гносеогенной концепции (ее разрабатывали Г. Спенсер, А.А. Богданов и др.), философия возникает как простое обобщение знаний. Сторонники данного подхода правы в том отношении, что возникновение философии связано с увеличением объема и упорядоченностью такого знания, с прорастающей внутри него способностью к рассудочному мышлению, объективному наблюдению явлений природы. Но при этом, рассматривая лишь негативную роль фантазирующего мифотворчества, они отрицают всякую преемственность между мифологией и философией.
Те авторы, которые придерживаются эклектических позиций, достаточно вариативны в вопросах о происхождении философии: одни считают, что у философии нет предфилософии, она появилась сразу и внезапно; другие полагают, что философия существовала издавна; третьи утверждают, что философия возникла не как целостный феномен, а в виде полярных направлений – материализма и идеализма. Безусловно, что все перечисленные позиции можно отнести к крайним высказываниям, абсолютизирующим те или иные аспекты возникновения философии.
Более основательной и убедительной представляется мифогносеогенная концепция генезиса философии, которая стремится учесть роль и мифологии, и знания, и здравого смысла (обыденного сознания) в возникновении философии. Вот этот триединый источник и составляет предфилософский духовный комплекс, или предфилософию. В самом широком смысле слова предфилософия – это совокупность развитой мифологии, зачатков некоторых наук и обыденного опыта. Результат их взаимодействия формирует переходные формы между мифологическо-гносеогенным и собственно философским мировоззрением. Как справедливо отмечают многие исследователи, переходные мировоззренческие формы – это уже не первобытная стихийная мифология, а мифология с элементами самосознания и систематизации, с понятийными вкраплениями, с элементами демифологизации.
Генезис философии – длительный процесс. С возникновением философии предфилософия не исчезает: продолжает в качестве формы постижения бытия, формы общественного сознания существовать мифология; собственное направление, в конечном итоге, составит наука; по-прежнему будет иметь большое значение обыденное сознание.
Здесь целесообразно ввести еще один термин – «протофилософия» – «первичная философия». Это первая форма собственно философского знания, для которого характерны отдельные черты мифологии, неразвитость философской терминологии, слабость философской рефлексии, стихийность т. д. Рассмотрение темы предфилософии и протофилософии – это поиски ответа на вопрос, как возникает философия.
Не менее сложные и другие вопросы генезиса, например, где и когда формируется философия. В первой половине I тысячелетия до н. э. в полосах древней цивилизации (Китай, Индия, Египет, Вавилония и др.) сложилась в общем одинаковая мировоззренческая ситуация. Но уровень предфилософской науки был не везде одинаков. В Древнем Китае и Древней Индии он был ниже, чем в Вавилонии и Древнем Египте.
Более того, на процессе возникновения философии здесь сказалось влияние и других факторов: своеобразие способа производства, различная степень развития мифологии, сила традиций, войны, психологические особенности и т. д. По названным причинам в регионах Евразии философия не получила тех классических форм, какие имели место в Древней Греции, когда можно было констатировать гармоничное сочетание мировоззренческого и рационально-системного аспектов философии, развитость терминологического аппарата и т. д., что в целом позволяло философии обрести свою самостоятельность и выделиться из предфилософии.
Древневосточная философия не получила явного вычленения из предфилософии, сливаясь то с обыденно-нравственным сознанием (как в Китае), то с религиозно-мифологическим мировоззрением (как в Индии). Что касается ответа на вопрос, почему возникла философия, то его надо искать, с одной стороны, в изменившихся социальных условиях (касающихся способа производства, развития товарно-денежных отношений, появления новых социальных слоев), подготовивших почву для возникновения нового мировоззрения, а с другой – во внутренних противоречиях между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новыми знанием и мышлением, когда авторитет разума становился на место авторитета традиции.
2.2. Объективная и субъективная история философии
Раскрытие генезиса философии предваряет историческое развитие и логическое изучение философской мысли. Историю философии можно рассматривать как объективный процесс, исторически-временную последовательность возникновения и развития отдельных философских школ, направлений, идей. Дошедшие до нашего времени философские произведения в их хронологии по сути и составляют объективную историю философии. Другое дело, когда предпринимаются попытки описать, проанализировать, интерпретировать объективную историю философии, – тогда речь идет о субъективной истории философии.
Субъективная история философии возникает еще в древности. Среди историков философии Аристотель и его ученик Теофраст, Диоген Лаэртский, Климент Александрийский, Августин Блаженный и многие другие.
К числу наиболее общих методов, применяемых в субъективной истории философии, относятся эмпирико-описательный и теоретико-логический. Стремление к объективному описанию отличает первый из названных методов (хотя сделать это в принципе невозможно, поскольку любое описание теоретически «нагружено»); другой – строится на поисках в объективной истории определенных закономерностей, причинно-следственных зависимостей. Односторонность в применении этих методов ведет к ошибкам в историко-философских исследованиях, поэтому необходимо гармоничное сочетание различных методов.
Изучение объективной истории философии осложняется еще и тем обстоятельством, что за любой историко-философской концепцией скрывается личность творца, а значит пласт неявного знания, которое может не найти объективации в его философских произведениях или быть выражено метафорически, между строк, например, путем создания определенных образов.
Само понимание истории философии у разных мыслителей было различным. Для Гегеля история философии – логика идей, где личность отдельного философа – «исчезающий момент» в упорядоченном движении мысли. Он писал, что необходимо покончить с «самодовольным нянченьем индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями»[26]. Однако еще Фейербах замечал: «Философ должен включать в состав самой философии ту сторону человеческого существа, которая не философствует, которая скорее стоит в оппозиции к философии, к абстрактному мышлению, словом то, что Гегелем низведено к роли примечания»[27]. Вот почему историк философии должен в своей работе использовать такие методы, как понимание, герменевтическое видение, сопереживание и т. д.
Переход от истории философии как описания хронологии философских идей к обретению ею статуса науки произошел лишь в ХIХ веке, когда стали предприниматься попытки раскрыть закономерности развития философии, выделить его основные этапы, обнаружить основные исторические типы философствования. Специальные труды по истории философии создали Г. Хорн, И. Эберхард, У. Тоннеман, К. Фишер и другие мыслители XIX века. Но особенно следует выделить работы Г. Гегеля, Л. Фейербаха, А.И. Герцена, К. Маркса – создателей глубоких историко-философских концепций.
Важнейшей задачей истории философии как науки является раскрытие закономерностей развития философских знаний. Обычно выделяют три группы таких закономерностей:
•всеобщие закономерности, свойственные истории философии как объективному, развивающемуся процессу: диалектической противоречивости, диалектического синтеза и пр.;
•общесоциологические закономерности историко-философского процесса как социального явления: зависимость этого процесса в конечном счете от способа материального производства, от экономической жизни общества (зависимость, проявляющаяся в целях, но не конкретных результатах человеческой деятельности, осуществляемой в реальном времени и пространстве); зависимость развития философии от социально-политических факторов, а также от общего уровня развития культуры; относительная самостоятельность развития философского познания, обусловленная его собственной логикой;