Книга Философия - читать онлайн бесплатно, автор Автор не определен. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Философия
Философия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Философия

•частные (специфические) закономерности, которые свойственны только историко-философскому процессу – развитие философии через противоречивость философских концепций: материализма и идеализма, диалектики и метафизики, рационализма и иррационализма и т. д.; кумулятивный характер развития.

Среди проблем истории философии можно выделить прежде всего проблему периодизации всемирного историко-философского процесса и его типологизации. Соответственно, периодизация может производиться в зависимости от типа общественно-экономических формаций (философия эпохи рабовладения, феодализма и т. д.), от особенностей конкретной исторической эпохи, сочетающих в себе культурологические и цивилизационные признаки (философия античности, средневековья, Возрождения, Реформации и пр.).

В каждом периоде выделяются этапы, стадии, ступени (например, философская мысль эпохи эллинизма, религиозно-философская мысль России второй половины XIX – начала XX веков).

Типологизация истории философии может строиться и с учетом национального и географического факторов (например, немецкая, русская, английская философии; западная и восточная философии), и путем выделения той или иной проблематики, когда история философии предстает как история анализа проблем.

2.3. Основные исторические типы философии

2.3.1. Древняя философия

Когда говорят о древней философии, то имеют в виду прежде всего философию Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Древнего Рима.

Уже в этот период обозначилось своеобразие в философских традициях восточной и западной философии, притом, что им были присущи и общие моменты (возникновение в лоне мифологии, появление в период формирования классового общества и государства, обнаружение мировоззренческого характера философии, выработка ею собственного метода и т. д.). Однако философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как западная с самого начала была многопроблемной, исследуя онтологические, гносеологические, антропологические и прочие вопросы. Даже во взглядах на проблему человека здесь обнаружились различия: восточная философская традиция делала акцент на решении практических запросов людей (отсюда большое место в ней отводилось социально-философской и этической проблематике); западная традиция рассматривала человека сквозь призму онтологических и гносеологических проблем, хотя развивала и этические, и социально-философские аспекты темы.

Невыделенность философии на Востоке из пред-философии порождала феномен одновременной представленности той или иной концепции в качестве философской и в качестве религиозной (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство).

Западная философия в период возникновения в известной степени отмежевывается от религии, развивая собственную проблематику.

Существует и специфика категориального аппарата. В восточной традиции многие понятия мифологии органически вошли в философию, не претерпев существенных изменений, в то время как западная философская традиция стремилась размежеваться с мифологией.

Древнекитайская философия представлена в шести философских школах – это конфуцианство, даосизм, моизм, легизм (школа закона), школа «инь-ян» (натурфилософы), школа имен.

Среди основных проблем, изучавшихся в этих школах, – проблемы практической философии (житейская мудрость, нравственность, управление). Самой философичной была школа даосизма (основатель Лаоцзы), где разрабатывалась идея «дао» как первоначала, всеобщего закона мироздания. Другие школы, например конфуцианство, развивали такие темы, как взаимоотношения между людьми, воспитание, правильное правление, мораль. Так, в разных вариациях формулировка «золотого» правила нравственности, высказанная Конфуцием: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», вошла во многие последующие этические учения.

Древнеиндийская философия развивалась в школах (даршанах): веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). К даршанам можно отнести буддизм и джайнизм (в их мировоззренческо-философском аспекте). Из этих школ к материалистической традиции принадлежит только чарвака. Так же как древнекитайская, древнеиндийская философия характеризуется неполной выделенностью из предфилософии. Но если в первой преобладало обыденное сознание (житейская мудрость), вторая характеризовалась религиозно-мифологической направленностью. Для древнеиндийской философии отличительными чертами являлись слабая связь с зарождающимся научным знанием, традиционализм, признание авторитета Вед (сборников гимнов в честь богов) в большинстве школ (за исключением чарваков, буддизма, джайнизма).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. М., 1975. Т. 1. С. 68.

2

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С. 51.

3

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 421.

4

Виндельбанд В. Прелюдии: Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 16.

5

Аристотель. Метафизика. С. 45.

6

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 263.

7

Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.—Л., 1934. Т. 7. С. 16.

8

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии. 1988. № 2. С. 42.

9

Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 81.

10

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С. 56.

11

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 2. М., 1996. С. 272.

12

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 105.

13

Аристотель. Метафизика. Т. 1. С. 79.

14

Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 331–332.

15

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

16

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С. 33–34.

17

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 283.

18

Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретике и развитии // Философские науки. 1990. № 8. С. 83.

19

Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1996. С. 111.

20

Алексеев С.С. Философия права. М.,1998. С.2.

21

Дырин А.И. Философия и история философии. М.,1998. С.12.

22

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.,1997. С.50.

23

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С.14.

24

Степин В.С. Основания науки и их социокультурная размерность // Научные и вненаучные формы мышления. М.,1996. С.25.

25

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. С. 9.

26

Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. 3. С. 26.

27

Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1957. Т. 1. С. 124.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги