Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь приводится адаптированный вариант мифа из сборника «Тексты древнеегипетских пирамид» в переводе Фолкнера (Faulkner, 1969).
2
Есть ряд часто упоминаемых расстройств, которые не включены в нашу Матрицу. Некоторые из них, такие как паническое расстройство, диссоциативное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство, представляют собой клинические синдромы, причиной возникновения которых являются серьезные биологические или социальные травмы (Van der Kolk et al., 1996). Травматический стресс на ранних стадиях развития может весьма негативно сказаться на способности психики к дифференциации и разрушить саму основу формирующегося характера. Всестороннее исследование клинических синдромов, то есть диагнозов, расположенных по Оси I, не входит в круг тем, рассматриваемых в данной главе. Кроме того, по нашему мнению, некоторые динамические процессы, например диссоциация, садизм/мазохизм и паранойя, могут обнаружить себя в рамках тех девяти характерологических расстройств, которые мы описываем в этой книге.
3
Исследования детского поведения все чаще подтверждают тот факт, что с момента рождения ребенок уже обладает возможностью выбора и некоторой степенью автономии. В связи с этим, когда речь идет о формировании структуры характера, мы обращаем особое внимание на динамические процессы, связанные с образованием внутрипсихических и межличностных защит.
4
Существование гендерной реальности в психике и в жизни – это вызов аутентичности, на который постоянно приходится отвечать, поэтому мы решили попеременно использовать в тексте местоимения «он» и «она». В ответ некоторые наши коллеги заявили, что чередование гендерных местоимений вносит путаницу и сбивает с толку, а в ряде случаев описывает патологию как исключительно женскую. Другие же с одобрением восприняли такое уравнивание полов, которое «пробудило в них» дополнительный интерес к теме. Мы сожалеем, если принятое нами решение об использовании гендерных местоимений вызовет путаницу или причинит неудобство читателям.
5
Маквильямс отмечает, что, хотя в целом расщепление и считается защитой Эго, в некоторых случаях оно явно отражает «состояние, предшествующее стадии целостного восприятия объекта и интеграции Эго» (McWilliams, 1994, р. 112). Мы используем термин «расщепление» именно в значении «самое раннее состояние, предшествующее формированию Эго».
6
Стадию развития, на которой ребенок часто применяет расщепление и проективную идентификацию в качестве защит, Мелани Клайн назвала параноидно-шизоидной позицией (Klein, 1946, р. 2). Пользуясь собственной терминологией, она подробно описывает, каким образом проецирование нежеланных отщепленных частей Я или Эго на других приводит к возникновению параноидного состояния и к шизоидному истощению (Hinshelwood, 1989, р. 156).
7
Британский аналитический терапевт Френсис Тастин, наблюдая за детьми, страдавшими аутизмом и психозами, ввела понятия «инкапсуляция» и «спутанность (слияние)», чтобы описать и дифференцировать свойственные им типы поведения. Некоторые аналитические теоретики интегрировали и расширили ее концепцию в своих исследованиях различных характерологических расстройств, встречающихся у взрослых пациентов (Bion, Grotstein, Ogden). Другие авторы предложили аналогичные классификации. Миллон (Millon, 1981), к примеру, выделяет два базовых континуума – истерический и шизоидный, в которых располагаются существующие личностные «стили». Истерический континуум образуют люди, которым свойственна чрезмерная привязанность и, как следствие, чрезмерная зависимость от других в том, что касается одобрения и поддержки, а в шизоидный континуум входят люди, которые, вследствие недостаточной привязанности к другим, склонны полагаться исключительно на самих себя, когда дело касается одобрения и поддержки.
8
Характеристики и внутрипсихическая динамика альфа-нарциссизма, по сути, сходны со злокачественным, или патологическим, нарциссизмом, описанным Отто Кернбергом (Kernberg, 1975). Мы решили использовать описательный термин «альфа», чтобы подчеркнуть социальный аспект этого характерологического расстройства и «хищническую» динамику, которую альфа-нарцисс воплощает и отыгрывает на окружающих.
9
При объяснении психодинамических процессов не следует руководствоваться только лишь данными биологических и нейрологических исследований. Если некое исследование выявляет биологический субстрат или основу конкретной структуры характера, это не значит, что он является «причиной» формирования этой структуры. «Причина» есть результат взаимодействия в течение определенного промежутка времени целого комплекса переменных, среди них – генетические, нейрологические, анатомические, межличностные, психологические, эволюционные и архетипические. Вопрос причинно-следственных связей, с точки зрения взаимодействия духовного и телесного, мы так или иначе будем исследовать на протяжении всей нашей книги.
10
Имплозия – взрыв, направленный внутрь.
11
Алан Шор и Даниель Зигель обобщили данные многолетней исследовательской программы «Десятилетие мозга», теории привязанности, нейронауки, психологии развития, психоанализа и прочих отраслей знаний в дисциплину, ставшую известной как нейробиология развития (Schore, 1997, 2003a, b; Siegel, 1999, 2003).
12
Одним из глубинных расстройств развития, заслуживающих теоретического рассмотрения при описании шизоидных явлений, является детский аутизм. Сходства с динамикой шизоидной личности проявляются в явном уходе ребенка из внешнего мира, в отсутствии реакций на людей и речевом дефиците. В DSM-II (American Psychiatric Association, 2000) отмечается, что детский аутизм (299.0) может предшествовать развитию шизоидных расстройств. В психоаналитической литературе разграничивают патологический детский аутизм и естественную аутистическую стадию развития, через которую, по мнению некоторых ученых, в первые два месяца жизни проходят все дети. Маргарет Малер считала, что в течение первых двух месяцев все дети оказываются сосредоточенными на внутреннем мире и закрытыми для активного взаимодействия. Эту раннюю стадию развития она назвала «нормальным аутизмом», чтобы отделить ее от патологического аутизма. Однако существует оправданное беспокойство по поводу использования слова «аутистический» с его патологической коннотацией для описания обычной стадии развития (Даниель Штерн ставит под вопрос это понятие по нескольким причинам; см.: Stern D. Interpersonal World of the Infant. 1985. Р. 232–235). Штерн ссылается на личное общение (1983) с Маргарет Малер, когда она, принимая во внимание данные более поздних исследований, согласилась с его возражениями и предположила, что более точным определением для этого явления будет слово «пробуждение» (awakening). Вслед за Малер Штерн ввел термин «появление» (emergence) для описания психического вступления ребенка в жизнь в течение первых двух месяцев. Успешный анализ шизоидного пациента тоже можно уподобить такому робкому появлению или пробуждению из «нерожденного», или инкапсулированного, состояния.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги