banner banner banner
Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах
Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах
Оценить:
 Рейтинг: 0

Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах


Следующим по объему планируемого финансирования является национальный проект, направленный на обеспечение безопасности и высокого качества автомобильных дорог России. Его бюджет составляет почти 4,8 трлн. руб., и это позволяет надеяться, что общеизвестная и весьма острая для нашей страны проблема начнет, наконец, решаться не фрагментарно, как это было ранее, а на системном и современном технологическом уровне. Ведь хорошие дороги – это не только необходимое условие комфортной среды обитания человека в XXI веке, но также и важнейший фактор экономического развития страны. Так, например, хорошо известно, что современное экономическое могущество США было достигнуто именно благодаря развитию сети высококачественных шоссейных дорог страны. Поэтому для России, с ее огромной по протяженности территорией, реализация данного национального проекта представляет собой важнейшую социально-экономическую задачу.

1.1.2. Развитие человеческого капитала

В новой стратегии инновационного развития России предусмотрены достаточно большие вложения в реализацию проектов, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала страны. Здесь более 3 трлн. руб. выделяется на реализацию Национального проекта «Демография», что представляется весьма своевременным. Исследования показывают, что в последние годы наметилась весьма опасная тенденция сокращения численности населения страны, а продолжительность здорового периода жизни граждан России является явно недостаточной, что вызывает чувство озабоченности у российских ученых[2 - Аганбегян А. Г. Повышение крайне низкой продолжительности жизни населения России – важнейшая неотложная задача // Экономические стратегии, 2015, № 5–6. С. 60–79.].

Цель данного проекта состоит в том, чтобы качественно изменить существующую сегодня в России демографическую ситуацию. Прежде всего, необходимо остановить тенденцию депопуляции страны, главным образом, за счет повышения уровня рождаемости и продолжительности жизни граждан России, которая к 2024 г. должна достигнуть 78 лет, а к 2030 г. – 80 лет. Это серьезнейшая социальная проблема для нашей страны, решение которой должно содействовать также и ее экономическому развитию.

Решению этой важнейшей проблемы должно содействовать выполнение Национального проекта «Здравоохранение», бюджет которого планируется в объеме порядка 1,7 трлн. руб. В его рамках должно быть выполнено 8 федеральных проектов соответствующей направленности. Главной ориентацией этого проекта является развитие персонифицированной медицинской помощи и создание крупных диагностических и лечебных центров, оснащенных современным медицинским и компьютерным оборудованием для оказания высокотехнологичной помощи гражданам России.

1.1.3. Национальный проект «Образование»

Основные цели данного проекта сформулированы следующим образом:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Необходимо отметить, что воспитание личности вновь становится в России одной из основный целей образования, как это было ранее, в советский период времени, когда отечественное образование считалось одним из лучших в мировой практике.

В то же время, объем бюджета Национального проекта «Образование», в рамках которого предполагается выполнить 10 федеральных проектов, у многих экспертов вызывает нескрываемое недоумение. По оценкам специалистов, современная ситуация в российском образовании является катастрофической и представляет собой угрозу для национальной безопасности страны. При этом, хуже всего дело обстоит в общеобразовательной школе, где качество образования достигло критического уровня. Достаточно отметить, что, по заявлению руководителя Минпросвещения России О. Ю. Васильевой, почти четверть российских школьников младших классов сегодня с трудом понимают смысл прочитанного ими текста.

Что же касается высшей школы и среднего специального образования, то здесь главная проблема заключается в неадекватности содержания образования основным направлениям новой стратегии развития страны[3 - Соколов И. А., Колин К. К. Новый этап информатизации общества в России и актуальные проблемы образования // Информатика и ее применения, 2008. Т. 2, № 1. С. 67–76.].

Обе эти проблемы хорошо известны и уже давно обсуждаются в российской научной печати[4 - Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование, 2009, № 3. С. 63–72.] и на различного рода конференциях, но ситуация здесь требует более радикальных и решительных действий. При этом, прежде всего, необходимо осуществить массовую переподготовку педагогических кадров общеобразовательной и высшей школы[5 - Колин К. К. Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке // Стратегические приоритеты, 2018, № 2. С. 119–135.].

Все это достаточно сложные, масштабные и стратегически важные задачи. Поэтому выделяемый для их решения объем финансирования в размере 784,5 млрд. руб. (на 6-летний период времени) является явно недостаточным и не позволит решить эти задачи в полном объеме и с высоким качеством. А это значит, что необходимые кадры для реализации новой стратегии инновационного развития России не будут своевременно подготовлены и, следовательно, основные цели этой стратегии не смогут быть достигнуты в полном объеме и в установленные сроки.

Дополнительным аргументом для такого вывода может служить распределение средств общего бюджета данного Национального проекта между федеральными проектами, которые входят в его состав (Табл. 1–2).

Таблица 1–2. Структура Национального проекта «Образование»

Анализ представленных в Табл. 1–2 данных показывает, что наибольшую долю (41 %) общего бюджета планируется вложить в реализацию Федерального проекта «Современная школа», который направлен на повышение качества общего образования. При этом будут создано 230 тыс. новых учебных мест в образовательных учреждениях страны, из них 24,5 тыс. – в сельских школах и поселках городского типа. В результате этого третья смена в школах будет ликвидирована к концу 2021 года.

Доля детей в возрасте 5-18 лет, охваченных дополнительным образованием, увеличится с 71 % в 2019 г. до 80 % – в 2024 г. С этой целью в вузах России будет создано 100 центров дополнительного общего образования.

Ожидается, что международный рейтинг РФ в области качества общего образования к 2024 году существенно возрастет, что будет достигнуто, главным образом, за счет массового повышения квалификации педагогов. При этом, к концу 2020 года будет введена в действие национальная система учительского роста педагогических работников, в которой к 2024 г. пройдут переподготовку 50 % работников системы общего, дополнительного и профессионального образования.

Следующим по объему финансирования является Федеральный проект «Молодые профессионалы», на реализацию которого планируется затратить 20 % общего образовательного бюджета. При этом модернизацию профессионального образования планируется осуществлять на основе адаптивных профессионально-ориентированных гибких образовательных программ.

На реализацию Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» будет затрачено 10 % общего бюджета. При этом к 2024 г. планируется создать 340 центров цифрового образования – «IT-клуб».

Вызывает вопрос весьма скромный бюджет очень важного Федерального проекта «Учитель будущего». Он составляет всего 2 % общего бюджета данного Национального проекта, в то время как на реализацию Федерального проекта «Экспорт образования» выделяется 15 %. При этом ожидается, что количество иностранных студентов в вузах России возрастет в два раза и достигнет 425 тыс. к концу 2024 года.

Весьма примечательной является структура бюджета Национального проекта «Образование» в плане его источников финансирования. Федеральный бюджет здесь составляет 81 %, бюджетные средства субъектов РФ – 7 % и только 2 % планируется получить из внебюджетных источников.

С привлечением внебюджетных средств за шесть лет в стране планируется построить всего 25 школ. Это очень наглядно характеризует современный уровень социальной ответственности российского бизнеса, который находит средства для содержания дорогой недвижимости и, например, футбольных клубов.

1.1.4. Национальный проект «Культура»

Национальный проект «Культура» имеет наименьший бюджет – всего 113,5 млн. руб. Это единственный национальный проект, цель которого четко не определена. Действительно, заданные для этого проекта целевые показатели – увеличение (на 15 %) посещаемости учреждений культуры, а также обращений граждан к цифровым ресурсам культуры (пусть даже в 5 раз), вряд ли являются адекватными той стратегически важной роли, которую должна играть культура в современном российском обществе[6 - Колин К. К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы //Стратегические приоритеты, 2014, № 3. С. 6–27.].

Это еще один наглядный пример, характеризующий уровень компетентности наших чиновников, работающих в этом ведомстве и не удосужившихся при подготовке этого национального проекта обратиться за консультацией к авторитетным специалистам, которых в России предостаточно. С их точки зрения, культура – это сфера услуг в составе рыночной экономики. При этом, основную ее часть составляет шоу-бизнес, который, по их мнению, и так сам себя достаточно хорошо окупает. В этой логике, указанный выше уровень финансирования Национального проекта «Культура» является вполне понятным.

К сожалению, отношение к культуре как к сфере услуг сегодня характерно не только для наших чиновников. Оно доминирует во всем российском обществе. И до тех пор, пока это отношение кардинальным образом не изменится, ни о каком национальном единстве российского общества не может быть и речи. А ведь это единство сегодня крайне необходимо не только для успешной реализации новой стратегии развития нашей страны, но также и для обеспечения ее национальной безопасности в условиях современной экономической, идеологической и информационной войны[7 - Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание, Умение. 2005, № 2. С. 104–111.].

1.1.5. Формирование комфортной среды обитания

На решение этой важнейшей социальной проблемы ориентированы три национальных проекта с общим объемом финансирования 9,9 трлн. руб. При этом на строительство и ремонт жилья, а также на улучшение условий городской среды выделяется всего 11 % этой суммы. Остальное уходит на развитие автомобильных дорог и решение экологических проблем.

К сожалению, в новой стратегии развития России очень мало внимания уделяется проблеме строительства жилья в сельской местности, которая является для России исключительно острой. Ведь хорошо известно, что жилые помещения в сельской местности и малых городах нашей страны сегодня находятся в плачевном состоянии. Так, например, 63 % домов в сельской местности не имеют теплых туалетов, а 41 млн. граждан России не имеют горячего водоснабжения, 31 % населения России до сих пор не имеет газоснабжения[8 - Градостроительная Доктрина Российской Федерации. М.: Изд-во «Экон-информ», 2014.], а в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока газ имеется лишь в 10–15 % жилых помещений.

И это происходит в стране, которая поставляет свой природный газ не только половине стран Европы, но и в ближайшие годы планирует его поставлять также в Китай и Индию. Трубопроводы для этого уже строятся опережающими темпами.

Рис. 1–1. Современная деревня в России

Статистика свидетельствует, что сегодня около 80 % населения России проживает в городах. Это очень удобно для бизнеса, в особенности, для торговых организаций, так как сокращает их расходы на доставку населению своих товаров. Однако, исследования показывают[9 - Ильичев В. А. Биосферная совместимость: Технологии внедрения инноваций. Города, развивающие человека. М.: Кн. Дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 240 с.], что современный город разрушает человека как личность, прерывая его связь с природой. Особенно сильно это сказывается на молодом поколении людей, которые с самого рождения проживают в бетонных коробках, которые мы называем своими квартирами. По своей психике и социальному поведению они радикальным образом отличаются от людей, выросших в сельской местности, среди живой природы. У них другая ментальность и другие трудовые навыки.

Поэтому для России, учитывая традиции ее национальной культуры, возрождение села могло бы стать крупным и стратегически важным национальным проектом, который имел бы не только социально-экономическое, но также и духовно-нравственное значение, воспитывая у людей любовь к своей малой родине[10 - Астафьева О. Н., Колин К. К. Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации. – Челябинск, 2010. 67 с.]. К сожалению, в рамках современной стратегии развития России, такого проекта не предусмотрено.

1.1.6. Обеспечение экономического роста России

Данное направление реализации новой стратегии развития России включает в себя пять национальных проектов (с общим объемом финансирования 3 761 млрд. руб.), а также Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны, на выполнение которого планируется выделить 6 348 млрд. руб. Ключевыми среди них, по нашему мнению, являются два национальных проекта – «Наука» и «Цифровая экономика».

Национальный проект «Наука»

Бюджет Национального проекта «Наука» (636,0 млрд руб.), как и следовало ожидать, оказался весьма скромным – всего 2,5 % от общего объема затрат на реализацию новой Стратегии. Причина в том, что Правительство России, несмотря на общеизвестную риторику, на самом деле, еще не рассматривает отечественную науку в качестве ключевого фактора успешной реализации стратегии развития страны. Именно поэтому финансирование науки в России, по крайней мере, в ближайшие три года, будет осуществляться на уровне 1 % ВВП, в то время как во многих развитых странах этот уровень в несколько раз выше. Причем, эта ситуация сохраняется в России уже более 10 лет.

Если же учесть, что финансирование науки в России на две трети планируется осуществлять из внебюджетных источников, то становится понятным, что гарантированное (бюджетное) финансирование будет сокращено в три раза (!), поскольку другие источники находятся в сфере бизнеса, который заинтересован лишь в прикладных разработках, да и то лишь в очень ограниченных масштабах.

Это отношение к развитию науки в нашей стране представляется стратегически опасным для будущего России. Сегодня ей, как никогда ранее, крайне необходим настоящий прорыв в области научных исследований комплекса процессов дальнейшего научно-технологического и социально-экономического развития и связанных с этими процессами рисков, вызовов и угроз для национальной и глобальной безопасности. Именно поэтому Президент России В. В. Путин во время своей рабочей встречи с президентом Российской академии наук А. М. Сергеевым, которая состоялась в Кремле в январе 2019 г. (Рис. 1–2), поставил перед ним задачу активизации деятельности РАН в области научного обеспечения новой стратегии инновационного развития страны. При этом было решено создать в структуре РАН Центр научного обеспечения стратегического планирования.

Рис. 1–2. Встреча Президента России В. В. Путина с Президентом РАН А. М. Сергеевым (9 января 2019 г.)

Современный мир стремительно изменяется, и многие процессы в нем могут иметь непредсказуемые последствия[11 - Колин К. К. Мир на пороге глобальных перемен //Стратегические приоритеты, 2018, № 4. С. 4–17.]. Поэтому научное обеспечение новой стратегии развития страны и, в особенности, научная экспертиза реализуемых при этом проектов, а также прогнозирование и оценка их последствий и рисков – это сегодня самые актуальные и важные задачи отечественной науки[12 - Соколов И. А., Колин К. К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. //Информационное общество, 2009, № 4–5. С. 98–107.]. Может быть, даже более важные, чем получение новых знаний. Сегодня экономить на финансировании науки очень опасно, ведь хорошо известно, что «Скупой платит дважды». И эта плата может оказаться для нашей страны в будущем очень высокой.

Цели Национального проекта «Наука» определены следующим образом:

1. Обеспечение присутствия РФ в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

Обеспечение привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей.

Опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом ВВП страны.

Структура этого проекта и его целевые показатели представлены в Табл. 1–3.

Таблица 1–3.

Структура и показатели Национального проекта «Наука»