banner banner banner
Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах
Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах
Оценить:
 Рейтинг: 0

Ситуационные центры развития как интеграторы государственного управления в саморазвивающихся полисубъектных средах


Рис. 2–3. Схема реализации стратегии

Впервые в современной практике управления развитием территорий метод стратегического анализа и планирования был апробирован в конце 1970-х годов в США. Использование этого метода явилось реакцией местных властей на обострение экономических, финансовых и социальных проблем. В 90-е годы стратегическое планирование применяется в Великобритании, Испании, Нидерландах, Канаде и др. странах. В это же время стратегическое планирование начинает внедряться и в России.

У стратегии есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в основном определяются консолидацией действий участников сообщества в некотором направлении, определяемом сформированными и сформулированными целями. Минусы определяются ограниченностью действий, возможностью заслонить внешние угрозы, повышением рисков обеспечения устойчивого развития. Но, чтобы сообществу чего-то добиться, надо взвешенно рисковать – для этого, собственно, и разрабатывается стратегия.

Стратегия концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях социально-экономического развития территорий. Она разрабатывается с учетом принципов нормотворчества, корпоративного управления, менеджмента, принятия решений. Стратегический план является результатом совместных усилий различных субъектов общества: федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных организаций, населения. Стратегический план позволяет им, действуя самостоятельно, придерживаться единых ориентиров, и, благодаря согласованным действиям, достигать сложных целей территориального развития.

Этот план инициаторам разработки стратегии приходится обычно с большим трудом «проталкивать», организовывать проведение мероприятий, мотивировать людей, контролировать исполнение. Самое трудное в этом процессе – мотивация людей. Для многих пункты плана оказываются инородными, «навязанными сверху», противоречащими их интересам. Стратегический план могут разработать солидные зарубежные консалтинговые фирмы, но от этого суть мотивации не меняется.

Современные методики стратегического планирования отталкиваются от интересов и возможностей людей, которые этот план будут исполнять. Для этого в США, ряде стран Западной Европы, Австралии, Индии, Пакистане, Турции, в странах Южной Америки используются так называемые технологии участия, которые призваны привлекать людей к планированию и развитию своих территорий и организаций, решению возникающих проблем.

Корни этих технологий уходят в исследования психологов первой четверти XX в. В основе важнейших положений гештальт-психологии лежат три ключевых принципа: «Я сам», «Здесь и сейчас» и «Я отвечаю за это». В дальнейшем социальные психологи на Западе продолжали развивать методы разрешения конфликтов и достижения консенсуса, мотивации поведения людей, выработки общих позиций и построения моделей влияния. Развивались также методы апробации и практического использования этих теорий. Так, в 1960-х годах появился метод «Конференция поиска», разработанный австралийскими учеными Фредом и Мерелин Эмери. Этот метод применяется, когда необходимо: быстро разработать стратегический план или основы новой политики; создать новую систему для разрешения появившихся или наболевших проблем; разрешить основные конфликты в контексте стратегического планирования.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)