banner banner banner
Просто Викка: руководство по Ремеслу Мудрых для начинающих. Викканская магия: настольная книга современной ведьмы. Традиционная Викка. Викка: год и один день
Просто Викка: руководство по Ремеслу Мудрых для начинающих. Викканская магия: настольная книга современной ведьмы. Традиционная Викка. Викка: год и один день
Оценить:
 Рейтинг: 0

Просто Викка: руководство по Ремеслу Мудрых для начинающих. Викканская магия: настольная книга современной ведьмы. Традиционная Викка. Викка: год и один день

имеет некоторое сходство со стулом: присядь, тебе предстоит кое-чему научиться!

После окончания Второй мировой войны Валиенте заинтересовалась оккультизмом; она была знакома с работами историка, антрополога и фольклориста Маргарет Мурри, выдвинувшей теорию существования дохристианского культа ведьм, который она назвала «старой религией». Узнав о том, что очаги этого культа, возможно, сохранились и по сей день, Дорин чрезвычайно заинтересовалась ими. Она написала Джеральду, и так завязалась переписка, которая длилась несколько месяцев, прежде чем Гарднер согласился встретиться с ней.

Встреча состоялась в доме Эдит Вудфорд-Граймс (Дафо) в Хэмпшире, а летом 1953 года Джеральд Гарднер посвятил Дорин Валиенте в ковен. Валиенте быстро поднялась по служебной лестнице и стала Верховной Жрицей, в конце концов заменив Дафо, которая все больше расстраивалась из-за постоянного стремления Гарднера к публичности.

Посвящение Дорин в Викку, должно быть, стало поистине поворотным событием, ибо ее вклад в Ремесло имеет огромное значение. В то время как Джеральда Гарднера называли отцом современного викканства, Дорин Валиенте стала известна как его мать.

У Валиенте был сверхъестественный дар к поэзии. Признавая очевидное влияние Кроули на «Книгу Теней» Гарднера (Ye Bok of Ye Art Magical), она взяла на себя труд почти полностью переписать ее. Дорин заменила значительную часть мудреного и старомодного языка красивыми и выразительными стихами, которые в большей степени обращались к эмоциональному аспекту Ремесла, а также к естеству самой природы.

Иногда говорят, что Валиенте привнесла немного женственности в ранее весьма закрытую для дам сферу высшей магии. Она уникальным образом объединила мужские и женские качества, которые характеризуют Викку, известную нам сегодня. Конечно, без этого вклада обряды и ритуалы в рамках нашей традиции не были бы так эмоционально увлекательны и проникновенны. Одна из самых известных ее работ – «Наставление Богини», произведение одновременно глубоко трогательное и по-настоящему магическое.

Соберутся там те, кто жаждет познать колдовство, те, кто еще не постиг его глубочайших секретов; и тех я научу всему тому, что для них пока неизведанно.

Это произведение используется викканскими группами по всему миру. Мы и сами часто читаем «Наставление Богини» как часть наших обрядов и ритуалов. Все стихотворение можно прочесть в главе 8 (с любезного позволения фонда Дорин Валиенте).

Это и другие ее произведения, такие как «Песнь ведьм» (также известное как «Руна ведьм») и «Кредо ведьм» (также известное как «Викканское наставление»), стали краеугольными камнями Ремесла. Несмотря на это, ее имя не так широко признано – во всяком случае пока. Мы полагаем, что без вклада этой невероятной женщины современная магия просто не была бы такой, какой она является сегодня.

Почему мы называем это Виккой?

Здесь стоит обратиться к этимологии слова «ведьма» (англ. witch). Насколько можно судить, оно вошло в обиход в раннем Средневековье (около 500 года н. э.), когда одним из преобладающих языков Британии стал англосаксонский, или древнеанглийский. Вполне вероятно, что это слово существовало и ранее, но здесь мы касаемся истории, мало задокументированной письменными источниками.

В то время в английском языке еще была категория рода, так что существовало два разных слова: wicca в мужском роде (произносится как wit-cha) и wicce в женском (произносится как witch). Обычно считается, что его значение было аналогично слову «колдун», англ. sorcerer, от др. – франц. sorcier, которое, в свою очередь, происходит от средневекового лат. sortiarius, что означает «тот, кто бросает жребий или влияет на судьбу и удачу». Однако, учитывая, что средневековая латынь имела очень мало влияния на древнеанглийский язык англосаксов, мы думаем, что стоит копнуть немного глубже.

Подумайте, например, об искусстве плетения, в котором опытный мастер сгибает и сплетает ветки дерева вместе, чтобы создать, например, корзину или стул. Слово «плетенка» (англ. wicker) имеет точно такой же древнеанглийский корень. Поэтому мы склонны полагать, что Викка более точно в переводе означает «тот, кто влияет на судьбу и удачу, сгибает, формирует и плетет саму ткань реальности». Для достижения этой цели требуется не только знание, но и мудрость, которая подскажет, как применить это знание. Воистину, Викка – Ремесло Мудрых.

РЕЗЮМЕ

В этой главе мы кратко изложили природу Викки и происхождение этой близкой к природе неоязыческой религии. Мы познакомили вас всего лишь с несколькими важными фигурами, благодаря которым Ремесло Мудрых стало тем, чем оно является сегодня.

Вы узнали, что Викка возникла только во второй половине XX века. Тем не менее Ремесло Мудрых охватывает, чтит и прославляет естество самой природы. Посвятить себя этой проторенной тропе – значит следовать по стопам тех, кто шел впереди нас, принимая ответственность за собственные поступки и учась уважению к нашей Матери-Земле и всему живому, включая тех, кто шел позади нас.

Это путешествие не для слабых духом. Разумеется, будут моменты, когда вы засомневаетесь в себе и в том, что оно вообще стоит усилий. Со своей стороны, мы можем только сказать, что все дело именно в путешествии, а не в пункте назначения, и это самое невероятное странствие из всех.

Иногда дорога может быть трудной, но те, кто шагает впереди вас, всегда оглянутся назад и протянут руку, чтобы помочь вам преодолеть непроходимые топи.

Глава 2. Мы наблюдаем с того места, где стоим

Когда люди впервые ступают на эту тропу, обычно они желают поскорее дойти до конца. Но как уже говорилось ранее, важно не место назначения, а само путешествие. Путь Ремесла Мудрых – это не дорога, прямая, как лазерный луч, по которой можно мчаться со скоростью света; у нее множество изгибов и поворотов, подъемов и спусков. В этой главе мы надеемся показать, что даже они являются необходимой частью пробуждения к магии, и что срезать путь невозможно. Только проживая эти мистерии лично, вы сможете углубить свое понимание и расширить горизонты. Но прежде чем пройти через эти мистерии, необходимо должным образом подготовиться. Пожалуйста, поймите, что время, затраченное на подготовку, никогда не проходит даром. Вы же не хотите взойти на Сноудон[14 - Сноудон – самая высокая гора Уэльса, находится на высоте 1085 м над уровнем моря.] как попало, в одной футболке и кроссовках?

Всё дело в путешествии

Именно в вашем путешествии, если быть точными. Путешествие каждой ведьмы уникально; это экспедиция на неизведанную территорию самых сокровенных уголков психики. Путешествия самопознания по самой своей природе неспокойны. Иногда то, что вы обнаружите, может глубоко тревожить и бередить старые раны, но только так можно отсечь омертвевшую ткань и полностью исцелиться.

Мы, люди, – хрупкие и сложные создания. Мы способны на самые прекрасные, щедрые и бескорыстные проявления любви и заботы, а также на самые извращенные акты ненависти, насилия и жестокости. Потенциал для всего перечисленного заложен в каждом из нас, и именно поэтому путешествие внутрь себя иногда может быть решительно пугающим. Возможно, вы помните сцену из «Звездных войн», где Люк получает инструкции от мастера-джедая Йоды, который говорит ему войти в пещеру жуткого вида.

– Я вовсе не боюсь, – заявляет Люк.

– О, бояться ты будешь… будешь! – заявляет Йода в особо зловещей манере.

– Почему? Ч-что там такое? – спрашивает Люк.

– Только то, что ты берешь с собой.

Перефразируя мудрость Йоды – если вы ведьма, то обязаны отправиться в путешествие. Вы должны найти свое место покоя и силы и почувствовать себя комфортно не только в собственном теле, но и в ладах со своей душой. Это один из самых важных секретов: чтобы по-настоящему заглянуть внутрь себя, вы должны наблюдать извне.

Мы уже говорили об этом раньше и будем повторять еще много раз: вы видите мир с того места, где стоите. Когда речь заходит об объективном самоанализе, вы, скорее всего, обнаружите преграду перед вашим взором, если стоите на собственном пути. Рассмотрим следующую аналогию.

Мы находимся в прекрасном лесу. «Посмотри на этот великолепный лес. Разве он не удивителен?» – говорим мы. А нам отвечают: «Какой еще лес? Все, что я вижу, – это огромное дерево прямо передо мной. Может быть, если я возьму бензопилу и спилю его, то смогу увидеть лес».

Такой подход определенно не сработает. Пусть боги не допустят подобной глупости, но если бы дерево все же было спилено, вы все равно увидели бы, что обзору мешают другие деревья. Если вы продолжите уничтожать их, то в конце концов больше не увидите преград, но и леса вокруг не будет.

Вы должны изменить свою перспективу, переместившись туда, где можно видеть лес на расстоянии. Погружаясь в ситуацию, переключая на нее все свое внимание, невозможно объективно оценить то, с чем имеете дело.

Научившись видеть великолепие леса издалека, вы сможете вновь войти в него и по-настоящему ощутить его красоту изнутри. Новое восприятие поможет глубже понять природу леса как целого организма. Это будет уже не куча деревьев, которые заслоняют обзор, а скорее колония живых существ, осознающая ваше присутствие в лесу.[15 - Вольлебен П. Тайная жизнь деревьев. Что они чувствуют, как они общаются – открытие сокровенного мира. – М.: Издательство Высшей школы экономики, 2017.] Не удивляйтесь, если они действительно начнут говорить с вами!

То же самое можно сказать и о нас самих. Необходимо научиться распознавать помехи на своем пути, и быстрее всего это сделать можно, переместив точку обзора вовне. Как часто говорят: «Если бы мы только могли посмотреть на себя со стороны». Хотя в этом и есть определенная польза, все же это не идеальное решение; вещи не всегда могут быть такими, какими они кажутся на первый взгляд, и чисто внешняя перспектива лишена контекста. Человек не может полностью оценить истинную природу леса, пока он не окажется внутри и не прочувствует его. Вы должны приобрести навыки, необходимые для объективной оценки себя, и – это ключевое – оценки без осуждения. Для большинства это означает радикальное изменение своего взгляда на вещи, особенно на самих себя. Нам нужно переосмыслить само наше мировоззрение, и этот процесс начинается со спокойного принятия. Мы должны признать, что наши качества не являются ни хорошими, ни плохими; это просто качества. Нам необходимо сознательно принять решение не бороться с собой, поскольку внутренний конфликт – это битва, которую невозможно выиграть.

Слишком часто мы придираемся к самим себе и пытаемся подавить, игнорировать или вытеснить нежелательные эмоции, стремления, но почти всегда это лишь пустая трата времени. Если у вас травмировано колено и вам нужно бежать наперегонки, ампутация ноги не поможет передвигаться быстрее.

Возможно, самое важное в том, чтобы научиться видеть вещи совершенно иначе, – это, собственно, научиться смотреть. Перефразируя Шерлока Холмса, большинство из нас смотрят, но не наблюдают.

В нашей традиции очень важная часть обучения и работы посвященного сосредоточена на развитии остроты чувств. Один из эффективных способов помочь людям наблюдать, а не просто видеть, состоит в том, чтобы научить их сосредотачиваться на определенном цвете и делать мысленные заметки всякий раз, когда они сталкиваются с ним. В конце дня мы просим их рассказать о своих переживаниях: когда и где они видели этот цвет? При каких обстоятельствах? Какие чувства он вызвал? Что еще они заметили? И так далее.

Мы настоятельно рекомендуем каждой начинающей ведьме иметь специальную книгу, чтобы записывать все примечательные мысли, чувства, мечты, события или происходящие странности. В нашей традиции эта книга называется Дневником Странностей.

В современном обществе люди все больше отдаляются от природы. Мы живем, работаем и путешествуем в комфортной, отапливаемой или кондиционированной среде, не подверженной смене времен года. Искусственный свет изменил продолжительность наших дней, так что они больше не ограничены восходом и закатом. Даже наше воображение пострадало под безжалостным натиском телевидения, компьютерных игр, виртуальной реальности и социальных сетей, которые постоянно стремятся завладеть нашим вниманием. Изоляция человека от мира природы почти завершена.

Чтобы пробудиться к магии, сначала нужно оживить чувства. И нет лучшего способа сделать это, чем снова соединиться с природой.

Пойдите и взгляните на дерево. Но не просто смотрите, а наблюдайте. Посмотрите внимательно на его кору, изучите трещины и борозды на его стволе, созерцайте узоры, которые они образуют. О чем они заставляют вас думать и какие вызывают чувства?

Этот процесс стоит повторять, возвращаясь к дереву в разное время года. Обратите внимание, как оно меняется в зависимости от сезона. По возможности вернитесь к дереву ровно через год после того, как вы впервые встретились. Посмотрите внимательно: что изменилось, а что осталось прежним. Вы определенно заметите то, чего не видели в прошлом году.

Повторяйте эти действия так часто, как только можете, практически со всем, с чем вы сталкиваетесь, пока это не станет привычкой. Постепенно станут пробуждаться чувства, и вы начнете видеть то, что было скрыто, в самых неожиданных местах. Помните: это процесс, а процессы требуют времени. Сколько именно времени, сказать невозможно, так как каждый человек индивидуален. Но кое-что можно сказать с уверенностью – здесь нет коротких путей, и нетерпение будет только помехой.

Чем сильнее ломиться в закрытую дверь, тем сильнее будет сопротивление. Невозможно пробиться к тайне; нужно просто позволить ей раскрыться.

Возможно, одно из самых эффективных средств от нетерпения (помимо невозмутимого принятия) – это реалистичные ожидания. Как мы уже говорили, «никто не может научиться тайнам, ибо им нельзя научить – их можно только пережить». А сам опыт может быть приобретен только со временем. Это, в конце концов, Ремесло Мудрых; мудрость не достигается без знания, без жизненного опыта.

Есть вещи, которые мы знаем, и есть вещи, о которых мы знаем, что еще не знаем их. Но именно мудрость позволяет нам понять, что есть еще очень много вещей, о которых мы даже понятия не имеем.

Люди думают, что действительно умны: черт возьми, мы можем расщепить атом, создать суперкомпьютеры и отправить ракеты в космос! Но мы редко признаем, что есть вещи, о самом незнании которых мы даже не догадываемся; вместо этого мы пытаемся втиснуть их в сложившиеся конструкции нашего понимания, а не позволяем ему расширяться.

Лучше сразу привыкнуть к мысли, что «быстро стать ведьмой» – нерабочая схема. Если бы вам просто вручили все готовое, и для этого не пришлось бы даже потрудиться, вы бы вряд ли это оценили. Вы лишились бы всех радостных моментов открытия, которые сопровождают обретение своего законного места на этом хорошо проторенном пути.

В начале данной главы уже упоминалось, что эта дорога не прямая. Пожалуй, это скорее круг, чем линия между двумя точками. Само собой, она циклична, поскольку следует за Колесом года, но еще точнее было бы описать ее как спираль.

Как известно, ключевым моментом в обучении является повторение. Чем чаще мы что-то делаем, тем более привычным это становится. У каждого есть свой потенциал к обучению, независимо от способностей. Все сводится к желанию, преданности делу и самоотдаче.