В других школах буддизма руководствуются другими текстами. В школах махаяны, в том числе в дзэн-буддизме, самые известные писания – «Сутра сердца», «Лотосовая сутра» и «Алмазная сутра». Еще один известный буддийский текст – «Дхаммапада», сборник изречений Будды.
Важно знать, что буддийские тексты по сути отличаются от Библии и многих других священных писаний, почитаемых в разных духовных традициях. Буддийские учения возникли не по божественной воле. Они призваны вести нас по пути просветления, а не внушать определенный набор убеждений. Буддийские учения – это не то, во что вы должны верить, – они передаются для того, чтобы люди применяли их на практике.
Вы упомянули различные школы буддизма. Расскажите о них
Учения Будды перешли из Индии и Непала в соседние страны Азии, и процесс их распространения продолжается вот уже две с половиной тысячи лет. За это время буддизм разделился на много традиций, или школ, каждая из которых использует свои практики, ритуалы и писания. Хотя все школы основаны на одних и тех же базовых учениях, между ними есть некоторые различия.
Две основные ветви буддизма – это тхеравада и махаяна. В махаяне есть несколько подшкол, о которых вы, возможно, слышали, – например, дзэн, тибетский буддизм и буддизм Чистой земли. Существует также ответвление махаяны, называемое ваджраяной; иногда о нем говорят как об отдельной, третьей ветви буддизма.
Тхеравада – основная форма буддизма в Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе, тогда как махаяна преобладает в Китае, Японии, Тайване, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Ваджраяна – основная форма буддизма, практикуемая в Тибете; именно ее представляет и передает Далай-лама. Из различных форм буддизма, существующих сегодня, тхеравада – самая древняя, но у махаяны больше всего практикующих последователей. Многие конфессии буддизма, такие как дзэн, тибетские традиции, дзёдо синшу и нитирэн могут на первый взгляд показаться совершенно разными, но все они строятся на одном и том же общем фундаменте: большинство концепций и поучений в них совпадают.
Эволюция идей
Буддизм на каждый день
В детстве я несколько лет прожил в Мексике. Дома мы говорили на двух языках – английском и испанском. Помню, как меня беспокоило мое произношение: по-английски я говорил не с тем акцентом, который слышал в американских телепередачах, а по- испански – не с тем акцентом, который звучал вокруг меня в Мехико. Мне очень хотелось выработать «правильное» произношение. Точно так же, только начав изучать буддизм, я хотел изучать его «правильный» вид. Это тхеравада? Дзэн? Или что-то совсем другое?
Но идеи, как и языки, со временем меняются.
В разных регионах США у людей выработался разный американский акцент, и испанский язык, на котором говорят в Мексике, отличается от испанского, на котором говорят в других странах Латинской Америки и в самой Испании. Точно так же эволюционировал и буддизм, приспосабливаясь к разным культурам и временам. Не существует правильной и неправильной формы буддизма – так же как нет правильного и неправильного акцента, с которым можно говорить по-английски или по- испански. Будда сказал, что величайшее из всех поучений – это поучение о непостоянстве. Как могбуддизм оставаться неизменным в мире, который постоянно меняется? Научиться чему-то полезному можно в любой из буддийских традиций; главное – выяснить, какие из поучений находят у вас отклик, резонируют с вашей личностью или стилем обучения. И по мере того как меняетесь вы, может измениться и ваша практика.
Каковы основные различия между буддизмом тхеравады, махаяны и ваджраяны?
Хотя трудно сделать какие-либо общие заявления, верные для всех школ, в целом можно сказать, что две главные ветви буддизма различаются в первую очередь тем, как они видят конечную цель практики. В буддизме тхеравады цель – стать архатом, то есть практикующим, который следует путем Будды и постигает просветление. В буддизме махаяны цель – стать бодхисаттвой, то есть таким человеком, который дает клятву не только пробудиться самому, но и привести к пробуждению всех остальных существ. Это различие в подходах проистекает из взглядов махаяны на взаимозависимость, согласно которым одно существо не может стать полностью просветленным до тех пор, пока все прочие существа не придут к тому же состоянию. Буддизм ваджраяны, будучи ответвлением махаяны, тоже сосредоточен на обете бодхисаттвы и, кроме того, добавляет различные формы интенсивной практики медитации, призванные помочь практикующим напрямую соединяться с пробужденной природой будды внутри себя. (Концепция природы будды более подробно рассматривается в главе II.)
Еще одно ключевое отличие состоит в том, что буддизм тхеравады – это прежде всего монашеский путь. Большинство тех, кто его практикует, отказываются от обычной жизни и принимают обеты, чтобы стать полностью посвященными монахами или монахинями. Сообщество мирян оказывает поддержку монашеской общине, но миряне не обязаны идти к просветлению тем же путем отречения. В школах махаяны значительно больше мирян, которые не хотят становиться монахами или монахинями, но преданно практикуют духовный путь. Например, священник дзэн может быть женат и трудиться в офисе полный рабочий день, но при этом посвящать свободное время созерцательным практикам.
Кроме того, каждая традиция в своих учениях полагается на определенные тексты. Буддизм тхеравады следует исключительно «Палийскому канону», а практика махаяны основана на канонах северного (тибетского и китайского) буддизма. Некоторые тексты китайских и тибетских собраний соответствуют более раннему «Палийскому канону», но в северном буддизме есть множество других писаний, относящихся исключительно к махаяне, которую буддисты тхеравады не считают подлинной. Поскольку разные каноны написаны на разных языках, школы тхеравады, как правило, используют термины в палийской форме (например, сутта и дхамма), в то время как махаяна применяет санскритские версии (сутра, дхарма).
Некоторые школы, такие как дзэн, делают акцент на медитационной концентрации, в то время как другие для усиления практики применяют мантру, а третьи вообще не придают медитации большого значения.
Я часто слышу слово «дзэн». Что это такое?
Дзэн – это форма буддизма махаяны, которая зародилась в Китае примерно в VI веке нашей эры, а затем пришла в Японию и распространилась за ее пределы. Дзэн примечателен своим вниманием к медитации, в том числе к дзадзэн, то есть сидячей медитации. Многие из тех учителей, которые популяризировали буддизм на Западе, – выходцы именно из этой школы; поэтому некоторые жители Запада считают дзэн синонимом буддизма или даже используют это название в значении «спокойствие», «расслабленность» или «пребывание в настоящем моменте».
Как буддизм пришел на Запад?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Secular Buddhism. – Примеч. перев.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов