banner banner banner
HR-бренд в вопросах и ответах. Для тех, кто хочет разобраться сам, а не отдавать всё на аутсорс
HR-бренд в вопросах и ответах. Для тех, кто хочет разобраться сам, а не отдавать всё на аутсорс
Оценить:
 Рейтинг: 0

HR-бренд в вопросах и ответах. Для тех, кто хочет разобраться сам, а не отдавать всё на аутсорс


«Меньшая текучка или ее практически нет…»

«У нас меньше зарплата и соцпакет, но идут все равно к нам…»

«У нас на каждую вакансию много желающих…»

«Мы без труда закрываем вакансии, которые у других считаются проблемными…»

«Люди хотят у нас работать…»

«Сотрудники любят свою компанию…»

«Сотрудники гордятся своей компанией…»

«На сайтах отзывов позитива гораздо больше, чем негатива…»

И так далее.

Все эти тезисы вносят свой вклад в описание большого результата, который нужно получить в ходе работы над созданием и развитием HR-бренда, поэтому смело ими пользуйтесь.

А если не любите конструировать – может взять простые формулы, которыми пользуюсь я.

Самая простая звучит так.

Или так, чуть больше слов:

Довольно просто, правда? Ожидали, что будет сложнее?

Но это только выглядит просто.

Сделать это – сложно.

Но мы будем учиться))

Какие вообще бывают бренды?

Прежде чем хорошенько взяться за нашу основную тему – HR-бренд, нужно кратко поговорить о том, что такое бренд и брендинг.

Ведь HR-бренд – это частный случай бренда, его разновидность.

Полезно знать (а нам не просто полезно, а нужно знать), что есть разные виды брендов. Важно не только не путать их в голове, а хотя бы немного в них разбираться.

Кстати, про основные типы брендов вы наверняка знаете.

Товарный бренд – это вид бренда, с которым мы сталкиваемся чаще всего, по много раз в день. Это бренды товаров и услуг, которыми мы пользуемся. Например, Orbit, Apple или Colgate.

Корпоративный бренд – это бренд организации (не обязательно частной фирмы, это может быть государственная структура, общественная, или даже политическая, или религиозная организация). Например, «Пятерочка» – корпоративный бренд частной сети гипермаркетов. Но МГУ, МГИМО, «им. Склифосовского» или Московское Метро – тоже сильные корпоративные бренды. И Русская Православная Церковь, Римская Католическая, Красный Крест, и многие другие – вполне подпадают под определение корпоративного бренда.

Личный бренд (его часто называют также персональный бренд) – как очевидно из названия, это бренд отдельного человека, индивидуума. Людей на Земле почти 8 миллиардов, а сколько из них – персональные бренды? Точно никто не считал, но явно не миллиарды. Скорее тысячи. Это все известные люди – от Майкла Джексона до Моргенштерна. Формально и Иисус с Буддой – персональные бренды. И даже Усама бен Ладен с Гитлером, они – «отрицательные бренды». Еще раз – это формально, если кто-то вздумал на меня обидеться за такие примеры.

Наконец, HR-бренд, или бренд работодателя, еще одна разновидность бренда. Этому виду бренда посвящена вся книга, поэтому ужимать всю информацию в одну строчку здесь не буду.

Кстати, это еще не все. Выше я описал наиболее важные виды брендов, на которые я вполне вероятно буду ссылаться в книге или приводить в качестве примеров.

А есть еще бренды идей (например «капитализм» или «личный рост»), бренды государств (США, Швейцария, Россия), и так далее. Но это меньше относится к нашей теме.

Что такое бренд вообще?

На вопрос «что такое бренд» часто можно услышать ответ: бренд – это логотип, значок.

Но бренд – это не просто значок. Дальше я объясню, почему.

На вопрос «где живет бренд» большинство людей, которые не изучали эту тему, дадут интуитивный ответ – в продукте. То есть бренд Apple живет в смартфоне, бренд Mercedes – в автомобиле, бренд Niкe – в кроссовках?

Это не так.

Есть десятки профессиональных определений бренда, некоторые из них довольно сложные.

Я же для простоты и для легкого запоминания предложу пользоваться короткими простыми определениями, вполне пригодными для дела.

Для того чтобы лучше объяснить смысл бренда слушателям, я в качестве определений бренда использую три-четыре простые конструкции.

Чуть ниже я подробнее раскрою смысл этих конструкций.

Бренд – это когда мы что-то воспринимаем и храним в голове как более значимое, более ценное для нас, чем все остальное.

Более значимый товар. Более значимая услуга. Более значимая фирма. Более значимый человек и т.д.

Люди хотят покупать товары любимого бренда. И среди десятков и сотен альтернативных вариантов выбирают любимый бренд. Часто люди остаются верны любимым брендам на годы, а иногда на десятилетия.

Люди воспринимают любимый бренд как нечто очень ценное. Ценное именно для них, или профессиональным языком – субъективно ценное. И они за это «очень ценное» готовы платить.

Почему люди так любят бренды?

Надеюсь, вы хоть немного разбираетесь в маркетинге. Но если нет – не беда, эту книгу можно рассматривать также как краткий курс маркетинга для работников HR. Без понимания основных принципов маркетинга, тем более современного маркетинга, приступать к проекту развития HR-бренда компании не стоит.

Бренд нужен компании, чтобы привлечь человека.

Брендинг – это маркетинговая технология, которая получила свое развитие ближе к концу 20го века, а в 21м веке просто цветет буйным цветом.

Классический маркетинг, который появился еще в середине 20го века, учил, что для того чтобы привлечь человека, нужно предложить ему то, что удовлетворит его потребности.

Потребности человека в свое время неплохо помогла объяснить знаменитая «пирамида потребностей Маслоу» – уверен, что вы про нее знаете.

Долгое время принцип работал – если компания хорошо удовлетворяла потребности, люди выбирали ее.

Но случилось так, что сейчас основные потребности человека в целом удовлетворены, и уже давно. И поэтому выделиться среди других компаний через удовлетворение потребностей сложнее.

Для примера. Вспомните, как выглядело типичное объявление о найме на работу лет 20-30 назад.