banner banner banner
HR-бренд в вопросах и ответах. Для тех, кто хочет разобраться сам, а не отдавать всё на аутсорс
HR-бренд в вопросах и ответах. Для тех, кто хочет разобраться сам, а не отдавать всё на аутсорс
Оценить:
 Рейтинг: 0

HR-бренд в вопросах и ответах. Для тех, кто хочет разобраться сам, а не отдавать всё на аутсорс


Так вот. Поле (земля, почва, основа) – это корпоративная культура. А HR-бренд – это цветы, которые могут вырасти на этом поле и сделать его привлекательным.

А вот сухое определение разницы для тех, кто не переносит метафоры про всякие цветочки-василечки.

Корпоративная культура живет В КОМПАНИИ.

А HR-бренд живет (или не живет) В ГОЛОВЕ соискателей на рынке.

Это разные «места жительства», согласитесь?

Вот так.

HR-бренд сильнее у того, кто платит зарплаты выше рынка и у кого «плюшки» пожирнее?

Есть такое заблуждение: чтобы сделать HR-бренд, нужно увеличить все классические элементы компенсации, то есть увеличить зарплату выше конкурентов и рынка, увеличить соцпакет, увеличить отпуск и т.д.

Что на самом деле?

Если вы увеличите размер всех мыслимых рациональных «плюшек» и к вам пойдут люди – это не значит, что вы построили добротный HR-бренд. Это значит, что вы КУПИЛИ дополнительных людей на рынке за оверпрайс. И когда вы по каким-то причинам не сможете им этот оверпрайс платить – они уйдут.

А туда, где построен HR-бренд, люди будут стремиться, даже если компенсация не будет выше средней по рынку, или будет даже меньше. Потому что HR-бренд – это не математическая сумма рациональных компонентов. HR-бренд – это не рациональное явление.

Про нерациональность HR-бренда читайте в первых главах, если забыли принцип.

Если у нас есть награды и мы есть в рейтингах, значит у нас крутой HR-бренд?

Есть такое мнение: у нас крутой HR-бренд, потому что наша компания завоевала награду на таком-то российском конкурсе «HR-бренд года».

Что на самом деле?

Безусловно, часто награды достаются вполне заслуженно.

Но крутой HR-бренд – это не крутое место в рейтинге. HR-бренд – это крутое место в головах сотен и тысяч соискателей, текущих и бывших сотрудников, членов их семей, знакомых и других стейкхолдеров.

А конкурсы и рейтинги… надеюсь, вы знаете, как иногда добываются почетные места на таких конкурсах и «премиях». Это как в анекдоте про таксиста: что вам нужно – «шашечки» или ехать?

Медаль на грудь или любовь и симпатия людей?

Выбирать вам.

У нас все инновации вводятся приказом по компании, значит и HR-бренд можно ввести приказом по компании?

Есть такое заблуждение: для того, чтобы стать качественным и признанным на рынке HR-брендом, достаточно, чтобы босс в понедельник издал приказ по фирме, в котором с понедельника и навсегда предлагается «считать фирму N крутым HR-брендом».

Что на самом деле?

«Казаться, а не быть» – один из излюбленных методов избежать перемен в компании в России.

Не так важно, что ВЫ считаете про себя. Гораздо важнее, что рынок думает про вас.

Перечитайте определения и принципы работы HR-бренда в предыдущих главах.

Если король голый, он останется голым, и все будут это видеть.

Наши руководители считают, что у нас крутой HR-бренд, но люди не хотят у нас работать. Кто прав?

Довольно часто в компаниях можно встретить такую ситуацию.

«Мы провели устный опрос руководителей компании, и 80% из них сказали, что по ИХ мнению у нас крутой HR-бренд. Следовательно, так и есть, и ничего делать не надо.

Что на самом деле?

Есть такая легенда про Марию Антуанетту, супругу короля Людовика 16го. Когда во Франции голодающие парижане вышли на голодный бунт требовать хлеба, королева якобы сказала «не вижу проблемы. Раз у них нет хлеба, пусть едят пирожные».

В большинстве случаев опрос руководителей – довольно бесполезное дело, потому что 1) считать, что все хорошо – это просто УДОБНО. Руководители часто подвержены когнитивному искажению Марии Антуанетты «раз мне неплохо, значит и у других все в порядке». А они чаще всего чувствуют себя неплохо на своей должности и при своей зарплате 2) они часто «далеки от народа» и не знают реальной проблематики 3) есть излюбленная позиция «зачем воду мутить» и «зачем вытаскивать сор из избы» – лучше в рамках круговой поруки делать вид, что проблем нет.

Да, кстати. Еще раз про Марию Антуанетту, как метафору руководителя.

Спустя короткое время после анекдота с пирожными народ не без удовольствия отправил «чуткую» королеву, которая «не видела проблем», на гильотину.

Зачем тратить деньги на HR-бренд? Откуда там затраты?

Среди руководителей можно встретить такое мнение: HR-бренд – это просто, быстро, и затрат почти никаких. Сел, написал красивую миссию и ценности, «подшаманил» сайт – и готово!

Что на самом деле?

Это заблуждение из разряда: чтобы иметь на животе «кубики», НЕ надо несколько лет потеть в тренажерном зале и менять большинство своих привычек. Достаточно прилепить на живот стимулятор мышц на пальчиковой батарейке и попить БАДы – и вуаля!

На самом деле – компании с большой вероятностью придется поменять многие привычки. Проект займет годы, и потрачено будет немало денег, нервов и т.д.

В реальном мире огромное количество денег тратится как раз на изменение картины мира людей. Например, бюджет государственной пропаганды в ряде стран сопоставим с бюджетом промышленности. Менять картину мира в голове людей – это сложно и чаще всего дорого. Примите это как факт. Правда, есть оговорка: деньги иногда удается заменить удачными интеллектуальными решениями. Так что «не бюджетом единым» делаются проекты.

Надеюсь, мы познакомимся, и я расскажу вам примеры, когда компании заменили большие бюджеты умными решениями – и все получилось.

Ну или «пейте БАДы»…

А если руководство считает, что никакого дополнительного обучения для развития HR-бренда не нужно?

Заблуждение: знания, навыки и компетенции, необходимые для успешной реализации проекта HR-бренда, УЖЕ ЕСТЬ в любой компании. Ничего нового изучать не надо.

Что на самом деле?

Несмотря на то, что сам HR-бренд и проект его развития состоят из вполне понятных элементов, есть и очень специальные моменты. Что-то обязательно будет отсутствовать, а иногда этого «что-то» довольно много. И всем участникам команды проекта лучше побыстрее осознать это и побыстрее «сесть за парту».

Для того, чтобы убедиться, что вы не все знаете – хотя бы просмотрите чек-листы подготовки к проекту в разделе «приложения».

А что если быть просто «хорошей», этичной компанией? Будет сильный HR-бренд?

Заблуждение: для того, чтобы развивался HR-бренд, нужно быть просто хорошим, этичным работодателем. Зачем еще какие-то заумные «модели идентичности» и другая ересь?