banner banner banner
Характер ребёнка: диагностика, формирование, методы коррекции
Характер ребёнка: диагностика, формирование, методы коррекции
Оценить:
 Рейтинг: 0

Характер ребёнка: диагностика, формирование, методы коррекции


– Слуги!

Сапожник сидит и шьет:

– Подымайся, баба, пора печь топить!

– А ты кто такой? Подавай умываться!

– Ах ты, барыня! Сама поди по воду: солнышко давно встало. – Вскочил со стула, сдернул ремень и давай ее хлестать. – Ты нешто не знаешь своей должности? Ты должна вставать и печь затоплять!

И до того хлестал ее, пока не устал. Барыня взмолилась. Побрела по воду, потом за дровами, затопила печь, кое-чего сварила. И так жила она месяца два. За что ни возьмется, ничего у нее не выходит, все из рук валится: то щи недоварит, то воду разольет. Сапожник ее не раз колотил. И сделалась барыня добрая, работящая. Как услыхал об этом солдат, переменил ночью барыню и сапожникову жену. Утром встает барыня тихонько, выходит из своей комнаты: «Что это, я в старом доме? Откуда я взялась?» Спросила служанок:

– Служанки! Как же я сюда попала?

– Ты, барыня, нигде и не бывала!

И с тех пор барыня мягкая-мягкая сделалась. А сапожникова жена стала жить по-старому. (Из сборника В. и Ю. Соколовых «Русские народные сказки»)

История для размышления

Однажды султан давал большой праздник. Приглашены были все знатные особы, только про муллу забыли. Однако он был среди гостей и чувствовал себя как рыба в воде. Султан в некотором замешательстве отвел муллу в сторону: «Как случилось, что ты здесь, ведь тебя не приглашали?» «Если хозяин не знает своих обязанностей и не пригласил меня, то я могу воспользоваться своими обязанностями и быть вежливым гостем», – скромно ответил мулла.

Расскажите ребенку о том, как проявляется вежливость в вашей семье, проиллюстрируйте свой рассказ конкретными примерами из жизни, когда были вежливы вы, и были вежливы по отношению к вам. Объясните, чем вежливость отличается от бесхарактерности: вежливый человек уважает себя и других, он считается с интересами других людей, но не в ущерб своим. Объясните ребенку правила безопасности: если незнакомец предлагает сесть с ним в машину или куда-то пойти, то твердое «нет!» не будет проявлением невежливости. Попросите ребенка рассказать о собственной вежливости и о том, для чего ему необходимо развивать в себе это качество. Спросите, давно ли он уступал место в общественном транспорте пожилым людям? Кого из ребят в его классе можно назвать вежливым человеком?

Попросите ребенка объяснить поговорки «битый небитого везет», «кто везет, на том и возят», «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь», «доброе слово и кошке приятно».

Пример: поговорка «слово – серебро, а молчание – золото» означает, что умный человек умеет промолчать и не наговорить с горяча глупостей.

Мини-тест: «Как следует поступать в данной ситуации?»

• Тебя с кем-то знакомят.

• Твои родители разговаривают, а тебе надо срочно что-то сказать одному из них.

• Ты на дне рождения и всех угощают тортом.

• Звонит телефон.

Поздравляем, если:

• Ты называешь свое имя и говоришь, что тебе приятно познакомиться.

• Не перебиваешь, когда другие разговаривают, а говоришь «извините» и ждешь, когда к тебе обратятся.

• Следишь за тем, как ты двигаешься, говоришь, ешь.

• Приветливо отвечаешь людям по телефону, не забываешь вежливо здороваться.

Надо еще постараться, если:

• Молчишь или начинаешь насмехаться над новым знакомым.

• Прерываешь других и вмешиваешься в чужие разговоры.

• Толкаешься, пихаешься и ешь, как поросенок.

• Грубо отвечаешь на телефонные звонки.

Попросите ребенка нарисовать «вежливые вишенки». Разместите их на «дереве характера», при необходимости дорисовав для этого ветку. По возможности за обедом угостите ребенка пирожным с вишенкой.

Формула для аутотренинга: «Я – вежливый человек. Сегодня я весь день буду соблюдать правила хорошего тона и относиться к другим со вниманием и с почтением. Пусть люди видят, что я их ценю и уважаю».

Загадка: «Почему вежливых вишенок две?» Ответ: «Вежливость всегда проявляется только по отношению к кому-то. Одинокий человек не имеет возможности проявить это качество».

Занятие 4. Тема: «Лампочки любви»

Определение

Толковый словарь Ожегова: «Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Любовь к родине. Материнская любовь. Горячая любовь. Взаимная любовь».

Большая советская энциклопедия: «Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею».

Толковый словарь русского языка Ушакова: «Любовь – 1. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу – «любовь к родине». Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости – «братская любовь», «Любовь к людям». Такое же чувство, основанное на инстинкте – «материнская любовь». 2. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством – «несчастная любовь», «счастливая любовь», «неразделенная любовь», «платоническая любовь», «чувственная любовь». Пылать любовью – страдать от любви. 3. Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь – «любовь к искусству», «любовь к работе».

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Любовь есть чувствование, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе».

Любить кого-то – это значит заботиться о нем, стремиться быть с ним рядом, делиться всем, что имеешь. Когда любишь человека, относишься к нему с особым вниманием и добротой, так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. Любовь можно выразить улыбкой, прикосновением, ласковым словом. Любить – значит принимать человека таким, какой он есть, но при этом помогать ему совершенствоваться.

Еще можно любить себя. Если ты любишь себя, ты можешь сильнее любить других. Еще можно любить других. Это значит не быть безразличным к их судьбе. Когда люди знают, что они любимы, они становятся лучше и добрее. Чувство любви передается от человека к человеку. Оно – как волна, бегущая по морю, или как яркий свет, побеждающий тьму.

Есть множество способов выразить свою любовь. Можно делиться тем, что у тебя есть, дарить свое время, свои мысли, чувства, свое внимание. Чтобы научиться любить, нужно быть добрым и уметь прощать себя и других.

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

Жила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила. И вот настала пора – вырос Иван. Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у нее бесталанным вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит, не как у людей; всякое дело ему не в пользу и впрок, а все поперек. Поедет, бывало, Иван пахать, мать ему и говорит:

– Сверху-то земля оплошала, поверху она хлебом съедена, ты ее, сынок, поглубже малость паши!

Иван вспашет поле поглубже, до самой глины достанет и глину наружу обернет; посеет потом хлеб – не родится ничего, и семенам извод. Так и в другом деле: старается Иван сделать по-доброму, как лучше надо, да нет у него удачи и разума мало. А мать стара стала, работа ей непосильна. Как им жить? И жили они бедно, ничего у них не было.

Вот доели они последнюю краюшку хлеба, самую остатнюю. Мать и думает о сыне: как он будет жить, бесталанный? Нужно бы женить его: у разумной жены, гляди-ко, и неудельный муж в хозяйстве работник и даром хлеба не ест. Да кто, однако, возьмет в мужья ее бесталанного сына? Не только что красная девица, а и вдова поди не возьмет!

Покуда мать кручинилась так-то, Иван сидел на завалинке и ни о чем не горевал. Глядит он – идет старичок, собою ветхий, обомшелый, и земля въелась ему в лицо, ветром нагнало.

– Сынок, – старичок говорит, – покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.

Иван ему в ответ:

– А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе. Знать бы, что ты придешь, я бы давеча сам последней краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди, я тебя хоть умою и рубаху твою ополощу.