banner banner banner
Характер ребёнка: диагностика, формирование, методы коррекции
Характер ребёнка: диагностика, формирование, методы коррекции
Оценить:
 Рейтинг: 0

Характер ребёнка: диагностика, формирование, методы коррекции


16. Прозоров Л.Р. Русь языческая. – М.: Яуза-Эксмо, 2009. – 544 с.

17. Прозоров Л.Р. Русская хиромантия – пантеон на ладони http://www.perunica.ru/ozar/1028-russkaya-xiromantiya-ili-panteon-na-ladoni.html

18. Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 464 с.

19. Толстой Н.И. Секрет Колобка // Живая старина. – 1995. № 3. – С. 41–42

20. Фефелова Ю.Г. Я на улице мешон, я на солнышке печон… (Сказочный текст на границе ритуала и игры) // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. – СПб, 2002. – С. 192–205.

21. Шахермайр Ф. Александр Македонский. – М.: Наука, 1984. – 384 с.

22. Цивъян Г.В. Роковой путь Колобка // Язык культуры: семантика и грамматика. – М., 2004. – С. 310–321.

Глава 3. От 7 до 11 лет. Методика «древо характера»

Под лежачий камень вода не течет.

    Народная мудрость

Если дать человеку одну рыбину, то он насытится только один раз. Если же научить его ловить рыбу, то он будет сыт всегда.

    Народная мудрость

Основная задача данной книги – показать, как родители могут способствовать формированию у ребенка определенных, важных с их точки зрения, черт характера. Как говорит народная мудрость, «под лежачий камень вода не течет», поэтому важно, чтобы родители занимали активную позицию в деле воспитания своего ребенка и были при этом вооружены действенными научно-обоснованными педагогическими методиками.

А.Ф. Лазурский писал: «Вопрос о роли личности в воспитании является одним из основных в педагогике. В нем, как в фокусе, пересекаются различные миросозерцания. Во все времена он возбуждал жгучий интерес и вызывал разногласия. Если я решился вновь теперь его поставить, то не с тем, чтобы решить его окончательно, а только выяснить и осветить некоторые существенные его стороны на основании новых данных. В настоящее время всеми признается, что задача воспитания и образования состоит не только в сообщении знаний и выработке профессиональных навыков, но и в воспитании человека, личности. Формула эта, однако, все же слишком обща. Что понимают под развитием личности? Максимум развития способностей и дарований. Но ведь личность живет в обществе, которое требует, чтобы личность служила его интересам. Как же согласовать интересы личности и общества, где граница между ними? Это один из насущных и больших вопросов». Нам видится, что ответом на заданный Лазурским вопрос является принятие родителями на себя всей ответственности за формирование характера своего ребенка.

Методика семейной психотерапии и самопомощи «Древо характера» была разработана и опубликована нами в 2001 году. Данная методика прошла апробацию и с успехом применяется в ряде психотерапевтических центров и образовательных учреждений. Несмотря на то что наиболее комфортным возрастом ребенка при использовании данной методики является возраст от 7 до 11 лет, наш опыт и опыт наших учеников свидетельствует, что методика «Древо характера» достаточно эффективна как при работе с подростками, так и при работе с детьми 3–7 лет.

Возможны несколько вариантов использования методики «Древо характера». Во-первых, и нам это видится важнейшим, – это самостоятельная работа семьи – семейные вечера. Во-вторых, методика может использоваться воспитателями дошкольных учреждений и школьными учителями для развивающих занятий с детьми. В-третьих, методику могут использовать психотерапевты для работы с семьей, особенно для решения детско-родительской проблематики. Еще одно важное пояснение: методика «Древо характера» может использоваться приверженцами любого психотерапевтического метода.

Рис. 3. Занятия по методике «Древо характера» проводит наша ученица, московский психолог Александра Сергеевна Муравьева

В данной книге приводится описание работы с тридцатью семью чертами характера. Этот список может быть продолжен. В практической работе психотерапевту рекомендуется составлять для каждой семьи отдельный наиболее актуальный для ее членов перечень характерологических черт, намеченных на проработку. Само собой, очевидно, что количество намеченных черт характера прямо влияет на длительность психотерапии. Видится, что в этом вопросе следует прежде всего руководствоваться здравым смыслом, клиническим опытом и чувством умеренности. Продолжительность семейной психотерапии с применением данной методики должна быть достаточной для получения устойчивых результатов.

При составлении списка намеченных для работы черт характера психотерапевт должен ориентироваться в первую очередь на результаты клинического интервью, кроме того, он может учитывать и результаты психодиагностического исследования, полученные с помощью методик: тест «БАК-конфликт», «Проективный тест отношений», тест «Базовые расстановки» и других.

Как организовать семейный вечер

Установите время для еженедельных семейных собраний – не менее 15 и не более 60 минут. Поделитесь позитивными новостями, пусть каждый расскажет, что нового он узнал за время прошедшее между занятиями и что хорошего с ним произошло.

Каждое занятие посвящайте только одной черте характера; если дети совсем маленькие, подберите слова так, чтобы им было все понятно. Отметьте все успехи ребенка в воспитании своего характера. По возможности, заканчивая очередное занятие, нарисуйте картинки на тему «Как я буду развивать эту черту характера». Важно, чтобы рисовали все – не только ребенок, но и родители. После обсуждения поместите рисунки на видное место.

История для размышления

Однажды к мулле Насреддину пришел ученик и пожаловался:

– Учитель, у меня такой необузданный характер. Как мне его исправить?

– Это у тебя что-то уж очень странное, – ответил Насреддин, – ну-ка, дай мне на него взглянуть.

– Я не могу показать его сразу сейчас, – ответил ученик.

– А когда же ты сможешь?

– Он проявляется неожиданно, – покраснел ученик.

– Тогда, – заключил Насреддин, – он не может быть твоей истинной природой, иначе ты бы смог показать его в любой момент. Ты родился без него, и родители тебе также его не передавали. Подумай над моими словами хорошенько.

Использование сказок и притч является неотъемлемой частью методики «Древо характера», причем родители могут подбирать сказки и притчи сами в соответствии со своими базовыми ценностями. Так, супруг одной нашей ученицы, будучи глубоко верующим православным человеком, для каждого занятия подбирал подходящий фрагмент Библии и в ходе занятия комментировал его. Читая сказки, следует помнить, что психология людей традиционного общества довольно сильно разнится с психологией наших современников. Приведем следующий пример. Для современного человека критерием выбора театрального спектакля или художественного фильма являются такие критерии, как «интересно», «весело», «прикольно». В то время как эллины участвовали в Элевсинских мистериях не потому что это было весело или интересно, а потому, что это было нужно. В эмоциональном плане мисты испытывали страх, скуку, разочарование, тем не менее люди традиционного общества считали своим долгом пройти мистерию. Как было показано выше, архаичные сказки включали многоканальную систему кодирования, поэтому, на наш взгляд, есть смысл сохранять текст сказки максимально приближенным к исходному.

Занятие 1. Тема: что такое «Древо характера»?

Подготовьте необходимые материалы: большой лист ватмана или картона, набор цветной бумаги, фольгу, фломастеры или цветные карандаши, клей, ножницы.

Расскажите ребенку о том, что многие народы издревле отождествляют характер человека с различными породами деревьев. Попросите ребенка рассказать об общем строении дерева или расскажите ему сами, для чего нужны корни, ствол, ветви, плоды. Проведите аналогию между деревом и человеком, расскажите, что означают выражения «оторваться от корней», «пускать корни», «плодотворно трудиться» и «пожинать плоды». Спросите ребенка, как он понимает поговорки «не руби сук, на котором сидишь» и «яблоко от яблони не далеко падает».

Объявите ребенку, что сейчас вы вместе с ним нарисуете дерево его характера. Попросите ребенка рассказать о себе в третьем лице, подробно ответив на вопрос «Какой он?». Объясните ему значение слова «характер». Проговорите, как в рисунке можно выразить такие понятия, как «сильный характер» и «гибкий характер». Какие породы деревьев могут иллюстрировать эти определения. Например: какой характер у дуба, и чем он отличается от характера ивы?

Приведите примеры различных характеров у родственников и других известных ребенку людей. В виде каких деревьев их можно было бы изобразить?

Спросите у ребенка, где растет дерево, которое будет нарисовано: в густом лесу или в чистом поле? Есть ли у этого дерева друзья? Кого оно боится?

Вместе с ребенком на ватмане нарисуйте ствол и корни будущего «дерева характера». Это дерево волшебное, и на нем могут вырасти любые плоды. Договоритесь, что на последующих занятиях вы будете подробно разговаривать об этих плодах, после чего ребенок будет размещать их на своем дереве.

История для размышления

В одном месте была засуха. И земледельцы решили провести воду по арыкам от реки, находившейся на большом расстоянии. Один земледелец обладал большой решимостью и силой характера. Видя, что засуха усиливается, он твердо решил рыть свой арык до тех пор, пока не достигнет реки и не отведет от нее воду на свое поле. Начав работать, он вскоре потерял всякое представление о времени. Пришел и прошел час завтрака. Жена звала его пойти домой, умыться и поесть.

– Завтрак остынет, – говорила она, – оставь работу и иди домой.

Сначала земледелец не обращал внимания на ее слова, но потом попросил ее идти домой и не мешать ему.

– Ты не понимаешь, – сказал он, – что из-за этой страшной засухи у нас ничего не вырастет, нечем будет кормить детей, и все мы умрем с голоду. Я решил во что бы то ни стало сегодня же провести воду на наше поле. Вот тогда я и умоюсь, и поем.

Услышав это, его жена ушла домой, а земледелец работал весь день и к вечеру достиг реки. Тогда он сели на землю и с восторгом смотрел, как поток воды бежал к его полю. Его ум был спокоен и счастлив. Он пошел домой, позвал жену и сказал:

– Вот теперь дай мне поесть.

После чего он умылся, с удовольствием поел и заснул глубоким сном.

Другого земледельца, который тоже хотел провести воду на свое поле, жена тоже позвала в полдень.

– Иди домой, умойся и поешь.

Он сразу же бросил лопату и воскликнул:

– Милая, когда ты зовешь меня, я должен идти.