Глава 3. Огонь и божественное
Во всех частях света использование огня было (и остается) важнейшей частью жизни людей начиная с доисторических времен. Неудивительно, что божества и ду́хи Огня в той или иной форме появляются в мифологии большинства культур по всему миру. Эти божества, как правило, представляют один или несколько аспектов, связанных со стихией Огня.
• Возрождение и трансформация: боги и ду́хи изменения или превращения в нечто новое из хаоса или разрушения.
• Вдохновение: иногда покровительствуют поэтам, художникам, писателям и т. д.
• Вред и беспорядок: трикстеры, воры и антигерои. Похищение огня у высших сил (богов, духов, предков и т. д.) во благо человечества является общей темой в классических мифах многих коренных народов по всему миру, включая Южную и Северную Америку, Полинезию и Австралию.
• Кузница, творчество: настоящие кузницы, где куют металл и придают ему новую форму, или же олицетворение способности человека придавать определенную форму собственным творческим задумкам, воплощать их в жизнь.
• Очаг: дом, семья, безопасность и тепло, которое они приносят.
• Солнце: пылающая звезда, которая поддерживает жизнь на этой планете.
Информация в этой главе призвана дать читателю общее представление о некоторых божествах, которые традиционно ассоциируются со стихией Огня. Существует и много других в дополнение к упомянутым: понадобится еще одна книга или, возможно, серия книг, чтобы достаточно подробно рассказать о них всех.
Помните, что лучший способ узнать о божестве или мифе – непосредственное соприкосновение с культурой, к которой они принадлежат, и так, чтобы ваше исследование давало вам больше, чем вы сможете от него взять. Пожалуйста, не относитесь к приведенному далее списку божеств как к некоему духовному меню или языческому ассорти. В конце этой главы я привожу несколько идей о том, как наладить связь с божеством и общаться с ним, проявляя должное уважение, с учетом культурных особенностей.
Адрану (Сицилия) поклонялись сикулы и сиканы, которые населяли большой остров Сицилия задолго до того, как он был колонизирован греческими поселенцами в VIII в. до н. э. Храм Адрана был построен у подножия вулкана Этна, под которым, как считалось, он и жил. Близлежащий город Адрано был назван в честь этого бога и существует до сих пор.
Аэд (Ирландия) – бог в ирландской мифологии, часто упоминаемый в источниках как сын Дагды. Его имя происходит от древнеирландского áed («огонь»), которое, в свою очередь, происходит от пракельтского aidus, которое восходит к праиндоевропейскому heyd («сжигать, разжигать»). Некоторые источники называют его Aed Caem, «Светлый Аэд». В более старых источниках он часто появляется со своими братьями Аэнгусом (или Энгусом) и Кермайтом. Его отца Дагду иногда называют Aedh Alainn, что можно понимать как «огненный, блестящий», но также как «прекрасный, светлый», что соответствует его сыну, «светлому»[69].
И Аэд, и Дагда могут быть связаны с огнем и пламенем страсти. Несколько источников сообщают о том, что Аэд был убит ревнивым мужем из-за того, что у бога был роман с его женой. Он также упоминается в ирландской рукописи XV в. Cath Muige Tuired Cunga («Битва при Маг Туиред»), ирландской саге раннего Нового Времени о двух битвах за суверенитет Ирландии, в которых участвовали Туата Де Дананн[70].
Агнейи (Индия и Юго-Восточная Азия), или Агнейя, в индуизме – божественная и могущественная дочь бога Огня Агни и одной из его супруг. В санскритских текстах, таких как «Харивамша» и «Вишну-пурана», упоминается, что она является матерью многих царей. Слово «агнейя» на санскрите – прилагательное, означающее «воспламеняющийся, горящий, огненный, от Агни». В качестве имени собственного слово «агнейя» часто обозначает юго-восточное направление, которое ассоциируется с Огнем и Солнцем.
Агни (Индия и Юго-Восточная Азия) – бог Солнца, Огня и молнии в индуизме, где он считается другом и защитником человечества, а также покровителем дома. Проявления стихии Огня, связанные с Агни, включают Солнце, молнию, кометы, жертвенный огонь, домашний очаг, огонь погребального костра и пищеварительный огонь, который живет в теле человека[71].
Индуистские тексты объясняют, что Агни существует сразу на трех планах: на земле как огонь, в воздухе как молния и в небе как само Солнце[72]. Агни иногда ассоциируется с такими вещами, как утешение, исцеление и жизненная сила; знание; свет и тепло; защита, очищение и устранение негативной энергии; возрождение и обновление; секс и сексуальность; молния; молодость[73].
Алаз (Восточная Европа) – бог Огня в тюркской мифологии, сын бога-творца Кайры. Также известен как Алаз-Хан, или Алас-Батра, обычно изображается в виде старика, несущего факел и кутающегося в плащ из пламени. Народные предания об Алазе связывают его как с разрушительной, так и с очищающей силой огня, который сурово наказывает любого, кто неуважительно относится к огню или злоупотребляет им.
Аматэрасу (Япония), или Аматэрасу-о-миками, – японская богиня Солнца и одна из главных ками – божеств, священных духов или энергий в синтоизме. Она – ками равнины Высокого неба, в то время как ее брат Сусаноо-но-микото правил равниной Земли, а ее сестра, богиня Луны Цукиеми-но-микото, правила царством Тьмы.
Согласно мифическим циклам «Кодзики», брат Аматэрасу вел себя так отвратительно, что богиня Солнца разгневалась и спряталась в пещере, затемнив Землю и небеса. Чтобы выманить ее из укрытия и вернуть свет в мир, другие ками небес устроили шоу с пением и танцами[74].
В современном политеизме Аматэрасу ассоциируется с сельским хозяйством, жизнью, ростом и плодородием; красотой; состраданием, мягкостью и сочувствием; энергией (особенно солнечной); миром, счастьем, единством и свободой; светом и теплом; любовью и романтикой; мудростью; желанием[75].
Аполлон (Греция) является одним из самых известных и широко почитаемых греко-римских богов. Его считают богом Солнца, пророчества, стрельбы из лука, истины, исцеления, очищения, защиты, молодости. Брат-близнец Артемиды, богини охоты, Аполлон – сын Зевса, царя богов, и богини Лето, дочери титанов. Его часто описывают как самого прекрасного бога в греческом пантеоне и обычно изображают красивым, безбородым юношей. В греческой мифологии у него было много любовников разного пола.
Аполлон также считался богом музыки, песни, поэзии и танца, ему приписывается создание струнной музыки, иногда он изображается с лирой или хором муз, являясь богом-покровителем поэтов, певцов и музыкантов. Некоторые языческие и ведьмовские книги, в которых упоминается Аполлон, предполагают, что он, возможно, был связан с галльским рогатым богом Кернунном, хотя нет достаточных доказательств, чтобы сказать наверняка. Распространенные символы Аполлона: Солнце, ветвь лавра и лавровый венок, лук и колчан со стрелами, ворона, лира, дельфин, волк, лебедь и мышь[76].
Ауахитуроа (Новая Зеландия) – олицетворение комет в мифологии маори. Его также иногда называют Упоко-роа («длинноголовый»). В некоторых версиях мифов он несет с собой семя огня, которое дает своей жене Махуике, олицетворению стихии Огня. Их союз произвел на свет пятерых детей: Конуи, Короа, Мапере, Манава и Коити, чьи имена совпадают с названиями пяти пальцев руки[77].
Бригита (Ирландия), Бригид, Бригит, Бреде, Бриджит и Бригантия – это лишь некоторые из имен, данных этой богине в дохристианских Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Англии и за их пределами. В ирландской мифологии она входит в племя богов, называемых Туата Де Дананн, а также является дочерью Дагды, доброго бога. На протяжении истории Бригита ассоциировалась с весенним сезоном, плодородием, поэзией, исцелением и кузнечным делом. В некоторых рассказах, например в «Глоссарии Кормака» X в., Бригита описывается как богиня поэзии, у которой есть две сестры: Бригита-кузнец и Бригита-целительница. Возможно, это означает, что она может быть тройственной богиней, diva triformis. Многие воспринимают Бригиту-поэтессу, Бригиту-целительницу и Бригиту-кузнеца как единое целое, но, по утверждению Моргана Даймлера, это может быть чрезмерным упрощением[78].
Что известно наверняка, так это то, что богиня Бригита была каким-то образом связана с кельтским фестивалем Огня Имболк (который стал основой для современного языческого праздника). Также, вероятно, фестиваль был связан с одной из богинь по имени Бригита: несколько персонажей, носящих это имя, почитались на всех Британских островах, и неясно, можно ли считать их одним и тем же божеством[79].
Многие символы и обычаи, которые мы как современные язычники связываем с богиней Бригитой – к примеру, кресты Бригиты или обычай сооружать для нее ритуальное ложе, – на самом деле восходят к христианским традициям и старинным праздникам в честь Святой Бригиты[80].
Кака и Какос (Рим) в римской мифологии – дети Вулкана, сестра и брат. Эта пара первоначально считалась божествами Огня Палатинского холма, который стал местом расположения города Рима[81].
В некоторых историях Какос описывается как чудовищный огнедышащий зверь, который терроризировал селян. Он выкрал часть стада великана Гериона и спрятал их в своем логове, но мычащая корова выдала присутствие Какоса Гераклу, который ворвался в пещеру и убил его[82]. В других версиях той же истории Кака предает своего брата, а затем становится богиней за ее служение Гераклу.
Керидвен (Уэльс) в средневековой валлийской легенде была ведьмой, колдуньей и травницей, а также ключевой фигурой в истории о поэте Талиесине. По легенде, именно Керидвен приготовила котел Авен (awen – валлийское, корнуолльское и бретонское слово, обозначающее поэтическое, художественное вдохновение). Она решила сделать это для своего ужасно уродливого сына, Морфана. Смесь в этом котле нужно было варить в течение года и одного дня, и Керидвен поручила слепому по имени Морда поддерживать огонь под котлом, пока маленький мальчик по имени Гвион Бах помешивает содержимое. Когда тот мешал, три капли жидкости брызнули ему на большой палец, обжигая его. Гвион инстинктивно сунул обожженный палец в рот, слизнув при этом жидкость, и нечаянно обрел знания и мудрость, которые Керидвен готовила для своего сына. Гвион убежал, и ведьма погналась за ним. В погоне оба они превращались в разных птиц и животных, но Керидвен не отставала. Наконец Гвион попытался спрятаться, превратившись в зернышко. Керидвен превратилась в черную курицу, нашла его и склевала. Но благодаря зелью Гвион не умер. Зато Керидвен вскоре поняла, что беременна, а ребенок станет знаменитым бардом Талиесином.
Некоторые современные эклектичные ведьмы и язычники называют именем Керидвен старуху в образе тройственной богини, олицетворение знания и мудрости. Другие связывают ее со стихией Огня, потому что она – инициирующая богиня, руководящая трансформациями[83] и фундаментальными изменениями. Третьи по-прежнему ассоциируют ее с пророчеством, плодородием и гаданием.
Чанго (Западная Африка), иногда пишется как Шанго, Санго, – ориша и повелитель Огня во многих африканских традиционных религиях. Его обычно рассматривают как божество грома и барабанного боя, в некоторых историях он швыряет «громовые камни», чтобы вызвать гром, молнию и разрушение[84].
Всемирный фестиваль Санго в Нигерии обычно проводится в августе. В сантерии это божество почитается 4 декабря, в день Святой Варвары по католическому литургическому календарю, этот день отмечается праздником, молитвами и подношениями[85].
Чантико (ацтеки Центральной Америки) – божество очагов и костров для приготовления пищи в религии ацтеков. Связано с воинами, каменотесами и городом Сочимилько. Обычно изображают с ярко-желтой кожей и двумя красными линиями на лице, часто также с воинской символикой. Божество описано в ряде доколумбовых источников, которые пишут о Чантико то как о ней, то как о нем. Это привело к некоторым спорам по поводу пола Чантико.
Дагда (Ирландия), известный под многими именами, также именуется «добрым богом» в ирландской мифологии. В этом случае «добро» не обязательно относится к упрощенной бинарной системе «добро – зло». Скорее это означает, что Дагда – «великий» или «превосходный» бог, обладающий многими навыками и талантами.
Одно из имен Дагды в источниках – Аэд Аллайн, что обычно переводится как «огненный, лучезарный», но также может быть переведено как «прекрасный, светлый»: качество, которое он разделяет вместе со своим сыном, Аэдом Светлым. Среди прочего, Дагду иногда называют богом Огня и Земли. В старинных рукописях его часто описывают как исполина; более современные источники – с ярко-рыжими волосами[86].
Дажьбог (Славянская Европа) в славянской мифологии – возрождающийся бог солнечного огня, который путешествует по небу. Как один из четырех ипостасей Солнца, также является богом урожая, весны, мастерства, физической и жизненной силы. Славяне верили, что он каждое утро покидает дом Солнца на востоке и целый день едет по небу на запад на своей золотой повозке, запряженной четырьмя белыми лошадьми с золотыми гривами, где его сестра, закат, распрягает лошадей и отводит их домой[87].
Свидетельства и записи о поклонении Дажьбогу существуют у большинства славянских племен. Его статуя стояла рядом со статуями шести других богов возле дворца князя Владимира Великого в Киеве в 980 г. н. э. В современном мире он является богом-покровителем некоторых современных славянских язычников: за последние годы в России и Украине было установлено несколько скульптур и идолов, которые, однако, разрушали вандалы либо сносили после недовольства Церкви.
Энджи (Албания), или Эн, – реконструированное имя бога Огня в албанской языческой мифологии. Считается, что ему поклонялись иллирийцы, группа индоевропейских племен, населявших часть Западных Балкан в древние времена. Во времена Римской империи был одним из самых ярких божеств в албанском пантеоне.
В дохристианской албанской мифологии физические силы, стихии и предметы часто связывались с божествами или духами. Божества обычно являлись скорее воплощениями определенной стихии, чем отдельными сущностями. Энджи был персонификацией Божественного огня. Ему был посвящен культ мистического пламени и огненные церемонии.
С приходом христианства Энджи был понижен до статуса «демона» еще столетия назад, но его имя и поныне сохранилось в албанском языке в слове, обозначающем четверг (e enjte)[88]].
Форнакс (Рим) была божественным олицетворением печей и кузниц в Древнем Риме. Она ассоциировалась с готовкой, очагом и домом. По этой причине некоторые римские писатели связывали ее с богиней Вестой. Есть также свидетельства того, что ей поклонялись как богине зерна и урожая. Фермеры делали ей подношения в надежде, что она проследит за температурой зерна по мере его приготовления и хлеб будет хорошо выпечен.
Ее праздник, Форнакалии, отмечался 17 февраля. Это был день ритуального поджаривания спельты (очищенной пшеницы) для выпечки тортов и хлебов. Каждая семья в округе приходила в свой местный зал собраний, чтобы праздновать и пировать, а также пожертвовать богине горсть зерна, бросив его в печь. Считалось, что это гарантирует, что печь не сожжет ни одного хлеба в течение года. Среди символов Форнакс могли быть глиняные или кирпичные печи, хлеба и сушеные зерна. Некоторые современные ведьмы и язычники ассоциируют ее с очагом и домом, изобилием и хранением продуктов, готовкой и выпечкой.
Габия (Литва) в литовской мифологии и фольклоре – дух Огня и защитница дома и семьи. Мало что известно о ее происхождении или культе, но источники и народные сказки часто изображают ее как женщину, одетую в красное, или как кошку, аиста или петуха. Будучи персонификацией Огня, она часто наказывает тех, кто не уважает стихию, тех, кто топчет огонь, плюет в него или мочится на него.
Глёд и Логи (Скандинавия). Глёд – легендарная королева из скандинавской эпической саги Þorsteins saga Víkingssonar («Сага о Торстейне, сыне викинга»), супруга норвежского йотуна (духа природы) Логи; в традиционных текстах эта пара и их дети часто описываются как боги и богини Огня.
Логи – олицетворение лесного пожара. Он появляется в «Эдде в прозе», где он и бог-трикстер Локи состязаются в искусстве быстро есть. Эти двое быстро съедают предложенную пищу, идя нога в ногу по темпу, но Логи, подобный лесному пожару, поглощает не только мясо, но также и кости и даже посуду.
Гирра (Месопотамия), или Герра, – вавилонский и аккадский бог Огня и света, происходящий от более раннего шумерского божества Гибила. Будучи мастером по металлу, он также являлся богом-покровителем металлургии. Его призывали для ритуалов очищения и освящения, особенно при строительстве новых домов и зданий, поскольку огонь необходим для обжига кирпичей[89].
Не было найдено или распознано почти никаких персонифицированных изображений Гирры. Согласно письменным источникам, его символом был пылающий факел.
Граннос (галльская Европа), или Граннус, – галльский бог Солнца, исцеления и горячих источников, которому поклонялись во время римского вторжения. Его имя было связано с рядом пракельтских слов с такими значениями, как «солнечный», «горящий», «сияющий» и «борода». Некоторые ученые понимают это как отсылку к «бороде» солнца, или солнечным лучам.
Во многих областях, находившихся под римским владычеством, Граннос был частично ассимилирован в римский пантеон как Аполлон Граннос, несмотря на то что у этих двух богов мало общего, кроме их связи с целительством[90]. Ему иногда поклонялись в паре с галльской богиней Сироной (также пишется как Дирона), божеством целебных источников и плодородия. Надпись на фонтане в современной Франции, нанесенная в I в. н. э., упоминает ежегодный десятидневный фестиваль, проводимый во имя этого бога.
Гелиос (Греция) – олицетворение Солнца в греческой мифологии. В произведениях искусства часто изображается в сияющей золотой короне, скучущий по небу на прекрасной колеснице. Одна из самых известных историй, связанных с Гелиосом, – история его сына Фаэтона, который потерял контроль, пытаясь править колесницей своего отца, и поджег Землю. Если бы Зевс не вмешался, убив Фаэтона одной из своих молний, все смертные бы погибли[91].
Гелиос иногда изображается в мифах как всевидящий и всеслышащий: к примеру, только он и Геката слышали крики Персефоны, когда ее уносили в подземный мир[92].
В современном ведьмовстве и язычестве Гелиос часто ассоциируется с такими сферами, как сельское хозяйство, рост и плодородие; красота; бизнес и богатство; свет и энергия (особенно солнечная энергия); тепло; желания[93].
Гефест (Греция) – греческий бог Огня, кузнечного дела, работы по металлу, ремесленников и (иногда) вулканов. Он выковал бо́льшую часть мифического и магического оружия богов. Его кузница на горе Олимп находится там, откуда титан Прометей украл горящий уголь, чтобы принести людям огонь[94].
В Древней Греции Гефеста почитали в промышленных районах, связанных со строительством и кузнечным делом, особенно в Афинах. В нескольких мифах и гомеровских поэмах Гефест описывается как тот, кто способен создавать движение или энергию. С помощью этого дара он создавал автоматонов и стражей для храмов и дворцов[95]. Символы Гефеста – кузнечный молот, наковальня и пара щипцов. В современном колдовстве и язычестве он иногда ассоциируется со связыванием, ремеслом, творчеством, ревностью, местью, навыками или мудростью[96].
Ишум (Древняя Месопотамия) – второстепенный аккадский бог и вестник, ведущий богов в битву. Несколько источников описывают его как сигнальный огонь или светоч, который освещает путь. Также он брат бога Солнца по имени Шамаш, который часто рассматривался как предвестник разрушения. Ишум обычно считался благожелательным божеством.
Джовангшин (Корея) в корейской народной религии Синдо – богиня очага, ее символом служит чаша с водой на глиняном алтаре над очагом. Ритуалы для нее обычно совершали домохозяйки и слуги, которые каждое утро наполняли чашу свежей водой и преклоняли перед ней колени, прося об удаче. Считалось, что богиня записывает происходящее в доме и сообщает о нем небесам.
Джовангшин поклонялись в Корее на протяжении тысячелетий. На праздниках ей подносили тток (разновидность рисового пирога) и свежие фрукты.
Кагуцути (Япония), также известный как Кагуцучи, Хи-но Кагуцути или Хомусуби, – ками Огня в японской мифологии, бог-покровитель кузнецов, слесарей и гончаров. Согласно мифологии, мать Кагуцути, Идзанами, сгорела при его рождении и погибла.
Его отец, Идзанаги, убитый горем, обезглавил Кагуцути, а затем разрубил его на восемь частей, каждая из которых превратилась в вулкан.
Кагуцути – один из нескольких богов, почитаемых в Агато, синтоистском святилище в горах к северо-западу от Киото. Считается, что он защищает город от огня. В современной популярной культуре в различных формах появлялся в видеоиграх, аниме и манге.
Кодзин (Япония) – ками Огня, очага и кухни в японской синтоистской религии. Иногда о нем пишут как о тройственном боге, triformis, или изображают его с тремя головами. В отличие от Кагуцути, который часто представляет разрушительные качества огня, Кодзин воплощает контролируемый огонь, который используется в практических целях.
Традиционно его изображение ставят у очага, чтобы Кодзин мог присматривать за домом. Его дух обитает в деревьях эноки, под которые принято класть старые или сломанные куклы, чтобы он позаботился о них[97].
Кресник (Славянская Европа) – древнеславянский бог, связанный со стихией Огня, Солнцем, бурями и летним солнцестоянием. Существует предположение, что он, вероятно, является тем же божеством, что и Сварожич, сын славянского бога Солнца Сварога, поскольку оба изображаются с золотыми руками и волосами. В Словении он трансформировался в культурного героя, живущего на золотой горе, короля-фермера, обладающего значительной магической силой. Когда он ассоциируется с летним солнцестоянием, часто появляется в виде оленя с золотыми рогами.
Локи (Скандинавия) – скандинавский бог-трикстер, которого иногда называют богом Огня. Отчасти это связано с путаницей между ним и огненным великаном Логи, или Логе. Логи с норвежского языка переводится как «пламя», и, хотя было высказано предположение, что это может иметь какое-то отношение к имени Локи, у лингвистов нет на этот счет точного мнения. Одно из редких изображений Локи эпохи викингов находится на Снаптунском камне, найденном на пляже в Дании в 1950 г. Рисунок на куске мыльного камня относится примерно к 1000 г. до н. э. и изображает усатого мужчину со шрамами на губах, который считается интерпретацией Локи после того, как гномы зашили ему рот (по сюжету в «Младшей Эдде»). Находка была идентифицирована как печной камень, к которому крепились кузнечные меха. Это наводит на мысль о возможной связи между Локи и огнем или кузнечным делом[98].
В современном ведьмовстве и язычестве Локи часто ассоциируется с такими сферами, как принятие и судьба; красота; вызов и опасность; изменения, трансформации и неожиданные препятствия; ясновидение и общение; сообразительность, хитрость и обман; вражда; свобода и независимость; знание и обучение; магия и защита; настроение; поддержка, когда она необходима[99].
Махуика (Новая Зеландия) в мифологии маори – персонификация и хранительница Огня, которая произвела на свет пятерых детей Огня вместе с Ауахитуроа, олицетворением комет, когда он принес на Землю семя огня. Именно от Махуики легендарный Мауи узнал секрет добывания огня, обманом заставив ее отдать ему пять своих ногтей[100]. В некоторых версиях мифов ей также приписывают роль в создании Рангитото, вулканического острова в заливе Хаураки, недалеко от Окленда. Разозлившись на демонов тупуа, детей богов Огня, которые осыпали ее проклятиями, Махуика обратилась к Руаумоко, богу землетрясений и извержений, требуя уничтожить их.
В Новой Зеландии и в других местах тропической Полинезии Махуика почитается не как богиня, а как бог. В других областях есть схожие божества – Мафуйе, Мафуике, Махуйе или Махуике[101].