Книга Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Прилепова. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I
Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I

Существуют 18 Маха-пуран (великих пуран) и 18 Упа-пуран (дополнительных пуран).

Маха-пураны:

Агни Пурана

Бхагавата Пурана

Бхавишья Пурана

Брахма Пурана

Брахманда Пурана

Брахма-Вайварта Пурана

Гаруда Пурана

Курма Пурана

Линга Пурана

Маркандея Пурана

Матсья Пурана

Нарада Пурана

Падма Пурана

Шива Пурана

Сканда Пурана

Вамана Пурана

Вараха Пурана

Вишну Пурана

Современные исследователи иногда добавляют к этому списку еще Харивамшу, которую относят и к Махабхарате, и Ваю Пурану.

В Сканда Пуране утверждается, что «В древние времена Брахма, прародитель богов, совершал суровые покаяния. Вследствие этого проявились Веды. Затем появилась единая Пурана, вбирающая в себя все писания. Пурана неизменна и благоприятна; она состоит из вечного звука и содержит миллиард стихов. Она изошла из уст Господа Брахмы». Маха-пураны в общей сложности содержат 400 тысяч стихов, но, согласно преданию, на планете Брахмы Пурана по-прежнему содержит миллиард стихов.

Упа-пураны:

Брихад-Нарадия Пурана

Бхаргава Пурана

Варуна Пурана

Васиштха Пурана

Ганеша Пурана

Девибхагавата Пурана

Дурваса Пурана

Калки Пурана

Капила Пурана

Мудгала Пурана

Нанди Пурана

Нарасимха Пурана

Парашара Пурана

Самба Пурана

Санат-Кумара Пурана

Сурья Пурана

Хамса Пурана

Шива-Рахасья Пурана

Каждая пурана посвящена преимущественно какому-то одному божеству. Так, Шива, Линга, Сканда, Агни, Ваю пураны посвящены Шиве. Вишну, Бхагавата, Нарада, Гаруда, Падма, Варага, Вамана, Курма, Матсья пураны посвящены Вишну. Девибхагавата и Калика пураны, а также часть Маркандея пураны (Деви Махатмья) посвящены богине Дурге как Абсолюту в женской ипостаси. Ганеша и Мудгала пураны посвящены Ганеше.

Кроме Маха- и Упа-пуран существуют еще множество других. Стхала-пураны рассказывают об индуистских храмах, местах паломничества и других святынях, описывая историю их создания. Кула-пураны повествуют о происхождении и истории варн и передают связанные с этим былины и легенды. Точное количество существующих пуран неизвестно.

Пураническое летоисчисление

События, описываемые в пуранах, происходят на протяжении невероятных, невообразимых временных промежутков. Согласно пураническим мифам, мир периодически разрушается, а потом воссоздается заново, но не сразу, а после продолжительного периода полного небытия. Период, когда мир существует, называется кальпа, а когда не существует – пралайя.

Кальпа, в свою очередь, разделяется на юги (эры): сатья-югу, трета-югу, двапара-югу и кали-югу, которые циклически повторяются. С каждой новой югой количество благости, мудрости, закона, благочестия и истинного знания уменьшается и к наступлению кали-юги почти исчезает, из-за чего кали-юга представляет собой «темный век».

Сатья-юга продолжается 1 728 000 человеческих лет, трета-юга – 1 296 000, двапара-юга 864 000, кали-юга 432 000 человеческих лет. Все юги вместе называются чатурюгой или махаюгой и составляют 4 320 000 лет. 1000 махаюг, т. е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу или 1 день Брахмы. По прошествии этого времени наступает ночь Брахмы или пралайя – такой же продолжительности период. Таким образом, 1 сутки Брахмы продолжаются 8 640 000 000 лет. А всего Брахма живет 100 лет, после чего все уничтожается и наступает махапралайя, которая продолжается еще 100 лет Брахмы, а потом все начинается сначала.

Кальпа делится также на 14 манвантар. Слово «манвантара» происходит от слова «Ману» – прародитель, первочеловек, управитель. В каждой манвантаре свой Ману.

В настоящее время мы живем в 7-ю манвантару Ману Вайвасваты – сына Солнца (Вивасвана). Наша манвантара называется Швета-вараха – манвантара белого вепря. Брахма пребывает на 51-м году своей жизни. И мы живем в Кали-югу, которая началась в 3102 году до нашей эры, когда бог Кришна покинул этот мир.

Йога в пуранах

В пуранах во многих местах содержатся не только упоминания йоги, но и описываются различные йогические практики. По-прежнему, основными из них остаются созерцание и размышление, даются более детальные рекомендации по пранаяме, в качестве обязательной практики для йогина называется почитание учителя, изучение священных писаний, соблюдение нравственно-этических норм, религиозная преданность или бхакти – безусловная любовь к богу. Даются детальные рекомендации по выбору места и времени для практики, питанию, гигиене, сохранению здоровья, говорится о препятствиях в практике и о ее плодах.

В пуранах мы находим и названия йогических асан. Фактически йога пуран приближается к йоге, описанной в более поздних текстах, которую сегодня называют «классической». Целью йоги пуран является все то же освобождение – мокша или мукти – выход души из колеса перерождений, которое трактуется или как соединение с Абсолютом, что характерно для веданты, или как освобождение Пуруши – духовного начала в человеке – от материи, что созвучно санкхье и йоге.

Чтобы яснее представить, что говорится в перунах о йоге, посмотрим, например, на отрывок из Маркандея Пураны, в котором мудрец Даттатрейя дает наставления одному из персонажей этого произведения по имени Аларка.

«С помощью знаний йогин должен полностью контролировать свою душу. Это поистине трудная задача для йогов, но необходимо приложить усилия для победы. Выслушай, какие средства для этого существуют. С помощью пранаямы он должен избавиться от своих недостатков, с помощью дхараны он должен избавиться от своих грехов, с помощью пратьяхары он одолеет чувственные наслаждения, с помощью дхьяны он избавится от влияния гун. Как при плавке металла сгорают все его примеси, так и пранаяма сжигает недостатки, выкованные органами чувств. Поэтому йогин должен сначала научиться контролировать свое дыхание.

Перед занятием йогой он должен принять падмасану (позу лотоса) или свастикасану (поза со скрещенными ногами), и произнести звук ОМ вслед за ударом сердца. Он должен сидеть ровно, равномерно опираясь на обе ноги, с бедрами, выставленными вперед, с закрытым ртом. Пятки не должны касаться его гениталий, голова должны быть немного поднята, зубы не должны быть сжаты, чувства должны быть под контролем. Сосредоточившись на кончике носа и не глядя вокруг, он должен отрешиться от всех желаний, темных или светлых, и предавшись незапятнанной добродетели, только тогда начать практиковать йогу. Он должен отрешить свои органы чувств от их объектов, контролировать дыхание, разум и тело, и тогда он может перейти к практике пратьяхары.

Тот, кто сдерживает свои желания, живет в согласии со своей душой, и видит Божественную душу в человеческой душе. Мудрый человек, очистив себя внешне и внутренне, заполнив дыханием тело от пупка до шеи, должен перейти к практике пратьяхары.

Известны двенадцать видов дыхания. И два вида дхараны известны йогинам, знакомым с истиной. Когда преданный йогин погружен в йогу и полностью контролирует свою душу, все его недостатки исчезают, он переходит в умиротворенное состояние, и он становится способен увидеть высшего Брахамана отдельно от качеств Пракрити (материи), а также он видит небо и первичные элементы, и чистые души».

Пураны сыграли основополагающую роль в формировании современного индуизма как народной религии, не ограниченной кастовыми или другими различиями. Пураны – это живая традиция, и сегодня их публично читают или пересказывают истории из них известные духовные лидеры, ученые-проповедники и неизвестные странствующие аскеты. Послушать их собирается множество людей. Такие собрания называются «катха». Причем, если раньше это происходило только в Индии, сегодня пураны распространяются по всему миру. В разных странах люди с удовольствием слушают пуранические мифы, притчи, истории. Пураны переводятся на разные языки, издаются в печатном и электронном виде. По мотивам пуранических сюжетов снимают фильмы, сериалы, ставят спектакли.

Итихасы

Слово «итихаса» в переводе с санскрита означает «именно так было». Итихасы – это древнеиндийские эпические произведения, героические повествования, содержащие целостную картину народной жизни. К итихасам относят два произведения: Махабхарату и Рамаяну. Некоторые исследователи полагают, что итихасами являются также тексты «Йога Васиштха» (Васиштх(а) – имя легендарного древнего мудреца) и «Трипура Рахасья».

Махабхарата

Махабхарата – вероятно, самое древнее художественное произведение и самое значительное и по объему – полный текст Махабхараты включает 18 книг, – и по содержанию, и по философскому наполнению. Автором Махабхараты считается легендарный Вьяса, тот самый который считается автором пуран. Предполагается, что первоначально существовало более скромное по объему произведение, называвшееся «Бхарата Санхита», основанная на преданиях, сказаниях, песнях и балладах, рассказывающих о битвах, подвигах великих героев, пышности царских дворцов, красоте цариц, воздающих хвалу великим воинам и т. п. Позже, на протяжении многих веков, это произведение расширялось, дополнялось новыми описаниями, историями, сюжетами, как связанными с основной сюжетной линией, так и не связанными с ней, в результате чего и сформировалась Махабхарата, известная в наше время. Датируется – очень приблизительно – произведение XIV–XII веками до нашей эры, а окончательная редакция сложилась примерно в V веке нашей эры.


Статуя бога Ганеши. По легенде, именно Ганеша записал Махабхарату со слов Вьясы.


Центральной сюжетной линией произведения является вражда и борьба за царский трон двух ветвей одного рода Куру – Пандавов и Кауравов, кульминацией которой становится грандиозное сражение, продолжавшееся 18 дней и закончившееся победой Пандавов. В основе сюжета, как полагают исследователи, лежат реальные события – война двух враждующих племен. Местом великого сражения стало поле Курукшетра, расположенное в окрестностях столицы царства Куру города Хастинапур, который существует в настоящее время. Конечно же, в окрестностях Хастинапура проводились археологические раскопки. К сожалению, эти раскопки принесли археологам полное разочарование: вместо ожидаемого пышного города с царскими дворцами, храмами и домами богачей они увидели небольшое и довольно примитивное поселение. В результате работы были прекращены, но в 2022 году, после 70-летнего перерыва, индийское правительство решило раскопки возобновить в рамках программы по созданию Института индийского наследия и развития археологических памятников в качестве «знаковых объектов».

Когда могли происходить события, описанные в эпосе? Историки предполагают, что описываемые события могли происходить в интервале от 1500 до 1000 годов до нашей эры, и даже высказывается точная дата – 1351 год до нашей эры. Каким образом можно было сделать столь точные вычисления? Дело в том, что в Махабхарате описывается и упоминается множество астрономических событий: солнечные и лунные затмения, фазы луны, расположение звезд и планет и др. Именно эти сведения послужили отправной точки для датировки описанных событий. По сведениям самой Махабхараты, указанные события происходили в конце IV тысячелетия до нашей эры, когда эра Двапара-юги сменилась темными веками Кали-юги, в которой мы сейчас и живем.

Согласно мифическим представлениям, век Кали наступил, когда господь Кришна покинул землю. Кришна умер в ночь с 17 на 18 февраля 3102 года до н. э. До своей смерти Кришна правил в городе Дварака в течение 35 лет. Таким образом, получается, что сражение на Курукшетре произошло в 3137 году до н. э. (т. к. события происходят до нашей эры, мы не отнимаем годы от даты смерти, а прибавляем к ней: до нашей эры сначала был 3137 год, а потом 3102, а не наоборот).

Итак, основную сюжетную линию составляет история царского рода Куру, которая прослеживается на протяжении нескольких поколений, начиная от царя Шантану и заканчивая его потомком в седьмом поколении Джанамеджаей, и внутриродовая борьба за царство. Это захватывающая и увлекательная история, наполненная удивительными событиями и неожиданными поворотами сюжета. В качестве действующих лиц, помимо людей, выступают боги, демоны, великаны, змеи и другие мифические существа.

Помимо основной сюжетной линии Махабхарата включает множество преданий, мифов, притч, не связанных с ней напрямую и собранных на протяжении многих столетий в различных частях Индии. Многие из этих отдельных сюжетов получили широкую известность и стали жемчужинами мировой литературы. Например, сказание о Нале и Дамаянте, переведенное на русский язык Василием Жуковским в середине XIX века; сказание о царевне Савитри, которая своей мудростью и праведностью убедила бога смерти Яму отпустить ее мужа и вернуть ему жизнь; плач женщины на поле Куру, который представляет собой один из шедевров древней поэзии; 100 вопросов якши царю Юдхиштхире и многие другие.

Вот несколько вопросов, которые бог Смерти Яма под видом якши задал царевичу Юдхиштхире – одному из главных героев эпоса, на которые и сегодня не каждый быстро найдет ответ, и ответы Юдхиштхиры – интересные и мудрые.

«Якша спросил: Что весомее, чем земля? Что превыше небес? Что быстрее ветра и чего больше, чем людей?

Юдхиштхира сказал: Мать весомее, чем земля, отец превыше небес, ум быстрее ветра, а мыслей больше, чем людей.

Якша спросил: Кто друг изгнанника? Кто друг хозяина дома? Кто друг недужного? Кто друг умирающего?

Юдхиштхира сказал: Друг изгнанника – его спутник, друг хозяина дома – его супруга, друг недужного – лекарь, друг умирающего – щедрость.

Якша спросил: Что движется в одиночестве? Что, родившись однажды, рождается вновь? В чем спасение от снега? Что является величайшим полем?

Юдхиштхира сказал: Солнце движется в одиночестве. Луна, (родившись), рождается вновь. Огонь – спасение от снега, земля – величайшее поле.

Якша спросил: Каково величайшее из сокровищ? Какова величайшая из ценностей? Каково величайшее из приобретений? В чем состоит величайшее счастье?

Юдхиштхира сказал: Величайшее из богатств – мудрость, величайшая из ценностей – знание Вед. Величайшее из приобретений – здоровье, величайшее счастье – в удовлетворенности.

Якша спросил: Что отринешь – и станет радостно? Что отринешь – и не останется горечи? Что отринешь – и станешь богат? Что отринешь – и будешь счастлив?

Юдхиштхира сказал: Отринешь гордыню – и станет радостно, отринешь гнев – и не останется горечи. Отринешь страсть – и станешь богат, отринешь вожделение – и будешь счастлив».

Махабхарата также содержит многие общеиндийские мифы, например, о сошествии Ганги на землю, пахтании океана и другие.

Миф о нисхождении Ганги на землю

Некогда жил великий царь по имени Сагара. Чтобы подтвердить свое могущество, он решил, по традиции того времени, совершить царское жертвоприношение коня. Жертвенного коня сначала отпускали на волю, и все земли, по которым он ступал, царь объявлял своими. За конем, не упуская его из виду, следовали сыновья Сагары, которых у него было шестьдесят тысяч.

История о том, как эти сыновья появились на свет, тоже очень интересная. Долгое время у Сагары не было детей ни от одной из его жен, но после совершения им длительных и суровых аскез боги пообещали ему потомство, и одна из его жен родила… тыкву. Увидев это, царь пришел в неистовство и повелел немедленно выкинуть эту тыкву, но услышал голос с небес, который повелел разложить тыквенные семечки по сосудам с молоком. Через некоторое время семена проросли и из каждого сосуда вышел могучий царевич. Интересно, что сюжет с рождением детей из семян, посаженных в горшки, повторяется в рождении главных героев Махабхараты – братьев Кауравов. Но их было значительно меньше – всего 100.

Возвращаемся к нашей истории. 60 000 сыновей царя Сагары всюду следовали за конем и не спускали с него глаз. Но неожиданно прямо у них на глазах конь исчез. Это бог Индра, желавший воспрепятствовать царскому жертвоприношению, похитил коня и спрятал его в подземном мире в обители великого и всесильного мудреца Капилы.

Сыновья Сагары всюду искали коня, они несколько раз обошли всю землю, а потом прокопали вход в подземный мир. Тут-то они и обнаружили коня. А рядом с конем сидел, погруженный в глубокую медитацию, Капила. Решив, что это он украл коня, братья, отличавшиеся буйным и злобным нравов, с криками кинулись к нему. Крики, оскорбления, угрозы и ругательства вывели мудреца из медитации, он открыл глаза и одним своим взглядом обратил всех 60 000 царевичей в пепел. Такова была сила его подвижничества.

Вскоре весть об ужасной гибели сыновей достигла царя Сагара, и он отправил к Капиле своего внука. Внук царя был кроток, праведен и благочестив. Придя к великому Капиле, он уважительно приветствовал его, снискав благорасположение, и мудрец поведал, что сыновей Сагары может вернуть только великая река Ганга, протекавшая в то время на небе, а не на земле.

Но уговорить Гангу снизойти на землю не удалось ни Сагаре, ни его внуку, ни правнуку. Сделал это праправнук Сагары, которого звали Бхагиратха. Тысячу лет провел Бхагиратха, предаваясь суровым аскезам, пока Ганга не явилась ему и не пообещала выполнить его желание. Однако Ганга не могла просто низвергнуться на землю, потому что своей мощью просто уничтожила бы ее. Помочь в решении этой проблемы мог только бог Шива. Еще тысячу лет провел Бхагиратха в аскезах, но снискал милость Шивы. Вместе они созвали Гангу с небес, и она обрушилась вниз всей своей мощью. Но не на землю, а на голову Шивы, который без какого-либо вреда для себя принял небесную реку на свою голову, и только потом, стекая с тела Шивы, Ганга потекла сначала по земле, а потом добралась и до подземного царства и коснулась праха погибших царевичей. Прикосновение вод Ганги смыло все их грехи, и они отправились в небесное царство. Поэтому о Ганге говорят, что она протекает в трех мирах: небесном, земном и подземном. А одна из рек, формирующих Гангу, называется Бхагиратха.


Река Бхагиратха в месте ее слияния с рекой Алаканандой. Сливаясь, эти две реки становятся Гангой. Фото автора.

Миф о пахтании океана

Некогда жил великий мудрец и подвижник, непревзойденный йогин Дурваса (или Дурвасас). Он был признанным хранителем священного знания и традиции, но отличался гневливостью и вспыльчивым характером. Как-то раз Дурваса пришел в гости к царю богов Индре и в знак признательности за хороший прием подарил ему прекрасную гирлянду из небесных цветов. Но Индра был чрезвычайно высокомерен. Он подумал, что такой подарок недостоин его величия и надел гирлянду на шею своему слону. Слон же сбросил ее с себя и растоптал ногами. Дурваса ужасно разгневался и проклял всех богов, лишив их бессмертия. Впрочем, когда все боги собрались и стали молить его о пощаде, он поведал, что вернуть бессмертие они смогут, испив нектар Амриту, который покоится на дне океана. Чтобы извлечь Амриту со дна, океан нужно было взбить – вспахтать.

Одним богам такая задача была не под силу, и они объединились для ее решения со своими злейшими врагами – асурами (демонами), которые тоже были не прочь испить нектара бессмертия. Мутовкой сделали величайшую гору Мандару, опорой для нее стала исполинская черепаха, а веревкой послужил царь всех змей Васуки. Асуры ухватились за голову Васуки, а боги – за хвост и начали великое пахтание океана, которое продолжалось несколько тысяч лет. Сначала воды океана превратились в молоко, потом молоко превратилось в масло, но Амрита так и не появилась.

Наконец, когда боги и асуры уже потеряли всякую надежду, из океана появился Месяц и поднялся на небо, вслед за ним появилась богиня красоты и процветания Лакшми, потом прекрасная апсара (небесная танцовщица) Рамбха, богиня вина и хмеля Сура, потом чудесный и быстрый как мысль белый конь Уччайхшравас, волшебный камень Каустубха, огромный белый слон Айравата (судя по всему, тот самый, который в начале сказки растоптал гирлянду и из-за которого возник весь сыр-бор), чудесное дерево Париджата и, наконец, бог врачевания и исцеления Дханвантари с чашей Амриты в руках.

Все, конечно, возликовали, но в этот момент из океана появился ужасный яд калакута, способный в мгновение уничтожить всю вселенную. В страхе и смятении боги бросились за помощью к великому Шиве, и он ради спасения вселенной выпил этот яд, от чего его шея окрасилась в синий цвет. Как величайший йогин, Шива нейтрализовал этот яд в своем теле, но его шея навсегда осталась синей, поэтому одно из имен Шивы – Нилакантха – Синяя Шея.

Как только от яда избавились, асуры схватили сосуд с Амритой и отказались делиться ею с богами. В этот раз на помощь богам пришел господь Вишну. Он принял образ прекрасной женщины, увидев которую асуры потеряли рассудок и отдали ей сосуд с Амритой, а Вишну передал его богам.

Лишь один из демонов сумел отведать нектар бессмертия – дракон Раху. Он принял образ бога и успел глотнуть Амриты. Но в тот же миг Солнце и Луна узнали и разоблачили его. В гневе Вишну отсек Раху голову, но Амрита уже попала в его тело, и он успел стать бессмертным. Его голова вознеслась на небо, а тело рухнуло вниз. С тех пор бессмертная голова Раху преследует на небе Солнце и Луну и иногда ей удается их проглотить. Именно в этих случаях и происходят солнечные и лунные затмения.

Асуры еще повоевали с богами, но победить их не смогли и вынуждены были отправиться в подземный мир, не заполучив желанного бессмертия. Боги же снова стали бессмертными.

* * *

Многие сюжеты Махабхараты свидетельствуют о ее неарийском происхождении. Собрав множество передаваемых устно преданий, верований, мифов, традиций, Махабхарата соединила и примирила культуру, религию, образ жизни ариев с автохтонными культурами Индостана. Включая в себя произведения различных авторов, написанные в разное время, Махабхарата стала своеобразной энциклопедией истории и мифологии, политики и права, теологии и философии древней Индии.

Махабхарата включает также четыре серьезных философских текста: Анугита, Мокшадхарма, Санатсуджатия и самый главный – Бхагавадгита – одна из самых почитаемых священных книг индуизма. Бхагавадгита представляет собой беседу господа Кришны и Арджуны на поле боя перед началом великого сражения, в ходе которой Кришна являет свою божественную сущность Абсолюта и излагает философские идеи веданты и йоги. О ней речь пойдет ниже.

Йога в Махабхарате

Слово «йога» в Махабхарате встречается довольно часто, но в разных смыслах. Это может быть метод, сила, медитация, сверхъестественные способности, тайное знание, духовная практика или отречение. Поскольку эпос представляет собой совокупность многих разнообразных традиций и верований, это не удивительно: в каждой такой традиции или системе верований была своя собственная йога.

В Махабхарате йога тесно связана с аскетизмом и местами отождествляется с ним. Например, «великий аскет и последователь йоги стоял на пне дерева у двери обители с поднятыми вверх руками, соблюдая обет молчания». В другом месте йога и чистый аскетизм вообще отождествляются. «Ятин» (аскет) и «йогин» становятся с течением времени синонимами, обозначающими человека, «способного концентрировать свой ум» на мистическом слоге «ом».

Встречаются древние магические методы, которые практикует йогин, чтобы превзойти в своем могуществе богов. К таким техникам относятся суровое истязание тела, обет безмолвия, длительное пребывание в неудобной позе, например, стоя на одной ноге и воздев руки вверх. Все эти методы рано или поздно должны были привести к обретению сверхъестественной йогической силы – йогабалы.

В других местах слово «йога» используется как некое колдовство, тайное знание, мистические способности. Например, совершенство в йоге позволяет Кришне распознать коварные замыслы отрицательных персонажей эпоса (Карны и Дурьойдханы).

Йога – это также особое состояние сосредоточенности и воплощение силы подвижничества. Бхагавадгиту Кришна открыл Арджуне – одному из главных героев, именно в состоянии йоги, как он сам об этом позже рассказал.

Интересны также утверждения о том, что только йогины знают совершеннейшие телесные радости. Уже на земле к йогину льнут прекрасные женщины, привлеченные силой его аскезы, а на небесах все удовольствия, которые он отвергал в земном мире, возрастут десятикратно.

Употребление слова «йога» в философском смысле определить проблематично, т. к. разные части произведения не придерживаются единства философских взглядов. Йога, наряду с философской системой санкхья, упоминается как метафизическое знание, но в эпосе не сформирована в единую философскую систему. Ничего подобного определению йоги как остановки беспорядочной деятельности ума, как в более поздних текстах, в Махабхарате не встречается: йога, скорее, означает любую практическую дисциплину, приводящую человека к постижению бога и наделяющую его сверхъестественными способностями.