Книга Производство - читать онлайн бесплатно, автор Роман Горбунов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Производство
Производство
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Производство

При росте цен банки с большой охотой снижают требования к залогу, полагаясь на рост стоимости, как самого залога, так и производимых товаров. Инфляция повышает ликвидность активов, и сокращает страхи невозврата у кредиторов. В период кризиса, когда стоимость активов падает, банки слишком сильно перестраховываются, увеличивая требования к залогам и самим заемщикам.

Оборотный фонд


Дело не в том, чтобы быстро бежать, а в том, чтобы выбежать пораньше. (Ф. Рабле)


Все что отличает основной капитал от оборотного – это время использования. Однако принято считать, что все, что используется несколько раз в нескольких бизнес циклах является основным капиталом, а то, что пригодно всего раз – оборотным. Наемный труд будет оборотным капиталом, когда зарплата станет сдельной, или основным, когда работник не увольняется после каждого бизнес-цикла, работая за оклад.

Теперь мы подходим к самому важному аспекту экономического таинства – как капитал соотносится со временем. Инвестирование капитала означает вложение его на долгий срок под неизвестный еще процент прибыли, а может быть даже и убытка. В данном случае инвестор использует финансовый капитал как основной фонд, то есть как оборудование или наемный труд.

В тоже время оборотный капитал является частью самой работающей бизнес-модели, и потому реже подвержен риску невозврата. Он словно еда для наемного рабочего, словно смазка для оборудования. Поэтому в данном случае инвестор получает почти гарантированный доход. То есть можно предположить, что оборотный капитал чаще основного гарантирует возврат денег и прибыли.

Получается что, чтобы стать оборотным фондом, он проходит проверку предыдущими циклами, а основной – это всегда преимущественно экспериментальный. Можно поменять работника, но не еду и мотивацию для него. Оборотный фонд периодичен, а основной фонд прямолинеен. Тогда почему же срок кредитования банками всегда строго кратен году? почему деньги не ссужаются за каждый день использования?

Если предприниматель в течении 1 года обернул банковскую ссуду несколько раз – то значит он превратил его в основной капитал, и соответственно увеличил риск его не возврата и отдачи на капитал. Ставка кредита чаще равна норме прибыли для производства товаров нерегулярного цикла, в которых срок производства равен 1 году. При этом ставка кредита значительно ниже совокупной прибыли за 1 год товаров регулярного цикла, производящихся и потребляющиеся меньше чем за 1 месяц, такие как продукты питания или средства гигиены.

При этом не понятно, почему производители коротких циклов не снижают норму прибыли, а равняются на производителей более длинных циклов, срок производства которых в разы дольше. У всех производителей имеется основной капитал в виде оборудования, и предположим, что он равен им по стоимости. К примеру, у производителя туалетной бумаги и производителя пылесосов равны стоимость аренды и фонды зарплаты, а банковские продукты, как известно для всех юрлиц итак универсальны, а значит все, чем они отличаются друг от друга это только сроком производства и реализации своей продукции.

Производитель туалетной бумаги получает примерно в 12 раз больше (по количеству месяцев) прибыли чем производитель пылесосов (если учесть что их распродают все за 1 год), то есть один сможет обернуть банковский кредит 12 раз, а второй всего 1 раз, прежде чем его вернуть. Если мы же мы берем ежемесячный возврат денег в виде, то производитель туалетной бумаги будет, окупаться каждый месяц, а производитель пылесосов раз в 12 месяцев, терпя убытки весь этот период.

Однако нам могут возразить, что мол и стоимость нерегулярных товаров, таких как пылесос или сковородка, в сотни раз превышает рыночную стоимость рулона туалетной бумаги, но мы сравниваем сейчас не цену за единицу товара, а скорость обновления выпускаемой продукции. Не исключено, хотя и не проводилось подсчетов, что объем реализованной туалетной бумаги может превышать объем продаж пылесосов за тот же год.

Таким образом, можно заключить: что основной и оборотный капитал – просто теоретические условности, не имеющие отношение к реальным практическим задачам без учета срока их обслуживания, и каждый из них может перевоплощаться из одного в другой в зависимости от выбранного собственником временного периода использования такого фонда.

Если купить оборудование, то оно будет являться основным капиталом, а если взять его в аренду, оно уже автоматически становится оборотным капиталом. Если новое оборудование сломается до завершения бизнес цикла, то оно так же превратится в оборотный капитал из-за необходимости последующей покупки нового.

Все, что нужно учитывать при формировании основного капитала – это срок его службы, исходя из предположения, что «ничего вечного под луной не бывает». Поэтому самой доходной и надежной стратегией будет – превращение основной капитал в оборотный по возможности везде, где это только можно, что увеличит доход и возврат на вложенные инвестиции.

Как известно: больше всего рискует тот, кто вкладывает деньги на длительный период, а любой спекулянт всегда знает и успокаивает себя мыслью, что может выйти из игры в любой момент, просто разорвав договор аренды, если правила поменялись, в отличии от инвестора который будет пережидать убытки до самого конца, из-за невозможности продать быстро оборудование.

Не все производители понимают, что чем короче бизнес-цикл, тем выше его доходность, многие считают будущую прибыль исходя только из абсолютной наценки на одну единицу товара. К примеру, доход с продажи яхты будет огромным, однако продаются они реже, чем раз в год и еще при условии жесткого торга и огромных скидок. Так что легче обанкротится, торгуя редкими вещами, чем популярными.

Товары регулярного (месячного) цикла распродаются быстрее и с их ценой покупатели не торгуются, если она не слишком превышает цены на аналогичные товары. С другой стороны, в результате любого кризиса ликвидности в первую очередь страдают именно производства более длительного цикла, потому как им сложнее остальных сохранять прежний спрос и возвращать банковские кредиты.

Цепочка экономической депрессии, как спираль начинается с производителей товаров длительного производства и инертного спроса, и постепенно доходит до производителей товаров короткого цикла, вызывая стагнацию. Встает закономерный вопрос, почему же государство до сих пор не увеличивает налоги для производителей коротких бизнес-циклов, компенсируя будущие убытки для производителей длинных циклов, которым приходится сложнее всего, и которые становятся всегда триггером спада.

Очевидно, что производители регулярных циклов не заслуженно получают сверхприбыль, занимая более востребованные ниши, и игнорируя проблемы производителей нерегулярных длительных циклов, которые так же необходимы современному обществу, как и все остальные.

Очень часто даже небольшое сезонное колебание продаж способно уничтожить производство нерегулярных циклов, а когда спрос постепенно восстановится – прежних производителей уже на рынке не будет, что приведет к очередному витку роста цен и замедлению экономики.

Аренда и покупка


Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают. (Т.Эдисон)


Аренда предполагает собственность повышенной стоимости, на которую не хватает личных сбережений, в противном случае арендатор смог бы ее купить с помощью своих недолгих накоплений. Исходя из этого, аренда предполагает использование товаров длительного (нерегулярного) цикла (или годового), что так же означает, и что при ее повышении снижается уровень цен товаров регулярного цикла (или месячного).

Сама сущность аренды полностью отражает характер личной собственности, которую всегда оберегают, отличную от чужой собственности, которую используют не экономно и не всегда бережливо. Это объясняет более короткий срок эксплуатации товаров сдаваемых в аренду, так они вдвое быстрее изнашиваются. Арендатор не заинтересован в их сохранности, так это не его, а чужая собственность.

С давних времен считалось, что аренда это непоправимое зло, из-за которого растут цены на товары, однако аренда сама по себе не растет, если не растет спрос на эти товары. Сначала растут цены на конечные продукты и только после – их аренда. Это доказал в свое время еще Д.Рикардо, последовательно показав что цена аренды это не самостоятельное явление, а производное от цены готового продукта.

Арендодатель не может поднимать цены раньше, чем вырастет спрос на конечный продукт, поскольку понимает, что может лишить себя аренды совсем из-за нерентабельности этого производства. Однако он всегда стремиться снизить прибыль предпринимателя до минимума в свою пользу. Эта единственная причина, по которой производители не сразу, но в процессе производства, начинают переходить на более рискованную модель замещения основного капитала в ущерб оборотному.

Так как расходы на оборудование, которое раньше бралось в аренду точно определялось в каждом бизнес-цикле без ошибок, теперь же расходы на собственное оборудование невозможно будет точно рассчитать на каждый бизнес-цикл, поскольку не ясен срок его реальной службы и частота вероятных поломок. Аренда выгоднее покупки для производителя будет только при условии стабилизации ежемесячного платежа.

Аренда – это не что иное, как банальный процесс превращения основного капитала в оборотный. Поскольку стоимость аренды не зависит от качества предмета аренды, то и арендатор в таком случае ничего не теряет. Стоимость аренды напрямую зависит от спроса на конечный продукт, который может быть с легкостью заменен на другой, более дешевый или менее изношенный.

То есть аренда даже на изношенное оборудование, но производящее более востребованный продукт, будет значительно выше, чем на новое оборудование производящее продукт с низким спросом. Даже съем разбитой квартиры меньшей площади, но в центре города будет стоить дороже съема новой квартиры большей площади, но на окраине города, – причиной тому разница в спросе на конечный продукт.

Аренда нового не всегда выгодна, как кажется на первый взгляд, доходность аренды напрямую растет от увеличения спроса, и точно так же падает. Почему же собственник оборудования (одного из факторов производства) не использует его для извлечения повышенной прибыли, получаемой арендатором.

Суть в том, что процесс предпринимательства заключается в правильной комбинации множества факторов производства в итоговый востребованный продукт. Таким образом, собственник, подглядев рабочую комбинацию производства, всегда имеет право расторгнуть договор и реализовать ее уже самостоятельно.

На практике этот процесс имеет двухстороннее движение: арендодатель намеревается узнать секрет производства добавочной стоимости у арендатора с целью его копирования, и в тоже время арендатор, используя ресурсы арендодателя, пытается протестировать варианты своего экспериментального производства. Вопрос в том, кто первый расторгнет договор. Арендатор, как только формула успеха будет найдена, сам поторопиться уклониться от обязательств по исполнению договора, и с уверенностью приобретет необходимое ему оборудование уже в личную собственность.

Преимущество аренды для арендатора заключается в ее многообразии, арендатор может сменить арендодателя в любой момент с целью увеличения вероятности создания востребованного производства, в отличии от собственности (тем более приобретенной в кредит), которая ограничивает действия владельца тугими и крепкими рамками. Оборудование и недвижимость не так ликвидны, как аренда.

Как считал Л.Мизес, вероятность сделки значительно увеличивается, если каждый думает, что использует другого, поэтому аренда необходима экономике, как обязательное промежуточное звено для тестирования прибыльного и востребованного продукта, с расчетом на которое работают все развитые страны мира. Идеальным для любой страны было бы, когда стало возможным брать в аренду импортные основные фонды, а не отдавать на субподряд производство простейших компонентов.

При этом считается, что среднюю аренду по всей категории товаров задает не самая дорогая аренда, а именно самая дешевая. Именно от самой дешевой цены отталкиваются все арендодатели при установлении собственной цены. Именно с ней они сравнивают свою личную собственность при оценки ее стоимости. Разница в цене оценивается, как разница в преимуществах при сравнении с самой дешевой арендой.

Таким образом, можно снижать цену на аренду, устанавливая мнимые расценки заниженных цен, для оценки арендодателем, ведь заявка еще не означает саму сделку. При этом собственник, как инвестор, оценивает свой ежемесячный доход с годовым доходом от банковского депозита, а если потребительский спрос снижает цену аренды ниже этого уровня, то арендодатель обращает свою собственность в денежный капитал. Для инвестора не важно, будет он сдавать оборудование или недвижимость в аренду, или получать доход от банковского депозита, и то и другое для него процесс банального инвестирования с гарантированным доходом.

При этом уровень конкуренции между арендодателями не влияет на рыночную цену, так как конкретный спрос предъявляется на конкретную собственность, а не на ее посредников. Потому, как у арендатора, так же всегда есть выбор приобретения личной собственности в кредит, процент по которому он так же всегда сравнивает с годовыми расходами на ту же аренду.

А поскольку стоимость банковского кредита всегда выше, чем доход от банковского депозита, то сам рынок стимулирует аренду в ущерб покупки. В итоге, спрос на новую недвижимость (новостройки) растет не за счет ожидаемой арендной доходности, а за счет ожидаемого увеличения продажной стоимости жилья по мере устаревания старого, и только.

Совместная доставка


Предать могут только свои. (Французская пословица)


Потребитель не представляет, как складывается цена и путь товаров, которые он покупает в розничном магазине. Если точек сбыта товаров множество, и к примеру поставщиков множество, то нецелесообразно и невыгодно для поставщиков заставлять развозить их по всем точкам самостоятельно. Для этого сбытчик должен сформировать склад, с которого он своими силами мог бы развозить товар от разных поставщиков в разные точки продаж по всему городу.

Промежуточное звено в виде склада помогает снизить денежные и временные издержки поставщика, и соответственно отпускаемую им цену. Склад позволяет комбинировать и выравнивать минимальные пороги остатков для поддержания стабильного предложения товаров сразу для множества точек реализации. Без единого склада чаще всего в розничных магазинах возникает дефицит и пересортица.

Производители товаров намерено очень редко занимаются полным циклом, начиная от производства сырья включая розничные продажи конечному потребителю именно по причине своего не желания заниматься доставкой и складированием. Эта деятельность они предпочитают перепоручать оптовым и розничным продавцам за строго определенный мелкий процент.

Всякий оптовый продавец, крупный или мелкий, обязуется фокусировать на себе риски доставки и хранения товара, в то время как розничный продавец гарантирует только продажи, – так и выстраивается цепочка полного бизнес-цикла, от производителя до потребителя путем распределения множества рисков.

Таким образом, производитель может после этого концентрироваться только на совершенствовании самого процесса производства, и совсем не думать о том, дойдет ли его товар до потребителя или нет, если он сбывает свою продукцию оптовикам по предоплате. Со временем подобное отношение может породить обратный эффект – снижение заинтересованности в совершенствовании производимого товара.

А это в свою очередь усложнит продажу товара конечному потребителю, от которого зависит вся эта цепочка. Таким образом, мы наблюдаем, как дробление рисков приводит к уничтожению совместной прибыли. Внутри одного бизнес-цикла не может быть конкуренции и принципа «каждый сам за себя», как между разными производствами, поэтому дифференциация рисков является само-разрушающей.


Риск доставки связан в первую очередь с частичной гибелью в процессе неаккуратной транспортировки, либо полной утерей товара в процессе аварии по причине плохой инфраструктуры. Можно отказаться от хранения товаров готовой продукции на складах, поставляя на рынок товары лишь по предварительному заказу, кратному минимальной партии, установленной в специализированной транспортной компании.

Значительно больше можно экономить на доставке, если везти груз не только в одну сторону, но и в другую, но для этого нужно параллельно собирать сторонние заявки в обе стороны и иметь склады в разных концах города, что позволит сократить расходы ровно вдвое.

Между мировым рынком товаров и мировым рынком услуг есть фундаментальная разница – это стоимость доставки. Товары и услуги отличаются скоростью доставки через континенты. Перенос производства услуг, например интернет-решения и даже парикмахерский бизнес, обойдется в сотни раз дешевле в отличии от перемещения громоздкой производственной базы товаров.

Поэтому богатые страны развиваются за счет переманивания производителей услуг из беднейших стран, а сами беднейшие страны стремятся развивать производство товаров, удаленное от массового потребителя. Иными словами, чем ближе потребитель к производству товаров, тем дешевле для него окажется эта самая покупка. А чем больше потребителей находится близко к производству, тем выше будут объемы реализации этого товара. Под массовым потребителем мы здесь подразумеваем платежеспособного.

Таким образом, любой производитель должен бороться за массового потребителя не только за счет активной и навязчивой рекламы, но и за счет совершенствования логистики. При чем быстрее может надоесть потребителю реклама, транспортные пути, которые ускоряют доставку товара. Снижение затрат в процессе доставки является ключевым фактором доминирования на высоко конкурентных рынках, какими являются производства легкой и полулегкой промышленности.

Доставить товар из точки А в точку Б можно разными путями, и особую роль при этом является время доставки. Если доставлять максимально быстро, то такая доставка будет неэффективной. Удешевить можно (при условии, что потребитель не против) доставляя один раз в определенный период (чаще всего в неделю), когда накапливается определенный объем товаров, либо кооперироваться с другими попутчиками, возможно даже конкурентами, в необходимую точку.

Самый популярный маршрут – это всегда самый дешевый, и в то же время самый конкурентный. Самые популярные пути доставки формируют прилегающую инфраструктуру, вдоль них образуя населенные пункты и точки бизнеса. По старым путям доставки сформировались современные города и страны. Очень дешевую доставку или даже бесплатную можно предлагать лишь при условии, что товар будет доставлен в течении увеличенного срока, например 2 недель, когда наберется достаточный объем заказов по одному маршруту, чтобы вычесть стоимость доставки из общей суммы наценки на товарах.

Стоимость товаров повышается по мере непопулярности маршрутов, например если необходимо доставить товар не по пути популярного маршрута, но близко с ним и даже ближе чем другая популярная точка Б, то стоимость доставки туда будет гораздо выше, поскольку будет суммировать сначала стоимость самого популярного маршрута с менее популярным, но уже находящимся по пути нужного. В логистике стоимость доставки формируют именно популярные маршруты, за счет которых компенсируются убытки по непопулярным, но необходимым для ассортимента и последующего развития.

Доставка до потребителя является ключевым преимуществом любого производителя при условии равнозначности всех затрат с конкурентами, однако располагать производство максимально близко к клиенту так же невыгодно, так как там возрастает и цена на землю и стоимость коммунальных ресурсов. Принцип спекулятивного капитала заключается в перемещение товаров из мест избыточного производства в места избыточного потребления. Все производители вынуждены учитывать транспортную доступность к своему клиенту, которая при этом не всегда связанна с расстоянием, но в большей степени с качеством самой инфраструктуры.

Сэкономить на доставке можно лишь объединяя смежные маршруты и сокращая по времени разгрузочно-погрузочные работы на перевалочных пунктах. При объединении, например, смежных маршрутов имеет огромное значение разница в качестве дорожной инфраструктуры. Объединенный маршрут должен быть как единое целое, а не совокупность различных элементов, каждый из которых усложнит работу и увеличит расходы по всему пути. Разные маршруты это всегда разная собственность и разный бюджет на поддержание; и иногда владельцам промежуточных путей невыгодно инвестировать в собственную инфраструктуру, поскольку подобные затраты неспособны окупиться даже в течении десятилетий.

Всем известно, что инвестиции в инфраструктуру – это очень длинные деньги, и их возврат совсем не гарантирован конкретным временем, однако они значительно повышают производительность места. Ровные и широкие дороги получают преимущество перед разбитыми и узкими, поскольку в данном случае вступает в силу расчет между расходами на амортизацию транспорта и затратами только на топливо.

В свое время необходимость доставки крупной военной техники на территорию Европы дала толчок развитию гражданской инфраструктуры. Снижение же стоимости доставки неизбежно увеличивает конкуренцию, поскольку в игру вступают те каналы, которые раньше казались недоступными.

Инфраструктура, используемая производителями быстро изнашивается, и расходы по ее восстановлению ложится всегда на государство, которое не всегда эффективно оценивает влияние качества дорог на повышение или снижение затрат в коммерческом секторе, и потому постоянно медлит с восстановлением.

Оптовая дистрибуция


Суть коммерции в том, чтобы превращать избыточное в полезное, а полезное в необходимое. (Ш.Монтескье)


Стратегия завода производителя зависит от мощностей его оборудования, а так же его складских запасов. Минимальная партия продукта зависит от производительности машины. Поэтому завод предпочитает сбывать все произведенное сразу, без промедления, а не создавать складские запасы, которые со временем увеличивают только стоимость произведенного товара, и соответственно затрудняют его сбыт.

У всякого завода два варианта рассчитать, что заранее будет пользоваться спросом, что почти нереально, ведь легче предугадать спрос, чем его повторяемость и своевременность. Производителю необходимо либо производить весь ассортимент по минимуму, либо бесконечно увеличивая складские запасы, удовлетворяя редкий или спонтанный спрос здесь и сейчас. С одной стороны ассортимент это всегда привлекательно для покупателя, но физическое наличие очень затратно для продавца.

Противоречие между производительной мощностью и ограниченностью склада рано или поздно возникает на любом заводе. Японские компании, например, первыми перешли на производство автомобилей под заказ и получили конкурентное преимущество перед американскими автогигантами, склады которых были забиты никому ненужными внедорожниками. Так что лучше простаивать и не производить ничего, чем бесконечно производить не востребованный пока, или вообще никогда, товар.

Цикл каждого производства не должен превышать одного месяца, чтобы не издерживаться на дополнительную зарплату сотрудникам и выплаты по кредиту, а лучше всего – в этот месяц должно умещаться сразу несколько таких циклов производства, чтобы была возможность экономить. Таким образом, любой производитель становится перед парадоксом: быстрее и больше производить, чтобы экономить на стабильных расходах, или терпеть убытки от забитых складов.

Эту проблему могут решить только правильно настроенная реклама, определение неоспоримых хитов продаж или сотрудничество с крупными дистрибьюторами, которые возьмут на себя все эти функции за небольшое вознаграждение. Однако передовые компании все чаще отказываются и от складских запасов и от работы с посредниками, предпочитая работать самостоятельно под индивидуальный заказ, либо формировать его исходя из динамики текущих продаж.

При этом увеличение спроса на товар становится так же губительно для производителя, как и его сезонное или непредвиденное снижение. Ведь при увеличении спроса производитель всегда ограничен производительной мощностью своего оборудования, что вынуждает его терять долю рынка в пользу тех конкурентов, мощности или складские запасы которых, были уже готовы к этому повышенному спросу. И цена тут уже отходит на второй план, иной раз потребители «сметают просто все, что видят».

Тем не менее, производитель может наращивать свои запасы либо на своем личном складе, либо передавать свою продукцию в точки розничных продаж самостоятельно под реализацию, что позволит сэкономить на хранении и транзакционных издержках. Передача же товара поставщику перенаправляет первые существенные риски производителя, относящиеся к доставке и доверию, к розничному продавцу.