Книга Правда о Советском Союзе. Какую страну мы потеряли? - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Станиславович Прокопенко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правда о Советском Союзе. Какую страну мы потеряли?
Правда о Советском Союзе. Какую страну мы потеряли?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правда о Советском Союзе. Какую страну мы потеряли?

В Берлине еще только мечтают возвеличить рейх в архитектуре, а в Москве уже полным ходом идет работа над грандиозным проектом, который будит в Гитлере и зависть, и злость, потому что он опоздал.

В Москве объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. Еще в 1922 году на Первом съезде Советов Сергей Миронович Киров заметил, что скоро делегатам республик не хватит места для проведения заседаний, и предложил построить новый монументальный комплекс.

Конкурс на строительство дворца в самом разгаре. В нем принимают участие более 270 проектов: 160 работ архитекторов-профессионалов, около 100 предложений от советских граждан – крестьян, рабочих и интеллигенции, 24 разработки прислали на конкурс европейские и американские архитекторы.

Но эпохи сменились как раз в момент проведения этого конкурса. И Дворец Советов стал главным центром притяжения новой Москвы, имиджевой, красной столицы мира.


План Дворца Советов


За ходом конкурса внимательно следит Сталин. Будучи на отдыхе в Сочи, он отправляет в Москву письмо следующего содержания:

«Здравствуйте, т. Ворошилов, т. Каганович и т. Молотов!

Из всех планов «Дворца Советов» план Иофана – лучший. Проект Жолтовского смахивает на «Ноев ковчег». Проект Щусева – тот же «собор Христа Спасителя», но без креста («пока что»). Возможно, что Щусев надеется «дополнить «потом» крестом».

И вот после нескольких туров – финал, в феврале 1932 года присуждается множество премий. Из них 3 высшие: Борису Иофану, Ивану Жолтовскому и американцу Гектору Гамильтону.

Необходимость постройки новой городской доминанты – дворца и девяти высоток – рождается именно в эти годы.

К чему такая гигантомания? Ответ, видимо, в том, что архитектура нового стиля должна поражать своими размерами, воодушевлять и вдохновлять.

Самое невинное архитектурное сооружение является некоторым инструментом управления человеком, и в этом смысле архитектура как средство и как механизм власти – очень эффективный инструмент государственной политики.

Совет строительства Дворца Советов публикует «Особое постановление». Вот выдержка из этого документа:

«О проекте Дворца Советов.

1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.

2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50–75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина».

Дворец воистину грандиозен. Высота сооружения планировалась в 420 метров, предполагаемый объем – семь с половиной миллионов кубометров! Объем пирамиды Хеопса – два с половиной миллиона кубометров – в три раза меньше. Для облицовки дворца потребовалось бы 300 тысяч квадратных метров гранита.

Если бы дворец был построен – это было бы самое грандиозное сооружение в мире, которое по своей высоте почти в два раза превзошло бы знаменитый небоксреб Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.

Во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приемов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось отодвинуть на 100 метров Музей изобразительных искусств, а Волхонка и близлежащие улицы должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли.

Вспоминает Юрий Гнедовский, народный архитектор России, почетный член Академии архитектуры Франции, Института американских архитекторов, Королевского института архитекторов Ирландии:

«Именно Сталиным было задано это направление – предложено сделать нечто, что не только в Москве, но и в мире будет замечено как величественное сооружение, как памятник эпохи. Я еще застал стальные быки на месте недостроенного Дворца Советов, ходил мимо в школу».

Местом для дворца определен холм над Москвой-рекой, на котором расположился храм Христа Спасителя. Ему уже уготована судьба разрушенных 7 тысяч московских церквей.


Разрушение Храма Христа Спасителя, 1931 год


По мнению Михаила Хазанова, вице-президента Союза московских архитекторов, «архитектура создается не только способом созидания, она может получиться и способом разрушения. Это просто сообщение городу некоего нового качества. Просыпается утром горожанин, город по-новому выглядит, и ему сразу становится весело, бодро и хорошо».

Но не всем становится весело и хорошо от решения властей снести храм Христа. Против этих планов выступают с протестами общественные и культурные деятели, среди которых художник и историк Москвы Васнецов.

5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя был взорван, и после разбора его руин начались подготовительные работы к строительству, прежде всего прорытие и бетонирование огромного котлована.

Идея храма-памятника казалась его авторам символичной: на месте старой церкви строят новый храм «социалистической религии». Об идейной направленности в архитектуре газеты тех лет писали: «Парфенон тем именно хорош, что его гениальный автор сумел воплотить в здании идеи демократических Афин, сумел построить здание, прямо отвечающее своему назначению. Дворец Советов будет стоять точно такой же, каким мы с вами увидим его в ближайшие годы. Столетия не оставят на нем своих следов, мы выстроим его таким, чтобы стоял он, не старея, вечно».

Архитектура Дворца Советов основывается на мощных решениях античного Рима с его грандиозными символами – планировочной системой, триумфальными арками и колоннами, масштабностью, симметрией.

Дворец Советов так и остался мечтой, не ставшей явью. В Советском Союзе настолько велика была вера в его скорое появление, что никого не смутило размещение на обложке путеводителя «Указатель к плану г. Москвы 1940 года» еще не построенного здания. Изображение Дворца Советов появлялось на конфетных коробках, пригласительных билетах. Все настолько уверены в скором завершении строительства восьмого чуда света, что сам его образ достаточно органично входит в быт. Начинает издаваться журнал «Дворец Советов», посвященный его строительству и даже строится станция метро «Дворец Советов». 1 января 1935 года станция введена в строй и почти в неизменном виде дожила до наших дней, только называется она теперь «Кропоткинская». Станция должна была стать подземным входом во Дворец Советов, соединившись с ним роскошным порталом.

Многие разрушения 1930-х годов – тоже имиджевые, нужные, как казалось тогдашнему начальству, чтобы проснулся некий общественный оптимизм.

В 1930-х в Москве убраны все городские оси, симметрии и вертикали. Уничтожен и главный центр притяжения – храм Христа Спасителя. В результате улицы выходят на пустыри, где были церкви и колокольни.

Все снесенные вертикали надо чем-то заменить, потому что Москва представляет собой плоский ландшафт, абсолютно равнодушный и утилитарный, без акцентов и эмоций.

И тогда принято решение о полной перестройке города по Плану реконструкции Москвы 1935 года.

Этот план рассчитан до конца 1950-х годов и предусматривает революционные преобразования в столице, площадь которой должна увеличиться вдвое, как и население, и составить через 20 лет почти 5 миллионов человек.

Историческим и политическим центром остается Кремль с новой городской доминантой – Дворцом Советов. От Дворца Советов к зданиям гостиницы «Москва» и современной Думе должен протянуться проспект, и все на его пути должно было быть уничтожено «как мертвая ткань… стена, тупики, улицы…», как писали газеты тех дней.

В генплан 1935 года была заложена мощная имиджевая эспланада от Ленинских гор. Это было настолько серьезно проработано, что туда собирались вывести министерства, ведомства и сформировать там некий линейный центр.

Дальше – больше. Все главные городские площади, в том числе и Красная, должны за счет уничтожения окружающей их исторической застройки увеличиться в два раза. Это необходимо для удобства проведения грандиозных манифестаций и парадов.

И уж совсем фантастические планы строятся в отношении водных артерий столицы. Ведь разработчики плана реконструкции серьезно подумывают превратить Москву в некое подобие Венеции.

Например, вся северо-восточная часть города должна оказаться на острове! Кольцом ее охватывают Москва-река, Яуза, канал Москва – Волга и Северный канал. По этим водным магистралям грузовые и пассажирские суда идут из Химкинского водохранилища кратчайшим путем, минуя центр столицы, до Южного речного порта.

В наследство от сталинского плана развития столицы Москва получила большинство нынешних мостов через Москву-реку. Набережные покрылись гранитом, что кардинально изменило облик города.

Расширяли улицы не только за счет сноса старых зданий и постройки на их месте новых. К примеру, правая сторона улицы Горького вплоть до Белорусского вокзала была отодвинута. Для этого подрывали фундамент вокруг дома, поднимали домкратами само здание, под него проводили рельсы, на них ставили тележки, и дом перевозился на новую линию. Таким же образом с площади перед Белорусским вокзалом была перевезена на Кутузовский проспект Триумфальная ярка.

В это же время коренным образом перестраиваются центральные магистрали города: Тверская улица, Комсомольский и Ленинский проспекты, Проспект Мира и другие, которые играют огромную роль в восприятии Москвы в силу ее радиально-кольцевой структуры. В отделке главных магистралей столицы была заложена философия сталинской архитектуры. Дома на высоте трех-четырех метров в поле зрения человека украшались цоколями «колотого» тяжелого камня, что олицетворяло собой незыблемость советского строя.

Многие архитекторы уверены: все, что мы видим сегодня, чем Москва вправе гордиться, все было содержанием плана 1935 года. Это метро, основные магистрали, основные площади, набережные. Это семь высотных зданий, представления о которых были заложены именно тогда.

Правда, планировалось построить не семь, а девять высоток. Есть версия, что «высотки» с высоты птичьего полета должны были образовывать пентакль, то есть звезду. Символам в этот период уделялось большое внимание. В мистических учениях, к которым Сталин относился очень внимательно, число 9 ассоциируется с богом войны Марсом. Уж не марсианам ли посылала знаки Страна Советов?

Символы эпохи – это машинизация, механизация, индустриализация; это добролет, общество парашютистов, воздухоплавателей, дирижабли, самолеты, монопланы, бипланы, ракеты, это мечта о космосе, «Аэлита» А. Толстого. Это знаки, которые подаются, чтобы и на Марсе знали: есть такая партия – большевиков, есть такая страна – Советский Союз.

Театр Советской Армии изначально предполагалось тоже строить в форме пятиконечной звезды. С высоты человеческого роста это незаметно. Однако с высоты постамента Дворца Советов этот символ был бы различим очень хорошо. Авторы проекта, видимо рассчитывали, что подобный символизм поможет им в реализации задуманного.

Пятиконечная звезда – это как раз одна из таких шифровок. Но именно с точки зрения этого послания, с точки зрения этой декларации наверняка и шла защита проекта. Проект был представлен самому высокому руководству планами, где эта звезда отчетливо обозначалась.

А в это время в Германии, след в след московским архитекторам, идет Шпеер. В одной из бесед с Гитлером он слышит, что Берлин должен измениться, фюрер рассуждает о необходимости быть готовым к новой миссии.

В июне 1936 года Гитлер показал Шпееру свои проекты перестройки германской столицы и вскоре назначил его главным архитектором по реконструкции Берлина. Строительство должно было завершиться в 1950 году.

Фюрер ежедневно появляется в Академии искусств, в проектной мастерской Шпеера, где лучшие краснодеревщики трудятся над огромными подсвеченными макетами, воспроизводя в масштабе 1:50 до мельчайших деталей все, что задумали Шпеер и Гитлер.

Новый Берлин должны пересечь две гигантские оси в направлении север-юг и запад-восток.

Предполагается построить два огромных вокзала на севере и на юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный купол Народного дома, который мог вмещать до 100 тысяч зрителей.

Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира одиннадцати министерств, ратуша 500-метровой длины, новое полицейское управление, Военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагается возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21-этажный отель, новое здание Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2000 зрителей, роскошные кафе и рестораны, варьете и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде римских терм с внутренними двориками и колоннадой.

Историк Маттиас Уль (Германия) замечает:

«Были и другие крупные проекты – мемориалы в честь величия Третьего рейха, так называемые Тотенбурген («Замки мертвых»). Эти колоссальные сооружения, обращенные к западу, должны были появиться на Атлантическом побережье Европы как память о германских солдатах, погибших «при освобождении континента от британской заразы». Несколько таких же башен должны были, по планам фюрера, подняться на востоке, чтобы символизировать покорение «необузданных сил Востока».

Шпеер и Иофан, Берлин и Москва, Гитлер и Сталин – непримиримое состязание городов, тиранов и их придворных архитекторов вступает в решающую фазу. Мир должен видеть преимущество и силу победителя, ведь его наследие в камне переживет века!

И все же в предвоенные годы Сталин оставил далеко позади всех своих конкурентов. Московское метро – по грандиозности, величию и помпезности этому проекту не было равных.

Вначале оно задумывалось довольно скромным и похожим на все остальные европейские метро. Московское метро – конечно, уникальное событие в мировой истории и культуре, которое из простой функциональной транспортной системы превратилось в небывалый памятник не просто архитектуры, а архитектуры монументально-декоративного искусства и скульптуры.

Решение о необходимости сооружения метрополитена созрело в начале 1920-х годов не только потому, что в Москве было плохое транспортное сообщение. Революционный энтузиазм вселял в людей уверенность в фантастической силе транспорта. Отныне в воспитании нового горожанина решающую роль играют радио, телевидение и скорость – мчащиеся по путям электропоезда «наземки», скоростная «подземка», управляемые аэростаты с «колоннами-пристанями». Фантастика шагает в быт советских людей!

21 марта 1933 года Постановлением Совнаркома СССР утверждена схема линий Московского метрополитена протяженностью 80,3 км, насчитывающая 10 радиусов. А спустя два года, в апреле 1935-го, открывает свои двери станция «Парк культуры» первого, «красного» радиуса.

Создавался радиус, который проходил через три вокзала, – это было важно, там как бы реализовывалась правильная советская социалистическая жизнь: все замыкалось – тут Большой театр, тут Кремль.

Метро – это очень сложный подземный город, система коммуникаций для быстрого перемещения людей. Советские метростроевцы выбрали свой, совершенно особый путь. И эта грандиозная по своим масштабам стройка дала множество интересных инженерных, архитектурных и художественных находок.

На первую линию метро было израсходовано по 1700 квадратных метров мрамора на каждую станцию, а помимо этого – килограммы золота для позолоты и даже полудрагоценных камней для украшения интерьеров.

Для отделки станций Московского метрополитена использовались лучшие природные материалы, показавшие всю роскошь геологического богатства Советской страны. Именно таким в старину было убранство дворцов и храмов.

Архитекторы, которым впервые пришлось заняться непривычным для них делом, естественно, старались превзойти друг друга. Конечно, работали они с большой оглядкой на Хозяина.

Московское метро строится как стратегический объект высшей категории. Вся столица буквально сидит на этой гигантской структуре, которая, как спрут, опутывает весь город.

За проведение работ особой государственной важности один из создателей московского метро, Алексей Душкин, будет награжден орденом Ленина.

Он отстроит секретные ветки метро от Кремля к подмосковным аэропортам и в центр Москвы от дачи Сталина в Матвеевском.

Вскоре на свое знаменитое выступление на «Маяковской» Сталин приедет именно по такой ветке на специальном поезде. Забегая вперед, скажем, что сыграет свою роль эта станция и во время бомбежек в самом начале войны.

Тем временем Сталин получает совершенно секретный доклад советской разведки: строительство специальных бункеров и бомбоубежищ идет полным ходом и в берлинском метро.

А пока за окном 1940 год. Сталин уже знает: еще немного – и он преподнесет миру новый неожиданный сюрприз, слава о котором переживет века. Ему только что доложили – к лету 1942 года Дворец Советов откроет свои двери.

Однако этому событию не суждено будет сбыться. Скоро начнется война.

Глава 3. Кто заработал на нашей крови?

Экономически развитая, чтущая свободу и демократию Западная Европа. Франция, с ее знаменитыми автогигантами Рено и Пежо. Швейцария с лучшей банковской системой и дорогущими часами. Швеция – с уровнем жизни на зависть всем нам и половине мира. Испания – даже подкошенная кризисом, по-прежнему сильна и развита экономически. Что уж говорить о США…

А мы – Россия, а раньше Советский Союз? Почему у нас не так? Почему после окончания Великой Отечественной войны в отличие от них мы только и делаем, что выживаем и догоняем? Почему у них было тепло и сытно, а у нас – либо средне, либо совсем нехорошо? Они умнее нас, трудолюбивее, талантливее? Нет. Таланта, ума и трудолюбия у нас примерно одинаково.

В это трудно поверить, но главная причина высокого экономического развития и уровня жизни Западной Европы и США после войны кроется в колоссальных, немыслимых, кажущихся невероятными заработках этих стран. И заработали они на сегодняшнее благосостояние во время войны – самой страшной, чудовищной и разрушительной. В то время, когда под Москвой и Курском, под Киевом и Сталинградом гибли сотни тысяч. Когда умирали от голода в блокадном Ленинграде. Когда в концлагерях вели в газовые камеры тысячи и тысячи беззащитных людей.

Именно в это самое время Америка и Западная Европа, на словах нейтральная, антифашистская и даже оккупированная, зарабатывала огромные деньги. Как? Очень просто. Она давала кредиты фашистской Германии под огромные проценты, она производила для нее технику и боеприпасы за баснословные деньги. Она гнала ей бензин и кроила красивую эсэсовскую форму, и масштабы этого кровавого бизнеса были колоссальными.

Как зарабатывала Испания

«Я буду твоим союзником в войне, но за это ты мне отдашь несколько французских колоний». Этот торг происходил между испанским главой государства Франко и Гитлером. Так страны, изначально не входившие ни в одну из коалиций, решали, будут ли они во Второй мировой войне на чьей-либо стороне или выберут позицию нейтральности. Хотя их нейтральность тоже в итоге окажется полной фикцией.

Франко за свое участие в войне против Советского Союза запросил у Гитлера французский Камерун, часть Алжира, Марокко и еще огромное количество сырьевых ресурсов. Плюс 200 танков – но это уже мелочь в сравнении с территориальными притязаниями.

Гитлер отказал предприимчивому испанскому диктатору. Тогда Испания объявляет себя нейтральной страной. То есть не участвующей в войне ни с какой стороны. Правда, нейтралитет ее значился только на бумаге. Испания начала невероятно выгодный бизнес с фашистской Германией. Наступило время больших заработков.

Война – это ведь не только великий подвиг, не только кровь, бедствия, глобальные катастрофы, жертвенность… Это еще и огромные деньги.

В результате торга Испания становится финансовым посредником для фашистской Германии в поставках нефти, которая необходима для ведения боевых действий в России. Выгодно купить нефть можно только у США. Напрямую это сделать невозможно – американцы официально противники Германии.

Тогда придумывается хитрая цепочка для поставок. Нефть у «как бы антифашистской» Америки закупает «как бы нейтральная» Испания, а потом, накрутив свои проценты, перепродает фашистской Германии. Германия заправляет бензином, выработанным из этой нефти, свои танки, которые штурмуют советские города.

Комментирует экономист Андрей Подойницын:

«Немцы рассчитывались за поставки американской нефти, которая шла через Испанию. Формально это выглядело так, что они платят испанцам, на самом деле испанцы выполняли здесь роль транзитного звена, при этом все прекрасно понимали, о чем идет речь».

Американские компании отлично представляли, куда идет эта нефть – для военной техники вермахта. Никого это не смущало в США, зато позволяло завышать цену в два раза. Им было очевидно, что немецкой армии без нефти не обойтись, а испанцы на посредничестве много зарабатывают – и эта цепочка не прервется, никуда покупатели не денутся и будут приобретать по любой стоимости.

Война в Европе была выгодна американскому крупному бизнесу, капиталу, который прежде всего рассчитывал получить огромные барыши не только по итогам войны, но и непосредственно в ходе самой войны в Европе. На ней можно было наживаться, поставляя воюющим сторонам сырье, оборудование и вооружение, материалы, давая кредиты. Так, собственно, оно и получилось. Сами американцы или американские историки с удовольствием говорят, что это была хорошая война для Америки, потому что в США уровень жизни вырос.

Как зарабатывала Америка

Любопытный факт. На Вторую мировую войну приходился в США пик покупок ювелирных изделий и мехов.

При этом Америка – участник антигитлеровской коалиции и соответственно союзник СССР – объясняла свое долгое невступление в войну тем, что в стране упадок после Великой депрессии – экономического кризиса 30-х годов. Говорилось, что у них всего лишь с десяток танков произведено за все десятилетие. Еще ссылались на сложности доставки до территории Советского Союза. В то же время Германия и даже Япония – непосредственно перед началом войны и в начале ее – без устали разгружают продукцию, в том числе военную технику, пришедшую из США!

Рассуждает Михаил Мягков, научный директор Российского военно-исторического общества:

«Уже идет мировая война, Соединенные Штаты пока в ней не участвуют, но примерно 20 % германских моторов изготавливаются по лицензиям, технологиям и с помощью оборудования, которое поставляется из Соединенных Штатов Америки. То есть Соединенные Штаты Америки, лидер антигитлеровской коалиции, и Японию снабжали нефтью вплоть до 1941 года, да и Германию – вот этими авиационными моторами и другими материалами».

К примеру, американский автомобильный концерн «Дженерал моторс» успешно штамповал всю войну для Гитлера танки, бронемашины и двигатели для бомбардировщиков.

США – незаменимый участник множества схем по оказанию прямой или косвенной помощи фашистской Германии. С начала войны по всему миру перемещение огромных денежных средств. Американские банки действуют через посредничество европейских стран-нейтралов. Благодаря такому статусу они имеют возможность получать кредиты у США.

Есть исследования, которые показывают, что американские банки были вовлечены в эти крупные финансовые потоки по снабжению воюющих армий. Это была огромная сеть, финансовый трафик золота, валюты, через который шли колоссальные закупки и наращивались капиталы.

Создавались так называемые чистые коммерческие счета, и под залог – а это было немецкое золото – банки предоставляли большие суммы. На что шли эти деньги? Закупалось все, что было необходимо Германии для войны! То есть это было финансовое обеспечение Третьего рейха и его армии, которая к моменту пика всех этих финансовых операций в 1943-м разрушила почти всю Европу. Эти деньги пошли и тем нацистским солдатам, которые только под Сталинградом убили около 500 тысяч человек.

Как считает Ольга Павленко, доцент кафедры мировой политики и международных отношений РГГУ:

«Это совершенно другая история войны, где замешаны колоссальные деньги. Это самая кульминация сражений на всех фронтах Второй мировой войны. Нацистского золота для различных финансовых операций было переправлено в швейцарские банки на 609 миллионов швейцарских франков».