Книга Легенды Царьграда - читать онлайн бесплатно, автор Литагент АСТ. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Легенды Царьграда
Легенды Царьграда
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Легенды Царьграда

14

Заголовок «Παραστάσεις σύντоμоι χρоνικαί» стоит в начале всего текста, однако возможно, что он относится только к первой его части (Par. 1–26, с лакуной между гл. 5 и 6, восстанавливающейся по компиляциям, ср. ниже), от которого продолжение текста отделено заставкой.

15

Treu M. Excerpta anonymi Byzantini ex codice Parisino Suppl. Gr. 607 A. Ohlau, 1880.

16

Издание текста и английский перевод: Cameron A., Herrin J. Constantinople in the Early Eighth Century. The «Parastaseis Syntomoi Chronikai». Leiden, 1984. Существует также болгарский перевод: Градските легенди на Константинопол / Пер. И. Вульпе. Б.м., б.г.

17

Так мы будем давать в тексте ссылки на «Краткие представления из хроник», перевод которых в настоящем издании дается после Патрий.

18

Вопреки Бергеру, конъектура ἐφ’ ἡμῶν («при нас») необходима, так как стоящее в рукописи εὐφημῶν («прославляющий») бессмысленно.

19

См. комм. к Par. 56.

20

Полный перевод с подобным комментарием см. в: Виноградов А. Ю., Захарова А. В., Черноглазов Д. А. Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников. СПб., 2018. С. 397–435. Мы сердечно благодарим наших коллег за возможность воспользоваться совместными наработками.

21

В Патрии некоторые части этого рассказа представлены в сокращении, но мы даем его полный перевод по изданию Т. Прегера (Scriptores originum Constantinopolitanarum… Fasc. 1. P. 74–108); позднейшее, но не слишком удачное издание: Die Erzählung über den Bau der Hagia Sophia in Konstantinopel: Kritische Edition mehrere Versionen / ed. E. Vitti. Amsterdam, 1986.

22

Efthymiades S. Diegesis on Hagia Sophia from late Antiquity to tenth-century Byzantium // Byzantinoslavica. 2015. Vol. 73. P. 11–18.

23

Так называемая Неа экклесиа («Новая церковь») была одним из главных архитектурных проектов императора Василия I Македонянина.

24

В переводе Патрий в квадратные скобки ([]) помещены наши дополнения, необходимые для лучшего понимания текста, в угловые (<>) – фрагменты текста из других рукописей или редакций, в фигурные ({}) – слова, которые были включены в текст ошибочно древними переписчиками.

25

Гесихий считает начало единоличной власти Августа от битвы при Акции 2 сентября 31 г. до н. э., которая послужила началом отсчета учрежденной Октавианом «Актийской» эры.

26

Константин Великий фактически стал единственным правителем Римской империи после победы над Лицинием 18 сентября 324 г.

27

Константинополь был освящен 11 мая 330 г. Город был официально нареченный Новым (или Вторым) Римом.

28

Ср. Геродот. История IV, 138; VI, 5.

29

Ср. Зосим. Новая история II, 36, 1.

30

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 14.

31

Барбисий (позднее Хартарик и Пектинакорий) – совр. Кагитхане-Су, текущая с высот Акпианар к верховьям Золотого Рога; Кидар – совр. Алибей-Су, также впадающий в Золотой Рог.

32

Нимфа, дочь Марина. Алтарь Семестры находился в совр. Алибейкёе. Ср. Дионисий Византийский. Анапл 24.

33

Мегары – древний греческий город на границе Средней Греции и Пелопоннеса.

34

Мифический царь Мегар.

35

Инах – речное божество Аргоса, сын Океана и Фетиды, позднее отождествлявшийся с мифическим царем Арголиды.

36

«Бычья переправа». Совр. пролив Босфор.

37

Т.е. Рогатой.

38

Имеется в виду (Золотой) Рог, залив на западной стороне Босфора, омывающий с севера Византий. На самом деле, залив получил название по сходству своей формы, со множеством бухточек, с рогом оленя (ср. Страбон. География 7, 6, 2).

39

Коза, согласно мифам, выкормившая младенца Зевса на Крите своим молоком. Именно с ней связано появление понятия «рог изобилия».

40

Дионисий Византийский (Анапл 24) уточняет, что у Кероессы «по обеим сторонам лба выступали как бы образы рожек».

41

Подразумевается нимфа – эпоним города Визе в Восточной Фракии.

42

Начало акведука, снабжавшего водой Константинополь, находилось около Визе, приблизительно в 250 км к западу.

43

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 17.

44

Вероятно, речь идет об охоте.

45

Местность на восточном берегу Босфора (совр. Ускюдар), прямо напротив Византия.

46

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 109.

47

Аполлон и Посейдон названы также строителями стен Илиона (Гомер. Илиада 21.441–457). Ср. Зосим. Новая история II, 36–37.

48

Стены Византа – либо фикция, либо не оставили после себя археологических свидетельств.

49

Ср. Дион Кассий. Римская история LXXV, 10, 1–6.

50

Ср. Дион Кассий. Римская история LXXV, 14, 4–6.

51

Ср. надпись IOSPE I2 179 из Ольвии о башне, которую Пантакл в конце IV в. до н. э. посвятил Гераклу и народу, а также Птолемей. География IV, 4, 3. Из других источников данная башня в Константинополе не известна: возможно, здесь произошло смешение со башнями Ираклия – концом сухопутной стены у Золотого Рога.

52

Возможно, речь идет о контрминных ходах для борьбы с подкопами стен.

53

Сведения Гесихия о храмах и алтарях богов и героев легендарны.

54

Дочь Урана и Геи, мать олимпийских богов. Нередко отождествлялась с малоазийской Великой матерью богов, святилище которой Дионисий Византийский (Анапл 52) локализует в южной части европейского берега пролива.

55

Т.е. храм Форутны.

56

Cp. Дионисий Византийский. Анапл 9.

57

Вероятно, близнечная символика культа сочетается с особенностями ландшафта – слиянием двух рек.

58

С утверждением христианства Диоскуры (в античном мире почитавшиеся как покровители путешественников и мореплавателей) стали отождествляться со святыми врачами Космой и Дамианом, чьи мощи были перенесены в Константинополь императором Юстинианом. Их храм располагался у начала залива Золотой Рог, т. е. там, где Гесихий помещает святилище Диоскуров.

59

Предание об алтаре Ахилла порождено, очевидно, баней Ахилла.

60

Дионисий Византийский (Анапл 63) локализует святилище Амфиарая в средней части европейского берега Босфора.

61

Согласно Иоанну Малале (Хронография 291–292, 324, 345), это были два храма, упраздненные Феодосием I.

62

Вероятно, западный край первого холма; ср. Дионисий Византийский. Анапл 6.

63

Это имя связано с названием горного массива Гем (совр. Стара Планина) во Фракии. Гем фигурирует как сын Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрехтея, брат крылатых Бореадов Зета и Калаида, участники похода аргонавтов.

64

Ang. доб.: А этот Гем, намереваясь воевать с Византом, обратился за прорицанием к Аполлону и получил в ответ следующее:

Нет, не велит тебе Феб сражаться с тем мужем – тебя онЛучше, ибо сам бог над ним простер свою руку,Коего вся трепещет земля и широкое небо.

Вот что предвестило Гему прорицание. Я же восхищаюсь ниспосланной свыше заботой Бога о Византии – такой, какая и всегда свойственна человеколюбивому Богу: с помощью Своего предвидения всегда заранее совершать благодеяния тем, кто еще только в будущем почтит Его. Потому Он и давал пророчества, которые, хоть и шли от врагов, но все-таки оказывались полезны Византию.

65

Имя этого персонажа, хотя он и назван далее царем скифов, связано с одрисами, крупнейшим из фракийских племен, создавшим мощную державу в V–IV вв. до н. э. и контролировавшим территории близ от Византия.

66

Т.е. Нижний Дунай.

67

Очевидно, здесь подразумевается скифский царь Атей, возглавивший в середине IV в. до н. э. значительное государственное объединение в низовьях Дуная (Истра) и по западному берегу Черного моря (так называемая Малая Скифия) и разгромленный Филиппом II Македонским в 339 г. до н. э.

68

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 59.

69

У Стефана Византийского его зовут Стройб.

70

Ср. ниже, 23, откуда следует, что, скорее всего, это были фракийцы или вифинцы.

71

В действительности, скифы после разгрома царства Атея больше ни в какой связи с Византием в источниках не фигурируют.

72

Намек на Филиппа Македонского или афинян?

73

Родосцы в союзе с царем Вифинии Прусием I в 220 г. до н. э. вели войну против Византия, добиваясь отмены введенных им пошлин на проход через пролив (см. Дионисий Византийский. Анапл 47). Неясность описания этих событий Дионисием Византийским могла заставить Гесихия записать родосцев в число союзников Византия.

74

Т.е. правитель.

75

Это имя фракийского происхождения нигде не встречается.

76

Здесь возможна и аллюзия на симполитию (объединение в одно государство) между Византием и Халкидоном в III в. до н. э.

77

Совр. Курба(га)лы Дере.

78

Калхант – сын Фестора и Полимелы, прорицатель, принимавший участие в Троянской войне. О его сыне Халкидоне сообщает только Гесихий.

79

Это фантазия самого Гесихия или его источника, построенная на созвучии названий двух городов: Халкидон, несомненно, был колонией Мегар.

80

Из-за противодействия фракийцев (ср. Дионисий Византийский. Анапл 53) или вследствие неблагоприятного характера течений (ср. Полибий. История IV, 43-44).

81

В Мегарах и некоторых мегарских колониях высшее должностное лицо именовалось именно βασιλεύς («царь»).

82

Первоначально Анаплом называлось плавание вверх по Босфору, однако в византийское время так стала называться местность на европейском берегу Босфора (также Ксирокрина; у совр. Куручешме).

83

Вероятно, все тех же фракийцев.

84

Высшим (эпонимным) магистратом в полисе византийцев был гиеромнамон. Впрочем, стратеги Византия известны по надписям.

85

В античной традиции аисты традиционно считались птицами, истребляющими змей.

86

Главным недостатком местоположения Византия был дефицит хорошей питьевой воды. Поэтому сооружение цистерн, служивших для ее запаса, было весьма актуальной задачей для жителей города.

87

Тиана – город в малоазийской области Каппадокия.

88

Аполлоний Тианский, известный философ-неопифагореец I в. н. э. В других источниках о пребывании Аполлония в Византии ничего не сказано, однако он и в самом деле мог побывать здесь во время своих многочисленных странствий (см. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского).

89

В начале второй половины IV в. до н. э. в Византии, напротив, засвидетельствовано демократическое устройство.

90

Леонт – единственное несомненно реальное историческое лицо из числа политических деятелей Византия, упомянутое Гесихием. Он был известен также как философ, ученик Платона, и писатель, автор ряда произведений, в том числе и сочинения о войне Филиппа против Византия, в которой он стоял во главе своего города. Филиппу будто бы удалось скомпрометировать Леонта в глазах сограждан, и тот был вынужден покончить с собой.

91

Царь Македонии в 359–336 гг. до н. э.

92

Осень 340 – весна 339 гг. до н. э.

93

Активное использование передовой на тот момент осадной техники Филиппом в войне против Византия отмечают и другие источники.

94

Ср. легенду о спасении Рима гусями.

95

Практика, хорошо известная в античности и Византии. Впрочем, в стенах Феодосия II практически нет сполий, которые активно использовались в частях стен, построенных в средне- и поздневизантийский период.

96

Слово Τυμβоσύνη уникально, и в других источниках такая стена Константинополя не упоминается.

97

О сюжетах, связанных со спасением города Гекатой см. Дионисий Византийский. Анапл.

98

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 65. Судя по всему, данное морское сражение было последним эпизодом войны, связанным с попыткой македонского флота прорваться из Понта Эвксинского в Мраморное море через самое узкое место пролив.

99

Имеется в виду, скорее всего, т. н. мыс Быка, близ Хрисополя и прямо напротив Византия.

100

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 110.

101

Флот афинян, византийцев и их союзников навязывал столкновения с македонскими кораблями, но эти стычки были не слишком масштабными, так как воины Филиппа уклонялись от борьбы с более многочисленными военно-морскими силами противника.

102

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 110.

103

Т.е. в Египет.

104

Дионисий Византийский. Анапл 110, напротив, называет ее наложницей.

105

Харет был отозван ввиду недовольства афинских властей его действиями, и командование флотом у него перенял Фокион, добившийся несколько бóльших успехов. Однако между отплытием Харета и приходом к власти в Византии Протомаха нет никакой связи.

106

Нет полной ясности с тем, о каких именно фракийцах тут идет речь.

107

Легенда о медных (или бронзовых) трофеях на Милии могла возникнуть из-за стоявших на нем статуй Гелиоса на колеснице, Фортуны, Константина I и Елены, а также конных изваяний Траяна, Адриана и Феодосия II.

108

Ср. Дионисий Византийский. Анапл 79.

109

Автор противоречит сам себе, так как выше (3) он связывал это прорицание непосредственно с аргивянами как первопоселенцами.

110

Герой эпоса об аргонавтах.

111

Знаменитое святилище Зевса Урия у устья Понта; см. о нем Дионисий Византийский. Анапл 92-94.

112

Иерий был захвачен и разрушен Прусием I во время войны против византийцев.

113

Герой мифа о Золотом руне, якобы умерший в этом месте.

114

Обращает на себя внимание близкое сходство этого имени с именем полководца Селевка Каллимеда, у которого византийцы выкупили святилище Зевса Урия – за большие деньги и незадолго до войны против Родоса и Вифинии в 220 г. до н. э.

115

Не вполне ясно, когда именно произошло подчинение Византия римлянам.

116

Септимий Север, уроженец Африки, пришел к власти в результате гражданской войны, в которой его противниками были Дидий Юлиан, Песценний Нигер и Клодий Альбин.

117

Гай Песценний Нигер Юст – римский политический деятель, уроженец Италии. Будучи легатом Сирии, в 193 г. был провозглашен императором. Вступил в борьбу в Септимием Севером и поддержавшим его Клодием Альбином. Весной 194 г. его войско было разбито около г. Исса, а сам Нигер вскоре был убит.

118

Ср. Геродиан. История III, 6, 9.

119

Осада города шла более двух лет и завершилась в конце 195 г.

120

Перинф – колония Самоса на побережье Мраморного моря (совр. Мармара Эрегли), примерно в 100 км к западу от Византия. В Гераклею Перинф был переименован в III или IV в. н. э.

121

Нигде более не упоминается.

122

Существовало несколько версий этимологии этого имени: от статуи Зевса Конного (Ζεὺς ἵππιоς), от некоего Зевксиппа, от ζεῦξαι ἵππоυς «запрячь коней» (ввиду близости Ипподрома).

123

Должность эфоров («надзирателей») существовала в Византии до 1204 г. Нельзя исключать, что эта легенда об эфорах связана с монастырем Эфора в соседнем квартале Зевксиппа. О яйцах, как знаках эфоров, ничего не известно.

124

Это уникальное свидетельство о бронзовой облицовке поворотных столбов – мет. Возможно, речь идет об овах (яйцах) на карнизе.

125

Септимий Бассиан, император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август, более известный как Каракалла.

126

Ср. Евстафий Солунский. Схолии к Дионисию Периэгету 803, 40-43. Речь шла, скорее всего, о colonia Antoniniana как почетном наименовании города.

127

Текст испорчен; имеется в виду, несомненно, смерть названных императоров.

128

Гл. 37–41 – вставка в текст Гесихия, сделанная автором Патрий. Если эти 655 лет отсчитываются от взятия Византия Септимием Севером в 195 г. н. э., то Византа он помещает в 460 г. до н. э. Хотя в реальности город был основан в 667 г. до н. э., сам Гесихий помещает Византа за два поколения до Филиппа Македонского, осаждавшего город в 340 г. до н. э.

129

Автор Патрий смешивает данные Гесихия, делая из Нигера (см. гл. 34) царя Византия и союзника и свата Севера, а из Тимесия (см. гл. 30) – отца Нигера.

130

Ср. II, 82; III. 37.

131

Альтернативное название греческого огня. Т. е. бани обогревались якобы при помощи нефти.

132

Возможный намек на братьев-Диоскуров (см. I, 35).

133

Обелиск из каменных блоков, покрытый позолоченной бронзой или медью (совр. Ёрме Дикилиташ): был построен Константином VII.

134

Цистерна, в которую были превращены субструкции Сфендона после землетрясения 557 (?) г.

135

Действительно, Септимий Север умер в 211 г., через 17 лет после осады Византия, однако не в Риме, а Эбораке (совр. Йорк в Англии).

136

Имеется в виду Форум Константина на главной улице города – Месе; от него сохранилась колонна Константина (совр. Чемберли Таш). Он действительно находился за пределами стен Византия.

137

Патриографы приписывали Константину I строительство десятков церквей – на самом деле, достоверные источники относят к нему всего несколько, а археологических подтверждений нет почти вообще.

138

Тема соперничества старого и нового Рима была очень популярна в ранневизантийской литературе.

139

Легендарная этимология. На самом деле, Стратигий был местом военных смотров.

140

О статуе Елены († 330), матери Константина I, на порфировой колонне посреди Августея сообщает также Иоанн Малала (Хронография 321).

141

Популярная легенда о создании константинопольского Сената.

142

Ср. I, 63–66.

143

Строительство акведука Константином I (или Констанцием II) – миф патриографов, однако достоверное строительство им терм и фонтанов предполагает наличие водопровода в городе.

144

Имеется в виду Форум Константина.

145

Ang. доб.: У основания этой колонны и на подходах к ней были помещены изображение Честнóго Креста, мощи святых, те корзины, в которых хранились хлебы благословения, два креста разбойников и сосуд со святым миром для укрепления и верности. Если же, как говорят некоторые, сенат убедил тогда также и палладий, пресловутый символ удачи, перевезти из Рима и поставить у основания колонны, то это было сделано всецело ради тех мужей, которые привыкли стремиться к баснословному вздору.

146

От сотворения мира = 1106 г. н. э.

147

Т.н. Большая комета X/1106 C 1.

148

Доб. в В.

149

В столице, действительно, было два здания Сената, построенных Константином: одно составляло северную сторону Форума Константина, а другое (Магнавра) находилось на Августее.

150

Святилище Зевса в Додоне (Эпир) было знаменито своим древнейшим в Греции оракулом. В Додоне почиталась стоячая статуя Зевса Керавния («Громовержца») с перунами в руке (сохранилось несколько античных версий).

151

Ср. II, 39, 78; Par. 61.

152

Ang. доб.: Император же не только воздвиг в Константинополе славные здания в подражание Риму и Капитолий, но также щедро построил божественные и священные храмы: и храм святой Ирины, чтимых, верховных Христовых учеников и святого Мокия, и храм архангела Михаила, что у Пристани и что в Сосфене, где, как утверждает Сократ, Константин и увидел и услышал много необыкновенных знамений.

153

Согласно Бергеру, в качестве жетонов для получения хлеба использовались окаменевшие стебли лилий.

154

Здесь заканчивается текст Гесихия и начинается собственно текст Патрий.

155

См. III, 1–3.

156

См. II, 96.

157

См. III, 1.

158

См. III, 2.

159

Стена Византия археологически не фиксируется. Автор Патрий провел ее маршрут по площадям и аркам к востоку от Форума Константина. Но в действительности стена Византия и до, и после Севера шла западнее, в районе Форума Константина.

160

Стена Константина археологически не фиксируется. Морские стены, приписываемые здесь Константину, возникли не ранее 438 г.

161

Ср. II, 54.

162

Основание Константинополя здесь датировано правильно по году правления Константина (324 г.) и неверно – по году от сотворения мира (должно быть 5825).

163

Т.е. 11 мая 330 г.

164

Доб. в А и В.

165

Вставка из Гесихия.

166

Празднование дня рождения Константинополя 11 мая было учреждено по образцу дня рождения Рима 21 апреля.

167

Т.е. в 330 г. 25-й год царствования Константина отсчитывается от его провозглашения августом в 306 г.

168

Речь идет о статуе, которая 11 мая вывозилась на Ипподром. См. I, 57; II, 42, 49, 87.

169

Ср. II, 87.

170

См. I, 65.

171

См. III, 22.

172

См. III, 60.

173

См. II, 65; III, 121.

174

Возможно, идентичен каппадокийскому ритору и историку IV в.

175

О нем известно только, что его именем были названы ворота в Городе (см. I, 101).

176

Вероятно, идентичен Гонорату, префекту Константинополя в 361 г.

177

Евтихиан и Евтропий – историки, действительно участвовавшие в персидском походе Юлиана.

178

Вероятно, идентичен митрополиту Кизика в 359 г.

179

Известный константинопольский ритор рубежа IV–V вв.

180

Вероятно, идентичен автору древних «Патрий» VI в.

181

В гл. 59–60 перечислены преимущественно постройку верхней части Большого дворца, в т. ч. и возведенные после IV в.