Книга Легенды Царьграда - читать онлайн бесплатно, автор Литагент АСТ. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Легенды Царьграда
Легенды Царьграда
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Легенды Царьграда

182

Т.е. на верхней террасе Большого дворца.

183

На самом деле, части Большого дворца, перечисленные в I, 59–60, – это не постройки Константина I, а дворцовые здания, существовавшие к концу Х в.

184

Ср. I, 40.

185

Ср. I, 40.

186

Ср. I, 41.

187

Вероятно, это была статуя сатира с козлиными ногами; ср. II, 47.

188

См. II.

189

Ср. I, 44.

190

Все 12 сенаторов в этом списке, кроме Скомбра («скумбрии»), отождествляются с историческими персонажами Константинополя, но не эпохи Константина I, а 360–395 гг.

191

См. III, 36.

192

См. III, 23.

193

См. III, 99.

194

Военный комит во Фракии в 377 г.

195

Препозит в 360-е гг. См. также III, 35.

196

Секунд Салюстий – префект претория Востока в 360-е гг. См. также III, 35.

197

Префект Города в 362 г. Цистерна Модеста находилась к югу или юго-западу от Св. Апостолов.

198

При Константине не было войн с Персией. Этот поход, как и фигура спальничего Евфрата, заимствован из позднего «Жития Константина».

199

Ок. 11952 кг. Фантастическая цифра, связанная с числом дней года.

200

На самом деле, ее построил, вероятно, Филоксен, консул 525 г.

201

Император Константин V, имевший прозвище Каваллин («Лошадник»).

202

Агриколай («Диколай») – насмешливое прозвище патриарха Николая IV Мистика (901–907, 912–925).

203

Жена одного из высоких чиновников (иканата) из знатной семьи Склиров.

204

Патрикий Феодор Велона известен в 944–959 гг.

205

Вероятно, идентична Феофано, дочери Маманта и жене Константина, младшего сына Романа I.

206

Известны два Контомита: Константин и его зять Варда, сын Сергия, дяди Михаила III и патриарха Фотия.

207

Из других источников неизвестен.

208

Ср. I, 45.

209

Т.е. по северному и южному берегам Города. Древность этих портиков неизвестна.

210

Т.е. по обеим сторонам Месы и ее южного рукава. Однако портики Константина шли только от Милия до Форума Константина, а остальная часть была построена лишь на рубеже IV–V вв.

211

Т.е. из Фракии.

212

Константин I дважды совершал походы в Малую Скифию (на Нижнем Дунае) – в 328 и 332 гг.

213

Здесь перечислены поздние (кроме Констанцы) города, взятые императором Иоанном I Цимисхием во время похода на болгар («скифов») в 971 г.: Преслав, Доростол и Плиска.

214

Имеется в виду египетский патриограф IV в. или философ-неоплатоник V в.

215

Этимологическая легенда, производящая название района от лат. armatus («оружие»). Ср. III, 61.

216

Ср. Par. 73. Во имя Константа II.

217

Григорий Ивирица – тесть узурпатора Константина Дуки, поднявшего мятеж в Константинополе в 913 г.; Иоанн Тувакий – его оппонент, к которому, очевидно, перешел дом Ивирицы.

218

Род Акрополитов прослеживается только с XII в. Возможно, здесь это имя связано с соседним Акрополем.

219

См. III, 1–18.

220

Т.е. в 413 г. На самом деле, Трисвятое было введено в 438/9 г., на пятый год патриаршества Прокла.

221

Амаликиты – здесь обозначение варваров. Хацицарии – армянская иконоборческая секта средневизантийского периода, почитавшая только крест.

222

См. II, 78.

223

См. III, 11.

224

Рук. доб.: и здесь же об Адиабене.

225

Гл. II, 1–15, 17 представляют собой фрагмент словарных выписок на букву α из Иоанна Лида (VI в.), преимущественно об ἀγάλματα «статуях».

226

Адиабена – царство в Северной Месопотамии, на территории древней Ассирии, со столицей в Арбеле (совр. Эрбиль в Ираке). Имя Адиабена – приспособление арамейского названия Хадьяб, однако здесь перетолковано как ἀ-διαβήνη «непроходимая».

227

Имеется в виду статуя Януса.

228

Имеется в виду античный счет на пальцах (у Бергера ошибочно понят как счет при помощи камешков).

229

Возможно, речь идет о статуе Мойры.

230

Башню обычно держала персонификация города.

231

Имеется в виду статуя Гермафродита.

232

Или: ветрами.

233

Геракл держит в руках яблоки Гесперид.

234

Лакуна, восстановленная Прегером по ватиканской рукописи.

235

Илиада 1, 200; 2, 400 и др.

236

Одиссея 7, 36.

237

Греческое божество мужской потенции.

238

Египетский бог неба и солнца, изображался в виде сокола.

239

Греческая богиня домашнего очага.

240

Греческая богиня Земли.

241

Правильно – Никатор. Селевк Никатор – диадох, основатель Селевкидской державы и ее первый царь (312–281 гг. до н. э.).

242

Антиох I Сотер, царь Селевкидской державы (281–261 гг. до н. э.).

243

См. Плутарх. Сравнительные жизнеописания 31–32.

244

На самом деле, рога появляются на изображениях Александра Македонского, когда он был объявлен сыном Амона, чьим священным животным был баран.

245

Патрицианские тоги с широкими полосами.

246

Бергер считает, что такие одежды носили послы, однако здесь их явно носят византийские сановники.

247

В действительности, слово заимствовано из латинского языка.

248

Главы регионов Города.

249

Статуя Елены на Августее нигде более не упоминается.

250

От латинского gustare «вкушать».

251

На самом деле, Викторий.

252

Ср. II, 15.

253

Знаменитый полководец Юстиниана I, консул 535 г., попавший в конце жизни в опалу († 565).

254

Король вандалов (530–534).

255

Средиземноморское побережье совр. Марокко.

256

Эта история заимствована из Прокопия Кесарийского (О войнах 4, 6), вероятно, через какую-то средневизантийскую хронику.

257

Доб. в С. Это первое свидетельство легенды, которая легла затем в основу «Повести о Велизарии» XIV в. Возможно, здесь отразилась история Симватия, полководца Михаила III (842–867), которому за мятеж выкололи глаза и посадили просить милостыню в квартале Лавса.

258

Ср. Par. 16.

259

Согласно Par. 16., в северо-восточной.

260

О нем писал также грамматик Присциан ок. 500 г.

261

Возможно, первоначально имелся в виду гороскоп на 36 лет.

262

Иоанн Диакриномен – церковный историк VI в.

263

Ср. II, 105; Par. 71.

264

Ср. Par. 23.

265

Ср. Par. 22.

266

Совр. Фламур дере.

267

Клон императора Василиска (474–476), свергшего Зинона, и свергнутый им.

268

Согласно Дионисию Византийскому (Анапл 19), это был храм Аполлона.

269

Здесь отразилось уничтожение дворца св. Маманта болгарским ханом Крумом в 813 г., который забрал с ипподрома среди прочих статую морского змея.

270

Ср. Par. 25.

271

Ср. Par. 86.

272

Ср. Par. 22.

273

Или: гороскопы. Т. е. попробует изменить судьбу (восстав против императора).

274

Из других источников неизвестен.

275

Об истории Платона ничего более не известно.

276

Ср. Par. 28.

277

Ссылка на известного церковного историка VI в. Феодора Чтеца – фикция.

278

Должность хартулярия (хранителя бумаг) существовала в Городе в VII–IX вв., однако этот Имерий из других источников неизвестен.

279

Их других источников неизвестен.

280

Вероятно, фиктивный персонаж.

281

Ср. Par. 29.

282

На самом деле, к северу.

283

Т.е. к югу Анемодулия, на северной стороне Месы.

284

Ср. Par. 30.

285

Имеется в виду храм св. Евфимии в квартале Оливрия. Эта церковь была построена, возможно, действительно при Юстине I, но не его женой, а Юлианой Аникией, не любившей династию Юстина. Статуя приписана императрице Евфимии (+ 523/4) – очевидно, из-за названия церкви.

286

Ср. Par. 32.

287

Многие исследователи ставят ее существование под сомнение, так как первая жена Зинона Ариадна после его смерти вышла замуж за следующего императора Анастасия.

288

Согласно словарю «Суда», Аркадию и погребли в этом храме.

289

Имеется в виду, вероятно, северный портик Месы, шедший вдоль Августея.

290

Ср. Par. 33. Пульхерия († 453) пользовалась большим почитанием в Византии как организатор IV Вселенского Собора.

291

Ср. Par. 80. См. Палатинская антология 16, 69 (где эти стихи приписаны Асклепиаду или Посидиппу, а не Секунду – софисту I в.):

«Градоначальник [воздвиг] Юлиан василевса Зинона».

«Спутницу жизни Зинона [воздвиг] Юлиан Ариадну».

292

В рукописи ошибочно: две.

293

Цезарь (351–354), брат Юлиана.

294

Ср. Par. 78. Бергер считает, что они, как и последующие объекты, стояли над «воротами Заботы», которые вели с Месы на Августей.

295

Ср. Par. 44а.

296

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света.

297

Арабские путешественники Харун-ибн-Яхъя и Аль-Харави приписывают их установление Аполлонию Тианскому, а им самим – магическую силу.

298

Вероятно, в северном портике Месы.

299

Ср. II, 76, 104а; Par. 77.

300

Ср. II, 89.

301

Ср. Par. 34.

302

Ср. I, 13.

303

Ср. Par. 35.

304

Две последние женщины ниоткуда более не известны.

305

Ср. Par. 67.

306

Административные единицы (генерал-губернаторства), появившиеся только в «темные века».

307

Поздняя этимологическая легенда.

308

Ср. Par. 36.

309

Возможно, эти статуи стояли в южном портике начала Месы.

310

Эти танцы были важной частью придворных праздников. При Ираклии пляски были перенесены из Трибуналия в другие дворы и залы Дворца.

311

Ср. Par. 74.

312

Эта статуя стояла между Магнаврой и Армаментом, на полукруглой террасе.

313

Некое изображение Фоки было сожжено на Ипподроме после его свержения (Пасхальная хроника 701).

314

Преподобный Феодор Сикеот (ок. 553 – 613 гг.).

315

DF доб.: Когда император Маврикий ударил его манглавиями (ибо этот Фока дерзнул прицепить к копью записку, которую он принес, прибыв из Лонгивардии (или: Лангобардии), так как войско послало его оттуда по поводу своего жалования), он, предъявив эти претензии в день скачек (а на Ипподроме был мятеж) и получив гарантию безопасности, взял сменных лошадей и уехал, а оставшимся подрезал сухожилия. Он уехал в Лонгивардию, еще неся на себе эти раны, и поэтому войско предпочло выбрать его императором.

316

Вся эта история легендарна.

317

Намек на легенду о домах 12 сенаторов, см. I, 63–67.

318

Ср. Par. 82.

319

Речь может идти как о картине или фреске на стене, так и о раскрашенном рельефе. Вардан Филиппик менял мозаичную декорацию на соседнем Милии.

320

Ср. Par. 74.

321

Имеется в виду вымостка двора над цистерной.

322

Каменоломней или печью для обжига извести (?).

323

Цистерна базилики действительно была построена в 532–542 гг.

324

Из других источников неизвестна, однако показательно, что Par. 74 называют цистерну Базилики «Большой цистерной».

325

Перекрытия (?).

326

Доб. в С.

327

Вероятно, речь идет об одной статуе – Феодосия I (ср. Par. 74).

328

Ср. Par. 37.

329

Явно фантастическая трактовка статуи.

330

Болгарский хан (ок. 700–721).

331

У северо-восточного угла Базилики.

332

Это статуя Лисиппа, разрушенная крестоносцами в 1204 г.

333

Консул 322 г.

334

Ср. Par. 38.

335

Про войну Константина с городом Азот (совр. Ашдод в Израиле) ничего не известно. Возможно, имя «азотец» обозначает здесь восточных варваров, как у Кирилла Александрийского (Толкование на малых пророков I, 426) – ассирийцев.

336

Вырезание крестов на лбу у языческих статуй, с целью их «обезвредить», – известная ранневизантийская практика.

337

Ср. Par. 39.

338

Эта уборная находилась в портике Макелла.

339

Ср. Par. 59.

340

Вымышленный персонаж.

341

Имеется в виду статуя Афины, якобы попавшая из Трои в Италию.

342

В Par. 52 лагерь Константина помещается на Форуме Быка.

343

На самом деле, Форум был построен круглым по восточной моде III в. С-образные портики находились между западной и восточной триумфальными арками.

344

Колонна Константина (совр. Чемберлиташ) состояла первоначально из 9 каменных блоков, из которых 3, вместе со статуей, упали при землетрясении 1106 г.

345

В действительности, это была статуя самого Константина в виде Солнца непобедимого.

346

Ср. Par. 40.

347

Имеется в виду Анемодулий.

348

Неясно, что представляла собой эта композиция, даже статуя это была или рельеф.

349

Видимо, вымышленный персонаж, получивший имя от великого римского врача Галена.

350

В 476 г.

351

Свиней привозили из Малой Азии в порт Неорий, откуда гнали на продажу по портику Макриана через Анемодулий до Форума Быка.

352

В 387 г. Статуя Феодосия была разрушена землетрясением в 477 г. и заменена статуей Анастасия I, разрушенной при восстании 512 г.

353

Т.е. на триумфальных арках у западного и восточного выезда на Месу. Статуя Аркадия упала в 557 г.

354

Par. считают ее статуей Феодосия I (379–395), но в реальности это было изваяние Феодосия II (408–450). Беллерофонтом всадника считали потому, что у коня не было упряжи, как у Пегаса, а Иисусом Навином – потому, что он протягивал руку к закату.

355

Это было изображение покоренного варвара, вероятно, на пьедестале статуи тетрархов.

356

Триумфальная колонна с винтовой лестницей внутри.

357

Ср. Par. 56, 70.

358

На самом деле, это Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор.

359

Т.е. первой, более низкой стеной.

360

Эти сведения об императоре Каре легендарны.

361

Ср. Par. 54.

362

Т.е. архиепископ Константинопольский.

363

Ср. Par. 58.

364

Впервые фиксируется в 407 г.

365

Эти порфировые фигуры, называвшиеся в народе «праведными судьями», разбились при транспортировке в Венецию.

366

Ср. II, 97–97а.

367

Это толкование происходит из смешения терминов horreum «зернохранилище» и ὡρоλόγιоν «часы».

368

Вероятно, перепутан здесь с Валентом (ср. III, 57).

369

Название зернохранилища, данное, вероятно, по статуе мифической Ламии – демона, пожирающего детей. Ср. III, 85.

370

В античных городах стояли каменные меры для сыпучих тел, чтобы проверять правильность объемов при продаже.

371

Ср. Par. 41.

372

Лик («волк») – ручей, протекавший через город в Мраморное море.

373

Название Амастриан означает «житель Амастриды», города в Пафлагонии, однако его происхождение неясно.

374

Ср. Par. 42.

375

Имеется в виду Форум Быка.

376

На самом деле, на форуме стояла статуя быка, воздвигнутая, согласно Par. 42, Валентинианом, препозитом при Константе I (337–350), сперва на Ипподроме. Легенда о печи в виде быка возникла в связи с Фаларидом, тираном Агригента на Сицилии, и была использована в мученичествах (например, свв. Евстафия, Пелагии Тарсийской и Антипы Пергамского (согласно Георгию Кедрину, это был именно этот бык)), а здесь перенесена на Юлиана Отступника и Форум Быка, так как здесь с VII в. сжигали преступников.

377

На самом деле, Эксакионий был лишь воротами Аттала (предшественниками Золотых ворот) стены Константина, где заканчивалась Меса и начиналась дорога во Фракию.

378

Скорее всего, имеется в виду землетрясение 447 г.

379

В действительности, название Эксакионий происходит, вероятно, от шестиколонного (ἑξα-κιώνιоς) фасада ворот.

380

Букв «Четырехзанавесный».

381

Т.е., вероятно, до 477 г. – возвращения Зинона в Константинополь. Неясно, о каком именно тетрапилоне идет речь: об Анемодулии или о тетрапилоне у Сигмы.

382

Один из ближайших придворных Феодосия II.

383

Золотые ворота были построены в 408–413 гг. Изваяния пяти слонов образовывали единую группу со статуей Феодосия II, которая упала при землетрясении 740 г., но была восстановлена.

384

Из них только Харисий – исторический персонаж (см. III, 138).

385

См. III, 140.

386

Ср. II, 73.

387

Из других источников неизвестен.

388

Очевидно, статуя Виктории, изображенной как Фортуна Константинополя и разбитой землетрясением 862 г.

389

Ср. Par. 69.

390

В Par. 69 говорится, что это треножник, – видимо, автор Патрий пытается сделать это место более понятным.

391

Т.е. с 334 г. до н. э. до 314 г.

392

Эта история легендарна. В действительности, это могла быть статуя самого Константина I.

393

Ср. I, 43.

394

Возможно, это действительно была нижняя часть обелиска на Ипподроме, высотой ок. 10 м.

395

Префект Города Прокл действительно был ответствен за установку обелиска, как следует из надписи на Ипподроме, но только при Феодосии I (379–395). Патрии смешивают его с известным философом-неоплатоником Проклом, жившим при Феодосии II (408–450) в Афинах.

396

Ср. III, 24.

397

Это была статуя Фортуны с рогом изобилия, пострадавшая при пожаре 510 г.

398

Брат императрицы Феодоры, фактический правитель империи в 856–866 гг.

399

Вероятно, примыкал к Стратигию.

400

Ср. III, 37. Историчность этих сведений сомнительна.

401

Ср. III, 91. Историчность этой заметки сомнительна. Вероятно, это предание связано с ровным местом у дворца Елевферия.

402

Реальная история памятника прослеживается до Фоки, который поставил его в 609 г. над небольшой цистерной (совр. Чифте Сарайлар), и Ираклия, который водрузил на нем крест в 612 г.

403

Это (кроме датировки борделя) подтверждается и другими источниками.

404

Легендарный сенатор, прибывший из Рима с Константином; см. I, 58.

405

Марии, супруги Константина VI.

406

Доб. в ред. С из «Хроники» Симеона Логофета.

407

Фольклорная история, не засвидетельствованная в других источниках.

408

Ср. Par. 53.

409

Галлиен, действительно, подавлял в 262 г. восстание в Византии.

410

Ср. III, 35. На самом деле, храм был построен Юстинианом I в правление Юстина I (518–527).

411

Легенды, основанные на том, что у Милия была арка, а Дииппий связан с лошадьми.

412

Ср. Par. 54.

413

Βίγλα. Настоящую этимологию см. в III, 117.

414

Ср. Par. 72.

415

В действительности, Неорий обновил Леонтий в 698 г.

416

Ср. Par. 69.

417

В 376–378 гг.

418

Ср. Par. 87.

419

На самом деле, в 421 г. Аэтий был префектом Города в 419 г.

420

Ср. Par. 88.

421

В 459 г.

422

Аспар и его сын Ардавурий возвели Льва на престол, но в 471 г. попали в опалу и подняли восстание.

423

Доб. в С.

424

Находился близ Аркадиан, позднее назывался домом Варвара.

425

Василий Ноф – незаконнорожденный сын Романа I, важный государственный деятель середины Х в.

426

Магистр († 627), возглавлявший оборону Города простив персов в 626 г.

427

Возможно, это предание связано с его латинским именем – Bonus.

428

Ср. III, 83.

429

Ср. Par. 60, 76.

430

Никомидия была главной резиденцией Диоклетиана.

431

В этом списке представлены места, которыми византийцы владели к 990 г.

432

Эти скульптуры римского времени (изначально части квадриги) были увезены после 1204 г. в Венецию и хранятся в Сан-Марко.