ГАРЕВАЯ ДОРОЖКА – гоночное полотно для мотогонок на треке, поверхность которого состоит из специальной смеси – просеянного шлака, называемого «гарью», смешанного для вязкости с глиной в соотношении 70% – 30%. Вместо шлака может использоваться твёрдая крошка (доломитовая, кирпичная, базальтовая, гранитная и т.п.) с размерами частиц 3-8 мм. Для увеличения взаимосвязи частиц в смесь может добавляться 0,5-1,0% извести. Верхний слой гаревой дорожки толщиной 20-30 см, укладывается на основание из камня и щебня толщиной 15-25 см, под которым находится ровный слой грунта или песка толщиной не менее 15 см. Поверхность гаревой дорожки должна быть тщательно укатана и не иметь выбоин, бугров и других неровностей. Поэтому в процессе соревнований гоночное полотно между сериями заездов периодически выравнивают. Главное требование – обеспечивать хорошее сцепление шин мотоцикла с поверхностью и возможность двигаться с большой скоростью.
ГАРЕВЫЕ МОТОГОНКИ – мотоциклетные соревнования в виде трековых гонок, проводимые на мототреках с гаревым покрытием в нескольких заездах для гонщиков согласно таблицам заездов. Первые чемпионаты мира в мотогонках по гаревым дорожкам в личном зачете прошли в Англии в период 1936-1939 г., где на лондонском мототреке победителями становились Л.ван Прааг (Австралия), Д. Майлн (США), А. Уилкинсон (Австралия). Личный чемпионат по этим гонкам с 1949 г. вновь возобновился в Англии, а затем в Швеции (с 1961 г.), Польше (1970), Голландии (1987), Германии (1989) и в других странах. Финальные заезды проводились только для 16 гонщиков из разных стран. В развитие этих соревнований с 1960 г. стал проводиться командный чемпионат в мира в мотогонках по гаревой дорожке (классический спидвей), с 1970 г. – чемпионат мира среди пар (парные мотогонки), а с 1988 – среди юниоров, которым предшествовал начавшийся в 1977 г. личный чемпионат Европы. В международных чемпионатах выступали и отечественные спортсмены, которые порой достигали успехов.
В 1959 г. в столице Башкирии г. Уфе состоялся первый личный чемпионат СССР по гаревым мотогонкам, который далее проводился в городах: Ровно, Львове, Алмалыке (Узбекистан), Ленинграде, Балаково Саратовской обл., Тольятти, Новосибирске, Черкесске (столица Карачаево–Черкесии), Шахты (Ростовская обл.) и др. С 1962 г. этот чемпионат стал проводиться среди клубных команд, а с 1967 г. – среди юниоров. Проводились также кубковые соревнования: с 1963 г. – личный Кубок СССР, с 1966 г. – командный Кубок и с 1973 г. – парный Кубок страны.
В соответствии с Всероссийским реестром видов спорта гонки на гаревой дорожке входят в состав мотоциклетного спорта в виде трех спортивных дисциплин.
«ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?!» – оригинальное название профессионального соревнования водителей такси на лучшее вождение автомобиля в городских условиях, которое было популярным и традиционным в 1960-е годы, особенно среди таксомоторных парков (ТМП) Москвы. Первое соревнование прошло 1.06.1962, организаторами которого были Управление таксомоторного транспорта Главмосавтотранса и «Недели» – воскресного приложения к газете «Известия». Это лично-командное соревнование (60 участников, 14 ТМП и комбинат проката) включало: пробег по улицам Москвы между КП на дистанции 84 км с КВ до 2-х часов, состязания на быстроту смены колеса и скоростному маневрированию. Задача соревнований – прохождение маршрута по кратчайшему пути, последовательно и своевременно отмечаясь на КП, соблюдая принцип – перевозка пассажиров дешево и вовремя. Соответственно этим соревнованиям в ЕВСК этих лет был введен вид автоспорта – «Вождение в условиях городского движения».
Вымпел
ГЕЙМАН Феликс Александрович, фон – один из первых деятелей автомобилизма России в СПб, член-учредитель СПАК. Участвовал в зимней гонке 16.01.1900 на 65 верст (69,3 км) под СПб в экипаже французов Барбе и Ж. Генрика на автомобиле «Морс» 16 л.с. по маршруту: Александровская – Красное Село – Гатчина – Пулково – Алесандровская. В 1914 г. в техническом издательстве инженера Н. Кузнецова в СПб вышла книга В.В. Геймана «По градам и весям родной земли (10 000 вёрст на автомобиле)», в которой описывается путешествие по России на автомобиле «Руссо-Балт» с А.П. Нагелем.
ГЕНЕРАЛОВ Владимир Андреевич (1932–2000) – один из сильнейших спортсменов по автомотоспорту в Ленинграде с конца 1950-70-х годов, дважды мастер спорта (авто- и мотоспорт). Окончил Ленинградский автодорожный техникум. Работал водителем в 4-м грузовом автопарке. В 1959 г., выступая в многодневных мотогонках (эндуро) в классе мотоцикла 175 см3, впервые завоевал звание чемпиона СССР. Выступал за Спортивный клуб армии (СКА) и ДОСААФ. Тренеры – И.В. Бюлер и С.М. Сергеев. Чемпион СССР (1969) по кольцевым автогонкам в классе «формула 4».
ГЕНЕРАТОР – источник тока, преобразующий механическую энергию двигателя в электрическую и питающий все потребители электроэнергии автомобиля (мотоцикла) при работающем двигателе. На отечественных автомобилях устанавливаются обычно генераторы переменного тока, из-за их большей надёжности, меньшей массы и способности обеспечивать получение номинального напряжения и мощности при меньшей частоте коленчатого вала двигателя. Так как в системе электрооборудования автомобиля используется постоянный ток напряжением 12 или 24 вольта, то переменный ток генератора выпрямляется двухполупериодным трёхфазным выпрямителем с полупроводниковыми диодами, а номинальное напряжение поддерживается за счёт автоматической регулировки магнитного потока в генераторе при изменении частоты вращения вала в широких пределах. Всё большее распространение получают контактно-транзисторные регуляторы напряжения и транзисторные регуляторы на интегральных схемах, являющиеся более надёжными, так как не имеют подвижных частей. Имеется также большое число автомобилей с генераторами постоянного тока, особенно среди зарубежных машин.
ГЕРЕЛЬ (ГИРЕЛЬ) Антон Игнатьевич – ленинградский автоспортсмен, двукратный рекордсмен СССР по автоспорту, конструктор спортивной автотехники. По профессии – шофер с 1914 года. Первое спортивное выступление – участие в безостановочной автогонке Ленинград – Москва – Ленинград в феврале 1936 г., в которой он занял 1-е место. На следующий год (1937) в зимней гонке по тому же маршруту занял призовое место. С тех пор активно стал заниматься автоспортом в Ленинградском автоклубе, являясь среди других самым старым по возрасту и самым молодым по спортивному стажу. Участник почти всех «километровок». На построенном им по типу ГАЗ-А-М1 своем «специале» ГАЗ-А-Спорт (3285 см3) дважды в 1937 году улучшал абсолютные всесоюзные рекорды скорости на дистанции 1 км со стартом с хода: 12 июня на 86 км Киевского шоссе под Ленинградом – 119,76 км/час и 26 июля на 80 км Серпуховского шоссе под Москвой – 127,6 км/час. После войны первым в стране приступил к созданию рекордного автомобиля на базе ЗИС-101. Работал шофером на автобазе Ленсовета. До 62-летнего возраста выступал в автомобильных соревнованиях.
ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА – вставная или не вставная часть цилиндра двигателя с жидкостным охлаждением, внутренняя поверхность которого является рабочей для скольжения поршней. Полость между гильзой и наружной стенкой цилиндра заполнена охлаждающей жидкостью, при этом гильзы, непосредственно омываемые охлаждающей жидкостью, называются «мокрыми». Вставные гильзы позволяют использовать для рабочих поверхностей износостойкие и дорогостоящие материалы. В верхнюю наиболее изнашиваемую зону гильзы иногда впрессовывают вставки длиной 50-60 мм из износостойкого чугуна, что значительно увеличивает срок службы гильзы. Рабочая поверхность гильзы, которая направляет движение поршня (вместе с вставкой), тщательно обрабатывается и называется «зеркалом цилиндра».
ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА – винтовая зубчатая передача, осуществляемая коническими колесами со скрещивающимися осями, у которой ось малого колеса смещена относительно оси большого колеса. Зубья колес могут быть винтовыми и криволинейными. Обычно передаточное отношение не превышает 10, но иногда может достигать 30 и более. Эта передача широко используется в приводах ведущих колес автомобиля.
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА – механизм трансмиссии, предназначенный для увеличения крутящего момента и уменьшения частоты вращения до необходимых значений для ведущих колёс автомобиля. Её применение вызвано тем, что современные автомобильные двигатели, развивающие большие мощности при относительно небольших размерах и массах, имеют большую частоту вращения коленчатого вала при малых значениях крутящего момента, чем это нужно для ведущих колёс при движении автомобиля. Передаточное число главной передачи зависит в основном от мощности и быстроходности двигателя, массы и назначения автомобиля; у легковых – 3,5-5,5, у грузовых – 6,5-9,0. В зависимости от числа зубчатых пар главные передачи могут быть одинарные, имеющие одну зубчатую пару, и двойные, состоящие из двух пар. Зубчатые колёса одинарных главных передач могут быть: цилиндрическими, коническими, гипоидными и червячными. Двойные главные передачи обычно состоят из пары цилиндрических передач и могут быть центральными и разнесёнными.
ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ – электротехническое устройство для автомобилей, используемых в автоспорте, которое должно прерывать все электрические цепи (аккумулятор, генератор, зажигание, фары, звуковой сигнал, электроприводы и т.п.) и обязательно останавливать двигатель. Он должен быть искрозащитным и доступным изнутри и снаружи автомобиля. Для закрытых автомобилей этот выключатель должен обязательно располагаться на нижней части крепления ветрового стекла со стороны водителя. Обозначение выключателя выполняется в виде красной молнии в синем треугольнике с белой окантовкой, имеющим основание не менее 12 см.
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ВИДАМ СПОРТА – переходящий приз, учреждённый в 1970 г. Советом Министров СССР для награждения победителя среди команд союзных республик и городов Москвы и Ленинграда на Спартакиадах народов СССР по техническим видам спорта. Впервые был вручён команде Москвы по лучшим итогам V Всесоюзной Спартакиады (1970).
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТАРЬ – одно из основных официальных лиц данных соревнований, входящий в состав ГСК. Возглавляет, организует и контролирует работу секретариата, своеобразного штаба, куда стекаются все сведения о соревнованиях, проводится учет и обработка спортивно-судейской информации и выдача результатов. Несет персональную ответственность за своевременный и правильный подсчет результатов соревнований, оформляя и подписывая (наряду с главным судьей) протоколы и другую документацию. Обычно в начале своей работы главный секретарь выполняет функции председателя мандатной комиссии или комиссии административных проверок. В процессе соревнований отдельные группы секретариата осуществляют судейские функции по хронометражу при контрольных заездах, или счет кругов (кольцевые гонки, кросс, картинг и т.п.).
ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ – центральное должностное лицо на период проведения конкретных соревнований, который непосредственно осуществляет в полном объеме судейские функции в соответствии с основными нормативными документами. Он осуществляет руководство и контроль за работой всей коллегии соревнований и координирует всю работу обслуживающего персонала соревнований. В начале своей работы знакомится с местом и условиями проведения соревнований, составом и квалификацией местных судей и может вносить замечания и предложения Организаторам по устранению недостатков, обращая внимание, прежде всего на безопасность спортсменов, судей и зрителей. Перед началом соревнований проводит общее собрание участников и инструктаж судей. В его функции входит непосредственное участие в решении всех вопросов в процессе соревнований, включая рассмотрение протестов. Он несет персональную ответственность за правильное и объективное судейство во всех звеньях судейской коллегии соревнований. По завершению соревнований, подписывает протоколы и другую отчетную документацию. В качестве главных судей зачастую выступают бывшие спортсмены, знающие условия спортивной борьбы и судейства «изнутри», которые приглашаются и для судейства местных соревнований. Предельный возраст главных судей обычно 60 лет, для международных соревнований и мотобола – 55 лет, но на практике иногда наиболее опытные и уважаемые судьи, сохранившие хорошее здоровье, продолжают свою деятельность.
ГЛАДИЛИН Игорь Александрович (1907-1974) – инициатор работ по созданию спортивной автотехники на столичном МЗМА в период 1950-60 гг. Являясь начальником экспериментального цеха МЗМА, начал реконструировать для спорта серийные легковые автомобили, выпускаемые заводом. На первый чемпионат СССР по шоссейным гонкам 1950 г. в классе до 1200 см3 наряду с «Москвичем-400» (2-е место) была выставлена опытная модель «Москвич-403Э-424Э» (1-е и 3-е места). В 1954 г. им сконструирован «Москвич-404-Спорт», на котором в 1957-1959 гг. трижды выигрывался чемпионат СССР по автогонкам. В 1955 г. он построил чисто гоночный одноместный автомобиль «Москвич-Г1-405» с задним расположением двигателя и впервые примененным раздельным приводом тормозов. В 1961 г. он реконструировал этот гоночный автомобиль.
ГЛУШИТЕЛЬ – служит для снижения шума в системе выпуска отработанных газов двигателя автомобиля. При открытии выпускных клапанов цилиндров двигателя температура газов составляет около 10000С, а давление 0,3-0,5 Мпа, что сопровождается большими скоростями и шумом в виде хлопков, частота которых зависит от числа цилиндров и частоты вращения коленчатого вала. В глушителе происходит уменьшение энергии и выравнивание колебаний, выходящих в атмосферу газов, за счёт многократного изменения направления потока, расчленения его на мелкие струи и организации их движения вдоль шероховатых поверхностей с последующим расширением и охлаждением газа. Автомобили, участвующие в соревнованиях на дорогах общего пользования, даже в случаях разрешённой замены стандартного глушителя, должны обеспечить соблюдение требований Правил дорожного движения той страны, где эти соревнования проводятся.
ГОКАРТ (Го-карт) – первоначальное название в 1950-1960-х годах «карликовых» автомобилей или микроавтомобилей карт. Устанавливались следующие основные размеры, принятые ФАС СССР к го-картам: общая длина не более 1950 мм, ширина колеи не менее 2/3 базы, база 1010-1400 мм, высота спинки сидения над уровнем пола не менее 500 мм.
«ГОЛДЕНРОД» («Золотой жезл») – один из последних рекордных автомобилей с ДВС для достижения абсолютного рекорда скорости, построенный в США в 1965 г. Четыре 8-цилиндровых V-образных двигателя «Крайслер» с общим рабочим объёмом 29400 см3, работающих на метаноле, развивали мощность 2432 л.с. Двигатели расположены один за другим и соединены в пары, из которых одна приводит во вращение передние колёса, а другая – задние. Материал кузова – алюминиевые листы. Подвеска всех колёс независимая, на поперечных рычагах. Для торможения служили дисковые тормоза и три парашюта. В 1965 г. на трассе Бонневиль в США при рекордных заездах на 1 милю гонщик Р. Саммерс показал скорость 658,527 км/ч, улучшив прежний рекорд 1964 г. Д. Кэмпбелла на «Блюберде» (648,728 км/ч). Это был последний абсолютный рекорд скорости, установленный на автомобиле с ДВС. К тому времени наивысшая скорость автомобиля с реактивным двигателем составляла 966,571 км/ч (К. Бридлав на «Спирит оф Америка»).
ГОЛИЦИН Сергей Васильевич – мастер спорта СССР (1951), один из организаторов мотоспорта в Ленинграде, тренер и судья высшей категории по автоспорту (1970) и мотоспорту (1971). Мотоспортом стал заниматься с 1946 г. под руководством тренеров Л.С. Сандлера и С.М. Сергеева. Выступал за спортивный клуб армии (СКА). Призер чемпионатов СССР по мотоспорту (1952, 1953). Окончил Ленинградский автотранспортный техникум (1949) и Военный институт физической культуры, ВИФК (1986). В 1956-62 гг. работал главным инженером гаража штаба Ленинградского военного округа (ЛенВО), в 1962-80 гг. – начальник автомобильной службы Военного инженерно-технического училища. В период 1980-86 гг. был старшим преподавателем ВИФК, с 1986 г. – начальник Спортивного клуба ЛенВО. В качестве тренера подготовил несколько мастеров спорта, участвовал в судействе чемпионатов мира и чемпионатов Вооруженных сил СССР (РФ) по мотокроссу.
«ГОЛЛАНДСКОЕ ШОССЕЙНОЕ КОЛЬЦО» – кольцевая трасса для гонок в Голландии длиной 16,536 км, на которой проводятся национальные и международные соревнования по автомотоспорту, включая этапы чемпионата мира. Расположено на равнине и не имеет ни подъемов, ни спусков. Состоит из нескольких длинных прямолинейных участков, позволяющих развивать высокие скорости, соединенных между собой поворотами с различными радиусами кривизны. Выигрыш времени на преодоление поворотов не имеет решающего значения ввиду небольшого их количества.
ГОЛОВНОЙ СВЕТ – любой оптический свет фары, фокус которого образует глубокий световой луч, направленный вперёд по ходу автомобиля (мотоцикла). Имеет большое значение на соревнованиях, проводимых в ночное время: ралли, внедорожные рейды и др.
«ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ» (англ. Blue Flame) – рекордный автомобиль с ракетным двигателем «Риэкшн Дайнемикс», изготовленным в США, на котором американский гонщик Гарри Габелич (G.Gabelich) 23.11.1970 на трассе Бонневиль (США) установил мировой рекорд скорости при прохождении 1 мили с ходу – 1001,667 км/ч. Ракетный двигатель мог развивать силу тяги 10 тонн (58 000 л.с.), но для рекордных заездов эти показатели были понижены до 5,9 тонн (34 220 л.с.). Топливо: горючее – природный газ, окислитель – перекись водорода. Спереди автомобиль имел 2 установленных рядом колеса, подвешенных на рычагах, сзади – два колеса, жёстко соединённые с кузовом, на вынесенных в стороны фермах. Торможение – дисковые тормоза на задних колёсах и тормозные парашюты. Трасса 1 миля пройдена только в одном направлении, а не в двух, как это требуют условия регистрации абсолютного рекорда скорости автомобиля.
ГОЛУБОЙ ФЛАГ – сигнальный флаг, входящий в комплекс флагов судей по автомотоспорту. Показывается судьями гонщикам на трассе неподвижно – намерение обогнать, взмахами – существенно большая скорость обгоняющего автомобиля, которому нужно уступить дорогу. Использование этого флага особенно необходима в ненастную погоду, когда видимость через зеркало заднего вида недостаточно четкая; в сухую погоду необходимость его использования определяется судьями на дистанции.
ГОЛЬД Марк Леонович (26.10.1945) – заслуженный тренер России по автоспорту, организатор соревнований, с июля 1988 г. был руководителем СТК «Лада» в г. Тольятти. Родился в селе Новая Чартория Житомирской области Украины. Среднюю школу закончил в г. Черновцы (Украина) и там же начал свою трудовую деятельность. В 1972 г. приехал в г. Тольятти и с 8 августа стал работать слесарем в механосборочном производстве (МСП) ВАЗа. Автоспортом начал заниматься с 1977 г. в спортивной секции МСП завода. Был призёром чемпионатов России по кольцевым гонкам и чемпионатов ВАЗа по автокроссу. Кандидат в мастера спорта. В 1981 г. стал руководителем спортивной секции МСП завода и тренером по кольцевым гонкам. Работал тренером сборной команды СССР и России по кольцевым автогонкам. Подготовил чемпионов страны – мастера спорта международного класса Ю.С. Кацая, мастеров спорта: А.А. Швыдкого, В.И. Кривошеева, А.П. Пономарёва, С.А. Гурьянова, А.В. Белова. Член совета Российской автомобильной федерации.
ГОНКА (фр. course, англ. race) – скоростные соревнования, в которых скорость прохождения заданной дистанции или порядок пересечения финишной линии, являются основными факторами, определяющими зачетный результат и распределение мест для определения победителя и призеров. В зависимости от условий и правил проведения гонка является основным видом соревнований – кольцевой и трековой гонками, кроссом и картингом, скоростным участком ралли и т.д.
ГОНКИ В ГОРОДАХ – соревнования по линейным или кольцевым гонкам по улицам города, которые в период проведения соревнований перекрываются от постороннего движения транспорта и пешеходов с временной установкой средств безопасности и возможных трибун для зрителей. Некоторые из таких гонок стали традиционными и широко известными, как автогонки Формулы-1 в Монте-Карло. Некоторые возможные проекты не реализованы (трасса в СПб Ф-1). Эти гонки требуют тщательной разработки мер безопасности и их соблюдения, так как иногда приводит к трагедии.
ГОНКИ ГРУЗОВИКОВ – соревнования по кольцевым гонкам на грузовых автомобилях, ставшие популярными с конца 1980 г. По ним проводится многоэтапный (8-10 этапов) чемпионат Европы. До спортивного сезона 1994 г. соревнования имели статус Кубка ФИА, в 1994 г. – Кубок Европы. Ранее все автомобили подразделялись на три класса только в зависимости от рабочего объёма двигателя. В Кубке Европы автомобили стали подразделяться на два класса: первый класс (самый престижный) – суперкласс, к которому относятся седельные тягачи с рабочим объёмом двигателя до 12 л и снаряжённой массой вместе с водителем не более 5 тонн, и второй класс – серийные автомобили с рабочим объёмом 12-18 л, которые должны иметь механическую коробку перемены передач, барабанные тормоза и распределение массы на переднюю и заднюю оси, соответственно, 60 и 40%.
В первом классе допускаются почти любые усовершенствования: автоматические коробки перемены передач, электронные системы управления подачи топлива и др.; нет строгой развесовки по осям. В качестве исключения в суперкласс допускались финские тягачи «Сису» с рабочим объёмом 14 л, но с обязательной установкой специальной ограничительной шайбы на впуске топлива. В этом виде автоспорта на высшем европейском уровне неоднократно выступал на ЗИЛе Маркин А. из Москвы. На первом этапе Кубка Европы в Англии на трассе Брэндс-Хэтч впервые выступил известный мотогонщик Балашов А. Ввиду отсутствия отечественных гоночных трасс в России гонки на грузовиках проводятся пока только в кроссовых заездах.
«ГОНКИ ЗВЁЗД» – традиционные трековые гонки на призы журнала «За рулём», являющиеся наиболее популярными в 1980-х годах. Состав участников формировался по индивидуальному приглашению редакции журнала, которая учитывала результаты выступлений спортсменов за прошедшие сезоны. В 1989 г. гонки под названием «Звезды автоспорта» проходили на новой трассе в Измайлово (директор –Богданов О., начальник дистанции – Мелентьев Ю.А.), где в результате сильной оттепели участки трассы приходилось охлаждать жидким азотом. В 1990 г. на гонки приезжал президент ФИА Макс Мосли.
ГОНКИ МЕЖДУ ГОРОДАМИ – скоростные соревнования по шоссейным дорогам между городами, которые были характерны в начале зарождения автомотоспорта. Первые в мире автогонки прошли в 1894 г. между Парижем и Руаном во Франции. С 1895 г. гонки стали скоростными и проводились как крупные международные соревнованиям со стартом в Париже и финишем в различных городах Франции и Западной Европы. Эти гонки завершились в 1903 г., когда скорости автомобилей перешагнули 100-километровый рубеж и при проведении очередных гонок Париж – Мадрид из-за больших жертв и опасности, они были приостановлены в Бордо. Следственная комиссия, созданная по решению французского парламента, констатировала: 1.
Гонки между городами являются опасной и вредной формой автомобильных состязаний, так как на больших расстояниях дорога не может охраняться от постороннего движения транспорта и пешеходов. 2. Агитационное и зрелищное значение гонки невелико, так как зрители могут видеть только мчавшиеся мимо них автомобили, а не могут следить за борьбой конкурентов. 3. Тренировки для изучения дороги на таком длинном маршруте почти неосуществимы и затруднена ориентация конкурентов в процессе соревнований. С тех пор гонки между городами Западной Европы не проводились. В России первые «гонки моторов» прошли в 11.10.1898 в пригороде Санкт-Петербурга между небольшими железнодорожными станциями Александровская и Стрельна, а затем проводились в основном между Москвой и Санкт-Петербургом. Последние гонки между городами проводились иногда в послевоенный период (Москва – Минск и т.п.) и завершились в 1956 г.