ГОНКИ МЕЖДУ СТОЛИЦАМИ РОССИИ (Москва, Санкт-Петербург) – традиционный маршрут соревнований между «старой первопрестольной столицей» – Москвой и «новой северной столицей» – Санкт-Петербургом, который впервые освоили велосипедисты в конце XIX. В период 1899-1901 гг. по этому маршруту вместе с велосипедистами начали состязаться и первые автомобилисты. Старт давался в Москве у Тверской заставы на велодроме местного общества велосипедистов, а финиш – на ипподроме Царского Села под Санкт-Петербургом. Дистанция около 650 верст (693,4 км).
Первый старт автомобилистов дан 20.06.1899 г. для 6 участников. Первое место завоевал Луи Мази на трицикле (1,75 л.с.) с результатом 26:57 (26,6 км/ч), второе – Трубецкой на 2-местном автомобиле, 42:59, третье – Абрикосов на трицикле, 42:23 (лишён второго места за неправильное прохождение трассы под Петербургом). Остальными участниками были: Герц на 6-местном автомобиле (8 л.с.), Комбер (Франция) на 2-местном автомобиле (также 8 л.с.) и Шнейдеров на трицикле (1,75 л.с.). 25.06.1900 г. стартовали вторые «моторные состязания», в которых участвовали две «лёгкие коляски» – экипажи Генрика на «Морсе» (4 л.с.) и Луи Мази на «Старлей» (3,5 л.с.), а также на трицикле (2,25 л.с.) француз Ипполит-Огюст Дешан, который только один сумел финишировать, пройдя всю дистанцию за 24:23 (28,4 км/час). В Москве 4.07.1901 г. стартовали 4 «моторных экипажа»: Танской на «тяжёлой коляске» «Ришар» (8 л.с.), Самуэль Сурмец на трицикле (4 л.с.), Алексеев на «лёгкой коляске» «Старлей-Дион» (3,4 л.с.) и вновь Луи Мази с напарником В. Михайловым на «Старлей-Бертран» (6,5 л.с.). Неудачи постигли участников, и только экипаж Мази достиг финиша за 37:50.
Очередные автогонки между столицами, имеющие уже международный характер, состоялись только в 1907 и 1908 гг., в связи с проведением первых автомобильных выставок в России. Победитель гонки 1907 г. прошел дистанцию за 9:22;00, т.е. со средней скоростью 73,5 км/ч, а 1908 г., соответственно – 8:33;48 и 80,2 км/ч. По этой же трассе проводились военные автопробеги в 1911-1912 гг. и другие соревнования. В мае 1914 г. на мотогонках между столицами, организованными Московским клубом мотористов, лучшее время от Москвы до Санкт-Петербурга составило 15:40;34 (мотоцикл «Рудж»), а туда и обратно – 38:50 (мотоцикл «Индиан»).
Несколько автогонок между столицами прошли в 1930-х годах. Так 4.03.1936 г. состоялись первые зимние скоростные безостановочные автогонки: Москва – Ленинград – Москва, на которых экипаж Удольский – Макаров, прошли 1413 км за 21:55 (64,4 км/ч). В связи с возросшим движением транспорта гонки между столицами России стали опасными и прекратились, а обычное автомобильное движение по этому маршруту составило 8-10 часов.
ГОНКИ НА ВЫЖИВАНИЕ – вид соревнований по автоспорту на легковых автомобилях, который проходит на кольцевых трассах (типа кроссовых) с возможностью ведения контактной борьбы с автомобилями соперников для достижения успеха в заезде.
Длина трассы в пределах 300-1200 м, ширина не менее 8 м, длина прямых участков трассы не более 150 м для грейдированного земляного покрытия и не более 100 м для трассы с твердым покрытием (асфальт, бетон и т.п.). Трасса обозначается габаритными воротами, ограничителями или земляным (снежным) валом высотой порядка 1 м. Рекомендуемая наполняемость трассы – не менее 2-х автомобилей на 100 м; максимальная емкость трассы – 5 автомобилей на 100 м. Конфигурация трассы произвольная, но для уменьшения вероятности жестких ударов в дверь автомобиля со стороны водителя рекомендуется избегать крутых левых поворотов, особенно после длинных прямых участков трассы.
Автомобили участников для этих гонок должны иметь надежные каркас и ремни безопасности, огнезащитные перегородки и удовлетворять всем специальным техническим требованиям для этих гонок. В зависимости от разрешенных изменении конструкции подразделяются на классы «Свободный» и «Классика». В классе «Свободный» допускаются серийные автомобили с рабочим объемом двигателя до 3000 см3, с приводом на одну ось и снаряженной массой не более 1600 кг; в «Классике» – 1600 см3 и 1150 кг (автомобили семейства ВАЗ, ИЖ, ЗАЗ, «Москвич»).
Стартовая зона, как правило, выносится за пределы гоночного полотна, что позволяет формировать очередной заезд сразу же после старта предыдущего заезда. Желательно старт делать на подъеме трассы, а финиш – в месте безопасного съезда с трассы финишировавшего автомобиля. Гонщики стартуют с места одновременно и проходят установленное количество кругов; минимальная зачетная дистанция – 2000 м. Система заездов может состоять из последовательности полуфинальных и финальных заездов, проводиться по таблицам трековых гонок или «с выбыванием». Места в заездах определяются по порядку пересечения финишной линии и количеству пройденных полных кругов, учитывая, для не прошедших полного круга к моменту закрытия финиша, расположение автомобиля на трассе.
Эти гонки возникли и стали популярными с 1990-х годов, вначале в Москве на стадионе технических видов спорта в Крылатском, затем в других городах. Назывались также «контактными гонками», но сохранили свое название с «выживанием», характерное для ситуации в стране после распада СССР. В 2004 г. проводился многоэтапный Чемпионат, Кубок и Трофей РАФ по гонкам на выживание; организатор – Объединение каскадеров «Мастер».
ГОНКИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ (Multi Terrain – по терминологии ФИМ) – разновидность мотокросса, который проходит непрерывно в течение 3-24 часов по кольцевой кроссовой трассе с длиной круга до 5 км. Трасса должна допускать максимальную скорость гонки не более 55 км/ч. В зависимости от продолжительности соревнований участвуют команды из двух, трех или четырех гонщиков, которые поочередно сменяют друг друга через интервалы не более 2-х часов.
ГОНОЧНАЯ ДОРОЖКА (ПОЛОТНО) – поверхность трассы, в пределах которой проводятся соревнования по автомотоспорту. Ограничивается с боков обочинами, для дорожных гонок, или ограждениями или нанесёнными на трассу продольными линиями.
ГОНОЧНЫЕ МОТОЦИКЛЫ – специально построенные на мотозаводах или индивидуально самими спортсменами мотоциклы специфической конструкции в ограниченном количестве (поштучно или мелкосерийно) для определенного вида скоростных соревнований по мотоспорту. Характерная их особенность – они не могут использоваться для повседневной езды.
ГОРНЫЕ ГОНКИ – соревнования по автомотоспорту, проводимые в виде шоссейно-линейной гонки (или просто – линейной гонки) по извилистой трассе, имеющей значительный перепад высот между стартом (внизу) и финишем (вверху). Как правило, проводятся в гористой местности на дистанции от 1 км до 20-25 км (при меньшей дистанции – подъём на холм). Старт раздельный с места при работающем двигателе; может быть не только на горизонтальном участке, но и под уклоном (машина удерживается ручным тормозом). Трасса в виде серпантина в гору состоит из ряда поворотов различной крутизны, включая повороты на 180 градусов, причём могут быть отдельные спуски. Финиш с ходу на высоте 100-2000 м по отношению к старту (в зависимости от дистанции). Спортивно-технический результат – время прохождения дистанции. Характер дороги позволяет развивать среднюю скорость не более 120-130 км/ч.
Одни из первых горных гонок состоялись в 1897 г. в Ля Тюрби во Франции, всего через три года после первых в мире автогонок. В Западной Европе в начале XX века популярными трассами горных гонок были: Гюйенн, Шато-Тьери и Мон Ванту во Франции; Земмеринг в Австрии; Монте-Ченизино в Италии. В горах Колорадо США с 1915 г. проводилась знаменитая горная гонка «Паикс Пик». Большое развитие горные гонки получили в 1920-1930 гг. Тогда на горных дорогах в Альпах, Пиренеях, Апеннинах, Шварцвальда проводились десятки крупных гонок, в которых участвовали сильнейшие в то время спортсмены: Р. Караччиола, Л. Широн, А. Диво, А. Варцли, Г.Штук и другие. Побеждал на этих гонках рекордсмен мира француз Р. Томас на том самом «Деляже», на котором 6.07.1924 г. был установлен абсолютный рекорд скорости автомобиля – 230,634 км/ч.
Чемпионат Европы по горным гонкам впервые проводился в период 1930-1932 гг. и продолжился с 1957 г. В 1970 г. Международная федерация автоспорта (ФИСА) запретила участие в горных гонках спортивных прототипов, что подорвало интерес к этому виду спорта, несмотря на то, что через 2 года запрет был снят. В 1987 и 1988 годах состоялся Кубок Международной автомобильной федерации (ФИА) по горным гонкам.
В 1990 г. на ралли «Ялта» одним из наиболее интересных и трудных спецучастков была горная гонка на гору Ай-Петри (включалась и в другие годы). В Сочи для гонок используется гора Бытха. Эти гонки в нашей стране, как спортивные дисциплины, остаются популярными до настоящего времени, входя в состав автомобильного вида спорта по горным автогонкам.
ГРИНГАУТ Евгений Иосифович (1915-1974) – талантливый мотоспортсмен, заслуженный мастер спорта (1951) по мотоспорту, ДСО «Трудовые резервы». Начал спортивную деятельность еще в довоенный период. В 1935 г. установил свой первый всесоюзный рекорд в шоссейной гонке на 100 км. Участник Великой Отечественной войны; командовал отдельным отрядом мотоциклистов. Всего установил более 50 всесоюзных рекордов на мотоциклах различных классов. Неоднократный чемпион СССР и Москвы в шоссейно-кольцевых гонках и по мотокроссу в классах мотоциклов до 350 и 750. Член президиума и комитета мотоспорта, созданной в 1960 г. Федерации автомотоспорта (ФАМС); с 1962 г. – ФМС СССР.
«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР» (ГТО) – комплекс основных физкультурных дисциплин из различных видов спорта, таких как легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжи, стрельба и других, составляющих основу советской системы физического воспитания. Введен с 1931 г., включает несколько возрастных групп (от 10 до 60 лет) и имеет всесоюзный характер. Особенно престижным было носить значок этого комплекса в 1930-40-е годы, для чего обязательно надо было овладеть одним из моторных видов спорта (обычно мотоспорт). Комплекс ГТО включал несколько ступеней и нормативы его со временем изменялись (одно из последних – 1972 г.). С 1975 решениями Федераций авто и мотоспорта сдача норм комплекса ГТО стала обязательным условием для участия в соревнованиях любого масштаба. В 1990-е годы – это требование было снято.
«ГУДИЯР» (Гудьир, Гудийр Тайер энд Раббер) – крупнейшая фирма в США по производству широкого ассортимента шин для автомобилей, включая спортивные и гоночные автомобили, в том числе для Формулы-1.
Буква Д
ДАДАЕВ Аркадий Николаевич (1935) – один из крупнейших профессиональных деятелей отечественного автоспорта, мастер спорта, судья высшей категории, организатор и главный судья соревнований по автокроссу, трековым автогонкам, автомногоборью во многих городах СССР и России. Родился в столице Туркмении Ашхабаде, в семье военнослужащего. После трагического землетрясения 1948 г. семья часто переезжала: Саранск (Мордовия), Москва, Прибалтика и др. Закончив среднюю школу, работал слесарем и токарем, играл в театре художественной самодеятельности, увлекался футболом и лёгкой атлетикой. С 1958 г. стал жить в г. Рязани, работая тренером по футболу и хоккею. Автоспортом, в качестве организатора и судьи, стал заниматься с 1959 г., организовав в ДСО «Спартак» спортивную автосекцию. Позднее стал руководителем Центра «Автомотоспорт» в Рязани.
В период 1964-1999 гг. являлся бессменным организатором и главным судьей традиционного всесоюзного автокросса «День Победы» в Рязани, пользующегося популярностью. Подготовил большое число спортсменов-разрядников, в том числе 15 мастеров спорта и около 60 кандидатов в мастера спорта по автоспорту. Его воспитанниками стали 12 чемпионов страны. Неоднократно участвовал в судейских семинарах по автоспорту, подготовил свыше 300 судей, в том числе двоих высшей категории. За многие годы активной деятельности в автоспорте участвовал в организации и судействе свыше 400 соревнований практически на всей территории бывшего СССР. Явился инициатором создания трассы «Высокая гора» близ Казани в Татарстане. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. ему единственному в то время в России и бывшем СССР присвоено в области автоспорта звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта».
ДАЙМЛЕР Готлиб, Daimler Gottlieb (17.03.1834 – 6.03.1900) – выдающийся немецкий изобретатель, конструктор двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и автомобильной техники, организатор автомобильного производства. Вместе с К. Бенцом, с которым работал параллельно и, возможно, никогда не встречался, Даймлер считается создателем первого в мире автомобиля с бензиновым ДВС.
Родился в Германии в местечке Шорндорф близ г. Виттенберга в Швабии. Был определён в латинскую школу, но его тяга к механике привела в Политехническую школу г. Штутгарта. Благодаря родственным связям после окончания учёбы начал трудовую деятельность на предприятиях Франции и Англии, после которых стал работать на механическом заводе Штутгарта. Еще в 1856 г., работая директором мастерской в сиротском приюте «Брудерхаус Ройтлинген» (Bruderhaus Reutlingen) в г. Карлсруэ, познакомился с Вильгельмом Майбахом, с которым во многом связал свою дальнейшую творческую судьбу.
В 1872-1882 гг. вместе с Майбахом работал на заводе газовых двигателей Н. Отто и О. Лангена «Дейтц» в г. Кельне (Deutz – Gasmotoren Werke. Kln), вначале конструктором, затем техническим руководителем, потом главным конструктором. Дела на заводе с приходом Даймлера и Майбаха оживились, а серийный выпуск двигателей стал приносить прибыли. В 1881 г. Даймлер приезжал в Россию, чтобы ознакомиться с нефтепромыслами и перспективами получения топлива для ДВС. Постепенно отношения с Отто и Лангеном ухудшились, и в марте 1882 г. он и Майбах покинули завод, чтобы обосновать собственную исследовательскую мастерскую в г. Канштадте (ныне район г. Штутгарта).
Вместе с Майбахом создал бензиновый ДВС мощностью 0,5 л.с. с массой 50 кг. В 1883 г. Даймлер получил патент № 28022 на созданный им 4-тактный ДВС мощностью 0,75 л.с., развивающий до 600 об/мин (на двигателях Отто – до 180 об/мин). Свои права на транспортное применение таких двигателей зафиксировал 29.08.1885 в патенте ДРП № 36423 «Аппарат для верховой езды с керосиновым двигателем», по существу создав первый в мире мотоцикл. В этом же году, 11.11.1885, впервые на улицах Канштатдта состоялась публичная демонстрация этого двухколёсного «моторрада» Даймлера с деревянным корпусом, названного «Айнспур», который, при рабочем объеме двигателя 264 см3
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги