Балласт в кроссе на грузовиках, 1960-е
БАЛЛОН (фр. ballon – полый шар) – газонепроницаемая оболочка из стали, резины, ткани или другого материала; старое название автомобильной шины или камеры, употребляемое раньше часто в обиходе, а иногда и в настоящее время.
БАЛТИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ И АЭРО-КЛУБ – основан в 1910 году. Президент клуба – князь Н.Д. Кропоткин, почетный президент – великий князь Кирилл Владимирович. Членами комитета были: барон фон А.Ш. Ашераден, фон Э. Грюневальд, Г. Шак-Штеффенгаген, В.М. Фейтельбег (председатель технической комиссии). Находился в Риге на Елизаветинской улице в доме № 14 (1913), затем на улице Школьная в доме № 3 (1914).
БАЛТИЙСКИЙ КЛУБ АВТОМОБИЛИСТОВ В РИГЕ – основан в 1009году. Председатель – В. Керковиус (1913-1914). В почетные члены клуба входили: Лифляндский губернатор Н.А. Звегинцов, Эстляндский губернатор И.В. Коростовец, Рижский городской голова фон Б.Р. Бульмеринк, вице-президент ИРАО В.В. Свечин. Члены комитета: граф Э. Берг, В. Гельмеинг, В. Гейземан, П. Гофман, И. Лашков, В. Меслин, Э. Пенеген, Ч. Престон. В состав спортивной комиссии входили: В. Гольмеинг, И. Лашков, К. Ульман, В. Гейне, К. Калт. Штаб-квартира клуба располагалась вначале в гостинице «Рим» города Риги (1913 г.), а затем на Николаевской улице в доме № 23. Вступительный взнос составлял 10 руб., членский – 50 руб. в год. Заседание комитета клуба проходило обычно по средам в 19-20 часов, после которого проводился клубный вечер.
«БАЛТИКА» – мастерская Иоганна Кронберга, основанная в 1883 г. в г. Бауска и в 1894 г. переведенная в г. Ригу, занимавшаяся сборкой швейных машин, велосипедов, а с начала 1900-х годов – мотоциклов. В шоссейной гонке мотоциклов на 30 вёрст осенью 1902 г. в окрестностях Риги участвовали два мотоциклиста: Т. Мейбаум на «Лейтнере» и Р. Кронберг, на «Балтике», который сошёл с дистанции из-за неисправности системы зажигания от батареи или аккумулятора. Поэтому весной 1903 г. в рекламе фирмы «Балтика» отмечалось: «Двухколёсные моторы “Балтика” с электромагнитным зажиганием (без аккумулятора и батареи), работающие аккуратно и надёжно».
«БАЛТИЯ» – мастерская по постройке велосипедов владельца Дж. Берзинь в Риге (Гертрудинская улица, 54) с 1910 г. занималась сборкой велосипедов из иностранных деталей, а также продавала английские мотоциклы «Триумф» и «Дуглас», на которых проводились мотогонки. Производила также сборку собственных лёгких мотоциклов, носящих надпись «Балтия», с V-образным 2-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 0,348 л и мощностью 2,75 л.с.
«БАЛУЕВ» – мастерская А.Н. Балуева в Твери, где он разработал свой бесклапанный двигатель, на который в конце 1006 г. получил привилегию (патент) из департамента торговли и мануфактур. Такой двигатель американца Ч. Найта стоял на автомобиле английской фирмы «Даймлер», участвующего в июне 1910 г. в Киевском автопробеге.
БАМПЕР – защитно-декоративный конструктивный элемент, ограждающий переднюю и заднюю части кузова автомобиля. На некоторых спортивных соревнованиях, проводимых на закрытых трассах (кросс, кольцевые и трековые гонки), разрешается снятие бамперов. Наличие бамперов в соревнованиях на дорогах общего пользования (ралли) обязательно; разрешается заменять бамперы, имеющие хрупкие пластмассовые детали на более прочные, но обязательно от автомобилей той же марки. Если бамперы составляют неотъемлемую часть кузова, то разрешается их изготовление в первоначальной форме и размерах, но из других материалов.
БАРАНОВ Павел Петрович (1913–1987) – заслуженный мастер спорта по мотоциклетному и автомобильному спорту. Впервые участвовал в соревнованиях на мотоцикле с коляской (колясочником) в 1931 г. Участвовал во многих соревнованиях по мотоспорту, в том числе в мотокроссе на подмосковной станции «Планерная» 22 июня 1941 г. (начало Великой Отечественной войны с Германией). Был направлен в Ташкентское пограничное училище. Здесь в столице Узбекистана в 1943 г. участвовал в мотоциклетных соревнованиях на местном ипподроме, которые организовал окружной Дом офицеров. После войны, вместе с женой Ириной Озолиной, продолжал участвовать в мотоспорте, став многократным чемпионом и рекордсменом страны. Работал в Московском автодорожном институте (МАДИ).
БАРКОВСКИЙ Владислав Викторович (1944–2012) – мастер спорта международного класса по автоспорту, первым получивший это звание с момента его введения ЕВСК 1965-1968 гг. Для получения этого звания необходимо было занять одно из призовых мест на соревнованиях уровня чемпионата (первенства) мира или Европы. Начал заниматься автоспортом с 1966 г. Выступал на автогонках за ДСО «Спартак». Сконструировал и построил гоночный автомобиль. Двукратный чемпион СССР по кольцевым гонкам, 1974 и 1976. С 1970 г. стал работать каскадёром в кино; снялся в 180 фильмах. Более 50 раз выступал на стадионах в каскадёрских шоу.
«БАРСЕЛОНА» – кольцевая трасса в Испании с длиной круга 2937 м, на которой проходят национальные и международные соревнования, включая этапы чемпионата мира Формулы-1 и кольцевых мотогонок (1993). Известна также как «Испанское шоссейное кольцо».
«БАСКУНЧАК» – трасса для рекордных заездов на скорость, проводимых в 1960-х годах. Расположена на озере Баскунчак, находящегося в 10 км от железнодорожной станции Верхний Баскунчак и 45 км от райцентра села Владимировки Астраханской области. Озеро представляет собой соляной пласт толщиной до 280 м, покрытый соляным раствором на 0,5-10,0 см. Полностью испаряющаяся в летние месяцы влага оставляет прочную и гладкую поверхность. Для рекогносцировки трассы в августе-сентябре 1959 г. в районе озера Баскунчак работала специальная группа в составе заслуженного мастера спорта А.А. Новикова и инструктора ЦАМКа А.Н. Клопкова.
Выбор трассы для рекордных заездов ограничивался неоднородностью соляного пласта в различных участках озера и расположением соляных разработок, ведущихся солепромыслом «Бассоль». Длина пригодного участка для трассы, находящейся в южной части озера, 8,5 км, т.е. возможны заезды на дистанцию 1 км, 1 миля и 5 км со стартом с хода; возможно и на 10 км вдоль восточного берега озера, но требует значительно больших работ по подготовке трассы из-за худшей структуры соляного пласта на этом участке.
Оптимальными месяцами проведения рекордных заездов являются июль-август, так как в другое время частые дожди не позволяют просохнуть трассе. Доставка техники и грузов может осуществляться по железной дороге, а также на автомобиле через Волгоград по грунтовым дорогам, вполне удовлетворительными в сухое время года, но труднопроходимыми в дождь. В начале 1960-х на трассе «Баскунчак» были установлены многие рекорды по автоспорту. В 1962 г. на этой трассе впервые начали испытания рекордный автомобиль «ХАДИ-3», а в 1963 г. – «ХАДИ-4», закончившиеся трагически. В последующие годы обильные дожди не позволяли за летний период просохнуть трассе и использовать ее для рекордных заездов, что вынудило использовать в 1966 г. Чугуевскую трассу под Харьковом. Беспорядочное ведение соляных разработок на озере Баскунчак привело к утрате этой уникальной трассы, которых природа создала всего три: соляные озера в штате Юта (США), на озере Эйр (Австралия) и у нас, в заволжских степях.
Трасса озера Баскунчак
Старт Харьков-Л2 Э.Лорента
БАХА – разновидность ралли-рейда продолжительностью 1-2 дня, трасса которого проходит в основном по бездорожью на дистанцию 800-1200 км. Популярными за рубежом стали традиционные «Баха-1000» в Мексике, «Баха Никола» в Португалии, «Баха Испания». На традиционной «Итальянской Бахе» (Italian Baja), которая в марте 2003 г. проходила в 11-й раз и являлась первым этапом Кубка Европы и Кубка мира, среди 86 экипажей участвовали два российских экипажа в категориях Т1 и Т2. На территории России одними из первых были «Баха Селигер» в 1998 и 1999 годах. В 2003 г. на чемпионате России по ралли-рейдам 4-м этапом в пос. Каменка проходила Баха «Серебряный шлем».
БЕЗОБРАЗОВ Владимир Михайлович (11.01.1857–17.09.1932) – первый председатель Российского автомобильного общества (РАО), генерал майор, приближенный царя Николая II, входил в состав С.Е.И.В. (с 1905). Относился к древнему дворянскому роду. Закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге (1877) и направлен в 8-й Уланский Вознесенский полк с прикомандированием к лейб-гвардии Гусарскому Е.И.В. полку. Участвовал в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.). Был назначен командиром 9-го Уланского Бугского полка (с 8.09.1896), а затем командиром Кавалергардского Императрицы Марии Федоровны полка (с 30.05.1900). Содействовал развитию автомобилизма в России и при официальном учреждении РАО в 1904 г. был избран его председателем (до 1905 г.). Оставался постоянным и действительным членом РАО, а затем ИРАО (с декабря 1909 г.). Продолжал военную службу: командир 1-й бригады 1-й гвардейской кавалерийской дивизии (с 6.04.1904), начальник Офицерской кавалерийской школы (с 6.11.1906), начальник 2-й гвардейской кавалерийской дивизии (с 5.01.1909), командующий гвардейским корпусом (с 29.01.1912), командующий войсками гвардии (с 2.06.1916). Имел лимузин «Руссо-Балт (№ 674) и «Форд» с кузовом дубль-фаэтон (№ 675). После Октябрьской революции 1917 г. эмигрировал во Францию.
БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ (МОТОЦИКЛА) – комплекс мероприятий, связанных с конструированием машины и условиями ее эксплуатации, обеспечивающих предотвращение или минимизацию дорожно-транспортных происшествий, а также снижение травматизма водителя, пассажиров и пешеходов. Для этого автомобиль (мотоцикл) должен иметь безотказную работу всех агрегатов, узлов и систем, повышенную устойчивость и эффективность тормозов, надежную управляемость и хорошую обзорность, и другие факторы, обеспечивающие активную и пассивную безопасность. В понятие «безопасный автомобиль» может включаться (рис.): 1 – двойная противопожарная переборка; 2 – колесо из магниевого сплава, без колпака; 3 – выдвижной бампер; 4 – ветровое стекло без искажений; 5 – перископ зеркала заднего обзора; 6 – передняя арочная стойка кузова; 7 – мягкая внутренняя обшивка крыши; 8 – регулируемый подголовник, 9 – задний бампер; 10 – средняя арочная стойка кузова; а также подушки безопасности, травмобезопасные элементы салона, включая руль, рычаги и др.
БЕЗОПАСНОСТЬ В АВТОМОТОСПОРТЕ – организационно-технические мероприятия, направленные на предотвращение или сведения к минимуму последствий аварий на трассе соревнований по автомотоспорту для гонщиков, зрителей, судей и обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасности трасса соревнования загораживается защитным барьером, имеются зоны безопасного «вылета с трассы», на трассе используются специально оборудованные автомобили, которые в случае аварии быстро высвобождают водителя из автомобиля и т.д.
БЕЗОПАСНОСТЬ СОРЕВНОВАНИЙ – комплекс мероприятий для исключения или снижения последствий для спортсменов, обслуживающего персонала и зрителей, связанных с авариями автомобилей (мотоциклов) на трассе соревнований. В соответствии с этим приняты три степени безопасности, причем наивысшая – для людей, не связанных непосредственно с соревнованиями и зрителями.
БЕКЕЛЬ Павел Яковлевич и сыновья: Александр и Павел – деятели автомобилизма из СПб, способствующие его становлению и развитию в России в начале 1900-х годов. Основную роль в этом играл коллежский советник Павел Павлович, который с начала 1900-х годов активно участвовал в соревнованиях «моторов». В Михайловском манеже СПб 13.03.1902 на автомобиле «Гоброн-Брилье» получил приз, участвуя в конкурсе на мастерство вождения. Был одним из учредителей Санкт-Петербургского автоклуба (СПАК) и активно вел организационную работу по созданию РАО, ставший одним из его основателей 15.05.1903. Являлся первым секретарем этой организации, а в дальнейшем – член технической комиссии. Организатор и участник многих соревнований по автоспорту. Участвовал в военных маневрах 10-13.08.1910 близ Красного Села, способствуя использованию автомобилей в армии. Павел Яковлевич – коммерческий советник, СПб (Тучкова наб.,3 (1910), Конногвардейский бульвар,17) и Александр Павлович – потомственный почетный гражданин СПб (В.О., Кадетская линия,9) были действительными членами РАО (1908).
БЕКМАН Вильгельм Вильгельмович (1910-1980) – видный деятель советского автомотоспорта. Автор первых отечественных фундаментальных трудов по спортивной автомототехнике – «Гоночные автомобили» (1941 г.) и «Гоночные мотоциклы» (1961 г.), – неоднократно переизданные. С 1926 г. являлся членом Ленинградского автомотоклуба; избирался в правление и совет клуба. В 30-х годах активно занимался мотоциклетным спортом, впервые выступая среди гонщиков на мотоцикле Л-300 отечественного производства. Семь раз был победителем в шоссейных мотогонках, два результата зарегистрированы в качестве рекордов. В 1933 г. выиграл первенство Ленинграда в классе мотоциклов 350 см3. Окончив в 1931 г. Ленинградский политехнический институт, начал работать конструктором на первом в стране мотоциклетном заводе «Красный Октябрь» (бывший «Промет» и «Старлей»).
Под его руководством в 1934 г. был спроектирован и построен первый советский спортивный мотоцикл Л-500. С начала войны до 1954 г. репрессирован, как немец по происхождению, и выслан под г. Новосибирск, где преподавал в автошколе. Впоследствии работал конструктором на Ирбитском мотоциклетном заводе. Участвовал в проектировании спортивных мотоциклов М-75, М-72К, М-77. Затем работал в научно-исследовательских институтах г. Ленинграда – автомобильного транспорта (ВНИИАТ) и топливной аппаратуры (ЦНИИТА), а также в Политехническом институте, где руководил дипломным проектированием студентов по спортивным мотоциклам. Продолжал активно участвовать в организации и судействе автомобильных и мотоциклетных соревнований.
В 1947 г. ему присвоено звание судьи Республиканской категории, в 1957 г. – судьи Всесоюзной категории, в 1964 г. – Почётного судьи по спорту. С 1957 г. работал в автомобильной секции Комитета физической культуры и спорта в качестве председателя. Награжден почетным знаком «25 лет» судейской работы (1964). Со дня основания ФАС СССР (1962) был членом её президиума, а затем (1972) членом президиума ФМС СССР. Являлся также председателем технической комиссии. Большой опыт научно-производственной, преподавательской и общественно-спортивной деятельности нашёл своё отражение в многочисленных публикациях. Всего в период 1935-1976 гг. им написано 10 книг, 3 брошюры и 125 статей, большинство которых посвящены вопросам конструирования и расчёту автомобилей и мотоциклов спортивного типа. Разработал методику тягового расчёта и предельной динамики гоночных автомобилей и мотоциклов. Книга «Динамика мотоциклов скоростного типа», в которой изложена эта методика, в 1957 г. переведена в Японии. Его по праву можно считать ведущим теоретиком и практиком отечественного автомотоспорта, становлению и развитию которого он посвятил свою жизнь.
БЕЛАЯ ЛИНИЯ – ограничительная белая полоса, наносимая на внутренней кромке трека, пересечение которой во время гонок, в соответствии с правилами или регламентом, может пенализироваться. На заседании президиума ФАС СССР 8.06.1983 было решено полностью отменить пенализацию за заезд белой линии любым числом колес, что соответствует международной практике.
БЕЛКИН Анатолий Дмитриевич – неоднократный победитель международных соревнований по мотокроссу и на гаревой дорожке, более 10 лет был членом сборной команды СССР, дважды чемпион СССР в командных соревнованиях, чемпион Ленинграда. Заниматься спортом начал с 16 лет. В армии купил «Яву», которую совершенствовал и ездил на ней летом и зимой. Позднее переделал 500-кубовый кроссовый «ЭСО» в дорожный мотоцикл, который долго служил «верой и правдой» в повседневной жизни. Тогда стали появляться «Жигули», но перегнать его мотоцикл не могли. Его спортивную жизнь продолжил сын Виктор, который в 17 лет стал чемпионом Ленинграда в классе 125.
БЕЛОЛИПСКАЯ Людмила Александровна (25.08.1955) – автоспортсменка из Санкт-Петербурга (Ленинграда), мастер спорта по автоспорту, участница и неоднократная победительница многих соревнований по ралли и трековым гонкам, автокроссу и кольцевым гонкам. В 1974 году окончила Ленинградский машиностроительный техникум по специальности техник-механик. Победы и призовые места на многих картинговых трассах: открытый чемпионат Латвии «Золотой шлем», 1978 г. – 1-е место, норматив КМС.; чемпионат Москвы, 1979 г. – 2-е место, норматив МС. Впервые участвовала в ралли «Псков» на «Жигулях» в 1980 году и заняла 1-е место, выполнив норматив КМС. С 1985 года – пилот женского экипажа (штурман–Елена Розенблит). Призовые места во многих всесоюзных и Российских ралли. В составе сборной СССР в 90 годы многократно участвовала в Чемпионатах Европы и Кубках Социалистических стран – Болгария, Югославия, Польша, Финляндия.
БЕЛЫЙ ФЛАГ – сигнальный флаг, входящий в комплекс флагов по автомотоспорту. Используется судьями, если на трассе находится медленно двигающийся автомобиль (возможно неисправный или служебный), что может представлять опасность для других гонщиков на быстро двигающихся автомобилях. Этот флаг показывается неподвижно или взмахами, в зависимости от расстояния до медленно двигающего автомобиля. В некоторых случаях этот флаг может использоваться как стартовый (особенно на промежуточных стартах в общем комплексе соревнований).
БЕЛЬГИЙСКОЕ ШОССЕЙНОЕ КОЛЬЦО – трасса авто и мотогонок в Бельгии, на которой проводились соревнования уровня чемпионата мира.
БЕЛЯЕВ Павел Николаевич – потомственный почетный гражданин СПб, один из пионеров автомобильного, мотоциклетного и водномоторного видов спорта в России. На Волхонском шоссе под СПб 11.10.1898, стартуя на трицикле «Клеман», стал победителем первой «гонки моторов» в России. Впоследствии (с 1904 г.), учредил Кубок своего имени для награждения победителей на этой трассе в 40 верст между железнодорожными станциями Александровская и Стрельна. Один из основателей в 1902 г. Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК), ставший в 1905-1912 его председателем и затем почетным членом. С 1904 г. действительный член Российского автомобильного общества – РАО, ИРАО.
Организовывал, судил и участвовал в соревнованиях по автомотоспорту, а также на моторных лодках (в 1907 г. стал победителем и завоевал приз великого князя Александра Михайловича и Морского Министерства). Один из основных организаторов первых автомобильных выставок в России (1907, 1908, 1910 и 1913), международных гонок между столицами (СПб, Москва) и автопробегов по типу ралли на Императорский приз (1909–1914). По данным на 13.08.1912 имел автомобили (в скобках – номерной знак): «Фиат» (27), «P.L.» (28), «Бразье» (1001).
«БЕНЕЛЛИ» – фирма по производству мотоциклов в Италии, образованная шестью братьями Бенелли в 1911 г. Гоночные мотоциклы этой фирмы класса 250 см3 стали выходить на трассы чемпионата мира после Второй мировой войны и в 1950 г. стали победителем среди марок. Всего на «Бенелли» с известными гонщиками Д. Амброзини, Р. Пазолини, К. Каррузерс и другими выиграно 13 «Больших Призов». В 1971 г. фирма вошла в состав британо-итальянского промышленного объединения.
БЕНЗИН (фр. benzine) – основное горючее (окислитель – атмосферный воздух) для большинства карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Представляет собой смесь лёгких углеводородов, получаемой главным образом перегонкой или крекингом (расщеплением) нефти. Впервые был получен в 1857 г., за 2 года до первого ДВС Э. Ленуара. Чистый бензин – бесцветная жидкость, легко испаряемая и в соединении с кислородом воздуха мгновенно воспламеняются, хотя в жидком агрегатном состоянии бензин негорюч. Плотность 0,70-078 г/см3, температура кипения 30-2000С. Используется также как экстрагент и растворитель для жиров, смол и каучуков.
На заре автомобилизма, в конце XIX века, бензин продавался в аптеках, как медицинское средство от кожных заболеваний. Именно в аптеке Берта Бенц заправляла свой автомобиль во время первой поездки в мире на бензиновом автомобиле. При распространении бензиновых автомобилей бензин стал продаваться в 10-литровых канистрах (заправка через воронку), а к 1920-м годам через заправочные станции с механическими насосами (вначале – ручными) с приборами контроля подачи. На соревнованиях по автомотоспорту используется в основном товарный бензин, т.е. находящийся в широкой продаже. В России до революции 1917 г. основным поставщиком бензина было товарищество «Братья Нобель», бензиновые станции которого были во многих местах. В соответствии с соглашением между товариществом и Императорским Российским автомобильным обществом (ИРАО) все члены автомобильных обществ и клубов России, входящие в Союз ИРАО, могли, предъявив специальный значок, получить на складах «Братья Нобель» бензин, масло, а также запчасти и стоянку для автомобилей. Удельный вес 1-го сорта бензина Нобиля при 150С составлял 0,710, а грозненского 0,712-0,730 г/см3. В соответствии с техническими требованиями Мотоциклетной федерации России (МФР), начиная с 1997 г. во всех видах мотоспорта, кроме трековых гонок, должен использоваться только неэтилированный бензин.
БЕНЗИНОВЫЕ АВТОМОБИЛИ – автомобили, использующие в качестве основного тип топлива (точнее – горючего, окислитель – атмосферный воздух) бензин. Именно этот вид топлива в первых автомобилях Г. Даймлера и К. Бенца, а также успехи бензиновых автомобилей на первом в мире автомобильном соревновании и последующих, способствовало развитию автомобильной промышленности, нефтеперегонной отрасли и строительству сети бензозаправочных станций во всём мире.
БЕНЦ Карл Фридрих, Benz Carl (26.11.1844–4.04.1929) – выдающийся немецкий изобретатель, конструктор автомобильной техники и организатор автомобилестроения. Как и Даймлер Г., официально признан создателем первого в мире автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Родился в Германии в городке Ладенбург близ г. Мангейма. Отец – потомственный кузнец, ставший машинистом паровоза, после жёсткой простуды умер, когда Карлу было 2 года. Окончил гимназию, затем Высшую политехническую школу в г. Карлсруэ. После её окончания поступил на завод слесарем. Работал фотографом, часовщиком, чертежником, конструктором. В 1867 г. впервые увидел велосипед и соорудил себе такую же машину.
В 1871 г. открывает небольшую мастерскую, которая специализировалась на строительстве газовых двигателей системы Отто Н. и исследовании возможности применения их на колёсных экипажах. В 1880 г. создаёт компактный двухтактный газовый двигатель собственной конструкции. Привлекает финансистов к делу и создаёт акционерное общество, выпускающее его двигатели, спрос на которые стал возрастать. Однако намерения Бенца – продолжать совершенствование двигателей для создания безлошадного экипажа, а финансистов –получать быструю прибыль от реализации двигателей, не совпадают и в 1882 г. Бенц выходит из акционерного общества. Найдя новых инвесторов, Бенц в 1883 г. основывает в Мангейме «Рейнский завод газовых двигателей Бенц и К0». В 1885 г. закончил создание 3-колесного экипажа с одноцилиндровым ДВС. На своевременно оформленную и поданную заявку на изобретение 26.01.1886 получает патент № 37435 на первый в мире автомобиль.
Первые поездки Бенца по улицам Мангейма в августе 1886 г. вызвали переполох среди жителей, и автомобиль Бенца был арестован полицией. Только в 1888 г. Бенц получил право поездки на автомобиле в городе и его окрестностях (по существу это было первое официальное удостоверение на право управления автомобилем), чему способствовало поездка его жены Берты с сыновьями. На Мюнхенской промышленной выставке 1888 г. Бенц получил за свой трехколесный «Патент Моторваген» золотую медаль.