Джордж Карл
Джордж Карл – главный тренер «Денвер-Наггетс». Через 19 сезонов команды Карла выиграли 834 игры, и он был шестым самым быстрым тренером в истории НБА, который выиграл 700 игр. Он начал свою карьеру второго тренера тогдашней ABA-аффилированной «Сан-Антонио Спёрс», прежде чем достиг своего первого поста на должности главного тренера в «Монтана Голден Наггетс» в Континентальной баскетбольной ассоциации в 1980 году. Он также тренировал «Албани Патрунс CBA» и «Реал Мадрид» в Испании. Затем Карл стал главным тренером «Кливленд Кавальерс», «Голден Стэйт Ворриорз», «Сиэтл Суперсоникс» и «Милуоки Бакс», прежде чем занял свое нынешнее положение с «Наггетс» в 2005 году.
Брендан Мэлоун
Брендан Мэлоун – второй тренер у «Орландо Мэджик». Мэлоун начал свою тренерскую карьеру в знаменитой Высшей школе власти в Нью-Йорке. На коллегиальном уровне он служил вторым тренером в Университете Фордхэма, Йельском университете и Сиракузском университете, а затем занимал должность главного тренера в Университете Род-Айленда. Он начал карьеру НБА в качестве второго тренера в «Нью-Йорк Никс». Затем Мэлоун присоединился к персоналу Чака Дэйли с «Детройтом», где его команда «Пистонс» выиграла два титула НБА. После пребывания в качестве главного тренера «Торонто Рапторз» Мэлоун перешел на работу второго тренера с «Никс», «Пэйсерс» и «Кавальерс» до его нынешней работы с «Мэджик».
Рубен Маньяно
Рубен Маньяно в настоящее время является главным тренером «Атенас Кордоба», клуба Профессиональной лиги первого дивизиона Аргентины, с которым он начал свою тренерскую карьеру в 1992 году. Маньяно привел «Атенас Кордоба» к трем титулам первого дивизиона, трем южноамериканским чемпионатам и панамериканскому титулу. Маньяно стал главным тренером сборной Аргентины в 2000 году и оставил свой след в международных тренерских кругах, направив эту команду на серебряную медаль на чемпионате мира 2003 года ФИБА и золотую медаль на Олимпийских играх 2004 года. Он также был главным тренером «Варезе», команды итальянской лиги первого дивизиона, и «Севильи», профессиональной команды испанского первого дивизиона.
Даг Моэ
Даг Моэ является вторым тренером «Денвер Наггетс» и самым лучшим побеждающим главным тренером в франшизе. Моэ начал свою тренерскую карьеру с «Наггетс» в 1974 году в качестве помощника Ларри Брауна, когда клуб был членом Американской баскетбольной ассоциации. Он служил главным тренером «Сан-Антонио Спёрс» в течение четырех сезонов, а затем вернулся в Денвер в 1980 году в качестве главного тренера «Наггетс». Играя в своем фирменном стиле быстрого темпа, команды «Наггетс» от Моэ квалифицировались для плей-офф в девять сезонов подряд, и он был назван тренером года НБА в 1988 году. Его последняя тренерская должность была с «Филадельфия 76» в сезоне 1992–1993 годов.
Джим Обрайен
Джим Обрайен – в настоящее время главный тренер «Индиана Пэйсерс», имеет более чем 30-летний опыт работы тренером на коллегиальном и профессиональном уровнях. Обрайен вошел в ряды в качестве помощника Рика Питино в «Бостон Селтикс» в 1997 году, после того как он был вторым главным тренером «Питино» в Университете Кентукки. Он продолжал свою деятельность, чтобы стать главным тренером с «Селтикс» и «Филадельфия 76», прежде чем заняться работой с «Пэйсерс». Огромный опыт колледжа Обрайена включает в себя должности главного тренера в Университете Дейтона и Иезуитского колледжа Уилинг, а также должности второго тренера по обучению в Университете штата Орегон, Университете Святого Иосифа, Университете штата Мэриленд и Государственном колледже Пембрук.
Стэн Ван Ганди
Стэн Ван Ганди – главный тренер «Орландо Мэджик». Предыдущий опыт Ван Ганди в НБА был с Майами Хит сначала в качестве помощника и помощника главного тренера, затем в качестве главного тренера с 2003 по 2005 год. Он также тренировал на уровне колледжа в качестве главного тренера в Каунттонском государственном колледже и Университете штата Массачусетс в Лоуэлле, был помощником и главным тренером в Университете Висконсина, а также вторым тренером в Университете Вермонта, Колледже Канисиуса и Фордхэмском университете. Тренерство в баскетболе находится в родословной Ван Ганди: его отец, Билл, был успешным тренером колледжа, а Джефф Ван Ганди, младший брат Стэна, был главным тренером «Хьюстон Рокетс» и «Нью-Йорк Никс».
Скотт Скайлз
Скотт Скайлз был назначен главным тренером «Милуоки Бакс» в 2008 году после девяти сезонов тренерского опыта НБА. Скайлз начал свою тренерскую карьеру в Греции в качестве главного тренера «ПАОК Асенс». Затем он был нанят «Феникс Санс» в качестве второго тренера под руководством Дэнни Эйнге. После двух сезонов он был назначен главным тренером «Санс» и прорабатывал боковые линии в «Финиксе» до 2001 года. Скайлз стал главным тренером «Чикаго Буллз» в 2003 году. Он сразу же влил в клуб свои фирменные агрессивность и упорство и привел команду ко второму лучшему перелому в истории франшизы, выиграв на 24 игры больше, чем в предыдущем сезоне.
Текс Уинтер
Текс Уинтер занимался тренерской деятельностью почти 60 лет и, пожалуй, наиболее известен тем, что преподавал нападение в треугольнике, концепцию, которую он узнал в 1940-х годах от Сэма Барри, своего тренера в Университете Южной Калифорнии. С Университета Южной Калифорнии он начал свою тренерскую карьеру помощником в Канзасском государственном университете. После двух лет работы в качестве главного тренера в Университете Маркетт он вернулся в штат Канзас в качестве главного тренера на следующие 15 лет. Последующие должности главного тренера колледжа включают Вашингтонский университет, Северо-западный университет и Лонг-Бичский государственный университет. Вступление Уинтера в НБА состоялось в 1972 году в качестве главного тренера «Хьюстон Рокетс» в течение двух сезонов. В 1985 году он стал помощником тренера «Чикаго Буллз» и выиграл с клубом шесть титулов НБА. Затем он перешел к главному тренеру Филу Джексону, чтобы выиграть еще три чемпионата с «Лос-Анджелес Лейкерс».
Хэл Виссел
Хэл Виссел был тренером в колледже и на профессиональном уровне последние пять десятилетий и остается одним из самых уважаемых инструкторов в спорте. Виссел был помощником тренера НБА для «Атланта Хоукс», «Голден Стэйт Ворриорз», «Мемфис Гриззлис» и «Нью-Джерси Нетс». Он также был главным тренером в нескольких колледжах, включая Университет Северной Каролины в Шарлотте, колледж Спрингфилда, Фордхэмский университет, Колледж Лафайет, Государственный университет Трентона (ныне колледж Нью-Джерси) и Флоридский Южный колледж, где он выиграл Национальный чемпионат второго дивизиона. В дополнение к тренерской деятельности Виссел основал Basketball World Inc., учебное предприятие, в котором представлены лагеря, сборы, видеоролики и книги.
Дэйв Вол
Дэйв Вол теперь является помощником генерального менеджера «Бостон Сэлтикс» после работы в клубе в качестве помощника тренера. Вол начал свою карьеру тренера НБА в качестве помощника тренера под руководством Пэта Райли с «Лос-Анджелес Лейкерс» после семилетней игровой карьеры в лиге. Он работал с «Лейкерс» в двух разных категориях, начиная с 1982 года, в сезоне 1985 года по версии НБА, а также во второй части сезона 1998–1999 года. В промежутке он был главным тренером «Нью-Джерси Нетс». Кроме того, Вол был помощником тренера у «Сакраменто Кингс» и «Лос-Анджелес Клипперс», помощником тренера и разведчиком для «Майами Хит» и помощником тренера для «Орландо Мэджик».
Ключ к диаграммам
Примечание для читателей. Схема поля, используемая в этой книге, исключает многие маркировки поля, чтобы представление движений игроков и проходов было максимально ясным. Трехточечная линия НБА была включена в качестве контрольной точки расстояния по периметру корзины. Мы надеемся, что этот оптимизированный подход никоим образом не будет препятствовать приложениям, которые вы хотите внести на поля международные, колледжей или высших учебных заведений.
Часть I
Индивидуальное нападение
Глава 1
Техника броска
Хал Виссел
Главнейшим навыком в баскетболе является выполнение броска мяча в корзину. Использование передач, ведения и подбора мяча, а также защита могут дать возможность для результативного броска, но эти возможности не так однозначны. В редких случаях игроки с относительно слабым навыком броска, но имеющие выдающиеся атлетические данные либо другие уникальные особенности, могут принести существенную пользу игре. Все остальные игроки должны тренировать точный и стабильный бросок. Бросающий в корзину игрок обязан вынудить защитника прибегнуть к плотной опеке, чтобы открыть место для маневра в нападении.
Ключевой принцип командного нападения – расстановка, а иначе говоря, поддержание дистанции между игроками. Правильная расстановка позволяет переключить защитника с опекаемого на других игроков. Тем не менее правильная расстановка не играет роли, если защитники могут отступить к корзине, опекая игроков, способных забросить с дальней дистанции либо создать помеху в коридоре паса или ведения мяча. Для успешной игры против зонной и личной защиты в команде должны присутствовать игроки, способные забрасывать с дальней дистанции. Нападающие игроки должны поддерживать надлежащую расстановку для сохранения преимущества, достигаемого надежными бросками. Такие броски вынуждают защитников прибегать к более плотной опеке, что приводит к ситуации, когда атаковать защиту становится проще.
Снайпер совершает бросок четко, плавно и ровно. Некоторые считают, что снайперы получают свой дар при рождении, но это заблуждение. Великими снайперами становятся, а не рождаются. Броски таких игроков выглядят так естественно, словно это врожденный навык, но на самом деле этот «навык» является результатом тренировок и должного настроя. Вспоминая таких снайперов, как Ларри Бёрд и Рэй Аллен («Бостон Селтикс»), Предраг Стоякович («Нью Орлеанс Хорнетс») или Стив Нэш («Феникс Санс»), стоит отметить, что главным является не только техника броска, но и расположение и перемещение игроков в защите и нападении. Снайпер принимает решение сделать финт, передачу мяча, проход к корзине или остановить атаку, чтобы сделать перегруппировку. У Нэша и других великих снайперов НБА эти навыки доведены до автоматизма. Как и другие талантливые спортсмены, снайперы максимально выкладываются, демонстрируя свои навыки на уровне подсознания. Каждый из них был когда-то начинающим игроком и стал снайпером благодаря упорным тренировкам. Усердие на тренировках приводит к улучшению навыка броска, которое, в свою очередь, приводит к повышению уверенности в своих силах, что, в свою очередь, ведет к успешной игре и продолжению усердных тренировок. Подобный цикл знаком каждому, кто достиг больших успехов.
Бросок является навыком, который можно развивать без посторонней помощи. Освоившему правильную технику броска игроку нужны только мяч, корзина и энтузиазм. Тем не менее полезными являются тренировки в условиях реальной игры, включая игру против прессинга. В этом случае будет полезным участие партнера, который может помочь, обеспечив защиту прессингом.
Уверенность
Для совершения успешных бросков требуется гораздо больше, чем правильная техника. В баскетболе важны как умственные способности, так и физическая подготовка. Развитие умственных способностей необходимо для успешного выполнения броска и других базовых игровых навыков. Каждый раз, бросая мяч в корзину, игрок должен быть уверен в своих действиях. Уверенный игрок контролирует свои мысли, чувства и навыки броска.
Важно знать, что корзина на самом деле достаточно большого размера. Корзина настолько большая, что на кольце может одновременно поместиться три с половиной мяча. Осознание этого удивляет большинство игроков и повышает их моральный дух. Если поместить три мяча на кольцо, то останется достаточно места, чтобы свободно просунуть руку между ними (рис. 1.1).
Это также способствует уверенности при доведении, броска до момента попадания мяча в кольцо. Это не только правильно с точки зрения техники, но и способствует игроку проявлять качества снайпера. Уверенность появляется в результате постоянной положительной обратной связи, возникающей за счет постоянных тренировок и участия в играх. Некоторые игроки переоценивают свои навыки в бросках мяча в корзину, совершают броски с низкой вероятностью попадания и, как следствие, теряют уверенность в своих возможностях по совершению броска. Многие игроки совершают одну большую ошибку, когда начинают думать о причинах после нескольких промахов. Замедленный темп броска – верный признак того, что игрок находится в задумчивости.
Рисунок 1.1 На кольце помещаются три с половиной мяча.
Хорошие снайперы остаются уверенными, даже когда после серии подряд заброшенных мячей следует несколько промахов. Они не отступают после промаха, а напротив, мысленно делают поправку и представляют себе успешный бросок. Позитивная установка (такая как «Я – снайпер!», «Все в корзину!» и «Засчитайте это!») способна добавить уверенности в совершаемом броске. Результативные снайперы, не выходившие на площадку в последние периоды или матчи, должны постоянно мысленно напоминать себе о прошлых успехах.
Уверенные игроки полагаются на свои возможности и не позволяют внезапным снижениям результативности бросков влиять на уверенность. Существует прямая связь между уверенностью при броске и успешностью броска, что всегда можно наблюдать у игроков, являющихся величайшими снайперами.
Ритм броска
Игра в баскетболе должна проходить в четкой, плавной и ритмичной манере, особенно это касается выполнения броска. При выполнении броска происходит синхронизация разгибательных движений ног, спины, плеч и бросковой руки в локте со сгибанием запястья и пальцев. Броски, совершаемые с равномерным темпом движения, имеют больше шансов завершиться результативно. Начальный импульс и ритм броска задается движением ног в вертикальной плоскости. Мы подробно рассмотрим каждое из этих движений в разделе «Техника броска», здесь приведем их в общем виде.
• Начальная позиция – слегка согнутые в коленях ноги. Согните ноги в коленях и разогните их полностью, совершая вертикальное движение. Ноги и бросковая рука должны двигаться вместе – ноги и рука разгибаются одновременно.
• До момента полного разгибания ног спина, плечи и бросковая рука продолжают плавно и непрерывно разгибаться. Держа мяч максимально высоко, бросковая рука направляет его в сторону кольца. Старайтесь не опускать мяч, а использовать движения ног в вертикальной плоскости для поддержания ритма. Привычка держать мяч высоко позволяет сделать быстрый выпуск мяча, снижая вероятность ошибки. Опуская мяч, бросковая рука смещается от центра, что может привести к боковому вращению мяча при последующем броске. Увеличение амплитуды движений при броске повышает вероятность ошибки и замедляет скорость выпуска мяча. При необходимости опустить мяч для поддержания ритма необходимо сконцентрироваться на том, чтобы бросковая рука находилась поверх мяча.
• При бросковом движении рук поддерживающая рука передает мяч в бросковую руку. Хороший ориентир для определения необходимого предела при перемещении мяча – появление складки на коже между запястьем и предплечьем.
• Такое положение рук позволяет осуществлять быстрый выпуск и стабильное сопровождение мяча. Бросковая рука запястьем и пальцами направляется в сторону корзины с углом наклона руки 45–60 градусов с последующим полным разгибанием в локте.
• Завершающие действия, обеспечивающие силу броска и контроль над мячом, осуществляются посредством движений запястья и пальцев, направленных в сторону цели. Мяч выпускается касанием кончика указательного пальца, придавая мячу обратное вращение, что смягчает бросок. Поддерживающая рука касается мяча до момента выпуска.
Характер силы, с которой производится бросок, зависит от дистанции броска. На коротких дистанциях наибольший вклад в силу броска вносят рука, запястье и пальцы. Броски с дальних дистанций задействуют силу ног, спины и плеч. Плавный ритм и полное сопровождение мяча также улучшают дальние броски.
Бросок в прыжке из-под корзины осуществляется посредством прыжка с броском в высшей точке прыжка, где основная сила броска исходит от руки, запястья и пальцев. Бросок в прыжке на дальней дистанции дополнительно подразумевает одновременное участие в броске ног, спины и плеч.
Техника броска
Техника выполнения броска является важным аспектом. Хороший игрок должен быть техничным, но не техническим. Броски должны совершаться плавно и ритмично. Как упоминалось выше, все фазы броска должны протекать в последовательном ритме (рис. 1.2). Для тренировки непрерывно плавного и точного броска необходимо концентрироваться на одном или двух технических аспектах одновременно.
Зрение
Игрок должен видеть корзину, его взгляд фиксирован над передней частью кольца при совершении любых бросков, кроме бросков с отскоком мяча от щита. Броски с отскоком должны совершаться под углом 45 градусов к щиту. Зона 45-градусного броска располагается между линией штрафного броска и средней вспомогательной отметкой на боковой линии. Зона броска с отскоком называется 45-градусный конус, его угол расширяется при перемещении игрока назад от кольца. При выполнении броска с отскоком необходимо целиться в ближний верхний угол квадрата на щите.
Цель необходимо увидеть как можно раньше и сохранять взгляд на ней до момента попадания мяча в корзину. Глаза не должны сопровождать полет мяча или отвлекаться на руки защитников. Концентрация на цели помогает избавиться от отвлекающих факторов, таких как крики, движения вне площадки, руки противника и даже грубый фол.
Рисунок 1.2 Техника броска: а) Мяч располагается между плечом и ухом, бросковая рука направлена на кольцо. Взгляд сфокусирован на цели непосредственно над передней частью кольца. Колени слегка согнуты. Бросок начинается со сгибания ног в коленях с последующим полным их разгибанием в вертикальной плоскости для задания ритма и размаха. б) Ноги двигаются вместе с бросковой рукой – выпрямление ног и рук происходит одновременно. К моменту полного разгибания ног спина, плечи и бросковая рука разгибаются полностью плавно и непрерывно. Запястье и пальцы вытягиваются в сторону цели для обеспечения окончательной стадии выпуска мяча с помощью указательного пальца.
Баланс
Правильный баланс позволяет контролировать силу и ритм броска. Стойка игрока, положение его ног являются основой баланса. Постоянный контроль над стойкой обеспечивает баланс игрока.
• Ноги расставлены на ширину плеч, ступни, колени и бедра направлены строго на корзину.
• Ступня ноги со стороны бросковой руки направлена прямо. Носок другой ноги ставится относительно пятки ноги со стороны бросковой руки (связь «носок-пятка»).
• Ноги согнуты в коленях для обеспечения необходимой силы броска. Начинающие и уставшие игроки часто забывают сгибать колени и для компенсации недостатка силы броска вынуждены бросать мяч из-за головы или совершать пас от бедра, что приводит к ошибкам.
• Голова находится слегка впереди над корпусом для поддержки баланса.
• Предплечья – в расслабленном положении в направлении корзины.
Движения ног
Для обеспечения ритма и размаха не опускайте мяч и не делайте шаг при броске, а пользуйтесь движением ног в вертикальной плоскости.
• В начальном положении колени слегка согнуты.
• Согните ноги в коленях и разогните их полностью, совершая вертикальное движение.
• Слова «вниз и вверх», произнесенные в начале броска, станут стимулом для движения ног в вертикальной плоскости, задавая ритм и силу броска.
• Ноги и бросковая рука должны двигаться вместе. Происходит одновременное разгибание ног и рук. К моменту полного выпрямления ног спина, плечи и бросковая рука разгибаются плавно и непрерывно по направлению к цели.
Используйте движение ног в вертикальной плоскости вместо опускания мяча для поддержания ритма. Привычка высоко держать мяч позволяет сделать быстрый выпуск мяча, снижая вероятность ошибки. Использование шага при броске способно увеличить размах, но в этом случае при выполнении броска появляется один лишний такт. Пользуясь методом с движением в вертикальной плоскости, бросок производят за один такт. При броске с остановкой сгибание ног происходит во время самой остановки, позволяя сразу начать бросок и произвести быстрый выпуск.
Положение рук
Одним из самых неправильно оцениваемых факторов техники броска является положение рук. Бросковая рука должна располагаться ровно за мячом. Рука должна быть поднята в направлении кольца. Поддерживающая рука должна быть под мячом для соблюдения баланса. Данное положение рук называется «хват с подхватом». Бросковая рука всегда должна быть готова для совершения броска без предварительной балансировки мяча.
• Расположите руки достаточно близко друг к другу, держа их в расслабленном состоянии, а пальцы – в комфортном. Большой палец бросковой руки расслаблен и не отставлен сильно в сторону (для избежания напряжения в кисти и предплечье). Кисть в расслабленном положении естественным образом формирует поддержку для мяча, он лежит на подушечках пальцев, но не на ладони.
• Поместите поддерживающую руку под мяч. Вес мяча распределяется как минимум на два пальца (безымянный и мизинец). Бросковая рука находится в комфортном положении с локтем слегка отведенным назад и вбок.
• Поместите бросковую руку ровно позади мяча, держа указательный палец в его середине. Окончательный выпуск мяча осуществляется указательным пальцем. При выполнении штрафного броска у игрока есть время для нахождения центра мяча, ориентируясь по ниппелю или иным меткам. Тренировка кончиков пальцев ведет к мягкому и точному броску.
• Держите мяч свободно впереди и над плечом бросковой руки в области между ухом и плечом.
Уверенность и техника броска важны сами по себе, но максимальная польза для бросков от них есть только при правильном сочетании.
Ровная постановка локтя
Держите ровно локоть бросковой руки. Локоть бросковой руки, поставленный ровно, выравнивает мяч по отношению к корзине. Некоторым игрокам не хватает гибкости для поддержки мяча сзади, и они вынуждены сдвигать руку вперед для сохранения постановки локтя. В данном случае необходимо взять мяч сзади со сдвигом вперед и после этого максимально возможно выровнять локоть.
Сопровождение мяча
Снайперы, стабильно совершающие точные броски, придерживаются правильной техники броска даже после того, как мяч выпущен в корзину.
• После окончательного выпуска мяча касанием указательного пальца не опускайте бросковую руку, держите ее в полностью вытянутом положении с указательным пальцем, направленным строго на цель.
• Кисть бросковой руки направлена немного вниз, кисть поддерживающей руки направлена немного вверх.
• Не отводите взгляд от цели.
• Держите руку в положении сопровождения мяча до тех пор, пока он не достигнет корзины, после этого будьте готовы сделать подбор либо принять защитную стойку.
Ключевые команды
Уверенность и техника броска важны сами по себе, но максимальная польза для бросков от них есть только при правильном сочетании. Точное выполнение бросков требует объединения позитивного мышления с правильной техникой. Одним из способов их объединить является позитивный внутренний диалог. Данный метод самовнушения позволяет ускорить развитие навыка броска.
Позитивный внутренний диалог использует ключевые команды (сигнальные слова или слова-триггеры) для улучшения игровых навыков. Игроку необходимо выбрать слова, которые создадут ассоциации с правильной техникой, ритмом и уверенностью по отношению к выполнению броска. Ключевые команды должны быть короткими (желательно односложными) и индивидуальными. Несколько примеров таких команд:
• Выше! – команда для начала броска из верхней позиции и для недопущения опускания мяча.
• Прямо! – команда для того, чтобы бросковая рука направлялась прямо на корзину без поворота запястья.