banner banner banner
Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от гениев баскетбола
Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от гениев баскетбола
Оценить:
 Рейтинг: 0

Книга тренеров NBA. Техники, тактики и тренерские стратегии от гениев баскетбола


Хэл Виссел был тренером в колледже и на профессиональном уровне последние пять десятилетий и остается одним из самых уважаемых инструкторов в спорте. Виссел был помощником тренера НБА для «Атланта Хоукс», «Голден Стэйт Ворриорз», «Мемфис Гриззлис» и «Нью-Джерси Нетс». Он также был главным тренером в нескольких колледжах, включая Университет Северной Каролины в Шарлотте, колледж Спрингфилда, Фордхэмский университет, Колледж Лафайет, Государственный университет Трентона (ныне колледж Нью-Джерси) и Флоридский Южный колледж, где он выиграл Национальный чемпионат второго дивизиона. В дополнение к тренерской деятельности Виссел основал Basketball World Inc., учебное предприятие, в котором представлены лагеря, сборы, видеоролики и книги.

Дэйв Вол

Дэйв Вол теперь является помощником генерального менеджера «Бостон Сэлтикс» после работы в клубе в качестве помощника тренера. Вол начал свою карьеру тренера НБА в качестве помощника тренера под руководством Пэта Райли с «Лос-Анджелес Лейкерс» после семилетней игровой карьеры в лиге. Он работал с «Лейкерс» в двух разных категориях, начиная с 1982 года, в сезоне 1985 года по версии НБА, а также во второй части сезона 1998–1999 года. В промежутке он был главным тренером «Нью-Джерси Нетс». Кроме того, Вол был помощником тренера у «Сакраменто Кингс» и «Лос-Анджелес Клипперс», помощником тренера и разведчиком для «Майами Хит» и помощником тренера для «Орландо Мэджик».

Ключ к диаграммам

Примечание для читателей. Схема поля, используемая в этой книге, исключает многие маркировки поля, чтобы представление движений игроков и проходов было максимально ясным. Трехточечная линия НБА была включена в качестве контрольной точки расстояния по периметру корзины. Мы надеемся, что этот оптимизированный подход никоим образом не будет препятствовать приложениям, которые вы хотите внести на поля международные, колледжей или высших учебных заведений.

Часть I

Индивидуальное нападение

Глава 1

Техника броска

Хал Виссел

Главнейшим навыком в баскетболе является выполнение броска мяча в корзину. Использование передач, ведения и подбора мяча, а также защита могут дать возможность для результативного броска, но эти возможности не так однозначны. В редких случаях игроки с относительно слабым навыком броска, но имеющие выдающиеся атлетические данные либо другие уникальные особенности, могут принести существенную пользу игре. Все остальные игроки должны тренировать точный и стабильный бросок. Бросающий в корзину игрок обязан вынудить защитника прибегнуть к плотной опеке, чтобы открыть место для маневра в нападении.

Ключевой принцип командного нападения – расстановка, а иначе говоря, поддержание дистанции между игроками. Правильная расстановка позволяет переключить защитника с опекаемого на других игроков. Тем не менее правильная расстановка не играет роли, если защитники могут отступить к корзине, опекая игроков, способных забросить с дальней дистанции либо создать помеху в коридоре паса или ведения мяча. Для успешной игры против зонной и личной защиты в команде должны присутствовать игроки, способные забрасывать с дальней дистанции. Нападающие игроки должны поддерживать надлежащую расстановку для сохранения преимущества, достигаемого надежными бросками. Такие броски вынуждают защитников прибегать к более плотной опеке, что приводит к ситуации, когда атаковать защиту становится проще.

Снайпер совершает бросок четко, плавно и ровно. Некоторые считают, что снайперы получают свой дар при рождении, но это заблуждение. Великими снайперами становятся, а не рождаются. Броски таких игроков выглядят так естественно, словно это врожденный навык, но на самом деле этот «навык» является результатом тренировок и должного настроя. Вспоминая таких снайперов, как Ларри Бёрд и Рэй Аллен («Бостон Селтикс»), Предраг Стоякович («Нью Орлеанс Хорнетс») или Стив Нэш («Феникс Санс»), стоит отметить, что главным является не только техника броска, но и расположение и перемещение игроков в защите и нападении. Снайпер принимает решение сделать финт, передачу мяча, проход к корзине или остановить атаку, чтобы сделать перегруппировку. У Нэша и других великих снайперов НБА эти навыки доведены до автоматизма. Как и другие талантливые спортсмены, снайперы максимально выкладываются, демонстрируя свои навыки на уровне подсознания. Каждый из них был когда-то начинающим игроком и стал снайпером благодаря упорным тренировкам. Усердие на тренировках приводит к улучшению навыка броска, которое, в свою очередь, приводит к повышению уверенности в своих силах, что, в свою очередь, ведет к успешной игре и продолжению усердных тренировок. Подобный цикл знаком каждому, кто достиг больших успехов.

Бросок является навыком, который можно развивать без посторонней помощи. Освоившему правильную технику броска игроку нужны только мяч, корзина и энтузиазм. Тем не менее полезными являются тренировки в условиях реальной игры, включая игру против прессинга. В этом случае будет полезным участие партнера, который может помочь, обеспечив защиту прессингом.

Уверенность

Для совершения успешных бросков требуется гораздо больше, чем правильная техника. В баскетболе важны как умственные способности, так и физическая подготовка. Развитие умственных способностей необходимо для успешного выполнения броска и других базовых игровых навыков. Каждый раз, бросая мяч в корзину, игрок должен быть уверен в своих действиях. Уверенный игрок контролирует свои мысли, чувства и навыки броска.

Важно знать, что корзина на самом деле достаточно большого размера. Корзина настолько большая, что на кольце может одновременно поместиться три с половиной мяча. Осознание этого удивляет большинство игроков и повышает их моральный дух. Если поместить три мяча на кольцо, то останется достаточно места, чтобы свободно просунуть руку между ними (рис. 1.1).

Это также способствует уверенности при доведении, броска до момента попадания мяча в кольцо. Это не только правильно с точки зрения техники, но и способствует игроку проявлять качества снайпера. Уверенность появляется в результате постоянной положительной обратной связи, возникающей за счет постоянных тренировок и участия в играх. Некоторые игроки переоценивают свои навыки в бросках мяча в корзину, совершают броски с низкой вероятностью попадания и, как следствие, теряют уверенность в своих возможностях по совершению броска. Многие игроки совершают одну большую ошибку, когда начинают думать о причинах после нескольких промахов. Замедленный темп броска – верный признак того, что игрок находится в задумчивости.

Рисунок 1.1 На кольце помещаются три с половиной мяча.

Хорошие снайперы остаются уверенными, даже когда после серии подряд заброшенных мячей следует несколько промахов. Они не отступают после промаха, а напротив, мысленно делают поправку и представляют себе успешный бросок. Позитивная установка (такая как «Я – снайпер!», «Все в корзину!» и «Засчитайте это!») способна добавить уверенности в совершаемом броске. Результативные снайперы, не выходившие на площадку в последние периоды или матчи, должны постоянно мысленно напоминать себе о прошлых успехах.

Уверенные игроки полагаются на свои возможности и не позволяют внезапным снижениям результативности бросков влиять на уверенность. Существует прямая связь между уверенностью при броске и успешностью броска, что всегда можно наблюдать у игроков, являющихся величайшими снайперами.

Ритм броска

Игра в баскетболе должна проходить в четкой, плавной и ритмичной манере, особенно это касается выполнения броска. При выполнении броска происходит синхронизация разгибательных движений ног, спины, плеч и бросковой руки в локте со сгибанием запястья и пальцев. Броски, совершаемые с равномерным темпом движения, имеют больше шансов завершиться результативно. Начальный импульс и ритм броска задается движением ног в вертикальной плоскости. Мы подробно рассмотрим каждое из этих движений в разделе «Техника броска», здесь приведем их в общем виде.

• Начальная позиция – слегка согнутые в коленях ноги. Согните ноги в коленях и разогните их полностью, совершая вертикальное движение. Ноги и бросковая рука должны двигаться вместе – ноги и рука разгибаются одновременно.

• До момента полного разгибания ног спина, плечи и бросковая рука продолжают плавно и непрерывно разгибаться. Держа мяч максимально высоко, бросковая рука направляет его в сторону кольца. Старайтесь не опускать мяч, а использовать движения ног в вертикальной плоскости для поддержания ритма. Привычка держать мяч высоко позволяет сделать быстрый выпуск мяча, снижая вероятность ошибки. Опуская мяч, бросковая рука смещается от центра, что может привести к боковому вращению мяча при последующем броске. Увеличение амплитуды движений при броске повышает вероятность ошибки и замедляет скорость выпуска мяча. При необходимости опустить мяч для поддержания ритма необходимо сконцентрироваться на том, чтобы бросковая рука находилась поверх мяча.

• При бросковом движении рук поддерживающая рука передает мяч в бросковую руку. Хороший ориентир для определения необходимого предела при перемещении мяча – появление складки на коже между запястьем и предплечьем.

• Такое положение рук позволяет осуществлять быстрый выпуск и стабильное сопровождение мяча. Бросковая рука запястьем и пальцами направляется в сторону корзины с углом наклона руки 45–60 градусов с последующим полным разгибанием в локте.

• Завершающие действия, обеспечивающие силу броска и контроль над мячом, осуществляются посредством движений запястья и пальцев, направленных в сторону цели. Мяч выпускается касанием кончика указательного пальца, придавая мячу обратное вращение, что смягчает бросок. Поддерживающая рука касается мяча до момента выпуска.

Характер силы, с которой производится бросок, зависит от дистанции броска. На коротких дистанциях наибольший вклад в силу броска вносят рука, запястье и пальцы. Броски с дальних дистанций задействуют силу ног, спины и плеч. Плавный ритм и полное сопровождение мяча также улучшают дальние броски.

Бросок в прыжке из-под корзины осуществляется посредством прыжка с броском в высшей точке прыжка, где основная сила броска исходит от руки, запястья и пальцев. Бросок в прыжке на дальней дистанции дополнительно подразумевает одновременное участие в броске ног, спины и плеч.

Техника броска

Техника выполнения броска является важным аспектом. Хороший игрок должен быть техничным, но не техническим. Броски должны совершаться плавно и ритмично. Как упоминалось выше, все фазы броска должны протекать в последовательном ритме (рис. 1.2). Для тренировки непрерывно плавного и точного броска необходимо концентрироваться на одном или двух технических аспектах одновременно.

Зрение

Игрок должен видеть корзину, его взгляд фиксирован над передней частью кольца при совершении любых бросков, кроме бросков с отскоком мяча от щита. Броски с отскоком должны совершаться под углом 45 градусов к щиту. Зона 45-градусного броска располагается между линией штрафного броска и средней вспомогательной отметкой на боковой линии. Зона броска с отскоком называется 45-градусный конус, его угол расширяется при перемещении игрока назад от кольца. При выполнении броска с отскоком необходимо целиться в ближний верхний угол квадрата на щите.

Цель необходимо увидеть как можно раньше и сохранять взгляд на ней до момента попадания мяча в корзину. Глаза не должны сопровождать полет мяча или отвлекаться на руки защитников. Концентрация на цели помогает избавиться от отвлекающих факторов, таких как крики, движения вне площадки, руки противника и даже грубый фол.

Рисунок 1.2 Техника броска: а) Мяч располагается между плечом и ухом, бросковая рука направлена на кольцо. Взгляд сфокусирован на цели непосредственно над передней частью кольца. Колени слегка согнуты. Бросок начинается со сгибания ног в коленях с последующим полным их разгибанием в вертикальной плоскости для задания ритма и размаха. б) Ноги двигаются вместе с бросковой рукой – выпрямление ног и рук происходит одновременно. К моменту полного разгибания ног спина, плечи и бросковая рука разгибаются полностью плавно и непрерывно. Запястье и пальцы вытягиваются в сторону цели для обеспечения окончательной стадии выпуска мяча с помощью указательного пальца.

Баланс

Правильный баланс позволяет контролировать силу и ритм броска. Стойка игрока, положение его ног являются основой баланса. Постоянный контроль над стойкой обеспечивает баланс игрока.

• Ноги расставлены на ширину плеч, ступни, колени и бедра направлены строго на корзину.

• Ступня ноги со стороны бросковой руки направлена прямо. Носок другой ноги ставится относительно пятки ноги со стороны бросковой руки (связь «носок-пятка»).

• Ноги согнуты в коленях для обеспечения необходимой силы броска. Начинающие и уставшие игроки часто забывают сгибать колени и для компенсации недостатка силы броска вынуждены бросать мяч из-за головы или совершать пас от бедра, что приводит к ошибкам.

• Голова находится слегка впереди над корпусом для поддержки баланса.

• Предплечья – в расслабленном положении в направлении корзины.

Движения ног

Для обеспечения ритма и размаха не опускайте мяч и не делайте шаг при броске, а пользуйтесь движением ног в вертикальной плоскости.

• В начальном положении колени слегка согнуты.

• Согните ноги в коленях и разогните их полностью, совершая вертикальное движение.

• Слова «вниз и вверх», произнесенные в начале броска, станут стимулом для движения ног в вертикальной плоскости, задавая ритм и силу броска.

• Ноги и бросковая рука должны двигаться вместе. Происходит одновременное разгибание ног и рук. К моменту полного выпрямления ног спина, плечи и бросковая рука разгибаются плавно и непрерывно по направлению к цели.

Используйте движение ног в вертикальной плоскости вместо опускания мяча для поддержания ритма. Привычка высоко держать мяч позволяет сделать быстрый выпуск мяча, снижая вероятность ошибки. Использование шага при броске способно увеличить размах, но в этом случае при выполнении броска появляется один лишний такт. Пользуясь методом с движением в вертикальной плоскости, бросок производят за один такт. При броске с остановкой сгибание ног происходит во время самой остановки, позволяя сразу начать бросок и произвести быстрый выпуск.