Книга Экономическая теория: учебник - читать онлайн бесплатно, автор Вера Владимировна Амосова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономическая теория: учебник
Экономическая теория: учебник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономическая теория: учебник

Различные варианты идеи «глобализации мира» предполагают стирание национальных границ, интересов и различий народов.

Получается, что включение в «глобализирующееся мировое сообщество», например, стран Африки, Китая, Индии, России и многих других государств возможно только после предварительного освобождения их народов от накопленных веками духовных и культурных ценностей. Поэтому идея «глобализирующегося мира» может создать условия для возникновения дополнительных международных конфликтов.

Примером может служить ситуация, когда предоставление финансовой и других видов помощи странам с переходной экономикой увязывается с проведением в них жестких правительственных мер по реструктуризации финансового и корпоративного секторов, реформой государственного сектора и преобразованиями в социальной сфере.

Большую опасность для стран с переходной экономикой в условиях глобализации мирового хозяйства представляют следующие явления:

1) процесс сокращения национальных интеллектуальных ресурсов;

2) принятие болезненных социальных мер, связанных с пенсионной реформой;

3) ухудшение условий жизни и снижение реальных доходов населения;

4) глубокое имущественное расслоение населения;

5) усиление влияния моральных пороков западного образца с ослаблением национальной культурной традиции.

Однако негативные стороны глобализации не означают, что национальным экономикам следует отгородиться от мира стеной и проводить политику автаркии. Задача состоит в другом: войти в мировое сообщество с четкой концепцией и строгим соблюдением национальных интересов.

Глава 2

Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства

Назначение данной главы состоит в том, чтобы:

– познакомить читателя с естественными и социальными условиями жизни;

– рассмотреть условия функционирования производства;

– выяснить, каким образом решается проблема удовлетворения растущих потребностей на базе ограниченных ресурсов;

– показать, что концепция ограниченности ресурсов и обусловленная этим необходимость выбора является краеугольным камнем современной экономической теории.

2.1. Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов, закон редкости

Деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или средах. Главными из них являются две: социальная (общественная) и естественная (географическая).

Социальную среду жизни людей образуют:

1) отношения собственности,

2) социальное устройство общества.

1. Отношения собственности по-разному влияют на деловую активность. Общественная «ничейная» собственность не стимулирует активную хозяйственную деятельность. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду. Однако с точки зрения социальной она не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет имущественное расслоение общества, которое часто приводит к социальной напряженности.

С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы и т. п.

2. Социальное устройство общества основано на социальном законодательстве. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения. Об уровне социальной среды общества судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, возможности для использования свободного времени, уровень здравоохранения, образования, культуры и т. п.

К естественной среде относятся разного рода ресурсы и иные условия жизни.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.

1. Важнейшим элементом естественной среды являются трудовые ресурсы. В развитых странах Запада экономически активное население составляет 70 % всех трудовых ресурсов, в развивающихся – 45–55 %. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире (в т. ч. и в России) 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

2. Особым видом человеческих ресурсов является предпринимательская способность. Под предпринимательством понимается способность человека наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

3. Инвестиционные ресурсы охватывают все производственные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование и т. п.). Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием.

4. Природные ресурсы – это дары природы. В мире лишь три государства – Россия, США и Китай имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляет свою экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные, превращаются в экономические ресурсы. Естественную ограниченность ресурсов следует отличать от экономической редкости. Редкость ресурсов с точки зрения экономистов заключается в том, что все имеющиеся в распоряжении любого общества ресурсы всегда недостаточны для полного удовлетворения всех потребностей людей. Ограниченность – это не заданное природой свойство ресурсов, а скорее, отношения между людьми по поводу ресурсов. К примеру, если экономисты говорят об ограниченности земли как фактора производства, то речь идет не об ограниченности квадратных километров площади, на которых осуществляется жизнедеятельность общества, а о том, что общество не может, даже используя всю имеющуюся землю, произвести столько потребительских благ, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

Редкость – это ситуация, когда запасы некоторого блага меньше потребностей в нем.

В отличие от ограниченности (конечности) редкость блага является относительной категорией, поскольку предполагает сравнение величины запасов блага с величиной потребности в них. Если запасы блага превышают потребности в них, то у общества нет стимула к их наращиванию и поддержанию. Поэтому запасы будут истощаться до тех пор, пока они не станут редкими. Тогда деятельность, направленная на пополнение запасов этого блага, станет экономически целесообразной.

2.2. Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.

Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион и т. д. Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других.

Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.

Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта – масло и роботы. Масло символизирует потребительские товары, роботы – средства производства.

Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 тонн. Если же – роботы, то будет выпущено 6000 штук. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно.

Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов, придется сократить количество масла и наоборот. Это можно выразить и в табл. 2.1, и на графике (рис. 2.1).


Таблица 2.1

Шкала производственных возможностей



График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10 000 тонн масла можно также произвести 3000 роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5000 (точка D), производство масла придется сократить до 6000 тонн. Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов (3000 до 5000) заставит отказаться от производства 4000 тонн масла (с 10 000 до 6000).

В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботы. Поэтому кривая производственных возможностей АЕ называется кривой трансформации.



Рис. 2.1. График производственных возможностей


Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.

Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке «Х». Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики.

Производство же на основе выбора точки «N» вообще неосуществимо, т. к. эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (англ. opportuniti cost).

Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.

Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.

В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.

Вернемся к нашему примеру.

Ресурсы, с помощью которых производится масло, неполностью пригодны для производства альтернативного продукта – роботов. Когда правительство пытается увеличить производство роботов, ему приходится малопригодные для этого «масляные» ресурсы насильственно «втискивать» в промышленность, производящую роботы.

Сначала из «масляных» выбираются наиболее производительные для производства роботов ресурсы. Эти ресурсы постепенно иссякают, и для производства «собственного» продукта – масла – их становится все меньше. Чтобы получить больше масла, теперь требуется использовать и те ресурсы, производительность которых в производстве роботов выше, чем в производстве масла и т. д. Эта низкая взаимозаменяемость ресурсов, а следовательно, необходимость увеличивать их количество при переключении с производства одного продукта для получения все большего количества альтернативного продукта составляет экономический смысл закона возрастания дополнительных затрат, которые выражены не в деньгах, а в натуре (в ресурсах).

Вывод: Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой – ограниченности ресурсов, т. е. своих возможностей.

А как обстоит дело с потребностями?

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.).

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

1) физиологические (еда, питье и т. д.);

2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);

3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

4) самоуважение (достижение цели, признания);

5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).

Согласно А Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй – нематериальное.

В сфере материального производства создаются вещественные ценности (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание и т. д.).

В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, культура и др.).

Обе сферы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое в современных условиях резко усилилось. Так, высокий уровень развития материального производства в ряде стран позволил им использовать в нематериальном производстве большую часть (50–70 %) всех работающих в стране. В свою очередь достижения в сфере нематериального производстве в виде научных открытий, технических изобретений оказывают сильное воздействие на развитие производственной сферы.

Выводы:

1. Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью не утолимы.

2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

3. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.

Источником удовлетворения потребностей является БЛАГО. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понимание блага вещами и предметами. Другие относят к благам не только продукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект.

Благо – это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на:

• материальные и нематериальные;

• экономические и неэкономические;

• общественные и необщественные;

• настоящие и будущие;

• прямые и косвенные;

• долговременные и краткосрочные и т. д.

Важнейшими являются первые три группы. Рассмотрим их.

Материальные блага – это дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания).

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, искусство, театр, музей, образование. Нематериальные блага подразделяются на две группы:

– внутренние – блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух – музицирование, голос – пение);

– внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т. д.).

В основе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между потребностью в благах и доступным для распоряжения ими количеством благ.

К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явления связано с редкостью ресурсов.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода и т. д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

К общественным благам относится национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы, уличное освещение, маяки. Результаты фундаментальных научных исследований и многое другое. Общественные блага отличаются от необщественных следующими двумя характеристиками. Первая. Отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним слушателем не лишает такой же возможности других.

Вторая. Невозможность воспрепятствовать потреблению общественных благ. Например, невозможно запретить использовать свет маяка одними кораблями в угоду другим.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат, который имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы и т. п.).

2.3. Основы общественного производства

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

Производство – это процесс, в котором люди, воздействуя на вещество природы, производят материальные и духовные блага.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предмета труда и средств труда. Их принято называть простыми моментами процесса труда.

Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.

Предмет труда – это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта.

Средства труда – это орудия, при помощи которых человек воздействует на предмет труда.

Предметы и средства труда, необходимые для создания какого-либо товара, образуют средства производства.

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы, во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами, второй – экономическими отношениями.

Производительные силы – это средства производства и рабочая сила в тесном взаимодействии.

Научно-техническая революция их существенно преобразует. Так, средства производства обогащаются информатикой, электронно-вычислительной и компьютерной техникой. Происходят качественные изменения и со стороны труда: появляется его научная организация, повышается квалификационный и интеллектуальный уровень работников, увеличивается роль и значимость предпринимательских способностей человека.

Экономические отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Характер экономических отношений определяется формой собственности на средства производства.

Они включают в себя, во-первых, производственные отношения, т. е. те, которые распространяются только на сферу производства, и, во-вторых, отношения, которые складываются в непроизводственной сфере.

По структуре экономические отношения подразделяются на организационно-экономические и социально-экономические.

Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организовано производство, распределение и обмен произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм за счет накопления капитала), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц в единое целое) и др.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. От формы собственности зависит главное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.

Результатом хозяйственной деятельности людей в течение года является общественный продукт. В своем движении он проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство есть процесс создания полезного продукта. Это исходная стадия. По поводу его места в движении общественного продукта существуют разные позиции экономистов. Одни считают, что эта стадия имеет решающее значение, ибо если не созданы материальные и духовные блага, то нечего распределять, обменивать и потреблять.

По мнению других, экономика появляется лишь тогда, когда возникает обмен, поэтому именно обмен и распределение выступают решающими факторами.

С сожалением приходится констатировать, что укореняющаяся в массовом сознании второстепенность производства наносит колоссальный ущерб экономике современной России. На наших глазах с катастрофической скоростью снижается роль, значение и престижность производительного труда, а, значит, и созидательной деятельности общества в целом.

Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте.

Обмен – это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен органично связаны с производством, они являются звеньями одной цепи. Распределение и обмен опосредствуют связь между производством и потреблением.

Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление является заключительной фазой использования продукта.

Потребление может быть производственным и непроизводственным. Производственное потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы.

Непроизводственное потребление выступает как личное и общественное.

Личное потребление – это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и т. д.

Общественное – удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне и т. д.

Взаимозависимость производства и потребления заслуживает особого внимания. Процесс производства предполагает процесс потребления. Более того, производство – это не только процесс создания благ и услуг, но и процесс потребления их как факторов. Например, токарные станки как результат станкостроительного производства потребляются (используются) в последующем производственном процессе, скажем, на деревообрабатывающем комбинате.

Как любой процесс, производство имеет начало и конец. В самом начале производственного процесса имеются, с одной стороны, необходимые ресурсы, с другой – готовый продукт, как цель производства. В процессе производства определенными порциями расходуются ресурсы и такими же порциями прирастает продукт. В конце процесса производства все израсходованные ресурсы превращаются в готовый продукт. Процесс производства заканчивается, начинается процесс потребления. Потребление произведенного продукта так же, как и его производство, – это процесс, который тоже имеет начало и конец. В начале процесса потребления на одной стороне имеется готовый продукт, который является материалом для потребления. На другой стороне – неудовлетворенная потребность в этом продукте. В процессе потребления эти два начала взаимодействуют: потребляются порции продукта и по мере их потребления потребность из состояния неудовлетворенной переходит в удовлетворенную. Результатом процесса потребления является не просто удовлетворенная потребность, но одновременно произведенный ресурс для начала нового акта производства. Но производство и потребление не являются замкнутым в себе процессом. Они связаны с природой и ее запасами. Люди постоянно берут для производства вещества природы и выбрасывают обратно отходы потребления. На этом этапе возникает не только экономическая, но и глобальная экологическая проблема, пути решения которой пока только намечаются.