Кое- , -либо, -то, -нибудь и другие как-либо или кое-как использованные могут как-нибудь создать излишнюю напряженность кому-то из читателей и усложнить понимание текста.
Ошибка 27. Мало газа
Описания – это тормоз. Диалоги и действия – это газ.
Не надо изображать Толстого (ударение ставить на своё усмотрение) и описывать дуб на несколько страниц. Мне, как читателю, пофигу большинство вещей вокруг, если они никак не раскрывают героя или сюжет. А как выглядит хоть дуб, хоть одежда фентези мира представить довольно легко в наш век кино, игр и интернета.
Так что вместо прилагательных пусть лучше будет действие. И не важно, пишите вы книгу, письмо начальнику или просите у мужа шубу. Действие будет понятнее и яснее.
Вместо “У нас маленькие зарплаты” лучше “Прошу повысить мне зарплату на 10 %, чтобы она соответствовала рыночному уровню”.
Вместо “Что-то сегодня холодно” лучше “Дорогой, купи мне, пожалуйста, вот эту шубу”.
Ошибка 28. Клише
Избегайте клише, они стопорят.
Боитесь, что подберете метафору тоже стопорящую?
Лучше я споткнусь на “быстрый, как мой бывший”, чем на “быстрый, как ветер”. Еще лучше: просто удалите и оставьте “быстрый”. Почему? А это уже будет ошибка сравнений и метафор, о которой мы еще поговорим.
Ошибка 29. Использовать только 1-2 органа чувств
Ранее ученые утверждали, что все мы делимся на аудиалов, кинестетиков и визуалов. Потом оказалось, что доказательная база у этого исследования так себе, но и опровергнуть его еще не удалось.
В любом случае, осознанно или нет, какие-то органы чувств мы развиваем сильнее, какие-то меньше, но пользуемся (если нет физических проблем) ими всеми.
И для полной картинки не забывайте ни об одном из них.
Ведь писателям свойственно обращаться к любимым органам чувств – будь то язык ощущений или то, что видят глаза, или воспринимается ушами.
Вкус и обоняние тем самым забывается.
Это совершенно нормально, мы все разные, кому-то проще воспринимать информацию на слух, кому-то легче запоминается глазами, а кому-то важнее пощупать. Но учитывайте, разные и читатели. И чтобы прочувствовать могли все, используйте разные органы чувств.
Запахи, картинка, вкус, текстура, звучание…
Не обязательно напрямую, вот примеры звучащих, зрительных или ощутимых слов:
Слова, затрагивающее звучание:
Голос, не говори, послушайте, я услышала, обсуждать, ругаться, чавкать, шуметь, усиливать, идея звучит заманчиво, молчаливый, я рада была услышать, неслыханный, тишина, эхо, ритм, громкий, благозвучный…
Слова, затрагивающие зрение:
Смотреть, подсвечивать, заметить, описывать, наблюдать, казаться, увидеть, зелень, разноцветный, маленький, широкий, картина, видишь, на первый взгляд, как видите…
Слова, затрагивающие ощущения:
Схватывать, чувствовать, мягкий, весомый, спокойный, теплый, ощущать, касаться, гибкий график, переживание, чувство, тяжесть, нагрузка, прочный, хороший нюх, ароматный…
То есть, если хотите добавить звуков в книгу, можно и просто заменить “увеличить” на “усилить”. Но прям сильно пока не заморачивайтесь, вы в будущем соберете читателей, которые воспринимают информацию примерно так же, как вы (например, скорее визуально).
А добавлять чуть больше органов чувств можно будет уже потом: в целях расширения аудитории.
Ошибка 30. Нет разбивки однотипного
Огромный поток описаний требует разбивкой диалогами, а страницы диалогов – описаниями. Но не только. В большом количестве может надоесть или разонравиться все что угодно.
Если воспоминания внешние (рассказываются кем-то), то разбивайте внутренними ощущениями. Если внутренние (монолог), то разведите внешними событиями.
Если подряд несколько длинных предложений, добавьте короткое (и наоборот).
Пусть текст выглядит красивым, ритмичным и не утомляет читателя.
Ошибка 31. Повтор слов с единым значением
Имеется ввиду, что если убрать одно из этих слов, смысл не изменится, так как они в данном контексте – синонимы.
например: “Глупая курица”. Если просто сказать “Курица”, будет понятно, что имеется ввиду глупая. Или “Глупая” также опишет тугодумность.
Ошибка 32. Думать, что уровень знаний и опыта у читателя тот же
Использовать термины, редкие слова и что-то утверждать, не ведя к этому сюжет. Мне очень нравится, как об этом говорится в книге Криса Андерсона: “Ted-выступления. Слова меняют мир”. Ниже небольшая выдержка оттуда по теме “проклятие знания”:
“Мы настолько привыкаем к какой-то теме, что кажется остальные ее видят так же. Трудно вспомнить каково это – НЕ знать. А чтобы доносить мысль – придется.
Объяснение сложных знаний строить по схеме:
1. Связать с текущим состоянием;
2. Разжечь любопытство;
3. Привести концепции одну за другой;
4. Использовать понятные метафоры;
5. Привести примеры;
Усиливайте молчанием.
Описывайте доступным языком (без интеллектуального языка и технических терминов)”.
Ошибка 33. Ставить себя выше читателя
Продолжу идеей из той же книги:
“Смотрите, чего мы достигли” меняйте на “Смотрите, как это интересно”.