banner banner banner
150+ ошибок писателя
150+ ошибок писателя
Оценить:
 Рейтинг: 0

150+ ошибок писателя


Кое- , -либо, -то, -нибудь и другие как-либо или кое-как использованные могут как-нибудь создать излишнюю напряженность кому-то из читателей и усложнить понимание текста.

Ошибка 27. Мало газа

Описания – это тормоз. Диалоги и действия – это газ.

Не надо изображать Толстого (ударение ставить на своё усмотрение) и описывать дуб на несколько страниц. Мне, как читателю, пофигу большинство вещей вокруг, если они никак не раскрывают героя или сюжет. А как выглядит хоть дуб, хоть одежда фентези мира представить довольно легко в наш век кино, игр и интернета.

Так что вместо прилагательных пусть лучше будет действие. И не важно, пишите вы книгу, письмо начальнику или просите у мужа шубу. Действие будет понятнее и яснее.

Вместо “У нас маленькие зарплаты” лучше “Прошу повысить мне зарплату на 10 %, чтобы она соответствовала рыночному уровню”.

Вместо “Что-то сегодня холодно” лучше “Дорогой, купи мне, пожалуйста, вот эту шубу”.

Ошибка 28. Клише

Избегайте клише, они стопорят.

Боитесь, что подберете метафору тоже стопорящую?

Лучше я споткнусь на “быстрый, как мой бывший”, чем на “быстрый, как ветер”. Еще лучше: просто удалите и оставьте “быстрый”. Почему? А это уже будет ошибка сравнений и метафор, о которой мы еще поговорим.

Ошибка 29. Использовать только 1-2 органа чувств

Ранее ученые утверждали, что все мы делимся на аудиалов, кинестетиков и визуалов. Потом оказалось, что доказательная база у этого исследования так себе, но и опровергнуть его еще не удалось.

В любом случае, осознанно или нет, какие-то органы чувств мы развиваем сильнее, какие-то меньше, но пользуемся (если нет физических проблем) ими всеми.

И для полной картинки не забывайте ни об одном из них.

Ведь писателям свойственно обращаться к любимым органам чувств – будь то язык ощущений или то, что видят глаза, или воспринимается ушами.

Вкус и обоняние тем самым забывается.

Это совершенно нормально, мы все разные, кому-то проще воспринимать информацию на слух, кому-то легче запоминается глазами, а кому-то важнее пощупать. Но учитывайте, разные и читатели. И чтобы прочувствовать могли все, используйте разные органы чувств.

Запахи, картинка, вкус, текстура, звучание…

Не обязательно напрямую, вот примеры звучащих, зрительных или ощутимых слов:

Слова, затрагивающее звучание:

Голос, не говори, послушайте, я услышала, обсуждать, ругаться, чавкать, шуметь, усиливать, идея звучит заманчиво, молчаливый, я рада была услышать, неслыханный, тишина, эхо, ритм, громкий, благозвучный…

Слова, затрагивающие зрение:

Смотреть, подсвечивать, заметить, описывать, наблюдать, казаться, увидеть, зелень, разноцветный, маленький, широкий, картина, видишь, на первый взгляд, как видите…

Слова, затрагивающие ощущения:

Схватывать, чувствовать, мягкий, весомый, спокойный, теплый, ощущать, касаться, гибкий график, переживание, чувство, тяжесть, нагрузка, прочный, хороший нюх, ароматный…

То есть, если хотите добавить звуков в книгу, можно и просто заменить “увеличить” на “усилить”. Но прям сильно пока не заморачивайтесь, вы в будущем соберете читателей, которые воспринимают информацию примерно так же, как вы (например, скорее визуально).

А добавлять чуть больше органов чувств можно будет уже потом: в целях расширения аудитории.

Ошибка 30. Нет разбивки однотипного

Огромный поток описаний требует разбивкой диалогами, а страницы диалогов – описаниями. Но не только. В большом количестве может надоесть или разонравиться все что угодно.

Если воспоминания внешние (рассказываются кем-то), то разбивайте внутренними ощущениями. Если внутренние (монолог), то разведите внешними событиями.

Если подряд несколько длинных предложений, добавьте короткое (и наоборот).

Пусть текст выглядит красивым, ритмичным и не утомляет читателя.

Ошибка 31. Повтор слов с единым значением

Имеется ввиду, что если убрать одно из этих слов, смысл не изменится, так как они в данном контексте – синонимы.

например: “Глупая курица”. Если просто сказать “Курица”, будет понятно, что имеется ввиду глупая. Или “Глупая” также опишет тугодумность.

Ошибка 32. Думать, что уровень знаний и опыта у читателя тот же

Использовать термины, редкие слова и что-то утверждать, не ведя к этому сюжет. Мне очень нравится, как об этом говорится в книге Криса Андерсона: “Ted-выступления. Слова меняют мир”. Ниже небольшая выдержка оттуда по теме “проклятие знания”:

“Мы настолько привыкаем к какой-то теме, что кажется остальные ее видят так же. Трудно вспомнить каково это – НЕ знать. А чтобы доносить мысль – придется.

Объяснение сложных знаний строить по схеме:

1. Связать с текущим состоянием;

2. Разжечь любопытство;

3. Привести концепции одну за другой;

4. Использовать понятные метафоры;

5. Привести примеры;

Усиливайте молчанием.

Описывайте доступным языком (без интеллектуального языка и технических терминов)”.

Ошибка 33. Ставить себя выше читателя

Продолжу идеей из той же книги:

“Смотрите, чего мы достигли” меняйте на “Смотрите, как это интересно”.