Почтовое отделение было рядом, очереди к окошку выдачи ценных писем и бандеролей не наблюдалось. Тине выдали небольшой пакет в плотной желтоватой бумаге. Никакой ошибки не было, вот же на пакете ее фамилия.
Вернувшись из магазина, Тина первым делом вскрыла бандероль: ее распирало любопытство.
В пакете оказалась книга. При виде ее Тина замерла, как громом пораженная.
Темная твердая обложка, по которой бежали красные буквы названия – «Следы на снегу». Точно такая же книга, какую держало косматое существо из сна.
Значит, это был не простой сон…
Тина перелистала страницы, как будто рассчитывала что-то найти, но там, разумеется, ничего не было.
Насколько она поняла, речь в книге шла о снежном человеке, йети. Причем непонятно было на первый взгляд, документальное это повествование или просто вымысел, то есть автор дал волю своей фантазии. Фамилия автора была Прошкин.
«Несерьезная какая-то фамилия», – поморщилась Тина.
И тут она вспомнила, как косматое чудище из ее сна загибало уголки страниц точно в такой же книге.
Тина еще раз перелистала томик и нашла в ней несколько загнутых уголков. Это само по себе было странно: книга была новой, явно нечитанной – кто же загнул эти уголки? И главное – зачем?
Вспомнив свой сон, Тина почувствовала странное волнение.
Все здесь не случайно, все имело какой-то скрытый смысл… И эта книга про снежного человека, разве это не совпадение с ее сном? Хотя нарисованный на картинке снежный человек был совсем не похож на существо из ее сна. Ну откуда художнику знать, он же йети никогда не видел…
Она несколько минут разглядывала загнутые листки. В голове мелькнула свежая мысль, и Тина выписала на листок номера этих страниц: 9–13–47–82…
Она записала цифры вплотную, одну за другой, потом разбила на две группы, из трех цифр и из четырех, потом на три… И вдруг поняла, что это – номер телефона.
Да нет, попыталась убедить себя, не может быть, это совершенно случайное совпадение. Но рука сама уже тянулась к телефонной трубке.
Тина набрала номер и почти сразу услышала незнакомый женский голос:
– Библиотека имени Иоганна Гуттенберга!
«Кто такой Иоганн Гуттенберг? – подумала Тина. – Ах да, он же изобрел книгопечатание и напечатал первую книгу. Что ж, подходит для библиотеки…»
Она не знала, что сказать, и машинально проговорила:
– У меня тут книга, «Следы на снегу»…
– Вот как? – Голос в трубке изменился. – Что же вы ее не возвращаете? Нехорошо! У нас на нее настоящая очередь! Столько желающих… Приходите как можно скорее, приносите ее! Сегодня мы работаем до семи. Спросите Александру Ильиничну… Александру Ильиничну! – с нажимом повторила собеседница на том конце провода.
Тина хотела возразить, сказать, что это какое-то недоразумение, что она не брала эту книгу в библиотеке и вообще в ней никогда не была записана, но загадочная Александра Ильинична уже повесила трубку.
Тина в растерянности смотрела на телефон.
Очень странный разговор!
Почему эта женщина так настаивала, чтобы читательница пришла именно сегодня? Неужели настолько дефицитная книга? Да сейчас любую можно найти без проблем, полки в книжных магазинах ломятся от новинок и классики, в крайнем случае можно скачать электронную версию из Интернета, так что совершенно незачем ждать своей очереди в библиотеке! И потом, почему она сказала, что нужно спросить именно ее?
Казалось бы, книгу можно отдать кому угодно, но она дважды повторила имя и отчество, будто боялась, что издание попадет не в те руки…
Странно все это!
Тина хотела выбросить телефонный разговор из головы, ведь на самом деле это какая-то ошибка, но ее не оставляло странное беспокойство. И не давало покоя любопытство…
Она приготовила себе завтрак, поела, но без аппетита, не чувствуя вкуса еды.
Ее мысли были заняты странными событиями последних дней – повторяющийся странный сон, загадочная бандероль, необычный телефонный разговор… Но ведь бандероль-то была на ее имя, кто-то же прислал ей книгу…
Помыв посуду, Тина поняла, что не успокоится, пока не поймет, в чем дело.
Для начала нужно узнать, где находится библиотека. Как она называется? Библиотека имени первопечатника Ивана Федорова? Нет, кто-то другой… Тина напрягла память и вспомнила: библиотека имени Иоганна Гуттенберга.
Включив компьютер, она без проблем выяснила, что такая библиотека действительно существует и находится неподалеку. Что ж, это радует. Все-таки что-то определенное.
Уже одевшись, она чуть помедлила, оглянувшись. В квартире царил чудовищный беспорядок. Вещи брошены как попало, ведь вчера она приехала абсолютно без сил. По углам пыль, чуть ли не паутина, на кухне жирные разводы по кафелю. И самое главное – холодильник хоть и полон, но готовой еды нет.
Здравый смысл подсказывал Тине забыть хотя бы на время обо всех странных событиях, что случились с ней за последние два дня, и сосредоточиться на домашнем хозяйстве. Пропылесосить квартиру, запустить стиральную машину и приготовить обед. Грибной суп. И свинину запечь в духовке. Нет, лучше рассольник.
Она постояла минуту, с тоской глядя на покосившуюся картинку в прихожей и на комки пыли в углу. Затем аккуратно закрыла за собой входную дверь и бегом спустилась по лестнице, не дожидаясь лифта.
Библиотека имени Гуттенберга располагалась в старинном доме, выкрашенном когда-то голубой краской, с белыми колоннами по сторонам портала и пилястрами. Дверь была очень высокая, дубовая, резная, потемневшая от времени. Сбоку висела доска, на которой было написано, что дом является памятником архитектуры начала девятнадцатого века, что раньше это был дворец графа Бутусова и что теперь особняк охраняется государством.
Тина потянула на себя тяжелую неподатливую дверь и вошла в холл библиотеки.
Справа от входа был выгорожен закуток, в котором женщина средних лет с высокой старомодной прической торговала театральными билетами – должно быть, библиотека сдала ей в аренду этот уголок, чтобы немного поправить свое финансовое положение. Впрочем, вряд ли она много платила за аренду.
– Не проходите мимо, девушка! – окликнула театральная дама Тину. – Могу вам предложить билеты на лучшие премьеры и с минимальной наценкой. Лучшие спектакли сезона! Самые известные артисты нашего города! Семен Гурман в роли Фальстафа! Филипп Дворянский во всех остальных ролях!
– В следующий раз! – отмахнулась Тина и вошла в помещение собственно библиотеки.
Она оказалась в просторном читальном зале. Здесь царила тишина, нарушаемая только шорохом страниц и едва слышными перешептываниями. Длинные ряды столов, высокие книжные стеллажи, зеленые лампы, ощущение уюта и покоя.
Как ни странно, здесь было довольно много людей, в основном пенсионного возраста. Кто-то тихо читал, кто-то вполголоса разговаривал, видимо, обмениваясь впечатлениями о прочитанном. Незаметная женщина в синем сатиновом халате протирала пыль на книжных полках.
Навстречу Тине шагнула худенькая старушка с горящим взором, чем-то похожая на преждевременно состарившуюся пионерку. Схватив Тину за руку, она заговорила быстрым тихим голосом:
– Девушка, вы пришли на обсуждение? Очень хорошо! Я всегда верила в молодежь! Я знала, что молодым людям небезразличны серьезные проблемы большой литературы! Хотя Роман Борисович придерживается иного мнения, он считает, что в наше время молодые люди равнодушны и бездуховны…
– О чем вы говорите? – пробормотала Тина, пытаясь высвободиться. – Какое обсуждение?
– Как, вы не знаете? – Старушка помрачнела. – Сегодня в библиотеке пройдет литературная дискуссия на очень актуальную тему – сохранил ли роман «Как закалялась сталь» свое значение в наши дни… Вот вы, кстати, как считаете?
– Зоя Ивановна! – прозвучал в дальнем конце зала строгий начальственный голос. – Вы же знаете, у нас в библиотеке принято соблюдать тишину!
– Простите, Варвара Семеновна! – испуганно отозвалась старая пионерка. – Тут девушка пришла на сегодняшнее обсуждение, так я хотела проинформировать ее о повестке. Вы же знаете, как это важно – работа с молодежью…
– Извините, я не на обсуждение и вообще тороплюсь. – Тина все же смогла вырваться на свободу и обошла старушку, которая неодобрительно бросила ей вслед:
– Выходит, Роман Борисович прав!
Тина уже не слушала ее, она устремилась к большому письменному столу, расположенному в конце зала и развернутому лицом к остальным, как в школьном классе стол учителя развернут к партам учеников. За ним сидела сотрудница библиотеки, та самая Варвара Семеновна, которая призывала к тишине старую пионерку.
Это была полная особа в темно-синем официальном костюме, с пухлыми, сильно напудренными щеками, нависающими над строгим белым воротничком, и небольшими глазами, успешно прячущимися за толстыми стеклами очков.
– Вы ведь у нас не записаны. – Варвара Семеновна оглядела Тину. – Хотите записаться?
Она раскрыла лежавший на столе большой блокнот и взяла на изготовку ручку.
– Вообще-то нет, – честно призналась Тина. – Я хочу вернуть вам книгу…
– Вернуть книгу? – Варвара Семеновна отложила ручку, посмотрела на Тину поверх очков, осталась недовольна, сняла очки и снова посмотрела. – Значит, вы все же записаны? Странно, почему-то я вас не помню. Очень странно… Ваша фамилия?
– Я не записана, – продолжила Тина, – дело в том, что я разговаривала по телефону с Александрой Ильиничной…
– С кем? – Библиотекарь понизила голос и быстро огляделась по сторонам.
– С Александрой Ильиничной, – уверенно повторила Тина. – Как мне ее найти?
– Не знаю такой. – Женщина сняла очки и тщательно протерла их кружевным платочком, при этом лицо ее утратило начальственную строгость, сделалось испуганным и беззащитным. – У нас нет сотрудницы с таким именем.
– Не может быть, – Тина удивленно взглянула на собеседницу, – я с ней разговаривала…
– Нет и никогда не было! – повторила библиотекарь. – Ну что же, давайте вашу книгу!
Тина замешкалась. Все происходящее вызывало недоумение. К тому же женщина, с которой она разговаривала по телефону, несколько раз повторила, что книгу нужно отдать только ей…
Странно, только что Тина не думала, что это так важно – кому она вернет библиотечную книгу, в конце концов, не такая уж это ценность, ее можно просто положить на стол и уйти, но неожиданно что-то в лице Варвары Семеновны насторожило девушку, и сразу расхотелось отдавать ей книгу.
В эту минуту на столе зазвонил телефон. Варвара Семеновна надела очки, вернув прежний уверенный и начальственный вид, и строго проговорила:
– Библиотека имени Иоганна Гуттенберга! Да, конечно! Нет, ни в коем случае!
Тина под действием мгновенного порыва быстро зашагала к выходу. Однако она перепутала двери и оказалась не в холле, а в каком-то сумрачном коридоре. Хотела уже развернуться и снова войти в читальный зал, но вдруг из полутьмы к ней шагнула та неприметная женщина в синем халате, которая только что вытирала пыль с книжных полок. Она прижала палец к губам, схватила Тину за руку и потащила ее за собой.
– Куда вы меня ведете? – удивленно спросила девушка, пытаясь вырвать руку. – Я никуда не пойду!
– Тсс! – Уборщица повернулась к ней, прижала палец к губам. – Вы хотели поговорить с Александрой Ильиничной?
– Так она все-таки здесь работает?
– Тсс! – повторила уборщица и в то же время энергично кивнула. – Работает, работает! Идемте со мной!
– Что за тайны мадридского двора… – недовольно пробормотала Тина, но сдалась и пошла следом за странной женщиной.
Та протащила ее по коридору еще несколько метров и втолкнула в какую-то дверь.
– Подождите здесь, Александра Ильинична скоро придет! – с этими словами уборщица захлопнула дверь и удалилась.
Тина осталась одна в полутемной комнате.
– Что здесь вообще происходит? – проговорила, оглядевшись. – С ума все, что ли, посходили?
Тут она осознала, что и сама не вполне адекватна, если разговаривает вслух сама с собой. До сих пор она такого за собой не замечала. Нужно успокоиться, взять себя в руки…
Для начала Тина нашла выключатель и включила свет. Теперь она смогла как следует рассмотреть эту комнату. Собственно, ничего интересного здесь не было – несколько шкафов, большой пыльный фикус в кадке. На одном из шкафов стояла гипсовая человеческая голова, какими пользуются на уроках рисования.
– Да где же эта Александра Ильинична? – снова вслух проговорила Тина, взглянув на часы и не сдержав возмущения. – Сама говорила, что ей нужна эта книга, и не спешит…
Прошло уже десять минут, как подозрительная уборщица привела ее в эту комнату.
– Ну, все! – Тина подошла к двери, дернула ручку… и с раздражением осознала, что она заперта. – Да что же это такое…
Снова подергала ручку, налегла на створку всем весом, но она не поддавалась. Приходилось признать очевидное: подозрительная уборщица заперла Тину. Открытым оставался вопрос – сделала она это нарочно или дверь захлопнулась случайно.
Да нет, конечно, не могла дверь захлопнуться, тетка прикрыла ее тихо, чтобы Тина ничего не заподозрила. И она, как полная дура, вошла сюда сама и позволила себя запереть!
Раздражение постепенно перерастало в страх.
Казалось бы, что можно придумать более безопасное, чем районная библиотека, и вот на тебе… Здесь определенно творятся какие-то странные вещи.
– Выпустите меня! – крикнула девушка в дверь, но никто на ее крик не отозвался.
От безысходности Тина впала в панику и принялась колотить по филенке кулаками.
Вскоре она отбила себе руки, но больше никакого результата не добилась. Никто не пришел ей на помощь, никто не открыл замок и не выпустил ее на свободу. И вообще из коридора не доносилось ни звука. Ни шагов, ни скрипа, ни стука, ни человеческого голоса. Вымерли они там все, что ли?
Утомившись, Тина решила взять себя в руки, успокоиться и попытаться обдумать свое положение.
Интересная вещь – Тина поняла, что думать можно только сидя. Когда стоишь, ни одна толковая мысль не приходит в голову, а когда лежишь – неизбежно начинает клонить в сон…
В углу за шкафом она нашла колченогий стул и села на него в позе роденовского мыслителя, подперев кулаком подбородок и глубоко задумавшись. Стул был очень неудобным, может быть, поэтому в голове забрезжили здравые мысли.
Приходилось признать, что она сама устроила себе неприятности, отправившись в эту подозрительную библиотеку. Взыграло у нее любопытство, видишь ли, решила выяснить, что за странную книгу прислали по почте… Нет, ноги ее здесь больше не будет! И раньше не посещала библиотеки, а после такого… А злополучную книгу она просто выбросит, как только выберется отсюда… И вернется домой, и займется хозяйством, и приготовит обед – грибной суп и запеченную свинину с каперсами и помидорами. Нет, лучше рассольник. А к чаю испечет песочное печенье. Или ватрушку.
Да, но для начала хорошо бы выбраться!
На помощь извне Тина больше не надеялась – значит, нужно рассчитывать на свои собственные силы. И еще на то, что можно найти в этой комнате.
Для начала Тина решила поближе ознакомиться с содержимым шкафов. В первом, который она открыла, оказались сложены пыльные картонные папки с какими-то бумагами. Заглядывать в них Тина не стала – ясно, что там нет ничего, чем можно воспользоваться, чтобы выбраться на свободу, так что незачем тратить на них время.
Во втором шкафу была свалена неисправная офисная техника, тоже бесполезная в ее положении.
Открыв третий шкаф, Тина увидела висящие на плечиках сатиновые халаты, как тот, в который была одета запершая ее уборщица, и еще какая-то поношенная спецодежда. Она уже хотела закрыть дверцы, как вдруг почувствовала на своем лице легкое дуновение сквозняка.
Дуло явно из шкафа.
Тина раздвинула плечики с одеждой и увидела в задней стенке щель, через которую и дул ветерок.
Интересно!..
Девушка шире раздвинула плечики, взялась обеими руками за фанерные края задней стенки и потянула их в разные стороны, как дверцы купе.
И стенка раздвинулась.
За ней оказался темный проем, из которого тянуло холодом и сыростью.
«Не влипнуть бы снова в неприятности!» – подумала Тина, вглядываясь во мрак.
Однако нужно было как-то выбираться из комнаты, а перед ней был хоть какой-то выход – правда, вел он в неизвестность, но лучше уж так, чем безвыходное положение.
Чувствуя себя неуютно, Тина все же вошла в шкаф, а затем шагнула вперед.
Она оказалась в узком, холодном и совершенно темном коридоре. Свет, пробивавшийся из-за ее спины, освещал два-три метра с обеих сторон, дальше была кромешная тьма. Тина немного подумала и, сама не зная почему, пошла налево.
Чем дальше она двигалась, тем темнее становилось, и вскоре она продвигалась только на ощупь. Зато впереди она услышала какие-то приглушенные голоса.
Прошла еще несколько шагов и поняла, что голоса доносятся из-за стены коридора.
Тина прислушалась, но не смогла разобрать ничего, кроме невнятного бормотания. Пожалуй, разговаривали двое, но понять, о чем они говорят, не удавалось.
Тина сделала еще пару шагов, споткнулась о какой-то ящик и остановилась, потирая ушибленную ногу. Теперь голоса доносились откуда-то сверху. Тина пошарила перед собой, нащупала ящик, о который только что ударилась, и влезла на него.
В стене под самым потолком оказалось небольшое, незаметное со стороны отверстие, должно быть, вентиляционный ход. Оттуда-то и доносился разговор.
Теперь Тина слышала куда отчетливее и смогла разобрать отдельные слова.
– Она никуда оттуда не денется, – говорил неприятный, резкий и пронзительный женский голос. – Я ее заперла. Уверяю вас, никуда она не денется, можете не волноваться…
– Как вообще получилось, что книга попала ей в руки? – перебил второй голос, мужской.
– Тут не обошлось сами знаете без кого… – Женщина понизила голос, и Тина не расслышала окончание фразы.
Снова заговорил мужской:
– Как бы то ни было, проблему нужно решать. Мы не можем допустить утечку…
– Придется привлечь… – Тина снова не смогла разобрать окончание предложения, но собеседнику оно явно не понравилось.
– Будут свидетели, – проговорил он недовольно, – пойдут разговоры, а нам это не нужно!
– Не будет никаких свидетелей! Мы используем… – торопливо возразила женщина и перешла на бубнящий шепот.
Чтобы расслышать ее слова, Тина потянулась ближе к отверстию в стене, но ящик у нее под ногами затрещал и покачнулся.
– Что там за звуки? – громко спросили из-за стены мужским голосом. – Вы слышали?
– Крысы, быть может… – неуверенно ответила женщина. – Дом старый, подвалы давно не чистили…
– Крысы? – с сомнением протянул мужчина. – Раньше здесь не было крыс!
– Раньше здесь много чего не было…
И тут Тина не удержала равновесие и упала со своего импровизированного постамента. Она не ушиблась, но голоса за стеной больше не были слышны. Ящик рассыпался, и воспользоваться им не было никакой возможности.
Тина еще минуту постояла, прислушиваясь, но потом медленно пошла вперед, выставив вперед руки. Однако далеко уйти не удалось: сделав всего несколько шагов, она уперлась в стену.
Дальше пути не было.
– И что теперь делать? – проговорила вслух и раздраженно пнула преграду.
Это была глухая бетонная стена.
Оставалось только развернуться на сто восемьдесят градусов и попытать счастья в другом конце коридора. Тина так и хотела поступить, но напоследок на всякий случай еще раз провела рукой по поверхности. И при этом неожиданно наткнулась пальцами на какой-то едва заметный выступ.
В тот же миг стена с глухим скрипом сдвинулась в сторону. Видимо, Тина случайно нажала на какую-то потайную кнопку, приведя в действие механизм, который открывал выход.
Сквозь узкую щель пробивался неяркий свет, которому девушка несказанно обрадовалась. Она раздвинула щель шире, протиснулась в нее и оказалась на лестничной площадке. За спиной раздался громкий скрип, Тина оглянулась и увидела, что там, откуда она только что выбралась, находится глухая оштукатуренная стена без малейших признаков прохода. Путь назад был отрезан.
– Не очень-то и хотелось! – пробормотала Тина, снова поймав себя на том, что в последнее время стала разговаривать сама с собой.
Что ж, за последние два дня произошло множество странных событий, эти разговоры еще не самое удивительное.
Девушка огляделась.
Как уже было сказано, она находилась на лестничной площадке. Первым ее побуждением было спуститься вниз – там почти наверняка есть выход на улицу, а сейчас она мечтала только о том, чтобы выбраться из этой подозрительной библиотеки.
Она сбежала вниз, миновала два лестничных марша и действительно оказалась перед дверью, почти наверняка ведущей наружу. Проблема, однако, заключалась в том, что она тоже была заперта и не поддавалась никаким попыткам ее открыть. Бывают такие замки, отпираются только ключами, нет никакой задвижки.
Постояв перед злополучной дверью несколько минут и убедившись, что вскрыть ее не удается никакими силами (не помогли ни заколка, ни пилочка для ногтей, как это бывает в кино), Тина пошла обратно – вверх по лестнице.
Миновав площадку, на которую за несколько минут до того она попала из потайного хода, Тина поднялась еще на пролет и оказалась перед самой обычной дверью – и она не была заперта. Толкнув ее, девушка оказалась в каком-то маленьком, тесном и душном помещении. В носу засвербело, Тина громко чихнула, ткнулась вперед и случайно открыла еще одну дверь, точнее, дверцу шкафа – до нее дошло, что она находится в шкафу.
Ну и библиотека! Сплошные потайные ходы и коридоры! Прямо как в средневековом замке. Хотя это ведь и правда старинное здание – как там было написано на доске – памятник архитектуры начала девятнадцатого века…
Раскрыв шире дверцы, Тина шагнула вперед – и оказалась в читальном зале.
В том самом читальном зале, куда вошла всего какой-то час назад и откуда начались ее блуждания по злополучной и загадочной библиотеке.
Однако за время ее отсутствия в читальном зале произошли удивительные перемены.
Как и раньше, здесь находились несколько читателей и библиотекарь, но если прежде все они тихо и скромно занимались своими делами – читали или вполголоса обсуждали прочитанное, то теперь все как один крепко спали. Кто-то сопел, уткнувшись лицом в раскрытую книгу, кто-то – вольготно откинувшись на спинку стула.
Библиотекарь Варвара Семеновна лежала щекой на своем столе и время от времени громко всхрапывала. Щеки ее теперь не свисали, а располагались на столе рядом с лицом. Очки свалились с ее носа и лежали отдельно, поверх раскрытого блокнота. Тина узнала и ту престарелую пионерку, которая безуспешно пыталась зазвать ее на литературный диспут. Старушка крепко спала в уголочке в обнимку с бюстом баснописца Крылова.
Тина удивленно оглядывалась по сторонам, не веря своим глазам.
Вся эта сцена выглядела совершенно нереально и больше всего напоминала сказочный замок Спящей Красавицы. Не хватало только самой принцессы Авроры и прекрасного принца, который должен разбудить ее своим поцелуем.
Храпящая библиотекарша на роль принцессы явно не годилась, а сама Тина не желала принимать участие в этом сомнительном фантасмагорическом спектакле. Она хотела как можно скорее покинуть помещение.
– Что здесь вообще творится… – проговорила снова вслух, торопливо проходя по читальному залу и оглядываясь по сторонам. – Библиотека называется… очаг культуры… да это больше какой-то наркопритон напоминает! Курильню опиума из какого-то дешевого исторического боевика!
Ей стало жутко от собственного голоса – до того чужим и страшным показался он в тишине читального зала. К тому времени Варвара Семеновна перестала храпеть.
«Бежать! – подумала Тина. – Бежать немедленно из этого дурдома, срочно забыть его и никогда не вспоминать. Книгу выбросить в первую попавшуюся урну…»
Она уже добралась до выхода из зала, когда за той самой дверью, к которой она направлялась, послышались медленные, тяжелые, неровные шаги.
Тина застыла на миг, потом стремительно метнулась к проему и встала сбоку, прихватив по дороге один из библиотечных стульев. В этой ненормальной читальне нужно быть начеку. Второй раз она не позволит себя провести и запереть.
Дверь открылась, и Тина затаилась, подняв стул над головой. Но тут же опустила его, потому что увидела не коварную уборщицу и не мужчину, что участвовал в подслушанном Тиной разговоре, а немолодую женщину с палкой. Дама была крупная, даже грузная, должно быть, поэтому шаги ее звучали так весомо.
– Не надо, – женщина повернула голову с тяжелым узлом седых волос на затылке, – у нас нет на это времени.
Тина с подозрением уставилась на визитершу. Лицо без намека на косметику, даже губы не накрашены, этот узел волос, мешковатая одежда… Дама здорово напоминала учительницу из старых советских фильмов.