banner banner banner
Читаем Евангелие с детьми
Читаем Евангелие с детьми
Оценить:
 Рейтинг: 0

Читаем Евангелие с детьми


– Знал бы – не стал бы спрашивать, – проворчал старший сын.

– В Евангелии от Луки ответа нет. Но он есть в Евангелии от Иоанна. И как же хорошо, что Евангелий у нас четыре!

– А правда, зачем их четыре? – тут же с интересом спросил Лёша.

– А вот попробуйте завтра сесть и написать, как вы провели лето, – предложил папа. – Всё лето вы были неразлучны, везде вместе ходили, видели и слышали одно и то же. Но готов поспорить, ваши сочинения будут разными. Почему? Потому что вы разные. Один посчитает важным карусель, другой – вкусные бабушкины пельмени, третий – мультики по телевизору и так далее. В общем, разные будут сочинения. Но в итоге, если сложить все четыре истории, получится довольно полное представление о том, как вы отдыхали. Вот так и здесь. Евангелистов четыре. Каждый описал историю жизни Иисуса, подчёркивая самое важное и опуская то, что ему казалось второстепенным. Но вот в чём суть: самым важным-то они иной раз считали разные события из земной жизни Спасителя! Поэтому, когда мы читаем все четыре Евангелия, у нас получается история довольно полная, подробная, обстоятельная.

– Пап, ну, а с Иоанном как? – напомнил Лёша.

– Ах да. Представь себе такую ситуацию, сынок. Идёшь ты по улице, сталкиваешься со Христом – вот, скажем, напротив школы. И Он тебе говорит: «Здравствуй. Я – Бог, Который явился во плоти[1 - 1 Тим. 3, 16]». И Он говорит правду. Но поверишь ли ты Ему? Вот честно?

– Нет, – ответил сын.

– Давай немножко изменим ситуацию, – предложил папа. – Ты – еврей, живущий два тысячелетия назад. Израильский народ вот уже несколько веков ждёт Спасителя, Мессию, Христа. Слова «Мессия» и «Христос» на самом деле означают одно и то же – «Помазанник». В те годы помазание оливковым маслом было обязательной частью церемонии, когда на престол возводили царей или кого-то принимали в священники. Так вот. Евреи в те времена, конечно, не могли знать о Христе всего, но предполагали, что Он будет и Пророком, и Царём, и Великим Первосвященником, и Избавителем от грехов, и вообще Тем, кто даст людям другую жизнь – чистую, святую. Это народу обещали пророки и, значит, через них Сам Бог. Ты – древний еврей и, конечно, как и все, ждёшь Христа тоже. И вот встречается тебе странствующий проповедник. Не богатый, не знатный, ранее работавший обычным плотником. И Он говорит тебе: «Здравствуй, Я и есть Мессия». Ты поверишь Ему?

– Нет.

– Да никто не поверил бы, – вмешалась Лена. – Мои одноклассники ещё и в Лицо Ему рассмеялись бы.

– И мои! – согласился с сестрой Сеня.

– Вот! – папа назидательно поднял указательный палец вверх. – Так уж устроены мы, люди. Нам мало того, что видят собственные глаза. Нам нужно, чтобы кто-то авторитетный указал пальцем и сказал: «Да, это действительно Он, долгожданный Мессия!» Таким человеком и был Иоанн Креститель. Человек огромной святости, он жил почти как Ангел. Всё ради своего служения, ничего для себя лично – ни богатства, ни комфорта, ни покоя. Всё ради того, чтобы выполнить волю Божью. Это поражало древних евреев, ведь сами они так не смогли бы. Авторитет Иоанна был колоссальным, такое уважение и не снилось многим царям и правителям. И именно он, которого все считали пророком, с высоты своего авторитета и должен был указать народу Мессию. Иоанн Креститель, кстати, так сам и говорил: Я… для того пришел крестить в воде, чтобы Он, то есть Христос, явлен был Израилю[2 - Ин. 1, 31].

– Ну да, – кивнул Лёша, – мы читали об этом в мае.

– И вот после того как Иоанн объявил народу, что именно Иисус и есть Мессия, долгожданный Спаситель, Который берет на Себя грех мира[3 - Ин. 1, 29], потомки Авраама начали приглядываться к Иисусу, искать с Ним встречи, верить в Него и идти за Ним, – продолжил папа. – Позже они уже верили во Христа не с чужих слов, а видя Его великие дела и слыша Его мудрые слова. Но началось всё со свидетельства Иоанна. Вот поэтому об Иоанне Крестителе так много написано в Евангелиях. Я ответил на твой вопрос, сынок?

– Да, – сказал Лёша.

– Тогда вернёмся в те времена, когда Иоанна ещё нет на свете. Есть только его будущие родители, Захария и Елисавета, праведные старики, у которых тем не менее нет детей. Сейчас это не всех опечалило бы. Более того, недавно появилось движение «чайлдфри». Его начали люди, которые не хотят иметь детей – ни сыновей, ни дочерей. Ни сейчас, ни в будущем – вообще не хотят. И мы этому не удивляемся: в нашем безумном мире и не такое бывает! Но во времена Елисаветы и Захарии подобное отношение к детям было совершенно немыслимым. Для тогдашних людей дети – радость, дети – счастье, дети – опора в старости. Наконец, дети – исполнение заповеди Божьей, которую Господь дал ещё Адаму и Еве: Плодитесь и размножайтесь[4 - Быт. 1, 28]! Никто в евангельские времена не захотел бы быть бездетным добровольно! Более того, бездетность считали позором. На бездетных смотрели косо: мол, ты, наверное, грешник великий, если тебе Бог детей не даёт. В таком незавидном положении находились и Захария с Елисаветой. Они много молились, просили Бога даровать им детей или хотя бы одно дитя, но – увы! – годы шли, а на их просьбу не было ответа. Они состарились и, наверное, уже потеряли надежду, ведь у стариков не бывает детей. Но послушайте, что с ними случилось дальше.

Папа вновь принялся читать:

Однажды, когда он, то есть Захария, в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя…

    Лк. 1, 8–13

Тут папа прервался. Он любил задавать вопросы детям во время чтения, чтобы они не отвлекались и были внимательны.

– Коля, о ком мы сейчас читаем? – спросил папа. – Кто должен был родиться у Елисаветы и Захарии?

– Иоанн Креститель, – ответил сын.

– Молодец! Продолжаем:

И наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

    Лк. 1, 13–17

– Здесь мы сегодня не станем останавливаться слишком подробно, – сказал папа, – так как есть целая глава о том, как сбылось это пророчество Ангела. Прошли годы, Иоанн вырос и на самом деле изо всех сил пытался подготовить людей к Пришествию Мессии, Христа. Но об этом рассказано в третьей главе. Мы до неё скоро дойдём и тогда детально всё обсудим. Хорошо?

Дети закивали.

– Тогда продолжаем читать.

И папа прочёл:

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

    Лк. 1, 18–20

– Пап, а почему Захария не поверил Ангелу? – спросил Сеня.

– Не знаю, – ответил папа. – Растерялся, наверное. Всё-таки не каждый день встречаешь Ангела. Уверен, если Ангел явится тебе, то ты тоже можешь от растерянности не суметь всё правильно говорить и делать. К тому же у стариков не бывает детей. Конечно, у ветхозаветного праведника Авраама появился сын Исаак, когда Авраам был глубоким стариком, и Захария это знал. Но он, очевидно, считал себя недостойным такой же милости, какую Бог оказал Аврааму. Поэтому и засомневался. Ну что, понятно? Читаем дальше?

– Читаем, – сказала Лена.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

    Лк. 1, 21–25

– Вот такая удивительная история, – сказал папа, закрывая книгу. – Господь услышал молитвы Захарии и Елисаветы, и у них вскоре должен был родиться Иоанн, пророк и Предтеча Господень. А что было дальше, прочитаем завтра.

Глава 2

Следующий день был насыщенным. Сборы перед началом нового учебного года – дело очень ответственное! Только поздним вечером семья смогла собраться, чтобы продолжить чтение Евангелия от Луки.

– Ну что? – спросил папа. – Ещё не забыли, о чём мы читали вчера? Коля, ты помнишь?

– Захария не поверил Ангелу и поэтому больше не мог говорить! – сказал Коля.

– Молодец, правильно, – кивнул папа. – А дальше евангелист Лука рассказывает уже не о Захарии, а совсем о другом человеке. Итак, читаем.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

    Лк. 1, 26–27

И тут папа увидел, что Сеня тянет руку, как в школе.

– Что, сынок?

– Пап, а что это за шестой месяц? – спросил сын.

– Шестой месяц после разговора Ангела и Захарии, – объяснил папа. – Гавриил сначала явился Захарии, а через шесть месяцев – Деве Марии.

– Это было в апреле! – назидательно сказала Лена; она была старше Сени и редко упускала возможность чему-то его поучить. – Благовещение ведь всегда отмечают 7 апреля!

– А вот и нет! – заявил самый старший из детей, Лёша. – Никто не знает, когда именно родился Иисус Христос. Поэтому и точную дату Благовещения никто знать не может.