banner banner banner
Читаем Евангелие с детьми
Читаем Евангелие с детьми
Оценить:
 Рейтинг: 0

Читаем Евангелие с детьми


– Правильно, – кивнул папа. – Мы довольно точно знаем, когда Господь умер на Кресте. Это было в месяце нисане, либо 14-го числа, либо 15-го.

– В каком-каком месяце? – переспросил Сеня.

– В нисане. Нисан – это месяц лунного календаря, а не солнечного, к которому мы привыкли. Лунный и солнечный календари не совпадают, так как в них разное количество дней. Середина нисана «плавает» – то она на апрель придётся, то на май. Поэтому и Пасху мы отмечаем в разные дни. В прошлом году она приходилась на 8 апреля, в этом – на 28 апреля, а в следующем – 19 апреля будет. Но всё равно это довольно точная дата, знатоки календарей легко высчитывают, когда начинается и когда заканчивается лунный месяц нисан в любом году. А вот дни рождения древние евреи не праздновали. Человек рождается на страдание[5 - Иов. 5, 7], как сказано в Книге Иова, что ж тут праздновать? Поэтому точная дата Рождества Христова не может быть установлена. Но всё-таки люди есть люди, и им хотелось почтить праздником главные даты земной жизни любимого Господа! Если отмечать, например, Его Преображение, когда Он просиял как солнце на горе перед Петром, Иаковом и Иоанном, то почему и само Рождество не отметить? Да, в еврейской традиции этого не было, но мы ведь не древние евреи, мы – христиане!

– Пап, но если никто не знает, в какой день родился Христос, то почему Его Рождество празднуют именно зимой? – спросила папу Лена. – Почему не весной или летом?

– Можно было, конечно, выбрать и лето или весну, – ответил папа. – Но выбрали именно зиму. На этот счёт есть несколько версий, и мне больше всего нравится вот такая. Как вы знаете, о Христе писали древние пророки. Вот, например, пророк Малахия как бы от имени Господа говорил так: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его[6 - Мал. 4, 2]. Для христиан очевидно: Христос и есть Солнце правды, и мы исцеляемся от своих грехов в лучах этого Солнца.

– Наверное, – сказала Лена задумчиво и тут же встрепенулась. – Но тогда нелогично получается! – воскликнула она. – Если Христа мы сравниваем с солнцем, тогда Рождество нужно праздновать летом, когда солнца и тепла больше всего!

– А что, неглупая мысль, – похвалил Лену папа. – Но Церковь решила иначе. Дело в том, что именно на зиму выпадает зимнее солнцестояние, когда ночь самая длинная в году, а день – самый короткий. После солнцестояния день начинает удлиняться, удлиняться и удлиняться! Он как бы побеждает ночь. И если начать отмечать Рождество именно в этот день, получится очень символично: мы ждали, ждали, ждали света, солнца, тепла – и вот Солнце правды пришло, оно побеждает тьму! Очень красиво и радостно. Именно поэтому, как я думаю, в этот день и решили праздновать день Рождения Иисуса Христа.

Ну, а поскольку ребёнок в организме матери развивается девять месяцев, то и Благовещение отмечают 7 апреля просто потому, что это – за девять месяцев до Рождества! Если бы Рождество решили отмечать весной, летом или осенью, то и Благовещение отмечали бы не в апреле.

– Понятно, – сказала Лена.

И папа продолжил читать:

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

    Лк. 1, 28–34

Тут папа прервал чтение.

– Здесь нужно кое-что объяснить, – сказал он. – Церковное предание говорит, что родители Девы Марии были очень стары, когда она родилась. Она – такой же вымоленный стареющими праведниками ребёнок, как и Иоанн Креститель. В благодарность Господу за подаренное дитя родители отвели маленькую Марию в Иерусалимский храм, при котором Она и жила несколько лет, часто думая о Боге и много молясь. И вот Она подросла, наступило время вступить в брак. Но вот в чём дело – вступать в брак юная Мария не хотела. Она мечтала посвятить каждую минуту Своей жизни Господу – служить Ему постом, молитвой и неукоснительным соблюдением заповедей. Сейчас для таких благочестивых людей существуют монастыри. Хочешь быть безбрачной и всё время проводить в посте и в молитве – пожалуйста! Но в то время монастырей не было. Как же быть? В дом родителей Она, видимо, вернуться не могла – скорее всего, на тот момент они уже умерли от старости. Неизвестно, кто подсказал мудрое решение, но оно нашлось. У Марии был дальний родственник, Иосиф, который войдёт в историю под именем Иосиф Обручник, то есть тот, с кем была обручена Дева Мария. Он был праведником и понял желание юной Девушки отдать Себя Богу, и только Ему. Надо сказать, что Иосиф был уже немолод. Его первая жена умерла, он один воспитывал детей. Вот в его-то дом и отправилась Мария, чтобы жить с Иосифом как сестра с братом. Об этом Мария и сообщает Ангелу, когда говорит, что Она мужа не знает.

Благовещение Пресвятой Богородице

И папа вновь начал читать.

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

    Лк. 1, 35–38

– Ничего необычного не заметили? – спросил папа.

Дети переглянулись и пожали плечами.

– А ведь Ангел ждал Её ответа, – сказал папа. – Вам не кажется это удивительным?

Я спрашиваю потому, что, с точки зрения многих людей, Бог – это Кто-то Великий-Великий, Далёкий-Далёкий, и уж если Этот Великий обращается к человеку, то тому остаётся лишь вжать голову в плечи и трястись от ужаса. На самом деле это не так. Конечно, Бог велик, и с этим никто не спорит! Но в отношении человека Он Сам не пользуется Своим всемогуществом. Во всяком случае, для того, чтобы человека сломить. Нет, Богу не нужны куклы, которыми Он мог бы просто управлять, «дёргая за верёвочки». Бог хочет, чтобы все мы становились Его сыновьями и дочерями, чтобы мы выполняли Его волю, но – добровольно, свободно! Он хочет, чтобы мы доверяли Ему и жили, как Он советует, просто потому, что Он Бог наш, любящий нас, и лучше знает, что нам на пользу. Поэтому, призывая Деву Марию на особое служение (а ведь стать Матерью Богочеловека Христа – это именно служение, и совсем непростое!), Бог не неволит Её. И Ангел не машет грозно мечом, а смиренно ждёт ответа от этой совсем ещё юной Девушки.

– То есть, если бы Дева Мария отказалась, она Матерью Христа не стала бы? – воскликнула Лена.

– Уверен, что нет, – сказал папа. – Господь зовёт каждого из нас на служение, но не принуждает к нему. Господь сотворил нас свободными, совершенно свободными, как и Он Сам свободен! Он не отнимает у нас права на ошибку, а лишь предупреждает, что она заведёт нас в очень плохие места. Он не отнимает у нас права быть упрямыми, пусть и во зле. Даже если мы решаем идти туда, куда Бог не советовал, Он не бьёт нас по голове молниями, а смиренно ждёт, не передумаем ли мы. И если, намучившись вдали от Него, мы решаем покаяться, вернуться, Он с радостью принимает нас.

– Как в притче о блудном сыне! – воскликнул Лёша.

– Да, – кивнул папа. – И до этой притчи мы ещё дойдём. Бог уважает нашу свободу, и это нужно понимать. С другой стороны, Он честно нас предупреждает, что если мы посеем зло, то его же и пожнём[7 - см. Гал. 6, 7]. Нельзя посеять зло и пожать благо, так просто не бывает. Господь очень хочет, чтобы мы были счастливы. Но для этого мы должны сеять добро, причём выбирая его сами, а не по принуждению. Юная Дева Мария знала, что Её зовут на доброе, но трудное служение. Она ведь читала Писания. В них пророки предупреждали, что Мессию ждёт не только слава, но и страдания. А значит, страдать будет и Его Мама, ведь мать не может радоваться, когда её сыну больно. Но Она решилась разделить со Своим Сыном эту боль, потому что через эту боль должны были получить исцеление и спасение люди. Это тоже было предсказано пророками за много веков до Благовещения.

– Какими именно пророками? – живо спросил Лёша, который не только хотел ориентироваться в Книгах Нового Завета, но и знать Ветхий.

– Например, пророком Исаией, – сказал папа. – Его слова: Ранами Его мы исцелились[8 - 1 Ис. 53, 5] – говорят о страданиях Христа и значении этих страданий для нас. В псалмах содержится много пророчеств о Христе. Причём там говорится и о Его славе. Вот послушайте: Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих[9 - 2 Пс. 44, 7–8]. Но и о Его муках на Кресте тоже сказано достаточно ясно: Окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий… все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной… пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий[10 - Пс. 21, 13–19]. Так что Дева Мария прекрасно знала: Её ждёт не только радость. Ей отныне предстоят и труд, и скорбь, и слёзы. Но она согласилась испить горькую чашу, которую дал Ей Бог. Добровольно согласилась, ради любви к Нему и к людям. Пройдут годы, и на это же согласится и Её Сын, наш Господь Иисус Христос.

Глава 3

Следующим вечером, после того как дети закончили делать домашнее задание, семья собралась за Святым Писанием вновь. И папа начал читать:

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

    Лк. 1, 39–40

– Пап, а зачем Она пошла? – спросила Лена. – Захотела проверить, правду ли сказал ей Ангел?

– Возможно, – ответил папа. – Но скорее всего, Мария просто порадовалась за родственницу. Ещё бы, столько лет не иметь детей, столько часов и дней молиться и вот наконец получить то, о чём просила! Это огромная радость, и Мария решила Елисавету с этой радостью поздравить. А что пошла сразу, так это, как мне кажется, неудивительно: после того как малыш родится, у Елисаветы прибавится хлопот и ей будет не до гостей.

С этим дети согласились. Как сами были маленькими, они, конечно, уже не помнили, но то, как много полуторагодовалый брат Матвей требует внимания, видели своими глазами. Тем больше внимания требовал бы новорождённый малыш! Действительно не до гостей.

– Понятно, – сказала Лена. – А что было дальше?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

    Лк. 1, 41–45

– Это удивительное место, – сказал папа. – И особенно оно важно для тех, кто живёт в современном мире. Вы скоро будете большими, у вас будут семьи.

– Не рановато им? – спросила мама, догадавшись, о чём будет говорить папа.

– Нет, – ответил отец. – О проблеме надо знать до того, как с нею столкнёшься. Иначе растеряешься и не сможешь отреагировать правильно. Итак, – обратился он к детям, – в современном мире есть одно очень и очень неодобряемое Церковью явление. Называется оно аборты. Это когда младенца убивают ещё в организме матери, чтобы не рожать его и потом не возиться с ним: не кормить, не одевать и не воспитывать.

– Ужас! – сказал Сеня.

А старшие дети – Лёша и Лена – закивали. Об абортах они уже слышали.

– Но как можно убить собственного ребёнка? – продолжил папа. – А просто: объявить его не ребёнком. Сказать, что пока он в животе матери, то он не человек, а нечто малопонятное – зародыш, эмбрион. Вроде как заготовка человека, но ещё не человек, и потому жалеть его не стоит. Но – внимание! – Святое Писание говорит не так! В Библии достаточно мест, из которых видно: ребёнок во чреве матери – это уже человек. Вот Дева Мария пришла к Елисавете – и что случилось? Младенец внутри Елисаветы взыграл радостно! Тому, кого после назовут Иоанном Крестителем, ещё три месяца до рождения. И тем не менее он каким-то образом способен не только реагировать на события, но и оценивать их! Младенец-то взыграл в теле матери не как-нибудь, а радостно, запомните это! Но ведь в этой истории есть ещё один Младенец – Иисус. Елисавета, движимая Духом Божьим, называет Деву Марию именно Матерью Господа! Не матерью эмбриона, не матерью зародыша! Матерью Господа! То есть Дева Мария уже Матерь Господа, а Христос – уже Господь и Бог наш, несмотря на то что от Благовещения прошли считаные дни, Мария беременна совсем недавно и человеческое тело воплотившегося Бога можно измерить миллиметрами. Так что, дети, не обманывайтесь сами и не позволяйте другим обмануть себя: ребёнок в чреве матери – такой же человек, как вы или я, и убивать его с помощью аборта никак нельзя. Понятно?

– Понятно.

– Тогда читаем дальше.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

    Лк. 1, 46–48

Папа отложил Книгу:

– Вообще-то сейчас вы слышали одно из вернейших доказательств того, что христианство – истинная религия, правдивая, от Бога. Заметили это доказательство? Коля?