banner banner banner
Читаем Евангелие с детьми
Читаем Евангелие с детьми
Оценить:
 Рейтинг: 0

Читаем Евангелие с детьми


– Но убивать животных – это так жестоко! – не унималась Лена.

– Да, жестоко, – согласился папа. – Жаль овец, козочек, бычков и голубей. Но во время Моисея этот культ – верх милосердия!

– Как это? – удивленно протянула дочка.

– Да! Народы Ханаана, с которыми предстояло столкнуться народу Израильскому в Земле Обетованной, приносили в жертву своим божествам не коз, а собственных детей! Именно из-за этого Господь и изгнал народы Ханаана с земли, на которой они жили веками. Кстати, Книга Псалтырь называет этих языческих божков простым и понятным нам словом, она говорит: И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам[15 - Пс. 105, 37]. Как ты считаешь, Лена, что лучше – принести в жертву овцу или собственного ребёнка?

– Овцу, конечно!

– Вот видишь. С рождением Спасителя проходило ветхозаветное время и наступало новозаветное. Скоро жертвы животных станут не нужны. Сам Христос, словно невинный Агнец, умрёт на Кресте, чтобы уничтожить последствия наших грехов. Но до этого остаётся ещё несколько десятков лет. Именно поэтому Иосиф и Мария приносят в жертву голубей, то есть совершают то, что было положено по ещё действующему тогда Закону Моисея.

Глава 5

Следующим вечером разговор о Евангелии папа начал с вопроса:

– Дети, помните, какие православные праздники у нас зимой?

– Конечно! – ответил Сеня. – Рождество!

– Молодец, – похвалил его папа. – А что такое Сретение, вы помните?

– Сретение – это встреча зимы и весны! – радостно выпалил Коля.

Папа и мама изумлённо переглянулись.

– Сынок, это кто же тебе такое сказал? – спросила мама.

– Антон, – уверенно ответил Коля, искренне не понимая, почему братья и сестра хихикают.

Антон жил по соседству и был Колиным одноклассником.

– Глупости! – возразил брату Лёша. – Сретение – это празднование встречи Иисуса Христа, Которого маленьким принесли в Иерусалимский храм, со старцем Симеоном! Симеон тогда взял Младенца Христа на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Такая молитва еще есть, помните? Её читают после Причастия, в благодарственных молитвах!

– Правильно, – кивнул папа. – Теперь давайте прочтём об этом событии то, что о нём пишет евангелист Лука.

Он открыл Книгу и начал читать:

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

    Лк. 2, 25–32

Сретение Господне

– Есть предание, что Симеон был одним из тех семидесяти старцев, которые перевели ветхозаветные Книги Священного Писания на древнегреческий язык, – сказал папа. – Сделано это было при царе Птолемее более чем за двести лет до Рождества Христова. Это значит, что на момент встречи с недавно родившимся Господом Симеону было очень, очень много лет! Такая долгая жизнь была дана Симеону не зря – ему было обещано Господом, что он не умрет, пока не увидит Христа. Об этом упоминает евангелист Лука. Как, наверное, Симеон ждал этой встречи, сколько молитв он вознёс к Господу за эти долгие годы! И вот эта встреча наступила! Потому и праздник в честь этого события называется Сретением, то есть встречей. В XIX веке святитель Феофан Затворник писал об этом событии: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству». Задачей ветхозаветного закона было подготовить народ Израильский к встрече со Христом, чтобы потом этот народ (или хотя бы лучшая его часть) стал Христианской Церковью и разнёс евангельскую весть по всему миру. Обратите внимание: Симеон говорит, что Христос есть свет к просвещению язычников. Это очень важно! Впервые в Евангелии от Луки упоминается человек, которому открыто Духом Святым, что Христос пришёл не только ради евреев, что Он – Спаситель и Просветитель всего мира, всех людей, которые захотят послушать Его. Тому же Захарии, отцу Иоанна Крестителя, было открыто меньше. Помните, как пророчествовал Захария, мы с вами недавно читали? Бог посетил народ Свой и сотворил избавление ему[16 - Лк. 1, 68]. То, о чём пророчествует Симеон, – больше. Собственно, ещё в Ветхом Завете говорилось о том, что Христос просветит не только евреев, но и язычников. Об этом, например, упоминал пророк Исаия. Но в евангельские времена евреи часто об этом забывали. А вот Симеон не забыл и напомнил всем. Хотя, скорее всего, дело не в памяти. Дух Святой подсказал ему.

– Пап, а почему он сказал: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко? – спросила Лена. – Неужели он хотел умереть?

– Если предание не ошибается, то Симеону на тот момент было лет триста или даже больше, – заметил папа. – Жить вечно в раю, с Богом и святыми Его – это прекрасно. А вот слишком долгая жизнь здесь, на нашей грешной земле, не слишком большое благо.

– Как это? – не поняла Лена.

– А ты представь, что тебе придётся видеть смерть своих друзей, детей, внуков, правнуков, – кому такого пожелаешь? Две сотни лет быть немощным стариком тоже ведь не сахар, Лена! Поэтому Симеон, скорее всего, насытился днями и от земной жизни просто устал. И вот он видит и держит на руках Того, Кто должен принести избавление от рабства греху и смерти всему человечеству. Того, Кто должен принести нам всем вечность! Это – счастье. После такого и умирать не страшно. Ведь знаешь, что смерть – не навсегда. Будет душа с Богом, будет воскресение мёртвых и жизнь будущего века!

– А, тогда понятно, – сказала Лена.

И папа продолжил читать:

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

    Лк. 2, 33–35

– Что это за оружие, которое пройдёт душу? – опять спросила Лена.

– Симеон предсказывает Деве Марии, что Её ждут страдания, – пояснил папа. – И это всё сбылось, как мы знаем. Она видела, что её Сына гонят, не понимают, мечтают убить. Это ли не страдание для Матери? В конце концов Она стояла у Креста Его и видела, как Тот, Кого Она любила больше всех на свете, умирает в муках. Тяжёл материнский крест, правда?

Девочка задумчиво кивнула.

А папа продолжил чтение:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

    Лк. 2, 36–38

– Удивительная, наверное, была женщина эта Анна! – сказала мама.

– Да, конечно! – согласился папа. – Столько лет жить при храме, столько лет молиться! Помните слова Господа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят[17 - Мф. 5, 8]? На примере Анны, да и старца Симеона, видно, как сбывается это слово Господа. Они видели всего лишь малюсенького Младенца, ещё не сотворившего никаких чудес, но их чистое сердце помогло им узнать в этом Младенце Воплотившегося Бога. А фарисеи не узнали Христа, хоть и были свидетелями множества Его великих дел. А почему не узнали? Потому что сердца их чистыми не были. Увы! Грех не позволил им узнать Мессию, несмотря на то что они так этого Мессию ждали!

И папа прочёл дальше:

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

    Лк. 2, 39–40

– Здесь мы сталкиваемся с одной особенностью даже не Евангелия, а литературы вообще, – сказал папа. – Я сейчас говорю о необходимости упрощать повествование, что-то опускать. Никто и никогда не пишет всего до мельчайших подробностей – так просто не бывает. И евангелисты не написали всего. О чём нас честно и предупреждает евангелист Иоанн, когда говорит: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг[18 - 1 Ин. 21, 25]. И вот здесь мы сталкиваемся с одним из таких упрощений. Евангелист Лука кое-что опускает из жизни Христа. Поскольку он решил не писать о волхвах (быть может, просто потому, что о них уже написал евангелист Матфей), то он не пишет и обо всём том, что связано с пришествием волхвов. Убийство Иродом младенцев, бегство Иосифа с Марией и Младенцем Христом в Египет – всего этого Лука не касается. Упрощая своё повествование, Лука пишет просто: возвратились в… Назарет. Но на самом деле между тем посещением храма, о котором мы сейчас читали, и переселением в Назарет случились важные события, о которых мы знаем благодаря тому, что, милостью Божьей, у нас не одно Евангелие, а четыре. Понятно?

– Понятно, – ответил Лёша.

– А мне не совсем, – подал голос Сеня.

– Что именно тебе не понятно?

– Ну… – мальчик замялся. – Непонятно, что за чем произошло!

– Ах, это! – улыбнулся папа. – Насколько я понимаю, последовательность событий была такая. Сначала Иосиф с Девой Марией направились в Вифлеем, где и родился Христос. Сразу же после этого рождённому Младенцу поклонились пастухи. Затем Семья отправилась в Иерусалим – посетить храм и принести положенную жертву. Там они встретили Симеона и пророчицу Анну. Затем вынуждены были вернуться в Вифлеем. Не знаю почему. Быть может, перепись запаздывала – во время таких масштабных событий обычно творится страшный бардак. Именно в Вифлееме их и застали волхвы – причём, конечно, на тот момент Святое Семейство уже обзавелось временным жильём, и волхвы увидели маленького Христа не в яслях для скота, а в доме. После этого было бегство в Египет и уже потом возвращение в Назарет. Каждый из двух евангелистов, которые писали о детстве Христа, поведал нам часть этой истории. Ну что, теперь понятно?

– Кажется, да, – ответил Сеня.

– Тогда читаем дальше?