banner banner banner
Читаем Евангелие с детьми
Читаем Евангелие с детьми
Оценить:
 Рейтинг: 0

Читаем Евангелие с детьми


Открыв Библию, папа начал чтение:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

    Лк. 2, 1–5

Папа отложил Книгу.

– Как вы, быть может, знаете, – сказал он, – в евангельские времена у потомков Авраама политической независимости не было. Палестина входила в состав огромной Римской империи. При императоре Октавиане Августе было решено сосчитать всё население этой империи.

– Зачем? – не понял Сеня.

– Ну как зачем? – усмехнулся папа. – Императору ведь нужно знать, сколько у него подданных?

– Для чего? – вновь спросил Сеня.

– Чем больше подданных, тем больше денег можно собрать при помощи налогов. Да и солдат в армию набрать тоже. Не знаю, почему слуги Августа не справились с первого раза, но из текста евангелиста Луки видно, что переписей было, как минимум, две. Во время одной из них, когда римский вельможа Квириний правил провинцией под названием Сирия, и родился Христос. Иосиф Обруч-ник, в чьей семье предстояло расти Господу, на тот момент жил в городке Назарет. Но поскольку он происходил из потомков Давида, то родным для него считался другой город, Вифлеем, где много веков назад родился Давид. При переписи полагалось каждому присутствовать в своём родном городе, видимо, во избежание путаницы. Вот поэтому Иосиф с Марией и отправились в Вифлеем.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

    Лк. 2, 6–7

– Ух ты сколько людей в Вифлеем съехалось! – воскликнул Сеня; в свои одиннадцать лет он очень мечтал о путешествиях, и потому ему всегда было приятно слышать, как кто-то куда-то приехал. – Там, наверное, так много никогда не было! Здорово!

– Кому как, – не согласилась мама. – Думаю, тем, кому не хватило места в домах или гостиницах, всё это не слишком нравилось. И Иосифу тоже. Наверное, он уже давно жил в Назарете, и в Вифлееме не осталось у него близких друзей и родственников. Иначе они, конечно, пустили бы его с Марией к себе в дом.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

    Лк. 2, 8–14

Рождество Христово

И тут папа увидел, как Коля по школьной привычке тянет руку.

– Что, сынок? – спросил он.

– Там ещё были волхвы, которых вела звезда! – сказал мальчик.

– Ты прав, но не совсем, – уточнил папа. – Вавилонские волхвы, о которых пишет евангелист Матфей, придут позднее.

– Как же так? – Коля выглядел совсем сбитым с толку. – Ведь на Рождество всегда про волхвов рассказывают?!

– А ты сам подумай: царь Ирод велел своим слугам убивать всех мальчиков в возрасте до двух лет. Но ведь нетрудно отличить двухлетнего ребёнка от совсем малюсенького младенца, который только что родился, правда? То, что Ирод велел убивать детей, которые уже могли ходить, говорит о том, что между рождением Христа и приходом волхвов прошло время, и не слишком маленькое.

– А что же они всё это время делали? – спросил Сеня.

– Шли, – ответила мама.

– Так долго?! – ужаснулся Сеня.

– Да. В то время самолёты не летали и поезда не ездили. Появилась особая звезда, и вавилонские мудрецы засобирались в путь. Но пока собрались, пока шли – может, даже и не сами, а с каким-то караваном. Самим ведь путешествовать было опасно. Кругом лихие люди, разбойники нападут и отберут всё, нечего будет Младенцу в дар принести! Пока пришли в Иудею, пока добрались в Иерусалим, пока дождались приёма у Ирода – вряд ли он каждый день иностранных путешественников принимал! В общем, время прошло. А вот пастухи – те сразу же узнали от Ангелов, что родился долгожданный Спаситель, в первый же день, точнее говоря, в первую ночь.

– То, что они ночевали в поле, говорит о том, что Христос, скорее всего, родился не зимой, – подхватил папа. – Палестина, конечно, не Сибирь, но зимней ночью холодно и там. Они ведь были в поле, пастухи эти, стерегли свои стада. А когда мороз и снег, в поле особенно не подежуришь, согласитесь! И овец в такую погоду на поле не погонишь. Впрочем, кто знает? Может быть, в тот год просто была очень тёплая зима.

– Интересно, а почему евангелист Лука не написал о волхвах? – задумчиво спросила Лена. – Ведь это важно!

Папа пожал плечами.

– Лука много о чём не писал, – ответил он. – Например, о том, как именно был убит Иоанн Креститель. Об этом мы можем прочесть у евангелиста Марка. Или о том, как Христос воскресил Своего друга Лазаря, который умер за четыре дня до этого. Евангелист Иоанн об этом написал, а Лука – нет. Так и о волхвах: Матфей писал, а Лука – не писал. Не исключено, что он не написал об этом именно потому, что это уже было изложено у Матфея. Историки считают, что Евангелие от Луки появилось позже работ Марка и Матфея, но раньше Евангелия от Иоанна. В общем, чего нам гадать? Главное, что Евангелий четыре, и это хорошо. Матфей написал о волхвах, Лука о пастухах, а мы читаем произведения их обоих и знаем и о том, и об этом. Ну что, понятно? Читаем дальше?

– Читаем! – согласился Коля.

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

    Лк. 2, 15–21

– Обратите внимание, – сказал папа. – Мария запомнила слова пастухов и всё, что было в то время. Скорее всего, именно от неё это и узнал евангелист Лука. Ведь не мог же он сам всё это видеть, согласитесь!

– Почему? – не понял Лёша.

– Точно неизвестно, когда именно родился Лука. Но считается, что он умер где-то между 80-м и 90-м годами I века. С учётом того, что люди в те времена жили примерно столько же, сколько и сейчас, можно сделать вывод, что на момент рождения Спасителя Лука или ещё не родился, или был совсем маленьким. В общем, свидетелем событий в Вифлееме он быть никак не мог, а если и был, то по причине юного возраста ничегошеньки не запомнил. Но предание Церкви говорит о том, что после Воскресения Христа евангелист Лука общался с Девой Марией и даже сделал Её портрет. Это и была первая икона Богородицы. Наверное, именно в то время Она и рассказала ему о рождении Спасителя в Вифлееме, о пастухах и так далее.

Тут папа вынужден был прерваться – маленький Матвей, которому было пока совсем неинтересно, о чём говорят старшие, дотянулся до чашки с водой и перевернул её. Лена бросилась вытирать воду, мама – утешать расстроившегося малыша. Когда порядок и тишина в доме были восстановлены, папа продолжил читать:

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

    Лк. 2, 22–24

– Зачем же мучить голубей? – спросила Лена. – Какой в этом смысл?

– А какой вообще смысл в ветхозаветных жертвах? – спросил папа. – Как вы думаете?

Дети молчали.

– Мы ведь с вами читали один из интереснейших псалмов, сорок девятый, – напомнил папа. – Что там сказано, не помните? Господь говорит: Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал (то есть проголодался), то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?[13 - 1 Пс. 49, 9–13] Итак, Господь не ест мяса. Тем не менее Он Сам повелел через пророка Моисея приносить ветхозаветные жертвы. Как вы думаете, почему?

Дети переглянулись. Лёша выразительно пожал плечами – не знаю, мол.

– Для этого нужно понимать, когда именно эти жертвы были даны, – сказал папа. – Ведь действительно, Бог не нуждается ни в чём. Не нуждался Он и в жертвоприношениях Израильского народа. Но вспомним: во времена Моисея народ Израильский идёт в Землю Обетованную из Египта, то есть из страны с развитым религиозным культом. Языческим, конечно. А в Земле Обетованной его ждёт столкновение и соседство с хананеями – другими языческими народами, у которых тоже развит культ. И это очень важно!

– Значит, культ – это плохо? – решил уточнить Коля.

– Ну что ты, конечно нет! – ответил папа. – Люди сотворены, рождены для богослужения! Это желание служения живёт в них, иной раз даже вопиёт в них, и поэтому они не могут без культа, пусть даже неправильного, извращённого. Хорошо нам, у нас есть прекрасное и любимое нами православное богослужение. До Рождества Христова оно было, конечно, невозможным, увы… Но важно понять: если бы после великого исхода из Египта Господь не дал народу Израильскому отдельного культа, они просто бегали бы за культом к соседним языческим народам! Люди без культа не могут, говорю же вам, душа его требует, ведь она сотворена для служения. Даже у советских коммунистов было подобие культов и ритуалов, а ведь они считали себя атеистами – полными безбожниками.

– Люди без культа не могут? – проговорил Лёша.

Раньше он никогда об этом не думал и теперь озабочено морщил лоб.

– Конечно! – заявил папа. – Более того, в Писании об этом прямо написано. Давайте откроем Книгу Левит, главу 17. Вот послушайте: Если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу… и не приведет… чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то… истребится человек тот из народа своего; это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои… и заколали их Господу … чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам[14 - Лев. 17, 3–5, 7]. Видишь, жертвоприношения нужны не Богу, а людям, потому что иначе они станут приносить их идолам. И в наше время есть жертва, но бескровная, она приносится на православной литургии. Мы чуть позже будем об этом говорить.