banner banner banner
Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее
Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее
Оценить:
 Рейтинг: 0

Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее

Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее
Генри Клауд

Эта книга обращена к тем, кто безуспешно борется со своими проблемами, не находя выхода. Она поможет понять, где надо искать причину страданий, проведет по пути обретения самого себя и объяснит, как завершить этот процесс, чтобы стать полноценной личностью.

3-е издание, исправленное.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Генри Клауд

Изменения, которые исцеляют

Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее

Henry Cloud

Changes that heal

Copyright © 1992 by Henry Cloud

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2002

© Издание на русском языке, оформление. МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2016, с изменениями

* * *

Благодарности

Эта книга – результат многолетней работы многих людей, без которых ее бы не было вообще. Идеи, представленные здесь, – плод пятнадцатилетней работы верных Богу людей, и мне хочется лично поблагодарить каждого из них.

Д-р Джон Таунсенд (John Townsend), мой друг и коллега, был главным помощником в разработке концепций, положенных в основу этой книги. Много часов, проведенных в общении с ним, помогли мне лучше понять роль Писания в эмоциональной жизни человека. Я не сомневаюсь в его верности и дружбе так же, как и в качестве его работы. Его личный опыт служил примером и поддерживал многих людей, страдавших от душевных травм. Мы много лет применяли на практике идеи, изложенные в этой книге. Все, что предлагал д-р Таунсенд, в разной степени помогло мне организовать собранный материал в единое целое.

Огромная благодарность д-ру Джону Картеру (John Carter) за то, что он познакомил меня с идеей исцеляющего Евангелия и обратил мое внимание на ценность взаимоотношений между людьми. Его вклад в написание этой книги убедил меня, что столь глубокое понимание вопросов духовного исцеления даны были ему Иисусом.

Д-р Филипп Сатерленд (Phil Sutherland) обладает способностью глубоко проникать в Писание. Он указал мне на возможность использовать Писание в деле исцеления израненных человеческих душ. Все, что я хотел написать о духовном росте, находило себе подтверждение при таком подходе к Писанию. Я благодарен за его вклад в первый вариант книги.

Д-р Брюс Нароми (Bruce Narromore) подсказал идеи, относящиеся к концепции вины и совести. Он очень повлиял на мое понимание духовного роста, что было бесценным в моей практической работе. Его двадцатилетняя работа по подготовке профессиональных психологов принесла добрый плод.

Я всю жизнь буду благодарить д-ра Фрэнка Минирта (Frank Minirth) и д-ра Пола Майера (Paul Meier), которые на протяжении пятнадцати лет поддерживали меня. Если бы не они, я, наверное, избрал бы себе какое-нибудь другое поприще. Я также благодарен д-ру Алфии Хорнер (Althea Horner) за ее доброту и помощь. Ее представления о духовном росте оказали мне большую помощь. Она обратила мое внимание на продуктивные стороны психоанализа. Д-р Даг Уилсон (Doug Wilson) заслуживает отдельной благодарности за то, что любезно предоставил мне место для проведения приемов и свою поддержку. С его помощью моя практика переросла в духовное служение.

Движение «Кампус Крусейд» («Студенческое движение за Христа») сыграло немалую роль в написании этой книги. По их просьбе материал был собран воедино и представлен в виде рукописи. Лорен Лиллистранд (Loren Lillistrand), директор филиала этого движения в США, внесла большой вклад в организационную часть работы над книгой. Другие руководители движения также оказали огромную помощь своей поддержкой. Особая благодарность Мэри Грэм (Mary Graham), с самого начала верившей в успех этой книги.

Моя особая благодарность персоналу клиники «Минирта и Майера» (Minirth-Meier); эти люди, представляющие собой образец христианских служителей, своей преданностью делу и желанием оказать помощь людям очень ободряли меня как психолога и как христианина. С радостью наблюдал я за их ежедневным служением. Поддерживал меня в работе над этой книгой и д-р Дейв Ступ (Dave Stoop), чьи взгляды оказали на меня большое влияние.

Хочу поблагодарить также д-ра Аниту Соренсон (Anita Sorenson) за ее работу над редактированием первого варианта моей книги. Я ценю поддержку Яны Суонсон (Jana Swanson), также работавшей над материалом этой книги.

Благодарность Скотту Болиндеру (Scott Bolinder), который верил в успех этой книги и согласился опубликовать первое издание. Сэнди Вандер Зихт (Sandy Vander Zicht) внесла огромный вклад в работу над книгой, сделав ее доступной для широкого круга читателей. Особая благодарность всему коллективу издательства «Зондерван» за их одобрение и поддержку. Огромное спасибо Сили Йетсу (Sealy Yates), оказывающему бесценную поддержку всем христианским авторам.

Если благодать Божья сойдет на читателей этой книги, то признательность за это я выражаю Телу Христову, в котором только и возможен рост. Община моих друзей является тем местом, где я духовно расту и где я «дорос» до основных идей этой книги. Они заслуживают отдельной благодарности: д-р Эдвард Аткинсон (Edward Atkinson), который годами доказывает мне свою истинную дружбу; Билл и Джулия Джемисон (Bill and Julie Jemison), прошедшие со мной весь путь от новообращенного христианина до христианского психолога (я никогда не забуду их любовь и поддержку); Гай и Кристи Оуэн (Guy and Christi Owen), в общении с которыми я всегда чувствовал себя уверенным; Тоби Уолкер (Toby Walker), показавший мне настоящий пример жертвенности; мои родители, чье понимание и поддержка в прошлом заложили основу моему служению Богу.

Введение

Преображаясь в Его образ

Каждую неделю я вижу христиан, страдающих от различного рода эмоциональных проблем: страхи, одиночество, печаль, оставшаяся после разрыва отношений, обиды и чувство неполноценности. Часто они пытаются решить эти проблемы годами. Боль наполняет их.

В церкви двояко относятся к этим израненным, страдающим людям. Одни утверждают, что такие люди живут «в грехе», «не имеют достаточно веры», «находятся в непослушании» или «не проводят достаточно времени за чтением Слова». Придерживающиеся этой позиции склонны обвинять самих страдающих.

Советы, которые любят давать такие христиане, очень похожи на советы друзей Иова: «Бог пытается научить тебя чему-либо»; «Смотри на благословения, которыми ты все еще наслаждаешься»; «Бог испытывает тебя»; «Воздавай благодарность, несмотря на твои обстоятельства». В этих словах есть правда, но они не часто помогают страдающим людям.

Отчаявшийся человек должен получать сочувствие от своих друзей. «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов. 6:14). Иов обнаружил (насколько это возможно для страдающего человека), что простые ответы не только не помогают избавиться от боли, но в буквальном смысле уводят человека прочь от Бога. Если принимать советы подобного рода всерьез, то в результате вместо одной проблемы возникают сразу две: к боли, которая была изначально, прибавляется чувство вины, вызванное тем, что человек не может применить данные ему советы.

Помощь, которая годами предлагалась христианам, встретившимся с проблемами в эмоциональной сфере, нанесла непоправимый ущерб и привела многих к тому заключению, которое сделал Иов: «А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость» (Иов. 13:4,5).

Сталкиваясь с помощью такого рода, страдающие либо пытаются изображать душевное исцеление, чтобы остаться в церкви, либо уходят из церкви, убеждаясь в том, что их вера не приносит облегчения эмоциональным ранам.

Придерживающиеся другой точки зрения считают необходимым помогать людям, страдающим от душевных травм. Не находя в церкви средств для оказания такой помощи, они обращаются к психологии. Часто психологические методы достигают успеха, и страдающие люди получают облегчение. Но теперь они оказываются перед другой проблемой. Кто дал им исцеление от их боли – Бог или психология? Они знают, что исцеление – от Бога, но, похоже, нет библейского учения, способного подтвердить это. Они просто знают, что это так.

Я, как христианин, психолог и человек, сам перенесший душевные травмы, был по обе стороны барьера. Я пытался применить стандартные христианские ответы к себе и другим и пришел к заключению, сделанному Иовом: они являются бесполезным лекарством. Я также пытался «крестить» психологические понятия таким образом, чтобы они выглядели «христианскими». Это тоже не сработало.

Несколько лет назад я сказал Богу: «Я бросаю это. Я действительно не знаю, что помогает. Господи, если есть что-то, способное помочь, Ты должен показать мне это». В течение нескольких следующих лет Бог вел меня по духовному пути, на котором милостиво дал ответ на мою простую, но отчаянную молитву.

Я не ставлю перед собой задачу вмешиваться в церковные споры между богословием и психологией. У меня другая цель. Я хочу показать вам, что есть библейские решения в борьбе с депрессией, тревожностью, паникой, разного рода зависимостями и чувством вины и что эти решения заложены в вашем понимании определенных задач, связанных с ростом, задач, которые вы не решили в процессе взросления, и задач, которые приносят целительные изменения. Эти задачи включают в себя преобразование в «подобие» Того, Кто сотворил вас. Позвольте мне объяснить.

Библия говорит, что мы были созданы «по образу Божию» (Быт. 1:27). Мы созданы «похожими» на Бога. Богословы заполнили библиотеки книгами, посвященными атрибутам или характеристикам Бога. Они различают Его непередаваемые (неподдающиеся подражанию) качества: Он непреложен (неизменен), всемогущ (всесилен), безграничен (не имеет ограничений), всеведущ (всезнающий), вездесущ (присутствует везде). И передаваемые (доступные подражанию): Он справедливый, праведный, святой, любящий и верный. Очевидно, что мы не можем отражать непередаваемые атрибуты Бога: мы никогда не сможем стать всемогущими и всезнающими. Но мы можем стать более любящими и более святыми. Чем больше мы становимся похожими на Него в этих характеристиках, тем меньше мы страдаем от эмоциональных проблем.

Апостол Павел пишет, что Бог призвал нас быть «подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Он имел в виду, что наша цель – стать более похожими на Него. Наше предназначение – достигнуть семейного сходства с Богом. Но как стать похожими на Христа? Как мы можем стать «святыми», если не в силах контролировать даже свои пристрастия в еде? Как мы можем быть «любящими», если мы перегорели, расходуя все свое время и энергию?

Так как попытка стать похожими на Бога не выглядит реальной, мы пытаемся решить свои повседневные проблемы, разделив их на две различные категории. Мы спрашиваем себя: «Это эмоциональная проблема или духовная?» Если мы решаем, что проблема эмоциональная, мы звоним христианскому психологу. Если же относим проблему к разряду духовных, звоним пастору. Мы считаем, что наша депрессия, паника, чувство вины или пагубные привычки не имеют ничего общего с духовностью, что это несовместимые понятия.

Но само разделение проблем на «эмоциональные» и «духовные» уже является частью проблемы. Основа всех наших трудностей – наша неспособность отражать образ Божий. Из-за того, что Адам и Ева согрешили в Эдемском саду, мы не развили «подобие» Божье в жизненно важных сферах своей личности, и, таким образом, не функционируем так, как было задумано при сотворении. Поэтому и страдаем.

В течение моего собственного духовного и профессионального пути я установил четыре качества личности Бога, которые нам нужно развивать в себе, чтобы исправить свою жизнь. Бог хорошо справляется там, где бывает трудно нам. А нам трудно бывает:

1. Наладить взаимосвязь с другими людьми.

2. Отделиться от других.

3. Разграничить добро и зло.

4. Принять ответственность на себя, как зрелые люди.

Не овладев этими главными «богоподобными» качествами, мы можем годами пребывать в тупике в буквальном смысле слова, а рост и изменение ускользнут от нас на недосягаемое расстояние. В этой книге я буду говорить об этих четырех задачах развития, о барьерах, которые препятствуют их осуществлению, и навыках, которые нужны нам для их выполнения.

Живя в падшем мире, мы все испытываем недостаток вышеперечисленных качеств. Преобразование результатов падения и возрастание в образ Божий – непростая задача. Но Бог обещал, что «доброе дело», которое Он начал в нас, Он «будет совершать даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6).

Но до того как мы поговорим о задачах преобразования в образ и подобие Божье, мы должны кратко рассмотреть два важных качества Божьего характера – качества, которые при правильном понимании помогут нам с удвоенной энергией пуститься в наше путешествие.

Часть I