banner banner banner
Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее
Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее
Оценить:
 Рейтинг: 0

Изменения, которые исцеляют. Необходимо понять свое прошлое, чтобы обеспечить себе здоровое будущее


Но Иисус не остановился только на принятии. Он принял женщину с полным пониманием того, кем она является на самом деле – блудницей. Он принял ее истинное «я», «я» женщины с греховными помыслами и действиями. Затем Он дал ей указания на будущее: «Иди и впредь не греши». Эти два компонента вместе – принятие и наставление – приводят истинное «я» во взаимоотношения, и только через этот процесс возможно настоящее исцеление.

Иисус сказал это и по-другому: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23,24, курсив автора). Мы должны поклоняться Богу через честные отношения с Ним, в противном случае это будет не поклонение. Печально то, что многие из нас приходят к Христу потому, что они грешники, и потом проводят всю жизнь, пытаясь доказать, что они не грешат! Мы пытаемся скрыть, кем являемся на самом деле.

Истинное «я» в сравнении с ложным «я»

Когда истинное «я» вступает в отношения с Богом и окружающими, невероятная сила приходит в движение: мы начинаем расти, как и было задумано Богом при сотворении. Только когда мы находимся в связи с Главой (Иисусом Христом) и с другими (Телом), тогда «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19). Объединение благодати и истины в Иисусе Христе – наша единственная надежда, и эта надежда нас не разочарует.

Джейк, мой друг и вылечившийся алкоголик, выразил это следующим образом:

«Когда я был в церкви или с друзьями-христианами, они только и говорили мне, что пьянство – это плохо и что я должен покаяться. Они не знали, сколько раз я пытался бросить, сколько раз я пытался быть примерным христианином.

Когда я вступил в Общество анонимных алкоголиков, я понял, что могу честно признаться в своих прегрешениях, но что более важно – я могу честно признаться в своей беспомощности. Когда я понял, что Бог и другие принимают меня с моим пьянством и с моей неспособностью контролировать себя, у меня появилась надежда. Будучи самим собой, я мог идти дальше и искать помощи.

Независимо от того, как много церковь проповедовала о благодати, я никогда не чувствовал принятия своего реального состояния. Люди в церкви всегда ожидали, чтобы я изменился. В группе анонимных алкоголиков не только не ожидали от меня изменений, но сказали мне, что сам по себе я не могу измениться! Они сказали, что все, что я в состоянии сделать – это признать, кем я являюсь на самом деле, то есть алкоголиком, и Бог Сам изменит меня при помощи их ежедневной поддержки. Наконец-то я мог быть честным и нашел друзей. Это очень отличалось от церкви. И это изменило мою жизнь».

Джейк обнаружил, что исцеление возможно, когда становишься самим собой в отношениях с Богом и другими. Проблемы приходят тогда, когда истинное «я», созданное Богом, прячется от Бога и от других людей.

Если истинное «я» прячется, вместо него выступает ложное «я». Ложное «я» – это «я», которое приспосабливается к внешнему миру (см.: Рим. 12:2). Ложное «я» – это то «я», которое мы демонстрируем другим, маска, если можно так выразиться, которую мы надеваем для других. Павел говорит о ложном «я» следующее:

«Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:20–25).

До тех пор пока ложное, фальшивое «я» пытается наладить отношения с Богом, другими и с самим собой, благодать и истина не могут исцелить нас. Ложное «я» пытается «исцелить» нас своими собственными методами. Это всегда ложные решения, и истинное «я», которое создал Бог для возрастания в Его подобие, остается спрятанным и недоступным для благодати и истины.

Барьер вины

Благодать и истина являются исцеляющей комбинацией, потому что они имеют дело с главным препятствием для роста – чувством вины. У нас есть эмоциональные трудности, потому что либо мы ранены (кто-то согрешил против нас), либо мы бунтовали сами (мы согрешили), либо и то и другое вместе. В результате этого недостатка любви или послушания мы прячемся в царстве вины. Мы видели, что Адаму и Еве пришлось спрятаться, потому что они испытали чувство вины и стыда из-за грехопадения, а также от того, что уже больше не были совершенными.

Вина и стыд так часто заставляют нас прятаться! Если мы прячемся, мы не можем получить помощь в своей надломленности; мы не можем стать «нищими духом», поэтому не можем получить и благословение. Когда приходит благодать и говорит, что мы не осуждаемы за то, кем являемся на самом деле, тогда вина начинает растворяться, и мы получаем исцеление.

Иногда церковь заставляет наше истинное «я» прятаться. Мой друг Джейк смог прекратить свои попытки спрятаться, только когда вступил в Общество анонимных алкоголиков. Когда он оказался там, где мог не стыдиться своих грехов и получить прощение, тогда истина и благодать начали оказывать влияние на его жизнь.

Интересно сравнить законническую церковь и хорошую группу анонимных алкоголиков. В подобной церкви просто не принято говорить о проблемах; это считается греховным. В группе анонимных алкоголиков не принято быть совершенным; это называется отрицанием проблем. В первом случае люди выглядят хорошо, но чувствуют себя хуже, во втором – они выглядят плохо, но чувствуют себя лучше. Конечно, есть хорошие церкви и неудачные группы анонимных алкоголиков, но из-за недостатка благодати и истины в некоторых церквях люди вынуждены искать исцеление на стороне.

Понятно, почему инопланетяне в мире Биза проголосовали против поклонения такому богу. Вся эта религиозная материя была бесполезна. С одной стороны, принятие без руководства, что нехорошо; с другой стороны, – руководство без взаимоотношений, что еще хуже! Только в комбинации истины и благодати присутствует настоящий Иисус. Только когда присутствует настоящий Иисус, мы можем возрастать в подобие нашего Создателя. И мы по-настоящему можем получить исцеление, если бы не еще один компонент…

Глава 2

Время

У человека была смоковница, которая росла в его винограднике. Пришло время собирать плоды, но человек не нашел ни одного. Тогда он сказал садовнику: «Третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?»

«Господин, – ответил садовник, – оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6–9).

В этой притче Иисуса хозяин ожидал увидеть плод со своего дерева. Поскольку дерево не приносило плода в течение трех лет подряд, хозяин не только расстроился, он был разгневан. «Сруби ее!» – таков был его приказ.

Это именно то, что часто делаем мы, когда анализируем свои прегрешения, наше «бесплодие» в свете реальности. Мы смотрим на себя (дерево) и ожидаем, что сможем создать идеальный брак, вырастить совершенных детей, завести верных друзей и выполнить свою работу на отлично (плод). Когда все это у нас не получается, мы впадаем в депрессию, испытываем страх или тревогу (испорченный плод), мы рубим себя тем, что говорим себе: «Я должен был сделать это», «Я не должен был злиться», «Я должен научиться находить друзей», «Я должен сделать что-нибудь важное», «Я должен быть таким и таким, и т. д. и т. п.» В этом случае мы похожи на дом, который разделен изнутри. Так же как хозяин виноградника, мы хотим роста, но судим себя слишком быстро и сурово, не уделяя времени для осмысления своих проблем. Мы имеем дело с истиной без благодати, как отец Руфи, и результаты оказываются плачевными.

Иногда мы действуем с помощью благодати без истины. В этом случае мы говорим следующие вещи: «Это не имеет значения», «Это действительно все, на что я способен», «Я ничего не мог поделать с тем, что он так отреагировал», «Я не мог сдержать себя». Испорченное дерево (бесплодное) занимает место в нашей жизни (винограднике). И у нас есть выбор. Либо мы признаем свою неспособность состоять в отношениях с другими, контролировать свой гнев, воспитывать своих детей – честно, как есть на самом деле, потому что это все отравляет нам жизнь и лишает нас восхитительного плода, который Бог хранит для каждого из нас. Либо будем отрицать, что у нас проблемы, и в результате все станет еще хуже. Вспомним, какое разрушающее влияние благодать без истины оказала на жизнь Сэма.

В определенной степени, мы все делаем и то, и другое. Иногда мы кричим: «Сруби его!», а иногда мы просто игнорируем это. Но одно ясно: когда мы игнорируем свою неспособность принести достойный плод Богу или когда мы злимся на себя за это с призывом: «Сруби его!», мы пользуемся либо только благодатью, либо только истиной, но мы не растем.

В предыдущей главе и в приведенной выше притче мы видим еще одну возможность: привить благодать к истине и этим стимулировать рост. Благодать и истина в этой притче выражаются символическими действиями «обкопать» и «удобрить». Пользуясь лопатой Божьей истины, мы должны выкопать сорняки и проявления лжи, греха и боли, которые делают почву нашей души неплодотворной. Помимо этого, мы должны добавить удобрения любви и общения, чтобы «смягчить почву». Благодать и истина дают нам необходимые компоненты для движения в правильном направлении и обеспечения возможностей для роста и изменения.

Но Библия говорит, что для того, чтобы благодать и истина могли принести плод, необходим третий ключевой элемент – время.

Вернемся еще к стихам 8 и 9: «Господин, – ответил садовник, – оставь ее [смоковницу] и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Садовник, который, конечно же, символизирует нашего Господа, «начальника и совершителя» нашей веры, понимал, что для того, чтобы его работа дала какой-то эффект, требуется время. Другими словами, чтобы что-то выросло, нужно время. Хотя время само по себе не может ничего сделать. Время должно быть в совокупности с благодатью и истиной. И если мы ответственно отнесемся ко всем трем элементам, мы не только получим исцеление, но и принесем плод.

Время – это не просто акт милости Бога по отношению к нам, не просто «некоторое временное пространство». Бог слишком сильно любит нас, чтобы позволить нам оставаться в грехе дольше, чем это необходимо. Время – это не роскошь, а необходимость.

Время искупления

Первая пара людей находилась с Богом в вечности в Эдемском саду. Не было зла, или, по крайней мере, Адам и Ева не знали, что зло существовало. Все вокруг было хорошо.

Библия говорит нам, что Бог «посадил все деревья в саду – деревья, которые были приятны для глаз и хороши для пищи». Но посредине сада было два самых важных дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Бог сказал Адаму, что он может есть плоды с любого дерева, посаженного в саду, кроме дерева познания добра и зла.

Но Адам и Ева не послушались. Они попробовали плод с дерева познания добра и зла, и произошло что-то ужасное. В первый раз все вокруг уже не было «хорошим». Человечество «познало» и добро, и зло. Древнееврейское слово, которое переводится как «познать», употребляется в Писании, когда речь идет о том, что Адам «познал» Еву в сексуальном плане (см.: Быт. 4:1). Подразумевается полное переживание познания. От этого опыта познания зла – и, соответственно, боли – Бог и пытался уберечь человечество. Он знал, чем это кончится.

Однако сатане удалось обольстить Еву. Он предложил ей яблоко всезнания и мудрости (см.: Быт. 3:6), а взамен первые люди получили зло и боль.

Представьте на мгновение следующую ситуацию. Бог сотворил совершенное место с совершенными созданиями в нем для вечной жизни. И вдруг на сцене появилось зло. Что сделал Бог?

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22–24).

Бог немедленно принял решение защитить человечество от пребывания в вечной изоляции, от боли, длящейся долгое время. Он увел их от вечной боли, поставив на входе в Сад ангела, и послал их в новое место, называемое «время искупления», где мы и находимся сейчас. Здесь Бог может исправить положение; Он может отменить последствия грехопадения. Он может искупить Свое творение и, после того как человек снова станет святым и беспорочным, привести человечество назад к вечности.

Какой замечательный план! В Книге Бытие (3:15) Он даже делает намек на то, как Он собирается исполнить Свой план: потомок женщины в конечном итоге сокрушит голову змея. Это пророчество исполнилось через победу Христа над сатаной. Неудивительно, почему автор Послания к Евреям назвал это «великим спасением». Бог не только удержал нас от плодов дерева жизни, которые могли ввергнуть нас в вечную боль, но и поместил нас в такое место, где у Него было время исправить нас и вернуть в общение с Ним!

Философы и физики веками спорят о природе времени, но для наших целей давайте определим время искупления как «инкубатор, существующий для искупления». Это место, где Бог может с любовью исправить то, что сломалось. Это место, где зло временно существует, пока Бог делает Свою работу.

Взгляните на это с другой стороны. У Бога есть больное творение. Нужна операция. Итак, Он помещает нас в операционную палату времени искупления. В наши вены Он переливает животворящую кровь благодати и истины. Во время операции Он удаляет зло и приводит обновленного пациента снова в вечность в состоянии святости. Мы не знаем, как долго будет длиться операция. Мы знаем только, что должны принимать активное участие в собственной операции и что не получаем никакого наркоза во время всей процедуры. Именно поэтому возрастание в образ Божий часто влечет за собой сильную боль.

Время искупления, как основной компонент роста, не будет длиться вечно. Павел говорит, что мы должны по возможности использовать все наше время, потому что его у нас не так уж и много: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16). Писание говорит нам, что Бог на определенном этапе положит конец времени искупления и возвестит возвращение вечности.

Но почему это длится так долго?

В Псалме 1, где нас сравнивают с деревьями, посаженными при потоках вод, делается предположение, что наше развитие имеет разные «сезоны». Некоторые сезоны – для насаждения (весна), другие – для возрастания (лето), некоторые – для собирания урожая (осень), а некоторые – для умирания (зима).

Некоторые христиане хотят каждый день проводить сбор урожая. Врачей часто спрашивают: «Почему нужно так много времени, чтобы человеку стало легче?» Ответ на этот вопрос заключается в том, что время – это Божий способ вернуть утерянную в Эдеме целостность. Нужно время, чтобы обработать почву благодатью и истиной, и нужно время, чтобы они принесли плод. Некоторые христиане похожи на нетерпеливого хозяина в притче. «Сруби его», – кричат они и часто толкают людей в ярмо рабства.

Автор Книги Екклесиаста понимает, что для всего нужно время:

«Время рождаться и время умирать;

время насаждать, и время вырывать посаженное.

Время убивать, и время врачевать;

время разрушать, и время строить;